Живая традиция современной духовной музыки

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 532 px. Размер файла 150248 b.  Фото: Служба коммуникации ОВЦС
Фото: Служба коммуникации ОВЦС
Рождественский фестиваль духовной музыки, который вот уже во второй раз прошел в Москве, – особое, «свежее» явление в российской концертной жизни; его программа отличается разнообразием и необычным сочетанием самых разных музыкальных традиций, которые, будучи представлены в таком «калейдоскопе», заставляют даже искушенного слушателя открывать их для себя заново.

Такая идея фестиваля вполне созвучна ожиданиям публики, не случайно все концерты форума всегда проходят с аншлагом. Вместе с тем, не замыкаясь в рамках только богослужебной музыки, место которой скорее в храме, чем на концертной эстраде, организаторам удалось добиться того, чтобы название «Рождественский» стало не просто календарной традицией или рекламным ходом, но живым смыслом фестиваля.

В программе традиционно только вокально-хоровая музыка – жанр достаточно сложный для восприятия современного слушателя. Но коллективы и сочинения подобраны так, что, пожалуй, каждый смог найти для себя то, что созвучно его душе. «Пусть Рождественский фестиваль станет праздником не только для ценителей музыки, не только для верующих людей, но для всех, кто способен приобщиться к горнему миру через голоса человеческие и ангельские», – пожелал слушателям перед началом фестиваля его художественный руководитель митрополит Волоколамский Иларион.

Как заявил второй художественный руководитель форума дирижер Владимир Спиваков, «идея нашего Рождественского фестиваля – обращение к музыке как обращение человека к его истокам». «Поэтому здесь решено было собрать коллективы, которые по-настоящему погружены в истоки разных национальных духовных традиций», – добавил он.

Во втором Рождественском фестивале приняли участие десять хоровых коллективов из России, Греции («Ergastiri Psaltikis»), Франции (литургический вокальный ансамбль аббатства Сильванес) и Америки (госпел-хор «Aeolians»). Свою классическую, уже знакомую и любимую публикой, программу старинной духовной музыки с включением народных песен, колядок и лучших образцов современного духовного композиторского творчества представили хор «Древнерусский распев» под управлением Анатолия Гринденко, хор московского Сретенского монастыря и хор Данилова монастыря. Регент хора Данилова монастыря Георгий Сафонов отмечает, что, хотя им часто приходится петь богослужебную музыку на концертах, «каждый раз, выходя на сцену, необходимо настраивать себя и хор на особое, молитвенное исполнение». «Кстати, даже если мы поем на концерте не церковное песнопение, а русскую народную песню или рождественские колядки, все равно в стиле исполнения нужно сохранить традиционное благозвучие, свойственное русской духовной музыке и, в итоге, всей национальной музыкальной традиции».

Безусловно, событием в концертной жизни Москвы стало исполнение масштабного опуса Александра Гречанинова, написанного в 1917 году, – Демественной литургии для хора, струнного оркестра и органа. Ее представили Московский синодальный хор и камерный оркестр «Musica Viva». Также в исполнении Московского синодального хора прозвучали произведения П. Чеснокова, А. Кастальского, Н. Голованова, Г. Свиридова и почти неизвестный широкой публике концерт протоиерея Николая Ведерникова «Радуются вси ангели на небесех».

По мнению организаторов, фестиваль, помимо художественных и просветительских, также выполняет исследовательские задачи. Так, в этом году здесь прозвучали византийские песнопения в аутентичном исполнении хора «Ergastiri Psaltikis», которые слушатель может сопоставить с древнерусским одноголосьем.

Митрополит Волоколамский Иларион пояснил: «Византийское хоровое пение открывает нам возможность взглянуть на истоки хоровой церковной музыки, потому что именно в византийское пение уходят корни нашей древнерусской певческой культуры, хотя мнения историков и музыковедов относительно степени этого влияния расходятся. Одни исследователи считают, что русские почти полностью скопировали византийскую мелодику, и постепенно она модифицировалась с учетом наших культурных особенностей. Другие утверждают, что мы заимствовали только литургические тексты, а напевы у нас с самого начала были свои. Возможно, истина где-то между этими двумя утверждениями. Но бесспорно то, что в течение многих веков и византийское, и русское церковное пение претерпевало определенные изменения, и теперь, когда мы слышим византийское пение, нам трудно сказать, насколько оно близко к тому пению, которое было у нас десять веков назад, когда Русь принимала христианство».

Кроме популярного в России и за рубежом ансамбля «Древнерусский распев», аутентичное знаменное пение представили хор Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции и мужской хор старообрядческого Успенского храма в Нижнем Новгороде.

«Певческая мастерская» – так переводится название византийского хора «Ergastiri Psaltikis», гостя фестиваля из Греции. Его руководитель Афанасий Пайванас рассказывает: «Для нас большая радость участвовать в этом фестивале, ведь мы православные братья и сестры. И мы, греки, также трепетно относимся к своим старинным традициям. Наш хор был организован в 1998 году. Песнопения из нашего репертуара передавались из поколения в поколение – это почти устная традиция. Мы даже используем византийскую нотацию для их записи».

«В хоре поют люди самых разных профессий, при этом почти все они с детства занимаются церковным пением; изучение старинных песнопений и исполнение их в храме – это часть их повседневной жизни», – добавляет музыкант.

Известный греческий коллектив приезжает в Москву уже не первый раз, а 25 января, в среду, он примет участие в концерте-реквиеме «Исповедники Православия после гибели империи» в зале церковных соборов храма Христа Спасителя, который пройдет в рамках российско-греческой международной мемориальной акции «От Рождества до Воскресения».

Главным событием нынешнего Рождественского фестиваля стала мировая премьера кантаты «Stabat mater» митрополита Волоколамского Илариона.

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 532 px. Размер файла 173761 b.  Фото: Служба коммуникации ОВЦС
Фото: Служба коммуникации ОВЦС
Сочинение написано на традиционный латинский текст «Stabat mater». Как рассказал митрополит Иларион, «по своему содержанию он очень близок православному пониманию богослужебных текстов Страстной седмицы, посвященных Богоматери». Владыка пояснил, что первая часть средневекового молитвословия «Stabat mater» «повествует о страданиях Богородицы у креста, а вторая – это молитва грешника о прощении и спасении его души». «Это очень эмоциональный текст, который очень естественно ложится на музыку, не случайно на протяжении многих веков он привлекал композиторов, ведь на этот текст написано более 200 музыкальных произведений самыми разными авторами – от Гайдна и Перголези до Арво Пярта и Карла Дженкинса», – считает митрополит Иларион. Автор сочинения также рассказал, что кантата создавалась в течение нескольких лет. По словам владыки Илариона, идея произведения у него возникла еще в 2007 году, во время работы над ораторией «Страсти по Матфею», в которых также большое значение имеет образ Богородицы, стоящей у креста. «Тогда я сделал несколько набросков и для нового сочинения. Это фуга в 12 минорных тональностях “Memento”, которая впоследствии стала основой для второй (хоровой) и третьей (ария сопрано с оркестром с солирующим гобоем и трубой) частей кантаты, а также пьеса “Perpeto mobile”, которая стала четвертой частью кантаты», – рассказал он.

Загрузить увеличенное изображение. 800 x 551 px. Размер файла 111487 b.  Фото: Служба коммуникации ОВЦС
Фото: Служба коммуникации ОВЦС
Несмотря на сложность композиторского замысла, публика приняла произведение с большой теплотой. Кантата прозвучала в исполнении лучших московских коллективов: Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова и хора Академии хорового искусства имени В.С. Попова. По многочисленным просьбам музыканты исполнили на бис также «На реках Вавилонских» из кантаты «Песнь восхождения» митрополита Волоколамского Илариона.

Подводя итоги второго Рождественского фестиваля, митрополит Иларион подчеркнул, что «хоровая духовная музыка привлекает очень большое внимание слушателей». «На каждом концерте фестиваля зал Московского международного дома музыки был переполнен», – отметил он. По мнению архиерея, этот интерес к музыке, связанной со словом, которая создана, чтобы прославлять Господа, не случаен, так как именно такая музыка «открывает красоту горнего мира». Именно поэтому она так востребована.

Антон Леонтьев

24 января 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Нелля11 мая 2012, 14:46
Мы с мужем посетили почти все концерты Рождественского фестиваля (2012) и были просто ошеломлены мощью, красотой духовных песнопений, голосами солистов и неисчерпаемой духовной силой, изливающейся со сцены! Спасибо огромное организаторам и поклон за такой подарок для наших душ.
Наталья Абрамовна Сигал11 февраля 2012, 02:46
Дорогой и многоуважаемый Владыка Илларион!Я познакомилась с Вами в США во время исполнения Кристмас-Оратории, написанной Вами. Огромное спасибо за труды. Хотелось бы почаще видеть Вас у нас в США не только с концертами, но и непосредственно участвующим в Богослужениях. Была бы рада встретиться с Вами в храме Святой Троицы в Бостоне (за Артмузеем)(Православная Церковь в Америке) в первую очередь, а также в Розлиндейле, где многие хорошо знают Вас и ждут встречи с нетерпением.Те, кто знают и помнят Вас, передают Вам привет, поклон и самые добрые пожелания. Лично от себя благодарю Вас за чётко выраженную духовную и личностную позицию по отношению к мерам, принятым властями Греции к о.Ефрему, полностью с Вами согласна. Чем крепче будут узы между Матерью-Церковью Московской Патриархии и православными церквями разных стран и континентов, тем большое будет и наша молитвеено-духовная сила, тем большему количеству людей и дел мы сможем помочь.Есть старинный монастырь в Нормандии Мон-Сен-Мишель,708-709гг основания. Хотелось бы, чтобы рядом на горе стояла и м аленькая церковка Патриархии,чтобы и православные паломники могли там причащаться. Естьи ещё о чём поговорить при встрече.Спаси Вас Бог. Раба Божья Наталья.
Пришлец10 февраля 2012, 04:26
Эх, если-бы у нас был такой владыко как митрополит Илларион,хоры Сретенского и (Свято)Данилова монастырей, уж поверьте на слово,за исполнение"На водах Иорданских" наша публика..ой, т.е. прихожане!в долгу не остались бы.Овации,Биис!и Браво!обрущили б на них как Ниагара.Цветы,шампанское,банкет,обмен визитками и групповое фото на память(стоп!это уже было).Кто-то,ну не иначе к.либо ортодокс или простофиля,в ужасе воскликнет:"Позвольте, как можно?Это же монахи!"Ну и что с того?Век-то за окном не 19,а21.Какие скиты,кельи, пустыни,столпники,затворники,молитвы..Хватит бегать от мира.Надо воочию лицезреть спасаемое стадо.А где же это лучше сделать как не на концертах,фестивалях,баллах,стадионах..А в Оптиной пустыни в соборе Иоанна Предтечи на ранней утрени два стареньких монаха чуть слышными голосами, каждое прошение Великой ектении завершают самой краткой,но самой Великой молитвой:"ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ".В переполненом храме гробовая тишина.Самый грешный в мире Русский народ внемлит гласу Божиему!..До чего не модно,не клево, не круто-архаизм да и только.
спиридона 3 февраля 2012, 15:21
я считаю Богом данный талант нельзя зарывать!
Ольга26 января 2012, 17:28
Слово Божье приносит плоды добрые. Нам, православным, только радоваться можно. Спаси, Господи.
Очень хотелось бы послушать.
Андрей24 января 2012, 15:28
Александру
Больно видеть другое. Когда пасомый не верит своему пастырю, говорящему, что "эта музыка, связанная со словом, создана, чтобы прославлять Господа" и "открывать красоту горнего мира".
Александр24 января 2012, 12:47
Пастыри поставленные пасти словесное стадо, не должны прилеплятся к мирскому, и почести мирские принимать, иначе какая заслуга у них будет перед Господом нашим Иисусом Христом. Уже и различие плохо просматривается, между мирским и Божим.
"Главным событием нынешнего Рождественского фестиваля стала мировая премьера кантаты «Stabat mater» митрополита Волоколамского Илариона".
Прошу прощения, но разве не похоже ли все это на нашу эстраду с поп-звездой? Больно видеть такое
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×