Не ищите оправданий

Фигура киноактера, шоумена и телеведущего Ивана Охлобыстина привлекает внимание, и отнюдь не только в связи с этой его деятельностью. Перипетии судьбы отца Иоанна — а именно так в недавнем прошлом обращались к этому человеку — вызывает у верующих людей боль и недоумение, а еще — очень серьезные вопросы, касающиеся отнюдь не одного только Охлобыстина. Вопросы о священническом служении, о долге человека, пребывающего в священном сане. Все это видно из приведенного ниже письма из нашей электронной почты.

«…Мне на самом деле очень жаль этого человека — по-своему хорошего, доброго, судя по всему. От всего происходящего с ним он, как мне думается, очень страдает, а главное — понимает глубину своей драмы, ужас привыкания к ней: «Вы говорили, что двух лет запрета в служении ваша психика не выдержит…» — «Боюсь, что может выдержать» — это из интервью вскоре после запрета. При этом он периодически впадает в самообман: «Кончу сниматься — пошью новый подрясник», «Отбабашу контракты и сломя голову на корабль церковный. Душно мне здесь». Что душно — охотно верю, но вот вернуться «на корабль»… возможно, впрочем, но — только кающимся грешником, блудным сыном. Не пастырем уж никак — так мне, во всяком случае, представляется. Но, с другой стороны, Охлобыстин не извергнут из сана, а в служении запрещен — по собственному желанию, как ни парадоксально это звучит. Святейший Патриарх, насколько я понимаю, дал ему время определиться: кем он хочет быть, священником или… или тем, что он есть сейчас. А кто он сейчас? На одном православном сайте его назвали «акробат под куполом Церкви». Я хотела возразить, что он совсем не под ее куполом, причем тут Церковь вообще… но подумала: он ведь верующий, православный человек, это отрицать невозможно. Но от этого еще непонятнее: как можно так обращаться с благодатью, полученной в Таинстве хиротонии, передаваемой от апостолов и Самого Христа? Будто это вещь какая-то, которую можно убрать в шкаф, а потом опять достать из шкафа.

А ведь Охлобыстин такой не один, хотя и самый из них знаменитый. Поэтому хотелось бы спросить: что происходит со священнослужителем, сознательно оставившим свое служение? А с извергнутым из сана? Возможно ли возвращение по раскаянии, или это, как говорится, билет в один конец? Какова ответственность бывшего священника перед Богом и паствой? Как надлежит относиться к этим бывшим и как за них молиться?

А может быть, и нет в этом ничего трагического на самом деле? Ну, ошибся человек, сел, как говорится, не в свои сани — понял это и ошибку исправил. Только и всего! Я даже и такое мнение слышала: те, кто уходит из священников, поступает на самом деле лучше, честнее, чем те, кто остается и продолжает «служить» через силу, без души, без веры, кто просто зарабатывает деньги требами. Мало ли таких, увы!.. Может быть, Охлобыстин и впрямь поступил честнее, чем они? Мне, во всяком случае, они нравятся меньше, чем Охлобыстин — при всей связанной с ним боли.

С уважением, Татьяна Васильева»

Говорить об отце Иоанне и о принятом им решении достаточно сложно. Прежде всего потому, что это решение конкретного человека, имеющего право так реализовать богодарованную свободу, как это угодно лично ему. Кроме того, никто не может заглянуть в его сердце и увидеть, что в нем, что именно побудило его сделать такой выбор. Наконец, этому разговору мешает чувство сострадания: оставление служения — самая большая трагедия, которая только может произойти со священником. Тем паче лишь трагедией можно считать, когда это оставление носит добровольный, ничем и никем не вынужденный характер.

И тем не менее говорить необходимо — с течением времени это становится более и более очевидным. И «право» на это отец Иоанн предоставляет нам сам. Ведь, согласитесь, одно дело — предавать молчанию и забвению то, что происходит в сокровенности, остается известным лишь ограниченному кругу лиц. И совсем другое — делать вид, что «ничего не происходит», когда ситуация «раскручивается» в СМИ, является темой тех интервью, которые человек дает достаточно часто, звучит в его транслируемых на всю страну посредством телевидения и интернета беседах и выступлениях.

Современные медийные технологии сделали общество легко управляемым. Или, точнее, легко настраиваемым. Средства массовой информации предлагают своим пользователям некие уже сформированные модели — поведения, мышления, отношения. И чем ярче, оригинальнее, а главное, чем удобней эта модель, тем скорее она становится доминирующей, преобладающей.

И вот отец Иоанн, сам, думаю, того не желая, такую модель обществу предложил. Модель отношения к священству. Предложение было принято, что называется, на ура людьми, по отношению к Церкви внешними, понятно; ну а для самой Церкви — как для мирян, так и для ее пастырей — стало серьезным соблазном.

Священство в «случае с отцом Иоанном» предстает миру чем-то таким, что можно легко «надеть», затем «снять», а после, может быть, снова надеть. Я не утверждаю, что для самого отца Иоанна все это именно так — легко и безболезненно; скорее, я тоже склонен думать, что перемена, на которую он почему-то решился, сопряжена для него с большим душевным страданием. Но образ, представленный им «публике», именно таков, как показано чуть выше.

И поэтому мне хотелось бы разобрать некоторые моменты той мотивации, которая, согласно целому ряду публикаций (прежде всего — той записи, которую первоначально разместил в своем блоге отец Иоанн), легла в основу принятого им решения. Желания полемизировать с самим отцом Иоанном у меня нет. Есть другое желание — внести хотя бы некоторый вклад в то, чтобы модель легкого подхода к священству не утвердилась. И чтобы верующие люди об это не претыкались.

Мне приходится на протяжении ряда лет преподавать в семинарии; храм, где я служу настоятелем, по причине своего месторасположения является для наших семинаристов «учебной аудиторией номер один». Я вижу, какими приходят ребята из мира, какими еще не оперившимися птенцами они вылетают в тот же самый мир из теплого семинарского гнезда, вылетают уже в качестве пастырей. Они тоже знают, кто такой отец Иоанн, его пример поражает, потрясает многих из них. И для кого-то может стать подножкой или ударом в спину в момент искушения, когда небо покажется с овчинку, а благое, но нелегкое бремя священства — чем-то совершенно необдуманно и напрасно взятым на себя.

Мало кто из не находящихся в церковной ограде знает, что каждый пастырь прежде рукоположения приносит присягу. Да, точно так же, как и солдат, обещающий с оружием в руках защищать родную страну. Есть, правда, и очень существенное различие: новобранец делает это в силу необходимости, поскольку военная служба носит у нас условно общеобязательный характер, а будущий священник — по собственной воле, никем насильно не влекомый и не понуждаемый. Есть и другое отличие: принимающий сан присягает навсегда. Возможности повернуть вспять уже нет. Да и… никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9, 62). Есть, в конце концов, и третье отличие, возможно, самое существенное: рукополагаемый присягает не перед людьми, а перед Богом. И должен это понимать. Неважно, что кто-то, не ведающий Божьего закона и не верящий в то, что однажды Бог будет судить и мир, и каждого человека в отдельности, говорит ему: «Ты свободный человек, ты волен поступать так, как твоей душе заблагорассудится». Неважно, если то же самое на разные лады повторяют печатные СМИ, транслируют теле- и радиоканалы, клонируют интернет-порталы. Важно, что священник знает, как оно все на деле, и душа его знает. Был свободным, но сам, своей волей от этой свободы отказался — когда присягал, когда руку на плуг возлагал.

Отец Иоанн говорит о том, что одной из причин, побудивших его просить Святейшего Патриарха временно запретить его в священнослужении, стала материальная нужда многочисленного семейства. Но ведь в том-то и дело, что будущий священник, подающий Правящему Архиерею прошение о хиротонии, должен отдавать себе отчет: его новая жизнь легкой не будет, не будет она и безбедной. Искушения, испытания, лишения и скорби — вот к чему должен себя уготовить приступающий работать Господу. Об этом очень давно и очень точно сказал премудрый Сирах: Сын мой! Если приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу свою к искушениям (Сир. 2, 1), и с той поры ничего не изменилось. Бывают периоды относительного благоденствия, материального благополучия. Но они проходят. И не ради них ведь мы становимся священниками. Нет, может быть, кто-то и ради этого, по выражению святителя Димитрия Ростовского: «Поискал Иисуса ради хлеба куса». Мне, как практически и каждому пастырю, приходилось с болью и страданием видеть своих собратий, служение оставивших (или в служении запрещенных, а то и из сана извергнутых). И я могу с полной ответственностью сказать, что никогда причиной этого не становилась бедность или даже нищета. Причиной становилась утрата желания служить Богу, утрата веры.

В Саратовской епархии, где привел Господь мне трудиться последние восемь лет, немало священников, которые никак не могут похвастаться своим материальным благосостоянием. Правящий Архиерей старается делать все, зависящее от него, для того, чтобы помочь тем приходам, которые не могут прокормить себя сами, но возможности казны нашей митрополии весьма скромны. Я пишу об этом, и перед моими глазами встают даже помимо моей воли конкретные образы. Вот уже далеко не юный, но молодой по своему «стажу» священник, который служит в крохотном селе, храм в котором еще до того, как он был в это село назначен, сгорел. Вот другой, ютящийся со своим семейством в строении, напоминающем более всего домик дядюшки Тыквы из известного произведения Джанни Родари. А вот и третий, настоятель небольшого, отнюдь не доходного храма, у которого шесть детей, точь-в-точь как у отца Иоанна. Ему нелегко, но он не просит у Владыки разрешения подрабатывать где-то на стороне. Да и нет у него такой возможности, поскольку нет свободного времени, оно все поглощено той жизнью, ради которой он принял сан…

Пишет отец Иоанн и о том, что ему трудно сделать выбор между предстоянием у Престола и работой актера, сценариста, пиарщика и креативщика. Что ж, может быть, это и так, непрост для него этот выбор. Но после рукоположения выбор уже не делают, его делают значительно раньше: рукоположение и есть выбор. А после… После, как бы мы это ни называли, как бы ни оправдывали, это уже предательство — по отношению к пастве, к Церкви, к Богу.

И каждый, кто это предательство совершает, должен понимать — что он делает, от Кого уходит, от чего отказывается. Если говорит Господь, что недостоин Его тот, кто любит отца, мать, брата или сестру или вообще что-либо больше Него, то что сказать здесь? Человек был «руками Божиими», совершал величайшее на земле дело — Святую Евхаристию, преподавал Тело и Кровь Христовы верным в храме и… оставил все это, что-то этому предпочел. Значит, что-то оказалось для него важнее или ближе, дороже. Лишь понимая это, не оправдываясь оправданиями ложными, не выдумывая не терпящих никакой критики объяснений, не пытаясь сбежать от мучительной боли уязвленной грехом совести, можно, пережив период слабости, обрести единственный спасительный путь — путь покаяния в допущенном отступлении.

Уйти на время, чтобы потом снова вернуться? Странно это… Для чего уйти? Чтобы заработать денег на всю оставшуюся жизнь? Чтобы окончательно отвратиться от той мирской, уводящей от Бога суеты, которой снова добровольно предался? Чтобы попробовать стать президентом или, в крайнем случае, просто спасителем Отечества? Это всерьез? Или для того, чтобы представать в амплуа, трудносопоставимом с памятью о том, что этот человек — пастырь? Шутить на грани фола под прицелом телеобъективов, паясничать и кривляться?

Я помню, как когда-то, лет двадцать тому назад, совсем еще юным журналистом брал интервью у ныне покойного Леонида Филатова. В числе прочих вопросов, которые я ему задал, был и вопрос о вере. Леонид Алексеевич ответил, что да, он верит в Бога, но тема эта вообще сложная… «Знаете, — сказал вдруг он, — бывает ведь так: прыгает человек, суесловит, балбесничает, а потом делает перед камерой серьезную физиономию и говорит: я верующий. Таким верующим я быть не хочу». Врезался почему-то этот ответ в мое сознание, никогда не забывался, а процитировать его сейчас, в контексте обсуждаемой темы показалось мне особенно уместным…

Мне кажутся некорректными разговоры о том, что оставивший свое служение честней и лучше того, кто своим саном тяготится, но к подобному шагу не готов. Здесь опять налицо неоправданная попытка заглянуть в чужую душу и, ничего толком не разглядев, вынести свой вердикт о том, что там происходит. Ведь не оставляет священник свое служение потому, что пока еще находится в борьбе — за свою паству, за свою душу, за то, чтобы не сделаться совсем чуждым Богу. Я бы каждому, кто вообще задумывается об этом, посоветовал прочитать потрясающий по силе своего воздействия на душу роман Грэма Грина «Сила и слава». Он о жизни и смерти католического священника в Мексике в годы гонений на Церковь. Преследуемый, вынужденный скрываться, постоянно переходить с места на место, впавший в грех блуда и приживший внебрачного ребенка, спивающийся, опустившийся, он все равно не может уйти, отречься от сана. Почему? — Потому что не может предать Божий народ. И он ходит из села в село, крестит, отпевает, исповедует, служит мессу и причащает людей. Противный самому себе, лишенный даже возможности исповедоваться, потому как он в этой части Мексики последний — не расстрелянный или не отрекшийся. В конце концов арестовывают и его. Он боится смерти, но именно она становится для него избавлением от страдания и в той же мере печатью, приложенной рукой Божией к свитку его жизни. Маленький мальчик, жизнь которого — вторая, очень тонкая сюжетная нить романа, мальчик, которого буквально воротит от тех житий, которые читает ему мать, от всего, что связано с христианством, узнав о смерти несчастного, потрясенно произносит: «Ведь он мученик!». И целует с благоговением руку священника, которого в тот же день посылает Господь в их город и в их дом.

Кто после этого возьмет на себя смелость сказать, что оставивший служение «лучше» и «честнее»?

Я далек от того, чтобы судить отца Иоанна или кого-то еще из наших собратий, в какой-то момент покинувших поле боя. Более того: считаю, что никто не в праве их за это судить. Переживать, скорбеть, молиться за них — это будет куда угоднее Богу. Я твердо знаю, что запрет для священника — смертельная рана, зияющая в сердце. А извержение из сана — утрата последней надежды. Не на покаяние и спасение, покаяние доступно каждому, а на возвращение к той радости, которой служение пастыря является: радости быть соработником и другом Божиими, больше и светлее которой ничего нет.

У того, кто «всего лишь» запрещен, такая надежда остается. Я видел погасшие глаза тех пастырей, из которых после оставления служения уходила жизнь, уходила благодать, видел глаза отца Иоанна. И больше всего хотел бы, чтобы эти глаза вновь загорелись тем светом, который был в них прежде.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Елена Лахмина 3 декабря 2013, 17:28
Не судите,да не судимы будете!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Лидия11 октября 2012, 16:30
Люди!!! Не судите, да не судимы будете!!!!!
На мой взгляд, раз каждый человек имеет свободный выбор, то каждый из нас волен поступать так, как считает нужным.
Зачем же выбор человека осуждать? Я думаю, что, если поведение человека тебя задевает, то лучше помолись за него, или дистанцируйся, не обращай внимание!
анна23 сентября 2012, 09:34
Иван,помогай тебе Бог
Марина 1 июня 2012, 07:45
Большое спасибо за статью!Вспоминаются слова Св.отцов,что в последние времена священники будут жить, как миряне,а миряне,как свиньи.
Николай27 мая 2012, 17:56
Кстати, а если Охлобыстин был рукоположен правящим архиереем Омской епархии, то почему он должен служить в Москве? Может, в Омске и семье было бы полегче жить, и денег бы хватило?
Алексей17 мая 2012, 13:24
Не знаю, прав ли я, но думаю, что путь к священству для актеров должен проходить только через монашество.
Владимир10 апреля 2012, 02:29
2012-02-29
19:42Евгения:

То, что Вы называете "козой", на самом деле - тайный масонский знак, обозначающий рога лукавого - масонское приветствие. Если он масон, тогда всё ясно. Если же нет - тогда не понятно, как может себе это позволить человек в сане священника?
Как можно променять право служить Богу и нести Его слово пастве, на шутовской колпак лицедея? И, если он для себя считает это возможным, почему Церковь это позволяет ему?
Если у него проблема со зрением - это допустимо, но по-моему, недопустимо скоморошничать, и одновременно оставаться в сане.
Вспоминается фильм А.Тарковского, "Андрей Рублёв", с Роланом Быковым, в роли скомороха. Ну, и как вы себе представляете обратное перевоплощение такого скомороха, в священника?!
Деятельность Охлобыстина - святотатство.
Он - не Богу свечка, скорее - кочерга!
Читательница14 марта 2012, 09:42
Если прямо и откровенно сказать, то смотреть на Охлобыстина противно, хоть и понимаю, что это не по-христьянски.
Думаю, что большая ошибка и удивительный "недогляд" были сделаны при решении рукополагать его в сан СВЯЩЕННИКА.
Прости меня, Господи.
Даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего.
Евгения29 февраля 2012, 19:42
Горько иной раз читать: "Бывший священник, а ныне креативный директор Евросети". Думаю, ему и его семье - горче всех.

Ничего не имею против о. Иоанна, читала его блог на Снобе (Который сейчас заморожен, т.к. "нетолерантных" и "нелиберальных" оттуда быстро выгоняют) и зауважала за твёрдость в некоторых принципиальных вопросах, за то, что не боится говорить о чёрном - "чёрное" и о белом - "белое".

Ни в коем случае не осуждаю, но хочу написать только об одном инциденте. Даже меньше - об одном изображении на афише уже не помню чего. Там, среди прочих знаменитостей, фигурировал и о. Иоанн, и его рука, изображавшая известный рокерский символ ("козу"). Бросилось в глаза несоответствие: православный священник один изо всех людей на афише показывает жесты, священнику совсем не подходящие... Ведь это какая почва для злорадства для сведущих атеистов!

Не осуждаю. Просто жалею. Не дай, Господи, ему запутаться.
Любовь27 февраля 2012, 22:58
Я предпочитаю мнение О.Дмитрия Смирнова, есть интересная беседа с ним. А про осуждение - есть правило, если кого осудил, тем и согрешишь. Не желаю такой участи автору статьи, но хотелось бы поменьше от православных "киданья помидорами" друг в друга. А О.Иоанн человек-загадка, провокатор для нашего апатичного общества, который посмел говорить о православии, как кандидат в президенты (кто взялся за помидор, перечитайте Конституцию, основной закон РФ), так же сказал на всю страну слово "русский", хотя нам по неизвестной причине запрещено уже называть себя русскими. Вообщем, кто без греха, Тот пусть и судит как человека О.Иоанна Охлобыстина.
Ольга24 февраля 2012, 23:05
Скажу сразу - я не поклонница И.Охлобыстина, а съемки в "Интернах" не украшают ничью карьеру....

По словам И.Охлобыстина зарплату ему, как священнику, не платили, денег за требы он не брал... И на что ему содержать себя и семью? Разрешение на возвращение в кино ему дал Патриарх Алексий II... Скорее все претензии к церковному начальству.
Владимир24 февраля 2012, 12:37
ПРОЧИТАЛ СТАТЬЮ И КОММЕНТАРИИ.........

Хочу поблагодарить отца Нектария за статью ибо очень мучился и не мог понять как относиться к Ивану Охлобыстину и получил объяснение , а не осуждение и теперь все ясно Спаси Господи!
Во первых было больно за Веру Православную, за священство (пастырство)наше и было больно за самого себя ибо святое попирается на глазах. Совершенно не осуждаю Охлобыстина, но и понять не могу. Мне просто жаль его и дай Бог ему осознать, что он делает, правильно ли делает, потому как любое отступление от Бога всегда грешно, а тем более СВЯЩЕННИКА. И делаемое на глазах у паствы.
Простите.
Алена24 февраля 2012, 12:31
Все смешалось...

Рукополагают с нарушениями канонических требований, чего же ждать от такого "рукоположенного" - без кавычек трудно говорить про актера.
Мы не знаем, что у него на душе, мне просто жаль, что Иван Охлобыстин взялся за дело Божие. Держал Чашу,но не выдержал ЕЕ тяжести... Благословлял...

А что сейчас? Кривляния в "Интернах",которые кому-то показались чуть ли не благородными.
Лицедей, вот и все.
Но не священник.И никогда им не был. Вопрос - по чьей вине?
Жалко Ивана.
Игумену Нектарию - поклон.








Станислав24 февраля 2012, 12:01
...И тем не менее говорить необходимо — с течением времени это становится более и более очевидным. И «право» на это отец Иоанн предоставляет нам сам. Ведь, согласитесь, одно дело — предавать молчанию и забвению то, что происходит в сокровенности, остается известным лишь ограниченному кругу лиц. И совсем другое — делать вид, что «ничего не происходит», когда ситуация «раскручивается» в СМИ, является темой тех интервью, которые человек дает достаточно часто, звучит в его транслируемых на всю страну посредством телевидения и интернета беседах и выступлениях....
В этом самое главное,по-моему.Каждый человек может ошибиться,пасть,предать,я сам,каждый день вбиваю гвозди в руки Христа своими грехами,и как пёс,возвращаюсь на свою блевотину.Самое главное тот урок и выводы,которые извлекаются из падения:страшно то ,что произошло или не очень,а может быть,вообще пустяк, - тем более,если это происходит "на глазах" многих людей,надо помнить,что - горе тому человеку,через которого соблазн приходит,лучше повесить ему мельничный жернов на шею и броситься в море,чем соблазнить одного из малых сих.
Фотиния24 февраля 2012, 11:26
Ивана Охлобыстина осуждать нельзя, а игумена Нектария за статью можно? Хочу сказать Ольге, а вы попробуйте пройти весь тот путь, чтобы стать игуменьей. Получиться? Мы стоим на низшей ступени развития, для того чтобы даже размышлять о словах батюшки Нектария. Грешная раба Божия Фотиния.
Сергий24 февраля 2012, 06:40
Цитаты:
«Иван ранен в битве мощным бесом блуда,»
«Предавший раз, предаст всегда.»
«Ивану Охлобыстину хочется пожелать правильно пережить последствия этой жизненной ошибки»
«Бог судья г-ну Охлабыстину»
«Если бы исполнялись в Церкви законы, то Охлобыстин никогда бы не стал священником, в то же самое время снимающимся в кино в ролях всяких позорных клоунов. И вообще считаю, что пора бы Охлобыстина совсем извергнуть из сана.»
«Охлобыстин одарённейший и харизматичный человек, зарывший свой талант глубоко в землю и ставший позором для России.»
«Позор для Православия.ру, советую убрать»
«поэтому положительного, для Православного, здесь ничего нет».

А судьи кто?

«Крайне легко игумену судить о многодетном священнике, живущем в Москве. Гораздо важнее было бы мнение столичного священнослужителя, находящегося в тех же реалиях.»
По заповеди церковной и апостольскому завещанию вы должны уважать священников, яко служителей алтаря и таинств Божиих; ибо без них невозможно спасться, и, по силе своей, сколько можете, уделяйте им на их нужды, ибо «служащий олтарю со олтарем делятся» (1 Кор. 9, 13); но при исповеди благодарность вашу можете дать или оставить. Судить же их в их погрешностях совсем не ваше дело; овца пастыря не судит, каков бы он ни был. Судить священника значит судить Самого Христа; как можно сего берегитесь! (преп. Макарий).
Вера24 февраля 2012, 03:28
И пусть у вас будет "да" - да, а "нет" - нет... И никакой середины не приемлется.
К "священнику" из "интернов" в католическом обмундировании - никогда не пойду и детей не пущу, какая бы благодать на нем не была. Это вот как тот "Суворов" со своими "ледоколами" и "аквариумами": предатель - он предатедь и есть. Так и этот персонаж из "интернов".
Галина.Спб.24 февраля 2012, 00:52
Как всё-таки странно... Казалось бы,все мы люди, имеющие христианское мировоззрение, именно, хотя бы мировоззрение,( не говорю о чем-то более глубоком),т.е. знающие и принимающие заповеди божие, но как по разному каждый их для себя трактует, полностью искажая их суть как в кривое зеркало смотрим. Даже как-то страшно: какие кривые понятия о нравственности, о морали, о чувстве долга.
Спаси Господи ,нас всх грешников,прости и помилуй!!!!
ю23 февраля 2012, 23:49
«акробат под куполом Церкви».

вспомнился святой Франциск, который себя называл Божьим жонглёром.
Александр Владимирович23 февраля 2012, 20:21
Всё что Бог делает, делается к лучшему. У каждого свой путь на ристалище за наградным венцом. Иван ранен в битве мощным бесом блуда, подлечится- вернётся, мы немощные на его месте давно б издохли, а он борется за жизнь.
Галина. Спб23 февраля 2012, 17:28
Абсолютно согласна с рассуждениями в письме Татьяны Васильевой:
"...вернуться на "корабль"...возможно,...но кающимся грешником, блудным сыном.Не пастырем уж никак..."
"...как можно так общаться с благодатью, полученной в Таинстве хиротонии?...Будто это вещь,которую можно убрать в шкаф, а потом опять достать из шкафа".
Думаю, это верно! Так можно до чего угодно договориться,
так есть и по жизни: легко раздаем обещания, клятвы в любви и верности (и когда венчаемся, в том числе,),а затем и жену, и детей,и Родину предаём, предпочитая более материальные, "насущные" вещи.
Валентин.23 февраля 2012, 15:59
Охлобыстин - прекрасный актер, который на своем (ныне актерском месте) продолжает сеять "разумное, доброе, вечное".
И среди потока глупых шоу и мыльных тюремнолюбовных сериалов, теже "Интерны" - глоток свежего воздуха. И возможно для молодежи, как раз его, Охлобыстина, реплики в этом фильме и будут тем толчком, который направит эту самую молодежь к размышлению о добре и зле, о духовном. Вспомните диалог с мамой неформала -"Вы в Бога-то верите ? А пора бы уже определиться!". Каждый из нас даст ответ Господу за себя, и Охлобыстин тоже. А кто знает, что внутри человека, кроме Господа ?
Александр Владимирович Зуйченко23 февраля 2012, 14:30
Низкий поклон, и благословите отец Нектарий!
Предавший раз, предаст всегда.Храни Господь, наших Святых отцов и Русь Святую.
Tanja23 февраля 2012, 12:21
Ot Matfeja gl.7-st1,2. i na konec gde ljubov k blinemu svoemu? Esli eta statja na pokaz zna4it pravoslavnim nado reatj, vopros o materjalnom poloeniji svoix predanix i ix blizkix.
Михаил23 февраля 2012, 10:59
Сегодня смотрел фильм Служили два товарища и вот скажу вам, открылись глаза почему с такой верой за светлое будущее люди отдавали жизнь да потому что русский человек хочет дышать свежим воздухом а не затхлым смрадом. А жизнь в дореволюционной России не без помощи церкви превратилась в обман говорилось одно а творилось другое сплошное двуличие. В школах преподавались духовные предметы не верующими людьми говорились проповеди а люди видели что эти проповедники двуличные. Так и ныне говорится одно а реально творится другое. Я немного коснулся жизни внутри церкви и скажу все повторяется и еще в более ужасных масштабах.Двуличие отсутствие веры обмирщение священства поиск чудес церковная торговля карьеризм и многое другое. Не натом пути не туды рулим. Госполи спаси и сохрани.
Мария23 февраля 2012, 10:56
Огромное спасибо за статью, о. Нектарий. Добро, взвешенное, но ситуация названа своими словами.
Максим23 февраля 2012, 10:27
"Плохому Православному" - из Вас и читатель, видимо, плохой. Автор не "перетирает", он переживает за молодых священников, для которых пример Иоанна может стать соблазном, может упростить отношение к Священническому сану, к Богослужению. Потому что все это выносится через СМИ в массы. И перестает быть делом одного человека. Хотя даже и если бы не выносилось в массы - это все равно вопрос серьезной ответственности перед Господом и перед собою. Я не осуждаю Иоанна Охлобыстина, если что. И автор, отец Нектарий, не осуждает. Вам так хочется быть адвокатом? Уверены, что не окажетесь вновь "плохим"?
Максим23 февраля 2012, 10:21
Личность Иоанна Охлобыстина спорна, мнение отца Нектария как минимум авторитетно в Православных кругах. Его мнение в статье обосновано, все разложено по полочкам, его видение проблемы опирается на личный опыт с другими оставившими службу священниками и наоборот, продолжающими служить, несмотря на материальные неурядицы. Так что просьба критикам - если есть несогласие, опираться тоже не на собственное желание хоть что-то сказать и быть замеченным, а опираться на реальные примеры и, конечно же, на Св. Писание и Св. Предание.
Александр23 февраля 2012, 10:01
Спасибо за статью. По поводу комментариев - разве не понятно, что эта статья не об Охлобыстине, а уж тем более, не об осуждении его. Да кто мы такие, что бы его осуждать, "...кто без греха..."!
Ответственность перед Богом и свой совестью (если ты верующий человек, то на мой взгляд, это одно и тоже) за свои мысли и дела - это главное. Увы, человек слаб и, чтобы сохранить душевное равновесие, вынужден оправдывать себя - суд своей совести самый тяжелый.
Приятно удивлен такому взвешенному, открытому подходу на официальном сайте Православие.RU
Ольга23 февраля 2012, 09:32
Да,Ивана рукоположил Митрополит Омский И Тарский Владимир,и я горжусь этим,потому что сама оми4ка,и Владимира как-то спросили не жалеет ли он о том что он рукоположил Ваню,он сказал что нет,не жалеет,и что Ваня очень верующий,ему надо кормить детей))Вот и все,прикратите его осуждать,нас у мамы тоже 6детей,и я знаю как тяжело воспитывать столько детей,некоторые и одного не могут прокормить)))
Православный священник23 февраля 2012, 04:17
Все сказанное ниже, конечно, не снимает ответственности с отца Ионанна - он, зрелый мужчина, принес присягу перед Господом. Но все же...

Отец Иван Охлобыстин не производит впечатление ни шалопута, который по дури влез не в свои сани, ни сребролюбца, позарившегося на "легкий поповский хлеб". Думаю, у него должен был быть свой последовательный путь к священству - это обращение в веру, воцерковление, духовное возрастание и формирование личностных качеств необходимых для принятия священного сана - и, конечно, это все было под руководством духовника (-ов). Да и не сам же себя он рукополагал во иереи. Ведь не каждого, кто сказал: "Хочу!"- поставляют к Престолу. Хиротония отца Иоанна - это было что? Ошибка? Недосмотр? Халатность? Желание похвастаться - мол, вот какого зверя приручили!? Неужели ответственные лица не видели, что кандидат в священники "родом" из шоу-бизнеса со всеми вытекающими?.. Неужели не было достаточно для Ивана Охлобыстина быть режисером, сценаристом, актером и, при этом, просто добрым христианином? Хотелось бы услышать мнение "ответственных лиц".

По моему, просто испортили человеку жизнь да и еще наделали шума.

Ивану Охлобыстину хочется пожелать правильно пережить последствия этой жизненной ошибки, сохранить веру и воспитать в вере детей - может, кто-нибудь из них станет достойным пастырем и молитвенником за род.


tatiana23 февраля 2012, 03:56
Батюшка,спасибо вам что вы все это озвучили. Низкий поклон!Тех кому не понравилась статья - укрепи Господи. Церковь Христова не театр абсурда и давший однажды клятву принимает крест, а Господь не по силам не дает.Бог судья г-ну Охлабыстину но совершенно правильно написано в статье о соблазне и для молодых священников и для мирян.Все верно!
Ольга23 февраля 2012, 03:44
Вопросы и ответы: Современные проблемы Церкви

[08/01/2010] Дмитрий спрашивает:

Здравствуйте, Отец Рафаил. У нас в Москве один известный батюшка стал сниматься в телесериалах и худ. Фильмах, как к этому относится, допустимо ли это? А играет он бесноватого шута, галантного детектива и т.п роли. Говорит, что его на это дело благословил покойный Патриарх, по причине его многодетной семьи.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Димитрий! Не удивительно, что после лекций некоторых модернистов можно стать шутом. В церковных правилах священнику позволено заниматься только ограниченными видами работы, согласующимися с его саном, как, например, земледелие, садоводство, и некоторые ремесла. Разумеется, игра священника как артиста, в кинофильмах и театральных постановках вообще недопустима. Священник должен оставаться всегда священником во всяком месте – и в храме и дома и в кругу своих друзей. Многодетность семьи не оправдывает греха. Во времена гонений некоторых мучеников упрашивали отречься от Христа ради своих детей, но для тех вера была выше всего на свете; к тому же они уповали, что промысл Божий не оставит их сирот. Помоги вам Господи.

http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/5030/index.html
Ольга23 февраля 2012, 00:58
Очень правильная статья, согласна с автором.
Вообще не понимаю, что у нас в Церкви происходит и почему так часто стали рукополагать в разрез с канонами. Разве у нас недостает более достойных для священного служения Богу, чем второбрачные (увы, знаю и такие случаи...) и актеры? Если нельзя женатому на актрисе быть священником по церковным канонам, то почему самому актеру дозволяется быть священником и почему епископы их рукополагают? Разве отменены правила святых апостолов, почему в упор они игнорируются? Не понимаю...
В государстве есть свои законы, а в Церкви свои. Только государство за нарушение своих законов угрожает наказанием, а в Церкви похоже епископы сами себе решают какие законы им исполнять, а какие нет. Если бы исполнялись в Церкви законы, то Охлобыстин никогда бы не стал священником, в то же самое время снимающимся в кино в ролях всяких позорных клоунов. И вообще считаю, что пора бы Охлобыстина совсем извергнуть из сана. Разве храм - это театр?...
Ольга22 февраля 2012, 23:20
Дорогие братья и сестры. Каждого человека ведет Господь. Отца Иоанна рукоположил митрополит Омский и Тарский Владимир, значит на то есть воля Божия.
Олег Ртищев22 февраля 2012, 22:58
Православный осуждать не имеет право,но рассуждать и понимать ситуацию обязан.У Екклесиаста сказано, что проклят тот, кто чёрное называет белым, а белое называет чёрным...
Охлобыстин одарённейший и харизматичный человек, зарывший свой талант глубоко в землю и ставший позором для России. Мы не можем знать степени его покаяния, но одно очевидно-драма его души огромна.Господь это попустил, а мы должны молиться.
Помоги тебе, Господи, раб Божий Иоанн!
анна22 февраля 2012, 22:51
"Верующим" людям надо смотреть на свои собственные грехи, каяться и исправляться. Оставьте в покое человека и помолитесь. Господи, спаси и помилуй раба Твоего Иоанна!

Статью даже сил не хватило дочитать,ничего кроме раздражения. Позор для Православия.ру, советую убрать
Orth-x22 февраля 2012, 22:34
Агапия пишет:
"""Считаю. о.Иоан привёл в церковь многих.очень многих."""

Агапия это вы знаете или предполагаете?
кто и где эти "многие"? сколько их?
я, например, ни одного не знаю.

знаю о других священниках, которые обращали иноверцев сотнями, и принимали покаяние тысяч крещенных грешников.
вот через этих священников Господь привел людей в Свою Церковь. это точно известно.

а вот об обращенных после просмотра сериала "интерны" или других фильмов что-то не слышал.

"""У него большая семья, он есть положитеьный пример!"""

большая семья - вещь нейтральная. она для Бога, сама по себе, безразличная. главное, какое воспитание будет дано детям и кто из вырастит в итоге.

у Св.Преподобных не было семьи и детей, но они в Царстве Божием выше, чем многодетные праведники (вспомните притчу про 30/60/90 кратный плод). поэтому положительного, для Православного, здесь ничего нет.
Агапия22 февраля 2012, 19:24
Считаю. о.Иоан привёл в церковь многих.очень многих. У него большая семья, он есть положитеьный пример! Оглянитесь на вопиющие безобразия в цеви и займитесь их обличением! из за Вашего молчания отпадают многие... Агапия
Надия22 февраля 2012, 19:08
Ну, и неправда! Никакого "перемывания" костей здесь нет! Я, чесно говоря, и знать не знаю, кто такой этот Охлобыстин (помимо того, что написано в статье), но - проблема серьёзная и статья очень хорошая на самом деле! Спаси Господи всех нас!
Евгений22 февраля 2012, 18:55
Ваше Высокопреподобие, меня тоже раздумья о судьбе о. Иоанна приводили в замешательство. И, вдруг, я подумал: а ведь юродивый тоже ведёт себя неадекватно, с точки зрения "нормальных" мирян. А если это его путь - юродство Христа ради? Ведь он находится в самой гуще порока. А с волками жить - по волчьи выть. Кто знает, сколько душ из этого вертепа он выведет? Не похоже, чтобы серьёзный человек, священник "ушёл" в мир только из-за проблем материального характера. Что, если так дело обстоит?
Ольга22 февраля 2012, 18:36
Крайне легко игумену судить о многодетном священнике, живущем в Москве. Гораздо важнее было бы мнение столичного священнослужителя, находящегося в тех же реалиях.


Viktoriya22 февраля 2012, 18:32
Понимаю Ваше беспокойство, отец Нектарий, но хочу Вас заверить, что как раз верующие не будут соблазняться и думать, что священнический сан - это ничто. Хотя бы потому, что священник или монах - это не святой, идеальный человек. Конечно, ответственность и спрос с этих людей больше, так как они должны собственным примером указывать нам путь. Но это такие же люди со своими страстями, пороками и их еще больше враг искушает и хочет сбить с правильного пути. Знаете, могу сказать по собственным набитым шишкам, что главное поменять вот эту установку, как у неверующих, так и у верующих, что служитель Господа - это не святой и верующие люди тоже не святые, а то приходится слышать "Как он(а)могла грубо ответить, он(а)же в церковь ходит?!" или "Священник, а курит( выпивает, ...)"
Люди, посмотрите в лужу и узрите в ней отражающиеся звезды, а не грязь!
Viktoriya22 февраля 2012, 18:32
"но вот вернуться «на корабль»… возможно, впрочем, но — только кающимся грешником, блудным сыном. Не пастырем уж никак — так мне, во всяком случае, представляется." Это не нам решать, это очень личные, интимные отношения человека с Богом, и только Господу известен замысел о конкретном человеке. А все мусолят эту тему, высказывают свои мнения, предположения. А кому они нужны?! Зачем вообще лезть туда, куда не положено. Мы видим грех человека, падение, а сердце то не видим! Забыли что ли? И еще, кто сказал, что священник - это человек, который всегда идет прямо и не оступается. Можем посмотреть на сонм святых: среди них угодники, которые с младенчества были благочестивыми и на протяжении всей жизни возрастали духом (сергий Радонежский, Серафим Саровский, Николай Чудотворец), а есть и те, которые были большими грешниками, но покаявшись достигли такого совершенства и благочестия, что на равне с первыми вошли в Царство Небесное(сщмч. Киприан, Мария Египетская).
Viktoriya22 февраля 2012, 18:31
А я вот вообще не понимаю почему люди за жизнью других следят больше, чем за своей собственной! "Поэтому хотелось бы спросить: что происходит со священнослужителем, сознательно оставившим свое служение? А с извергнутым из сана? Возможно ли возвращение по раскаянии, или это, как говорится, билет в один конец? Какова ответственность бывшего священника перед Богом и паствой? Как надлежит относиться к этим бывшим и как за них молиться?" Из всех вопросов правильный только последний. Вы меня, конечно, извините, но какое Вам дело до того, что там у кого-то. Интерес? Любопытство? Это все ведет к осуждению и сплетням под видом благочестия "за чаем" от чего верующие, между прочем, не ограждены.
Elena22 февраля 2012, 17:56
Огромное спасибо за статью!
Андрей22 февраля 2012, 17:18
Спаси Господи за Вашу статью.
Плохой Православный22 февраля 2012, 15:41
Притомили вы уже Охлобыстиным,оставьте его в покое,пусть живёт как ему нравится.Хватит кости перетирать друг другу,лучше делом займитесь,ну или помолитесь о его душе.
Иван ,помогай тебе Бог.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×