Факультет православной культуры как негосударственное учреждение дополнительного образования в Военной академии Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого – явление уникальное для современной системы военного образования. В стенах одного из самых крупных военных учебных заведений страны уже на протяжении 16 лет преподавателям, служащим, слушателям и курсантам предоставляется возможность во внеучебное и личное время знакомиться с историей православной культуры России и духовными основами воинского служения Отечеству. О том, как это происходит, рассказал священник Алексей Яковлев, заместитель декана факультета православной культуры, помощник начальника Военной академии по работе с верующими военнослужащими, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском.
—
Отец Алексей, расскажите, когда факультет
православной культуры в Академии Ракетных войск начал
свое существование?
— В январе 1996 года на заседании Военного совета Ракетных войск стратегического назначения с участием Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была поддержана инициатива приснопамятного генерал-полковника Юрия Ивановича Плотникова, начальника Академии, о создании факультетов православной культуры при военно-учебных заведения РВСН.
— Это была инициатива только Академии?
— Не только Академии. В декабре 1995 над проектом возрождения системы духовного образования работали протоиерей Дмитрий Смирнов, генерал-майор Николай Максимович Мороз, полковник Константин Григорьевич Сергеев, приснопамятные игумен Иосиф (Шапошников) и протоиерей Федор Соколов. Именно они подготовили возможность появления факультета православной культуры в стенах военной Академии. Они и стали первыми преподавателями на новообразованном факультете православной культуры и привлекли к преподаванию выдающихся московских священнослужителей: игумена Платона (Игумнова), протоиерея Валериана Кречетова, протоиерея Артемия Владимирова и многих других. В первые годы существования факультета в военной Академии занятия посещались чрезвычайно большим количеством людей. Приходили не только курсанты, офицеры и генералы, но и члены их семей, сотрудники.
—
Как строится учебный процесс?
— Занятия проходят факультативно только для желающих в учебные дни во внеучебное время, а в выходные и праздничные дни – в личное время. На факультете слушатели и курсанты получают начальное богословское образование, изучая такие предметы как Священное Писание Ветхого и Нового Завета, основное богословие, сравнительное богословие, литургика, история Русской Церкви, общецерковная история и другие. Надо сказать, что знание таких дисциплин совершенно традиционно для русских офицеров. На протяжении столетий знания о Боге дети начинали получать сначала в семье, потом в школе, затем в военных учебных заведениях. Так воспитывались выдающиеся русские полководцы: благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, Александр Васильевич Суворов, св. прав. Федор Ушаков. Вся их жизнь была неразрывно связана с Церковью. В этом смысле факультет восполняет недостаток традиционного русского образования офицера. В настоящий момент обучение осуществляется по пяти основным программам, среди них: «Формирование мировоззрения человека, семьи и общества», «Духовные основы воинского служения Отечеству» и др.
За пять лет обучения курсантов по дополнительным образовательным программам объем внеучебного времени составляет около 400 часов, а объем личного времени участия слушателей на богослужениях и занятиях, проводимых в храмах, составляет не менее 1120 часов.
— Какое количество слушателей посещает занятия?
— В среднем около 130 человек ежегодно, включая слушателей факультета при Академии и слушателей филиала факультета при храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском.
— Сколько лет длится обучение на факультете православной культуры?
— 5 лет.
— Вы окормляете курсантов? Они живут церковной жизнью вашего храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском?
— Курсанты, посещающие занятия факультета православной культуры, каждое воскресение абсолютно добровольно приезжают к ранней литургии, начинающейся в 7 часов утра, участвуют в богослужении, после которого бывает совместная трапеза и лекционные занятия со священниками и преподавателями. Иногда лекции заменяются экскурсиями по московским храмам и монастырям, местам боевой славы, встречами с замечательными людьми.
—
Какие навыки приобретают курсанты вашего
факультета?
— На мой взгляд, самое важное для курсантов, чтобы они не только приобретали знания о Боге, но и знание Бога. Важно научиться общению с Богом в таинствах исповеди и причастия, молитве. Если навык духовной жизни приобретен, то после завершения обучения в Академии по прибытии в воинские части выпускники факультета находят храм, знакомятся со священнослужителями, становятся активными прихожанами и способствуют тому, чтобы вверенные им воинские коллективы имели возможность соприкасаться с Церковью.
— Как протекает внутренняя и духовная жизнь факультета?
— Если говорить о курсантах, то они не только посещают храм, исповедуются, причащаются, но и общаются со своими сверстниками, создают семьи, активно участвуют в жизни прихода. Так, например, курсанты принимают участие в подготовке и проведении занятий в детской воскресной школе, вместе со студентами нашего храма готовят для детей рождественские и пасхальные праздники, посещают детдома, участвуют в футбольных турнирах между храмами, в свободное время участвуют не только в паломничествах, но и в экспедициях проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Протоиерей Дмитрий Смирнов благословил этот проект и всячески его поддерживает. Также в личное время курсанты помогают храму, например, в раздаче Крещенской воды, уборке снега и других мероприятиях, связанных с жизнью церковной общины.
В военной Академии развито сотрудничество с должностными лицами, которые отвечают за воспитание личного состава. Часто проходят лекции православных психологов, воцерковленных воинов, отличившихся на полях сражений, и других гостей, которых приглашает факультет. Лекции, нередко, читаются для всего личного состава военной Академии.
Кроме того, курсанты имеют возможность заниматься не только в нашем храме, но и в других. Например, в храме Ильи Пророка на Ильинской улице недалеко от Красной площади. В аудиториях, примыкающих к храму, они обучаются бальным танцам и готовятся к выпускным балам Академии. Все это происходит при полном одобрении и поддержке со стороны командования Академии, факультетов и курсов, которые заинтересованы, чтобы выпускные мероприятия сопровождались таким замечательным мероприятием как бал молодых офицеров.
Курсанты факультета поздравляют с праздниками 23 феврали и 9 мая, а также с днем рождения членов организации ветеранов академии, которые уже сами не могут выходить из дома.
Радостно отметить, что такие известные преподаватели факультета как протоиерей Валериан Кречетов, протоиерей Артемий Владимиров, протоиерей Ярослав Шипов пользуются среди курсантов авторитетом прекрасных духовников. Особо следует отметить то, что как ранее приснопамятный Патриарх Алексий II принимал особое участие в жизни Академии, так и Святейший Патриарх Кирилл не оставляет над ней своего попечения. Курсанты имеют возможность регулярно посещать не только богослужения в храмах Москвы, но и в храмах Московского Кремля.
—
С этим местом связаны особо торжественные минуты
жизни факультета?
— Да. 3 октября в день памяти благоверного князя Михаила Черниговского на богослужении в Архангельском соборе Московского Кремля происходит торжественное начало учебного года. В Понедельник Светлой седмицы в Успенском Патриаршем Соборе Московского Кремля совершается торжественный акт вручения свидетельств о дополнительном образовании и окончании факультета православной культуры. Лучшим выпускникам факультета свидетельства вручает лично Святейший Патриарх Кирилл. В этом году на торжественное мероприятие по случаю 16-го выпуска пришло 70 выпускников разных лет.
— Как бы вы могли охарактеризовать основные цели деятельности факультета православной культуры?
— Удовлетворение духовных и нравственных потребностей личного состава академии, укрепление духовных и нравственных основ воинского служения Отечеству, а также то, что особо важно для стратегических ракетчиков, от которых без преувеличения зависит судьба всего мира, — создание условий для формирования духовно-нравственного состояния войск, способного надежно противостоять информационно-психологическим воздействиям.