Благовещенск, 5 июля 2012 г.
Албазинская икона Божией Матери |
«Я думаю, что эта экспедиция будет важна как для Амурской области, так и для всего Дальнего Востока, всей России. В силу уникальности самого памятника, в силу того, что планируется комплексная экспедиция, – сообщает учёный секретарь фонда «Петропавловск» Андрей Черкасов. – Мы надеемся: результаты будут интересными, и нам будет, о чём потом вам рассказать».
Изучать историю Дальнего Востока на примере раскопок
острога будут студенты и школьники из Амурской области, а
также студенты из Москвы. Для них планируют организовать
специальную программу обучения и культурные мероприятия. К
работе приступят 1 июля. Чуть позже присоединятся
специалисты и волонтёры из Франции. Закончить раскопки
планируют к середине августа.
Справка со страницы «Города и остроги земли Сибирской»:
В 1671 г. иеромонах Киренского Свято-Троицкого монастыря Гермоген основал небольшую Спасскую пустынь. Вместе с собой Гермоген привез икону Божьей Матери «Слово плоть бысть», называемую с тех пор Албазинской. Размеры монастыря были очень скромными, что не удивительно - за недолгое время своего существования он просто не мог развиться в масштабный духовный центр. В 1681 г. албазинский казак Иван Коркин сообщил, что «старцов де в той пустыни четыре человека и хлеб пахали на себя наемными людми. И в той же де пустыни простроены две мельницы и от тех мельниц помол…». Спасская обитель сгорела во время первой осады маньчжурами Албазина. Известно, что первый и последний настоятель Гермоген во время осады и сосланный старец Соловецкого монастыря Тихон первыми посоветовали временно сдать крепость, чтобы свободно вернуться в Нерчинск. Маньчжуры, по-видимому, оценившие высокие боевые качества албазинских казаков, предложили им перейти на свою сторону. Предложение приняло всего 25 человек во главе со священником Воскресенской церкви Максимом Леонтьевым, который в тяжелую минуту решил не оставлять свою паству, а затем и основал первую церковь в Пекине. На этом известная история Албазинского Спасского монастыря для нас пока заканчивается.
Еще в середине XIX в. русский путешественник и исследователь-энциклопедист Р. Маак пытался обнаружить место, где располагался Албазинский Спасский монастырь: «Название этой речки происходит от построенного здесь в 1671 году казаками монастыря, во имя Спаса Всемилостивого. Сколько мне известно, название Монастырка нигде не встречается в древних рукописях». С конца XIX в. место, где располагался Спасский монастырь принято относить к устью реки Ульдегич. Но более точно определить её местонахождение смогут только новые археологические и архивные данные, в первую очередь неизвестные раннее материалы фондов Сибирского приказа, Нерчинской избы и портфелей Г.Ф. Миллера.