Перефразируя известный лозунг, вполне можно сказать, что из всех искусств для малышей важнейшим является мультипликация. И, как любой продукт, предназначенный для детского питания, мультфильмы тоже должны быть качественными. А чем измерить качество того или иного фильма? Как оценить питательность мультипликационного продукта?
Фото: photosight.ru, М. Псарев, Коллаж: rusbatya.ru |
Во-первых, задача эстетическая. К идее прекрасного человек должен приобщаться с пеленок, и в мультфильме, как и в человеке, все должно быть красивым. Он должен радовать глаз. В нем должна звучать хорошая музыка, должны петься хорошие песенки на добротные стихи и в добротном же исполнении.
Во-вторых, это задача этическая, нравственная, как бы наивно это ни выглядело. Ведь для дошкольника именно мультяшные герои, наряду с книжными, являются одним из источников получения первых представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо.
С обеими задачами превосходно, с перевыполнением на много процентов, справлялись и до сих пор справляются мультфильмы советского периода. С современными мультипликационными работами, к сожалению, дела обстоят несколько хуже.
Кадр из м/ф "Лунтик" |
К сожалению, этим – быстрой сменой кадров – иногда злоупотребляют даже создатели детских передач, не говоря уже о программах для взрослых и рекламе. Не очень понимаю, честно говоря, сути этого приема. Заставить человека влипнуть в телевизор, пытаясь удержать в голове развитие действий? Способ запрятать двадцать пятый кадр?
Но вернемся к Лунтику. Сюжет каждого фильма развивается довольно динамично, герои сплошь положительные, из злодеев в наличии только две гусеницы. Да и то: не всегда они устраивают пакости по злому умыслу, иногда просто по неосторожности или по глупости, и к концу серии они непременно раскаиваются. Герои много времени проводят на свежем воздухе, играют, рукодельничают, помогают взрослым, решают свои детские проблемы, учатся разнообразному взаимодействию друг с другом и со взрослыми. Образцовые дети, словом! В конце каждой серии звучит мораль, ни в одной серии нет ничего страшного, что могло бы напугать юного зрителя.
В общем, мультфильм был бы идеальным для детского питания, не будь он так топорно нарисован.
Компьютерная графика – бич сегодняшней мультипликации, на мой зрительский взгляд. Несомненно, новые технологии позволяют делать более яркие картинки гораздо более быстро, чем в прошлом. Нет нужды в дотошной прорисовке десятков тысяч кадров. Но из изображения ушла жизнь. Компьютерные герои схематичны до дальше некуда. Никаких деталей, примитивная мимика персонажей, скудная пластика. Не будучи специалистом, трудно, конечно, рассуждать о преимуществе той или иной техники исполнения работы, но как простой зритель утверждаю: компьютерная графика погубила отечественную мультипликацию.
Похожим на «Лунтика» мне кажется старый западный сериал «Смурфы», который в последнее время частенько показывают по детским телеканалам. Добрые синие существа, снабженные, в лучших традициях классицизма, каждый единственной чертой характера. Ворчун, Знайка – напоминает кое-что, не правда ли? Один-единственный злодей на весь мультфильм, которому, как Волку в «Ну, погоди!», никак не удается поймать и уничтожить хотя бы одного смурфа и который всегда бывает посрамлен в конце серии.
Кстати, если вспомнить западные мультфильмы, то, на мой взгляд, тенденция наблюдается примерно одна и та же в сравнении с нами. Чем мультик старше, тем он красивее. Вспомните, например, старые добрые диснеевские шедевры. «Белоснежка и семь гномов», «Алиса в стране чудес» и другие. А что дальше? А дальше – «Том и Джерри» с бесконечными ударами наковальней по голове и молотком по пальцам. Американцы, возможно, из этого продукта уже выросли, но его и подобные продолжают показывать нашим детям!
Кадр из м/ф "Барбоскины" |
«Машу и медведя», пожалуй, стоит поругать отдельно. Это типичный представитель – как выражались в советское время на уроках литературы – так называемого современного семейного мультсериала. Что такое семейный мультфильм в понимании сегодняшних мультипликаторов? Это фильм, который одинаково интересно смотреть и взрослым, и детям.
Что в детский мультфильм можно вставить такого, что заинтересовало бы взрослых? Авторы рассуждают примерно следующим образом. Во-первых, знакомая музыка. Во-вторых, понятная взрослому человеку шутка или цитата. Вот, например, мультфильм «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», который тоже задуман как семейный. Злодей Колыван, в буквальном смысле отфутболив Змея Горыныча с помощью куриной ноги избушки, командует, имея в виду верблюда: «А теперь горбатый! Я сказал, горбатый!». Взрослым смешно, а ребенку тоже смешно заодно, хотя цитату он, конечно, не опознает. Ну и, в-третьих, реверанс в сторону взрослого зрителя можно сделать и изобразительными средствами. Так, в той же «Маше и медведе» в нескольких эпизодах появляется медведица. И такая она ммм… фигуристая, настолько недвусмысленно медведь заигрывает с ней… Сомневаюсь в этической и эстетической ценности таких кадров. Не могу себя назвать ханжой или пуристом, но, как мы помним, детям – все лучшее… Также весьма эротичен, если не сказать похабен, танец девушек в «Добрыне Никитиче».
Медведица из сериала "Маша и Медведь" |
С другой стороны, историческая канва берется упрощенно, поверхностно. А если быть точными, то нужно сказать, что от былинных героев остались, пожалуй, только имена. И сами фильмы напоминают по композиции западные. Болтливый конь Юлий из «Алеши Поповича» и, например, ослик из «Шрэка» – просто близнецы-братья. Грустно понимать, что, имея более чем полувековую историю отечественной мультипликации, современные производители предпочитают использовать кальки с западных образцов. Вопрос моды? Или вопрос уровня масс-культуры, на который они ориентируются?
Ведь до сих пор душа радуется, когда видишь замечательные советские мультфильмы. И многие из них, кстати, говоря, вместе с детьми смотрят и родители, хотя скабрезностей и острых цитат отродясь в этих работах не водилось. Просто все дело в том, что классика – она и есть классика, она открыта любому возрасту.
Во-первых, они красивые. Вспомните переливающийся свет в «Аленьком цветочке». Плавность движений в «Сказке о мертвой царевне» и других старых, пятидесятых годов, мультфильмах. По-настоящему красивые работы истинных художников. Какая тщательность работы в каждом кадре!
Кадр из м/ф "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" |
Кадр из м/ф "Аленький цветочек" |
Так же можно восхвалять и музыкальное оформление советских мультфильмов. Знаете ли вы, что для работы над фильмом всегда приглашался настоящий оркестр, даже если музыки, по замыслу создателей, должно было быть совсем немножко?
А что сегодня? Случайно включив телевизор и попав на подборку старых мультфильмов, испытала почти физическую режущую боль в ушах. Из-за малопонятного конфликта по поводу права собственности массу старых советских мультиков переозвучили. Работа, с одной стороны, проведена была добросовестно: до междометия, до единой нотки все было соблюдено. Но это уже не те голоса и не та живая музыка. Все насквозь компьютеризовано, и фильм поражает диссонансом между красивой картинкой и уродливым звуком.
В-третьих, если продолжить разговор о красоте фильма, нельзя не упомянуть различные техники исполнения, которые широко раньше использовались. Нарисованные. Кукольные. А пластилиновые работы Александра Татарского! А Гарри Бардин, который использовал самые, казалось бы, неподходящие для мультфильмов материалы! Хотя его работы, надо сказать, скорее для взрослых, но это и замечательно, ибо не всякий ребенок оценит важность фактуры в реализации режиссерского замысла. А что сегодня? Убогая компьютерная графика – и только.
И, наконец, в-четвертых. Старые советские мультфильмы всецело и безоговорочно добры. Они взывают к самым лучшим чувствам. Над «Ежиком в тумане», например, и сегодня всплакнуть можно, и это не единственный трогательный мультфильм. Они несут ребенку самые правильные, самые безусловные этические принципы. И даже если бестолковый Волк, гоняясь за Зайцем, то и дело попадает впросак, все равно это выглядит не так жестоко, как в «Томе и Джерри». Добро всегда побеждает зло, сказка всегда кончается хорошо. И если на диске написано «Сборник советских мультфильмов», его можно смело включать ребенку, не боясь, что он увидит там «что-нибудь не то».
Конечно, вырастить ребенка в культурной изоляции от остального современного бескультурья трудно. Если не сказать невозможно. Но все же, если человек вырос на эстетически благоприятной почве, он рано или поздно научится сам отличать красивое от некрасивого. Поэтому я и предпочитаю советские мультфильмы в любое время суток.
Примечание ред.: В заголовке использован перефраз слов Воланда из романа «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова, обращенных к буфетчику театра Варьете Андрею Фокичу Сокову: «Чашу вина? Белое, красное? Вино какой страны вы предпочитаете в это время дня?». Шутливо-иронический комментарий к попытке угостить кого-либо вином, как будто его разнообразные коллекции и «собственные погреба» и в самом деле существуют. (Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003.)
данная статистика означает выбор прежде всего пр признаку качества товара
/
Необязательно. Также это может быть
1) лень. Что показывают в кино - то и смотрят;
2) желание увидеть что-нибудь новое. Большинство взрослых все прекрасные советские мультики уже видело, а новые (обращаю ваше внимание: не только американского, но и российского производства) - ещё нет.
Скажите откровенно, Геннадий, вы считаете советские мультики плохими и некачественными? Не нужно ориентироваться на выбор общественности, интересно узнать лично ваше мнение.
Для фыва: лично меня "Ежик в тумане" не пугал совсем. И вообще, есть такое понятие, как "мультфильмы для взрослых".
А про упомянутый Вами мультсериал "Если бы я был моим папой" я впервые слышу.
Вы, например, любите пить вино, какое вино при возможности выбора выберите к употреблению: хорошее или прокисшее или сивушное? Так и с мультиками - если миллионы российских детей и некоторых не очень занятых по жизни взрослых выбирают для праздного времяпровождения просмотр американских мультфильмов, то при всей толерантности к Вашему пристрастию, данная статистика означает выбор прежде всего пр признаку качества товара. Думаю, не стоит оправдывать свою точку зрения, делая всех вдруг ставшими идиотами и пускать дым про "современное бескультурье": откуда оно взялось если все, вроде Вас, в советское время были принудительно (безальтернативно) воспитаны на советских "добрых" и "красивых" мультиках?
Искусство это, среди прочего, и символика времени, т.е. оно несет на себе отражение действительности, которая объективна, а значит выходить за рамки однозначной субъективной оценки: другого нет и поэтому надо или принимать или не принимать существующее искусство, причем по более глубокому критерию, чем Ваши "красиво, технично, трогательно".
Проводить сравнение разновременных искусств логически глупо - наркоман пишет шедевр: наркоман-личность отвратителен, а картина всех восхищает, языческое искусство греков представлено во всех музеях мира, а ведь это ода идолам и т.п.
P.S. Я не брала в счет всех детей, есть и те кто очень любят наши сказки, и те кто плачет и пугается от иностранных страшилок.