Москва, 22 августа 2012 г.
«Удивительно, как на стыке абсолютно неблагоприятных для жизни условий и горячей веры рождается духовный подвиг человека, — отметил Святейший Владыка. — Собственно говоря, в этом нет ничего неожиданного. Любой подвиг рождается на грани "могу" и "не могу". Так уж мы устроены, что не доводим себя до этой грани. Мы всегда оставляем большое расстояние между этими "могу" и "не могу". А подвиг там, где нет расстояния, где "могу" и "не могу" сливаются воедино. Там прорыв, там точки роста, там подвиг, там героизм, любой героизм — и духовный, и светский».
«Я не говорю о духовной стороне жизни, — добавил Священноархимандрит Соловецкого монастыря. — Каждый понимал, что здесь быть монахом труднее, чем в любом другом месте, что здесь действительно смыкаются эти "могу" и "не могу" в едином порыве, в личности каждого человека и всей монашеской общины».
«Не могу себе представить, что сделали бы американцы, героизируя нечто подобное в истории Америки, — продолжил Святейший Патриарх. — Сколько фильмов было бы поставлено, сколько книг было бы написано, сколько героев бы появилось вокруг этой темы!»
«У нас с вами нет ни фильмов, ни героев, ни памяти, и даже денег на реставрацию еще не хватает в полной мере», — констатировал Предстоятель.
«Сегодня восстановление Соловков — это архиважная задача для государства и для Церкви уже только потому, что это шедевр, это памятник мужеству и духовной силе наших предков. Наша общая святая задача — восстановить обитель, таким образом организовать жизнь поселка, чтобы все это соответствовало величию сего места, чтобы здесь не появлялся новострой, который колол бы глаза своей безвкусицей, чтобы все здесь, с одной стороны, способствовало жизни людей, но, с другой стороны, укладывалось в этот замечательный духовно-исторический контекст», — заключил Святейший Патриарх Московский и всея Руси.