Интервью Предстоятеля Русской Православной Церкви телеканалу «Россия»

Видео

Источник: Патриархия.ru

9 сентября 2012 года на телеканале «Россия» было показано интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла журналисту Дмитрию Киселеву.

— Ваше Святейшество, Церковь столкнулась с настоящей агрессией. На мой взгляд, это проявление более широкого явления — аномии. Аномия — термин, который ввел французский философ, основатель социологии Эмиль Дюркгейм еще в позапрошлом веке. Это ценностный вакуум, отсутствие точек опоры. Вам не кажется, что наше общество стоит на пороге этого явления либо частично уже погрузилось в такое состояние?

— Если в двух словах сказать о том, что происходило и еще происходит в плане агрессии против Церкви, то явление это, конечно, не случайное. Меня не покидает мысль о том, что это некая разведка боем. Надо проверить, насколько все-таки глубока вера и приверженность людей Православию в России. Многие ведь уже давно похоронили всякую способность нашего народа, по крайней мере, большинства народа к самоорганизации, к защите каких-то ценностей, к защите своей позиции. Не буду цитировать оскорбительные заявления в адрес нашего народа некоторых людей, которые считают себя креативным классом, но это пренебрежительный взгляд сверху вниз. Вот, наверное, и наступило такое время, особенно после того, как все вы видели то, что произошло в связи с принесением в Россию Пояса Богородицы. Мы же помним, какая была реакция на эти миллионы людей, что пришли в храм. Видимо, пришло время проверить: а действительно ли наш народ привержен вере? А способен ли он ее защитить? А способен ли он вообще что-то защищать? Вот и произошли эти провокации.

Сегодня, я думаю, все те, кто затевал эти провокации, убедились в том, что перед ними не безликая масса тихого, аморфного большинства, а народ, который способен защищать свои святыни.

— Но ведь эта агрессия не только против Церкви. Это агрессия против любых ценностей вообще. Церковь — не ценность. Жертвы НКВД — не ценность. Человеческая жизнь — не ценность. История — не ценность. Вообще, антиценностный протест. Вот что не просто огорчает, возмущает, но приводит кого-то в уныние, а кого-то в ярость…

— Совершенно верно. Но еще следует добавить, что это агрессия против нашего культурного ядра, против нашего цивилизационного кода. Понятие святыни всегда занимало центральное место в жизни народа. Отсюда же пошло понятие Святая Русь — не потому, что у нас храмов было много, а потому что доминантой жизни была святость и понятие священного. Именно в это сердце, в эту доминанту нанесен удар.

Вместе с тем Вы правы. Речь идет о вызове ценностному измерению жизни. Вот Вы вспомнили Дюркгейма, но ведь он обращал большое внимание на нравственное состояние общества, он говорил, что нравственность — это обязательный минимум и это суровая необходимость. Это некий хлеб жизни для общества, без чего общество распадается, и он ведь совершенно прав. Нельзя считать — а ведь многие сегодня на этом настаивают, отрицая важность нравственного измерения в общественных отношениях, — что главным является право, что право удерживает людей в некоем сообществе. А что стоит за правом? Угроза наказания. Мы все вместе, потому что если мы будем нарушать правила общежития, — накажут. А нравственность — это внутренний посыл к общежитию. Это духовная скрепа, соединяющая людей. Это действительно ценностное фундаментальное понятие, без которого распадается человеческое сообщество.

И здесь вот о чем я хотел бы сказать. Люди, которые вообще отрицают Бога, считают, что нравственность — это привходящее явление, культурное явление. Меняется культура, меняется контекст, в котором живут люди, — меняется нравственность. На самом деле это не так. Вот сегодня — кажется, уж все силы брошены на то, чтобы раскачать нравственные основы жизни народа, а ведь не получается. Посмотрите, что говорит статистика, причем разные социологические организации утверждают: абсолютное большинство наших людей не принимает кощунство. Процент людей, которые одобряют кощунство, — в рамках социологической погрешности. Абсолютное большинство нашего народа выступает за законы, которые ограничивали бы распространение греха. О чем это говорит? О том, что нравственное чувство живо в людях.

— Ваше Святейшество, одна из точек агрессии — это обвинения Церкви в сращивании с государством. Как Вы отвечаете на подобные выпады?

— Отвечаем одним словом — это миф. Миф, созданный специально. Ведь Церковь нужно атаковать с какой-то мировоззренческой позиции и эту мировоззренческую позицию нужно создать. Вот сегодня и создается миф о сращивании, о клерикализации нашей жизни. Для чего? А для того чтобы показать, что через это сращивание Церковь претендует на управление вашим сознанием, вашей волей. Это некая псевдоидеология, которая приходит на место коммунистической идеологии. А из этого делается вывод: Церковь опасна с точки зрения свободы, она будет порабощать ваше сознание.

А теперь перейдем к «разбору полетов». Итак, сращивание. У нас ведь есть Основы социальной концепции Русской Церкви. Журналисты, перед тем как распространять этот миф, просто взяли бы эту книжечку и посмотрели, что говорится на тему отношений Церкви с государством. Церковь защищает свою автономию. Церковь считает, что только свободная Церковь имеет возможность духовно влиять на людей, что всякое сращивание, всякая клерикализация архиопасна для проповеди. Мы же проходили через все это в дореволюционное время. Там было сращивание, но не по вине Церкви, а по вине государства, которое оккупировало Церковь. Итак, нет ни одного документа, ни одного заявления, ни одного слова Патриарха, на основании которых можно было бы сделать вывод о сращивании.

Откуда же все это возникло? А вот откуда. За последние двадцать лет та самая Церковь, которую обвиняли в бездействии, в неспособности осуществлять миссию в современном мире, достигла очень больших результатов в просвещении нашего народа. Наш народ становится православным. Сегодня перед нами в храмах, даже чисто визуально, во время пасхальной службы, во время больших праздников, — другой народ. Это люди среднего возраста, мужчины и женщины, с детьми на руках, это молодежь, это дети, это пожилые люди — это наш народ.

Так вот, теперь давайте скажем, как должен себя вести верующий политик, член Православной Церкви, если он вступает в диалог с Церковью. Он что, должен всячески дистанцироваться от своих убеждений? Он разговаривает с Церковью как сын Церкви. Он вступает в доброжелательный диалог с Церковью. Почему мы должны из одного факта, что президент или премьер-министр один или два раза в год молятся вместе с Патриархом, делать вывод о сращивании? И почему мы должны лишать этих людей, которые являются верующими, права помолиться, в том числе вместе со своим Патриархом? А ведь одна это картинка возбуждает нездоровые чувства у тех, кто не желает усиления Церкви в нашем обществе.

Еще одна картинка, которую представляют наши противники, чтобы доказать сращивание: Патриарх на базе атомных подводных лодок в Вилючинске. И что? А почему не делается вывод о сращивании Церкви с американским государством, когда нам показывают капелланов в Афганистане? Почему не возникает вопрос о сращивании, когда в регулярных войсках почти всех европейских стран на профессиональной основе работают капелланы? Патриарх приехал по приглашению военных моряков, чтобы сказать им слова признательности. Он приехал к своей пастве, потому что большинство моряков — верующие люди. Какое же здесь сращивание? Это, если хотите, пастырский, миссионерский визит. А народу представляют картинку и говорят: «Посмотрите, какое сращивание».

Здесь подмена понятий. Не сращивание, а христианизация нашего общества — вот что пугает наших оппонентов. Вот откуда, как говорится, рога растут. Страх перед тем, что Православие, которое было практически разрушено в советское время, за 20 лет сумело вернуться в жизнь своего народа. Конечно, еще не так, как нам бы хотелось, но, может быть, вся эта шумиха и поднимается для того, чтобы нас остановить. Хочу сказать: не остановит.

— В конце лета состоялся Ваш визит в Польшу. В какой степени удалось уврачевать раны, доставшиеся нам из далекой истории?

— Во-первых, об истории и современности. Наверное, нет двух других европейских народов, над которыми бы так тяготела история и которые бы так сознательно посыпали солью раны, нанесенные в истории, отравляя отношения, которые сегодня имеют место. Мы знаем, что каждая из сторон ведет тщательный учет всех прегрешений другой стороны, каждая из сторон пытается подвести некое сальдо — то, что в остатке, каждая из сторон утверждает: «на моей стороне плюс, а на другой — минус, то есть другая сторона принесла мне больше страданий, чем я ей». И я не уверен, что этот подход удастся изменить, сколько бы ученые ни изучали историю. А что это означает? Это означает, что мы до бесконечности должны посыпать эти исторические раны солью? Мы постоянно должны их бередить? А может, следует найти какой-то новый подход ко всему тому, что происходило и происходит в наших отношениях? Ведь два народа исторически живут вместе. Так Бог повелел, чтобы мы всегда жили вместе. Как соседи и как люди, разделяющие христианские ценности, неужели мы не можем построить иную основу наших отношений?

И вот возникла идея сказать историкам: «Забирайте все исторические проблемы, а мы хотим начать новую страницу в наших отношениях». Но ведь должен быть некий акт примирения. В диалоге с Католической Церковью Польши, который длился три года, мы договорились о том, что ключевым словом в этом акте примирения должно быть слово «прости». Мы просим друг у друга прощения — как христианские общины, как христианские народы, исполняя волю Самого Спасителя. Мы хотим в наших двусторонних отношениях продемонстрировать нашу верность Христу, нашу верность евангельским ценностям, ибо во имя этой принадлежности к евангельским ценностям мы испрашиваем друг у друга прощения.

И что вы думаете? Когда я приехал в Польшу, я был поражен, с каким энтузиазмом польский народ откликнулся на совместное послание двух Церквей народам России и Польши. Конечно, всегда есть какая-то оппозиция, но это была микроскопическая оппозиция. Само послание было подписано мною и митрополитом Иосифом Михаликом, который является председателем Конференции католических епископов в Польше, в символическом месте — в королевском дворце. И я глубоко убежден, что сегодня созданы мировоззренческие и психологические предпосылки для того, чтобы окончательно перевернуть тяжелую страницу, на которой написаны взаимные обвинения, пришедшие к нам из прошлого, и начать новую страницу в отношениях двух христианских народов, перед которыми стоят одинаковые вызовы, связанные с разрушением христианской культуры в Европе, с отказом от христианских нравственных ценностей, о чем в этом послании ясно сказано. Мы выступаем с одних и тех же позиций, защищая ту самую нравственность, о которой мы с Вами говорили в контексте прозорливых слов основоположника социологии.

— Ваше Святейшество, 4 ноября исполнится ровно 400 лет со дня изгнания поляков из Москвы. В России это национальный праздник, и он будет широко отмечаться. Можете себе представить текст поздравления из Варшавы?

— Могу. Сейчас могу — так, как могу себе представить и послание из Москвы в Варшаву по поводу восстановления независимости и территориальной целостности Польши. Дело в том, что если сняты психологические проблемы, если люди входят в состояние примирения друг с другом, то все эти акции вполне возможны. Но я хотел бы обратить Ваше внимание вот на какое обстоятельство: празднование победы русского оружия не означает торжества над врагом. Мы празднуем нашу победу, а не их поражение, не их военную неудачу, ведь настоящий воин всегда испытывает уважение к достойному противнику. Так же и празднование четырехсотлетия нашей победы и окончания Смутного времени не означает непочтительного отношения к другой стороне, и еще раз хочу сказать: это никак не связано с торжеством над их неудачами.

— Ваше Святейшество, спасибо Вам!

Источник: Патриархия.ru

10 сентября 2012 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Мария13 сентября 2012, 23:09
Слава Богу за всё! Спаси Господи Патриарха Кирилла.
Николай12 сентября 2012, 16:40
Многая и благая Лета!
Сергей12 сентября 2012, 13:14
Большое спасибо, Ваша пастырская мудрость, как всегда, хорошо помогает! Спаси Господи!
Ольга11 сентября 2012, 16:27
Добрый день.
Как жестко сказано о дореволюционной церкви. Тяжело это слышать.
Да, действительно, тогда цари давали и земли и храмы, и монастыри строили. На простые пожертвования церковь в России так бы не процветала. Потому, что цари были глубоко верующие, помазанники Божии, водимые Духом Святым. И русский народ, какой бы он ни был, и какие бы цари не были (все спасались) жили, "как у Христа за пазухой". До орпределенного момента, когда был предан Царь-батюшка!
А сейчас хотят отделить земли церковные от государства, но это смешно... Никто не позволит. Будут налоги собирать, как с любого бизнес-проекта. Что-то в скором времени будет?

Про поляков. Мы их сюда, на наши земли, не звали( а, может, кто и звал?). Мы именно празднуем победу над врагом! А насчет прощения: Бог простит - и мы простим.
Валентина11 сентября 2012, 13:00
Спасибо за интервью, каждая встреча с Патриархом дает силы, утешение, спаси Вас Господи.
Инна К.11 сентября 2012, 00:56
Константину:
Согласна. У кого есть какие странички, сайты и проч. в интернете, хорошо бы распространять. Я завела себе раздел на одном из интернет-сайтов, выкладываю православные материалы. Пусть хоть на несколько человек больше, но узнают.
Дмитрий10 сентября 2012, 22:47
Спаси и сохрани Господи нашего златоустого патриарха! Он современный златоуст.
Дмитрий10 сентября 2012, 22:44
Слава Богу за нашего патриарха! Спасибо и братьям и сестрам за комментарии от которых тоже светло и радостно на душе.
Леонид Дмитриевич.10 сентября 2012, 20:30
Благодарность Патриарху за интервью и очень жаль,что наша Церковь Православная мало представлена в эфире телеканалов.Нужно разговаривать с нами,объяснять и разъяснять людям позицию Церкви на любые проблемы и Слово Божье нести с телеэкранов.И не только Патриарху,но и главам митрополий и рядовым священникам.Всем миром Православие возрождать надо.Это фундамент дома нашего,его основа.Это будущее детей наших и внуков.Есть в Вельском районе,Архангельской области древнее поселение Пакшеньга,где проживает около семисот человек народу.Раньше был колхоз-миллионер,,Россия,,-теперь напрочь уничтоженный и всеми брошенный захолустный российский угол.По Милости Божьей предложили всем миром построить там небольшой Храм В честь Святой Блаженной Матроны Московской.Как же люди-то воспряли и с каким благоговением и уважением встретили Благочинного Вельского округа,который приехал на молебен впервые за последние восемьдесят лет. Сто шестьдесят взрослых и детей окрестили за месяц.Люди в глубинке нуждаются в пастырском руководстве,ждут Слова Божьего и искренне верят В Бога и радуются ,им только помочь нужно немного веру эту истинную поддержать.И Храм свой они построят обязательно и землю-матушку снова будут обрабатывать и лелеять.Спасет нас только Вера в милость и помощь Божью,а она у народа есть. С уважением,Леонид Дмитриевич.
Павел10 сентября 2012, 18:15
Раньше как-то было можно не просто отправить ссылку текстовую к себе на страницу "вКонтакт", а сделать типа превью, т.е. более наглядно. А сейчас на какую кнопку надо нажать?
Ефимова Татьяна10 сентября 2012, 17:03
Очень рада узнать об интервью с Патриархом Кириллом на одном из центральных каналов.Это бальзам на душу: так хочется,чтобы побольше конструктивных, полных добросердечности и незлобия речей и поступков показывалось, озвучивалось и обсуждалось на полях центральных изданий и телеканалов.В этот же день (вернее,ночь) на канале "Россия1" Владимир Соловьев "открыл" новый политический сезон. Были приглашены разные люди, но впервые за последнее время были высказаны такие конкретные и недвусмысленные слова в поддержку Православной Церкви не только отдельными личностями, но и нашими депутатами и самим ведущим. Кажется, люди перестали "стесняться" и отмалчиваться. Слава Богу, народ просыпается! Отдельное спасибо Патриарху за Совместное Послание: дух покаяния и примирения как раз и должен исходить от Церкви.Служение Патриарха Кирилла тому наглядный пример. Ангела всем Хранителя и помощи Божией!
Михаил10 сентября 2012, 16:53
Как хорошо что появилась текстовая версия, прочел с большим удовольствием.
Роман10 сентября 2012, 16:26
Все верно,народ не желает жить по новым меркам и будет защищать Православие.Большинство молодежи понимает что нельзя отказываться от Веры и культуры своего народа!!!
Наталья10 сентября 2012, 15:15
спасибо за интервью, храни, Господь, нашего Патриарха.сегодня с горечью прочла о том, что на него подан иск в суд. смех, да и только. терпения и мужества Вам, Ваше Святейшество!
Мурат10 сентября 2012, 14:34
Посмотрев фильм "Растление" Галины Царевой, я понял почему либералы атакуют Православие. Я - коммунист и мой долг защищать Православие. Потому что православие скрепляет наши народы как и 9 - Мая.
Константин10 сентября 2012, 12:16
Желательно распространить это интервью как можно шире. К сожалению, злые люди имеют много каналов в Интернете. Но ведь количество православных и честных людей больше!
виктор10 сентября 2012, 12:00
спаси ГОСПОДИ
Василий10 сентября 2012, 11:30
Прочел, не перестаю удивляться уму и прозорливости нашего патриарха. Как правильно расставлены акценты. О примирении с Польшей мудро сказано.
Елена10 сентября 2012, 11:14
я взрослая женщина...но после этих слов почувствовала себя маленьким ребёнком которого утешили и вытерли слёзы...
Максим10 сентября 2012, 10:31
Спасибо за текстовую версию. Очень интересное интервью. Побольше бы таких разговоров.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×