Мои две встречи с возрожденным Святогорьем: у колыбели и в год совершеннолетия

Однажды, году в 1987-м, 1988-м или 1989-м, мой дед принес мне из книжного магазина сборник научных статей под названием «Памятники русской архитектуры и монументального искусства: города, ансамбли, зодчие» (Москва, 1985). Указанные годы были временем пробуждения во мне глубокого – но еще юношеского – интереса к истории, православным монастырям и храмам. Дедушка одобрительно относился к этому и старался порадовать соответствующими тематическими пополнениями для домашней библиотеки. В сборнике оказалось много интересного. В четверку статей, обративших на себя внимание в первую очередь (из одиннадцати), входила публикация В.И.Плужникова «Пещерные монастыри на Дону и Осколе». Интересуясь монастырями, я питал особую сердечную привязанность к тем из них, история которых была связана с пещерами.

В описываемые годы, помимо пещер Киево-Печерской Лавры, происходило мое знакомство с пещерами других святых мест: очно – киевских урочищ «Церковщина» и «Китаево», Свято-Троице-Ильинского Черниговского монастыря, а по книгам – Псково-Печерского монастыря и города Любеча. Публикация Плужникова подарила знакомство с новым «созвездием» пещерных святынь. После первого чтения в памяти отложились детали: эти монастыри отличаются тем, что устроены в меловых скалах, образуют региональную группу и обязаны своим рождением определенным историческим обстоятельствам, первым из которых стало переселение в эти места выходцев из Украины, стремившихся уподобить свою новую «малую родину» Киеву.

Сегодня работу Плужникова упоминают большинство исследователей, пишущих о пещерных монастырях на исторических землях Руси. Для меня же эта статья явилась прологом к пути в Святогорье. Почему? Ведь Плужников не включил в свой «реестр» Святогорские меловые пещеры!

А потому, что в 1992 году, познакомившись с другим исследователем пещер – Тимуром Анатольевичем Бобровским, который изучал историю киевских пещерных монастырей, – я увидел в его трудах интересный тезис о «пещерных регионах», т.е. группах пещерных памятников в разных частях Восточной Европы. Группа описанных Плужниковым монастырей относилась как раз к одному из них. А Святогорье, которое мне довелось впервые увидеть в том же году, является, так сказать «флагманом» в той Доно-Оскольской «эскадре» (хоть стоит он и по другую сторону нынешней украино-российской границы, во времена рождения данного «пещерного региона» все его звенья территориально принадлежали России).

Святогорская Лавра, вид на Северский Донец
Святогорская Лавра, вид на Северский Донец
Встреча первая

Во второй половине лета 1992 года моя мама и отчим решили осуществить поездку в одно из мест, где прошло его детство – город Славяногорск близ райцентра Славянска Донецкой области: посетить дорогие сердцу места, навестить дальних родственников. «Там есть красивый пещерный монастырь в меловой скале», – отметила мама, сказав о предстоящей поездке. Сразу вспомнилась статья Плужникова, и было радостно: до сих пор я видел только пещеры в песчано-глинистой породе (Киев и Чернигов) или известняке (Крым), но не в мелу, – а теперь открывалась возможность увидеть, так сказать, «третью» по типу «плеяду» пещерных обителей!

В разных заботах не было времени сопоставить по карте «адреса» Плужникова с координатами Славяногорска. Поэтому первый взгляд на обитель меня слегка озадачил. С приближением к Северскому Донцу, напротив монастыря панорама святыни открывается не сразу. И вот, увидев в «зазорах» меж крон прибрежных деревьев еще только часть мелового утеса на той стороне реки, я поймал себя на мысли: «На фото у Плужникова нет ни такой высоты, ни «посаженной» на скалу наземной церкви». В то же время, неведомый мне прежде монастырь «обещал быть» более «оригинальным»: в скале зияло несколько этажей пещерных окон. Когда взору предстала вся панорама, то ее своеобразие превзошло даже эти новые ожидания.

Уже не вспомню точной последовательности всех эпизодов знакомства с обителью, но их было три: первая встреча с насельниками, вечернее богослужение в Успенском соборе и экскурсия по пещерам. Из предварительных рассказов отчима я узнал, что в советские годы на территории монастыря устроили здравницу для рабочих Донбасса. Войдя в пределы обители, увидел все признаки функционирующего дома отдыха. Путем расспросов выяснил, что здесь работает также музей-заповедник, и началось возрождение действующего монастыря.

Впервые кратко пообщаться с насельниками обители довелось в Успенском соборе, в бывшем «фойе» между северным входом в храм и внутренним «ядром» здания. Здесь следует пояснить, что собор представлял из себя в то время…

Построенный в 1858-1868 годах на смену более раннему – ветхому – главному монастырскому храму, он при закрытии обители в 1922 г. был переделан в театр Дома отдыха: с куполов сняли кресты и маковки, в интерьере разобрали престолы и иконостас, уничтожили часть росписей, в алтаре устроили сцену. Несколько позже театр реконструировали в многофункциональный Дворец культуры с кинозалом: между четырьмя внутренними опорными столпами храма встроили кирпичные стены, образовав таким образом зрительный зал (в главном нефе) и фойе (в боковых нефах и притворе); над зрительным залом сконструировали деревянное перекрытие (подкупольное пространство оказалось визуально «отрезанным» от нижней части интерьера), пилоны и потолок зала декорировали лепным орнаментом; в боковых нефах соорудили лестницы на второй этаж; в алтарных апсидах разместили артистические уборные и санузлы; для монтажа сценического оборудования среднюю апсиду сделали выше; к западной стене храма пристроили двухъярусную киноаппаратную с имитацией декора фасадов собора.

После Великой Отечественной войны здание отремонтировали, в 1970 году на верхнем этаже кинотеатра устроили балконы. В 1979-1987 гг. купола и фасады собора, а также уцелевшие композиции внутренней росписи в подкупольной части храма были отреставрированы по заказу Святогорского государственного историко-культурного заповедника (учрежден в 1980 г.), при этом – восстановлены маковки и кресты. Как отмечает в своей замечательной книге директор заповедника Владимир Дедов, «весьма щепетильным в тот период оставался вопрос о восстановлении крестов над сооружением, которое официально использовалось и именовалось как Дворец культуры»; однако, «весной 1985 г. кресты были позолочены и доставлены в г. Славяногорск. Монтаж был произведен в июне 1985 г.» (Дедов В.Н. «Святые Горы: от забвения к возрождению». Изд. 3-е, Донецк, 2006, с. 83-84).

Свято-Успенский собор, построен в 1868 году
Свято-Успенский собор, построен в 1868 году
Когда я впервые увидел Успенский собор, мне еще не была известна история его строительства, перестроек и реставрации. Поэтому не удивился тому, что на главах храма – кресты, а внутри – кинозал: еще своим отрочеством я «застал» эпоху, когда государство считало уже допустимым беречь исторический внешний облик самых известных храмовых сооружений, невзирая на «использование не по назначению». Обходя вокруг храма снаружи, обратил внимание на то, что со стороны алтарных апсид доносился негромкий шум воды в канализационных трубах и слабый запах клозета…

Насельников возрождаемой обители я встретил в бывшем фойе, у северных дверей собора. Фойе выглядело требующим капремонта – следствие того, что отсюда вывезли оборудование Дома культуры.

Насельники были за работой: что-то укладывали в мешки или вытаскивали. На лицах – радость, которую в 90-х годах можно было встретить у многих молодых участников возрождения православных святынь Украины: радость людей, открывающих для себя Бога и Его Церковь, счастливых причастностью к великому делу. Из краткой беседы с насельниками выяснил, что они здесь – считанные недели (позже узнал, что некоторые насельники – временные трудники, приехавшие на лето: потрудиться в святом месте).

Если быть точным, современная литература о Святогорской Лавре указывает такие даты в связи с возрождением обители: 19 января (Крещение) 1992 года на берегу Северского Донца состоялось первое богослужение, второе – 26 апреля (Пасха) 1992 года на паперти Успенского собора (по данным В.Дедова, «до мая шел процесс демонтажа оборудования Дома культуры»: цит. соч., с. 121), к июлю 1992 года – назначен исполняющий обязанности наместника о. Николай (в постриге Серафим), 14 июля 1992 года – и.о. наместника о. Серафим, казначей о. Силуан и послушники прибыли в обитель, 20 августа 1992 года – состоялась первая Божественная литургия в Успенском соборе.

Вечернее богослужение в Успенском соборе, на котором мне посчастливилось побывать, запомнилось тем, что проходило в кинозале, где уже отсутствовали зрительские сидения, но еще сохранялось «архитектурное убранство» времен Дома культуры. Одна из лоджий с правой стороны служила клиросом. В иноческой одежде было лишь двое: один – служил (сейчас, годы спустя, как я понимаю из литературы, это был о. Серафим), другой – управлял клиросом. Временным престолом служил деревянный столик.

В хоре выделялся голос сопрано, который многие песнопения исполнял в одиночку: было видно, что обладатель голоса – знаток богослужебного устава и берет на себя все то, в чем трудники-клирошане еще неопытны. Каково же было мое удивление, когда, внимательно понаблюдав за клиросом и не обнаружив никого, кроме регента и трудников, я понял, наконец (а при наблюдении издали и сзади это было непросто), что редкий дар принадлежит именно регенту – позже мне сказали, что его зовут о. Силуан (несколько лет спустя я встретил его в Киево-Печерской Лавре как паломника: по его словам, он к тому времени был назначен на служение в Закарпатье).

Пещеры Святогорской Лавры
Пещеры Святогорской Лавры
Экскурсию по меловым пещерам вел замечательный экскурсовод, сотрудник Святогорского заповедника. Он говорил с душой, цитировал на память многих известных авторов, посетивших Святогорье в XIX веке. Рассказал, между прочим, о себе, что когда приехал в Святые Горы жить и работать, то страдал стенокардией, а походив по горным тропам и многоярусным пещерам, – вылечился. Отметил он и тот печальный факт, что меловой утес с пещерами – «сегодня болен» (в аварийном состоянии), и не во все участки пещер разрешен проход: в частности, нельзя увидеть Северский Донец через окна в скале (а мне так хотелось, ведь подобного в Киеве не увидишь). Глубоко впечатлила история 17-летнего жития в Святогорских пещерах прп. Иоанна Затворника: прежде я не знал, что и в XIX веке в Украине кто-либо повторял подвиг древних преподобных Киево-Печерских (шел лишь третий год моего воцерковления, и в житиях подвижников благочестия я еще не был начитан).

Уезжал из Святогорья с глубокими впечатлениями: древность, сказочная красота ландшафта, особый воздух, размах архитектурного ансамбля, необычное расположение одного из храмов на вершине утеса с пещерами, расположение пещер НАД основной усадьбой монастыря, широкая известность обители в прошлом, – все это не могло не оставить в сердце благодарного следа!..

Было видно, что для полноценного возрождения святого места потребуется еще много сил, средств и времени, но так же в то время обстояли дела с абсолютным большинством православных святынь в стране. Мне пришла на ум интересная «параллель» с родным Киевом: в Киеве Лавра посвящена Успению Пресвятой Богородицы и делится на «Верхнюю» и «Нижнюю» территории, одна из которых сочетает в себе пещеры и храмы над ними, а слева от монастыря (если смотреть из-за Днепра) возвышается советский монумент Родины Матери; обитель в Святых Горах – также Успенская, делится на две больших усадьбы, расположенных на разной высоте над рекой, и при этом в одной из усадеб – пещеры (с той разницей, что пещеры здесь – в «верхней» усадьбе), а на горе левее (если смотреть из-за Донца) – советский монумент Артему.

А еще мне казалось, что я мог видеть Святогорье на фото в книге «Православные русские монастыри» (Санкт-Петербург, 1910), которую мне в 1989 году давал почитать один из первых насельников возрожденной Киево-Печерской Лавры – ныне здравствующий архимандрит Антоний (Новицкий). После того, как в 1993-м эту книгу переиздали репринтом, и у меня появился личный экземпляр, все подтвердилось – знакомый лик Святогорской пустыни оказался на странице 509...

Любовь на расстоянии

В середине 1990-х мне выпала честь составлять справочник по действующим монастырям Украинской Православной Церкви. Историю каждой обители я стремился изучать по первоисточникам, и тогда это было нелегко: новые книги о монастырях со ссылками на источники можно было пересчитать по пальцам, а в остальном приходилось читать дореволюционные издания в библиотеках, где книги на руки выдавались только кандидатам наук.

Когда пришел черед подробно изучать историю Святогорья, очень пригодилась литература, привезенная отчимом из новых его поездок – издания, подготовленные Владимиром Дедовым: фотоальбом старинных видов Святогорской пустыни с комментариями в виде цитат из произведений выдающихся подвижников и посетителей монастыря, а также посвященная Святым Горам монография Владимира Николаевича. Мне удалось приобрести и перепечатку книги Екатерины Жилинской «Святогорская Успенская общежительная пустынь» (Одесса, 1902). Из монографии Дедова было приятно узнать: в деле возрождения обители много нового – полным ходом идут реставрация и укрепление пещер, в пещерных церквах установлены иконостасы, удалены советские «переборки» внутри Успенского собора.

Овладевая знаниями о географии святынь Украины, все больше приходил к мысли, что если в сердце страны и на ее Западе есть Лавры, то на Востоке – монастырем, значение которого могло бы соответствовать такому высокому титулу, является именно Святогорская пустынь. Подумалось также, что с широким развитием паломничества из Киева в разные регионы Украины перспективным представляется маршрут в Святые Горы через Мгарский монастырь, Полтаву, Харьков и Изюм. На стыке последних лет ХХ и первых лет XXI века я с радостью встретил известие о появлении такого паломнического маршрута, а в 2004 году – о наречении Святогорской пустыни Лаврой.

Продолжая следить по книгам и прессе за тем, как возрождается Святогорье, ликовал, прочитав, что Славяногорск переименован в Святогорск, и что в экспозиции Святогорского заповедника создана диорама с макетом монастыря времен основания (меловой утес с еще целой древней вершиной и храмом внутри нее), и что решением Священного Синода Украинской Православной Церкви состоялось прославление целого сонма Святогорских подвижников в лике святых.

Еще в первые годы нынешнего века новые книги о Святогорье можно было увидеть в Киеве лишь в том случае, если кто-либо из твоих знакомых там побывал. Но позже в церковных лавках столицы стали появляться прекрасные фотоальбомы, свидетельствующие о том, как сильно преобразились Святые Горы: прежние, где немногие отреставрированные здания были «архипелагом» на фоне «поношеных» или еще ожидающих большого ремонта, – уступили место белоснежной сказке, достойной кисти художников Палеха! Очень хотелось вновь отправиться туда и «потрогать руками» все это... Многие друзья и знакомые, посетив Святогорье впервые, спрашивали: «А ты еще не был?», – подразумевая не то, что я застал в 1992-м, а – новое, преображенное. Связанный разными хлопотами, я с грустью отвечал: «Увы, пока – нет», – но в душе радовался, что видел все еще «при колыбели».

Святогорская Лавра, современный вид
Святогорская Лавра, современный вид
Встреча вторая

И вот этот день настал. Спустя 18 лет. Не думал, что между визитами пройдет целая жизнь. Изменилась страна, растут дети, ушла в вечность мама. Что такое 18 лет? Время от рождения человека до полного совершеннолетия! В 18 лет многие парни пали смертью храбрых на фронтах Великой Отечественной: для пути к подвигу и для самого подвига им было отмерено именно столько времени, и не больше. Что-то было в этом великое и стоящее, что мне не пришлось видеть Святые Горы так долго. Летом 2010 года, отправляясь с отчимом и старшим сыном на отдых в Приазовье, запланировали посетить Святогорье на обратном пути в Киев.

Вновь, как и много лет назад, при приближении к Донцу по улицам Святогорска не сразу увидишь всю Лавру. Но зато еще на дальних подступах к городу – указатели с крестами и иконами. А когда раскрывается панорама монастыря – ощущаешь, что лик древней святыни исполнен новой жизненной силы: Лавра не просто «мирно покоится» на холмах, над которыми «отшумела история», а сияет и призывает к продолжению истории, освящаемой молитвой и подвигами – ради восхождения от земной красоты, ранимой и временной, к небесной и вечной.

Переходишь мост над рекой – и встречает Сама Пречистая, в скульптурном образе Игумении Святогорья. На лицах приезжих, во множестве проходящих по улицам Лавры – праздник. Проходя по главной оси монастыря, замечаем, что на мощеной по-новому улице оставлены канализационные люки времен Дома отдыха – заботливо отполированные, они своими почтенными датами отдают дань истории (что было, то было): именно Святогорье избрала советская власть главной здравницей для шахтеров Донбасса (в конце концов – это тоже явилось своеобразным признанием уникальности места).

Конечно, нам непременно хочется побывать в пещерах. Но у меня лично есть одна особая забота: попытаться собрать как можно больше новых монастырских изданий о Лавре (те образцы, которые уже довелось видеть в Киеве, вызвали заслуженный восторг): они так нужны для работы в Синодальном информационно-просветительском отделе Украинской Православной Церкви, где я тружусь с 2008 года.

И вот, по милости Божией, вижу стоящего у крыльца одного из корпусов владыку Арсения, епископа Святогорского – наместника Лавры. Подхожу под благословение, представляюсь и прошу о содействии. Хотя мы прежде никогда не встречались, и я знал Его Преосвященство лишь по сообщениям о его трудах на благо Святогорья в церковных СМИ, владыка с улыбкой и простотой, так, словно мы много лет и близко знакомы, поручил меня заботе одного из братии.

Мне собрали два полных комплекта прекрасной литературы о Лавре, изданной тщанием обители за годы возрождения; кроме того, одному из труждающихся при обители был отправлен «сигнал», и когда мы с моими родными прошли по пещерам, в конце нас ждал отдельный экскурсовод, чтобы показать нам Всехсвятский скит, куда доступ открыт не всем. Удивительной прошлой и нынешней истории этого скита Лавра посвятила отдельное издание, но какими словами передать чувства, которые испытываешь, когда входишь в здешний деревянный храм Всех святых?!

«Смотри и запоминай, – говорю старшему сыну. – Примерно в таком же храме молился твой небесный покровитель, преподобный Сергий Радонежский!» Впечатляет и то, что другой храм скита – Всех святых земли Русской – частично «списан» с трапезной в знаменитых российских Кижах: возрожденное Святогорье воссоздает в своих землях архитектурные образы разных эпох Православной Руси. А само создание скита – со скитским уставом и сплошной деревянной застройкой, с которой начали свою историю многие выдающиеся отечественные монастыри!..

Всехсвятский скит, Святогорская Лавра
Всехсвятский скит, Святогорская Лавра
Возвращаясь назад, к впечатлениям от экскурсии по пещерам, отмечу, что здесь возникало то же чувство, что и при взгляде на Лавру из-за реки: стены древней святыни вновь полны жизни, а не только воспоминаний о чем-то безвозвратно минувшем. Среди каменных стен и сводов было тепло от того, что здесь на каждом шагу звучат молитвы, горят лампады и свечи, с иконописных ликов благословляют Господь и Его угодники, и среди них – преподобный Иоанн Затворник, чью келью можно теперь увидеть. И, конечно, сбылась мечта: через окна в скале мы увидели и Донец, и прекрасные дали на многие километры вокруг, и бездонное голубое небо, к которому устремлен меловой утес с его храмами.

Когда пришло время вечернего богослужения, мы отправились в Успенский собор. Теперь это – настоящий праздник. Большой и радостный, но не помпезный, он по-прежнему – настоящий соборный храм для братии пустыни: нет подавляющей грандиозности – есть высота и деликатно преподнесенная мера. Прикладываемся к святыням и благодарим Бога за проделанный к Лавре благополучный путь, за оказанный нам теплый прием и пережитую радость.

Из Святогорья мы едем в Киев по проторенной паломниками нового поколения дороге: Изюм – Харьков – Полтава – Мгарь. А дома – не раз и не два – с благодарностью переглядываю удивительные издания Лавры. Полиграфия, дизайнерские решения (например, буклет о пещерах с накладкой их карты на аэрофотосъемку утеса), проработка агиографических источников (в частности, трехтомный «Святогорский Патерик», собранный на основе дореволюционных изданий и архивных материалов), – многое говорит о том, что «дорогу осилит идущий».


Владислав Дятлов

Источник: Православие в Украине

27 сентября 2012 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×