Москва, 19 декабря 2012 года
При подготовке законопроекта ко второму чтению Комитет Госдумы по образованию рассмотрел 1679 поправок, из которых 575 одобрил, а 1095 рекомендовал отклонить. За принятие законопроекта во втором чтении проголосовали 293 депутата.
Как сообщает сегодня «Церковный вестник» религиозному образованию посвящена статья 87 законопроекта под названием «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования». В данной статье закрепляется возможность включать в основные образовательные программы учебные курсы, «направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, нравственных принципах, исторических и культурных традициях мировой религиии (мировых религий)» (ч. 1 ст. 87).
В ст. 87 законопроекта устанавливается требование проводить экспертизы примерных основных образовательных программ в части учебных курсов по изучению основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Экспертизу должна осуществлять централизованная религиозная организация на предмет соответствия содержания этих курсов вероучению и традициям данной религиозной организации.
Централизованные религиозные организации должны привлекаться к учебно-методическому обеспечению курсов по изучению основ духовно-нравственной культуры, а также курсов, предметов и дисциплин в области теологии.
Ряд положений статьи касается частных образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, а также духовных образовательных организаций. Важно подчеркнуть, что они вправе устанавливать дополнительные условия приема учащихся, основания их отчисления и т.д., которые следуют из внутренних установлений тех религиозных организаций, в ведении каковых данные образовательные организации находятся.
По словам члена профильного комитета Григория Балыхина (партия Единая Россия), которые приводит РИА «Новости», ко второму чтению в документ вносятся поправки об обучении на государственном (русском) языке с возможностью получения образования на языках национальных республик.
Школьная форма, в соответствии с проектом, будет вводиться по усмотрению администрации образовательных учреждений, а сельские школы не смогут закрывать без учета мнения жителей.
Правительство России будет ежегодно представлять парламентариям доклад о реализации государственной политики в сфере образования и публиковать его на веб-сайте кабмина.
Поправками ко второму чтению уточнены нормы, касающиеся реорганизации и ликвидации образовательных организаций, сказал также Григорий Балыхин. Соответствующее решение допускается только на основании положительного заключения специальной комиссии по оценке последствий такого решения. Порядок создания комиссии и подготовки ее заключения будет устанавливать правительство России.
Как передает корреспондент РИА «Новости», первый замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Николай Булаев опроверг домыслы о том, что законопроект якобы вводит платное образование. «Сплетни вокруг нового закона, что он будто вводит платное образование — конечно, сплетни. Есть статья 43 Конституции и есть статья 5 этого закона, где четко и ясно, черным по белому записано, что у нас дошкольное и общее образование — бесплатные и доступные, а высшее образование — бесплатное на конкурсной основе», — объяснил он.
Согласно поправкам, педагогические работники, проживающие в сельской местности или рабочих поселках, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилья, отопления и освещения, а также — если они проживали и проработали в селах не менее десяти календарных лет — на сохранение этих мер соцподдержки после выхода на пенсию, сказал парламентарий.
Была также поддержана поправка, в соответствии с которой зарплата учителей не могут быть ниже средней по экономике региона.
Ко второму чтению уточняется норма о плате за проживание в студенческом общежитии.
«Размер платы будет определяться локальными нормативными актами образовательных организаций с учетом мнения студенческих советов. Плата не будет взиматься с учащихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», — рассказал депутат.
Кроме того, принята поправка, регулирующая плату за присмотр и уход за ребенком в детском саду. «Плату будет устанавливать учредитель, которому дано право снижать ее размер или не взимать плату с отдельных категорий родителей. От платы освобождены дети-инвалиды, дети-сироты и дети с туберкулезной интоксикацией», — сказал Григорий Балыхин. Стоимость пребывания ребенка в детском саду устанавливает муниципалитет.
Обсуждение документа продолжалось более четырех часов, парламентарии высказали немало критических замечаний.
В частности, партия КПРФ настаивали на отмене ЕГЭ, но
думское большинство не согласилось с ними, отметив, что
единый госэкзамен доказал свою эффективность.
По мнению зампреда комитета по образованию Виктора
Шудегова (партия Справедливая Россия), законопроект не
нацелен на решение глобальных задач по обновлению
образования. Он напомнил утверждение из президентского
послания о том, что получить хорошее образование сейчас
можно лишь в некоторых регионах и городах.