Москва, 14 января 2013 года
По словам члена Комитета Совета Федерации по социальной политике Александра Борисова, руководителя рабочей группы, которая разрабатывала законопроект, этот документ должен упорядочить права и обязанности всех участников добровольческой деятельности, найти механизмы стимулирования и поощрения добровольцев, их материально-технической поддержки.
Добровольческая деятельность в соответствии с законопроектом может осуществляться физическими лицами, как зарегистрированными, так и не зарегистрированными в качестве добровольцев. Регистрация добровольцев осуществляется на добровольной основе уполномоченным органом в соответствии с установленными им правилами.
Добровольческая деятельность может осуществляться как в индивидуальном порядке, так и в составе организованных групп, сообществ и через добровольческие организации.
Добровольческая деятельность не может быть направлена на поддержку определенных политических партий, других общественных объединений и ассоциаций, а также на продвижение товаров, работ, услуг.
Добровольческая деятельность не подменяет деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению их полномочий.
Законопроектом предусматривается, что Правительство Российской Федерации определит уполномоченный орган, который будет заниматься формированием и реализацией государственной политики в области поддержки и стимулирования добровольческой деятельности; разработкой программ развития и стимулирования добровольческой деятельности в Российской Федерации; оказанием имущественной, организационной, информационной, методической и консультационной поддержки добровольцам и добровольческим организациям.
Предполагается, что исполнение указанных в законопроекте полномочий уполномоченного органа будет возложено на федеральные органы исполнительной власти из числа действующих в настоящее время, путем наделения их дополнительными полномочиями, что не потребует дополнительных расходов на содержание штата сотрудников.
Проектом федерального закона предусмотрен также координатор добровольцев. Координатор добровольцев назначается добровольческой организацией, ответственной за реализацию добровольческой программы, проекта или акции, из числа членов добровольческой организации.
Среди основных прав для добровольцев можно выделить получение достоверной информации о целях, задачах и содержании добровольческой деятельности, об организаторе добровольческой деятельности, о добровольческой организации, об их руководстве, принципах деятельности и организационном устройстве.
Добровольцы имеют право на участие в информационных и образовательных программах и иных мероприятиях, организуемых, инициируемых или рекомендуемых для качественного осуществления добровольческой деятельности:
— на получение спецодежды и возмещение расходов на проезд, проживание, питание, приобретение необходимых средств индивидуальной защиты, инструментов и прочих затрат в случае, если это предусмотрено заключенным с добровольцем в письменной форме гражданско-правовым договором;
— получение от организатора добровольческой деятельности и добровольческой организации рекомендательных писем, а также на внесение записей в личную книжку добровольца об общественно полезной деятельности, о месте работы, количестве отработанных часов, поощрениях, а также о дополнительной подготовке добровольцев;
— на замену производственной (ознакомительной) практики добровольческой деятельностью при условии подтверждения выполнения работ записью в личной книжке добровольца либо иным документом;
— на обязательное страхование в случае участия в опасных видах работ;
— на получение от организатора добровольческой деятельности подарков в натуральной форме, стоимость которых не должна превышать установленный законодательством Российской Федерации о налогах и сборах размер.
«Законопроектом предусматривается ведение реестров добровольцев, а также реестр добровольческих вакансий. Это упростит процедуру оказания адресной помощи нуждающимся», — считает Александр Борисов.
«Сегодня многие волонтеры жалуются на то, что чиновники не могут их поддержать. Это действительно так, поскольку нет механизмов, нет законов, волонтеры сегодня вне закона, статус волонтеров не определен», — отметил сенатор. По его словам, законопроектом будут созданы механизмы для поддержки и стимулирования волонтерской деятельности. Такие как:
— материально-техническое обеспечение и субсидирование добровольческих организаций и организаторов добровольческой деятельности, не являющихся органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями;
— полное или частичное освобождение добровольцев от оплаты государственных или муниципальных услуг в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
— полное или частичное освобождение организаторов добровольческой деятельности, не являющихся органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, и добровольческих организаций от оплаты использования государственного или муниципального имущества;
— финансирование на конкурсной основе добровольческих программ, добровольческих мероприятий и добровольческих акций;
— предоставление первоочередного права покупки билетов на все виды транспорта при отправлении к месту осуществления добровольческой деятельности;
«Следует добавить, что процедура принятия любого закона в Российской Федерации, и данного закона в частности, предусматривает его публичное обсуждение, рассмотрение в региональных законодательных собраниях и Общественной палате», — заключил сенатор.