Москва, 30 января 2013 года
Утвержденные рекомендации были подготовлены рабочей группой, созданной при Роспечати после вступления в силу закона. В рабочую группу вошли представители всех областей книжной отрасли: от издателей и полиграфистов до библиотекарей.
Перечень рекомендаций состоит из трех основных тем: требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации; вида и применения знака информационной продукции; ответственности за маркировку.
Одним из основных решений, принятых рабочей группой, является то, что знаки информационной продукции (вида «16+») необходимо размещать в обязательном порядке только на обложках тех книг, которые содержат информацию, запрещенную для детей. Для остальных изданий достаточно размещения знака на странице с выходными сведениями. Также рабочая группа составила список типов изданий, маркировать которые не нужно:
содержащие научную, научно-техническую и статистическую информацию;
имеющие значительную культурную ценность;
учебники и учебные пособия, имеющие грифы «Допущено» или «Рекомендовано»;
издания, содержащие нормативно-правовые акты;
издания, содержащие информацию о состоянии окружающей среды;
издания, содержащие информацию о деятельности госорганов.
Напомним, что рекомендации предполагают также следующие положения:
Вся продукция, которая может принести тот или иной вред ребенку, должна быть маркирована знаками 6+, 12+, 16+ или 18+ в зависимости от категории, в которую она попадает;
Для радио и телевидения без маркировки ворастных ограничений в эфир можно выпускать материалы, транслируемые без предварительной записи, а также «имеющие значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества»;
В печатных СМИ знак возрастного ограничения должен размещаться на первой странице издания и соответствовать самой высокой возрастной категории, под которую подпадают материалы, вошедшие в конкретный выпуск газеты или журнала;
Схожие требования предъявляются и к сетевым СМИ - знак возрастного ограничения должен размещаться на главной странице интернет-издания. Не маркируются общественно-политические или производственно-практические издания, а также новостные ленты электронных СМИ и комментарии, размещенные читателями;
Для изданий, распространяемых на электронных носителях, маркировка должна производиться на самом носителе и на упаковке.
Закон о защите детей от вредной информации вступил в силу
с 1 сентября 2012 года. Он вызвал неоднозначную реакцию в
обществе и среди руководителей СМИ. В основном претензии
связаны с размытой трактовкой опасности контента для
несовершеннолетних. Особенно это касается большого
количества художественных произведений, которые могут быть
интерпретированы и как пропаганда насилия, секса или
наркотиков, и как часть культурного наследия, имеющего
художественную ценность.