Ровно три года назад уральцы обрели новый праздник — Собор Екатеринбургских святых. Жития их уже написаны и изданы. Но немногие знают о тех людях, которые были со святыми рядом в их трудностях и скорбях и помогали им нести тяжелый крест. Жизнь этих людей тоже можно назвать житием, и один из примеров тому – судьба Павлы Ивановны Увицкой, супруги священномученика Сергия.
г. Вятка |
Сон-пророчество
Достигнув отроческого возраста, Паша Огородникова поступила в Вятское епархиальное училище, где обучалась различным рукоделиям, домоводству, музыке, французскому языку. У нее был красивый голос и хороший слух, поэтому на концертах в училище она выступала с сольным пением, а также дирижировала хором воспитанниц.
После этой ночи кризис миновал, Паша поправилась. Когда она рассказала свой сон родителям, отец Иоанн был глубоко им потрясен, принял как откровение и после много молился за свою дочь, прося Господа уберечь ее от бед и скорбей. Из сна было ясно, что путь ее будет нелегким, но с помощью Божией она пройдет его так, как подобает христианке. Батюшка лишь недоумевал, что значат вышки, колючая проволока, собаки? Тогда, в дореволюционной России были неизвестны эти атрибуты лагерной жизни… Сон этот впоследствии сбылся с точностью.
Вместе по радуге
Сергей Александрович был назначен преподавателем богословия в Могилевскую духовную семинарию, а чуть позже принял рукоположение в священный сан. В 1910 году состоялся переезд Увицких в Екатеринбург, где батюшка стал инспектором классов и законоучителем Екатеринбургского епархиального женского училища. Одновременно он являлся активным членом епархиального проповеднического комитета, товарищем председателя церковно-археологического комитета, организатором и первым директором церковно-археологического музея.
В Екатеринбурге жизнь Увицких была содержательной, наполненной общением с интересными людьми, у них появились новые друзья: пианистка Мария Николаевна Сенилова и известный в будущем уральский писатель Павел Петрович Бажов, который тоже преподавал в епархиальном училище. В доме Увицких нередко устраивались творческие вечера: отец Сергий играл на скрипке, Мария Николаевна садилась за фортепиано, а Павла Ивановна пела. К этому времени в семье было уже четверо детей, причем крестным отцом младшего сына стал Бажов.
В 1913 году отец Сергий был переведен в город Камышлов, где стал ректором духовного училища, а также настоятелем Покровского собора. Вместе с ним переехали в Камышлов и некоторые преподаватели Епархиального женского училища, в том числе Павел Бажов.
Начало разлуки
Батюшка был прекрасным проповедником: даже неверующие люди приходили послушать его вдохновенные проповеди. Власти стали требовать от него прекратить проповедничество, а в 1920 году он был в первый раз арестован по обвинению в антисоветской агитации. Прихожане Покровского собора пытались заступиться за своего пастыря, но безуспешно. Батюшка был приговорен к бессрочному заключению. По случаю третьей годовщины Октябрьской революции власти, однако, объявили заключенным амнистию. В декабре 1920 года приговор отцу Сергию был пересмотрен, и в 1921 году он был освобожден.
После освобождения отец Сергий был определен в Успенский собор Верх-Исетского завода города Екатеринбурга, где Увицким жилось очень тяжело: по воспоминаниям сына Николая, они «до ужаса голодали». Тем не менее, батюшка с матушкой не теряли упования на Господа — и Господь их не посрамил. Вскоре отец Сергий получил приглашение на служение в селе Меркушино — месте жизни и подвигов святого праведного Симеона Верхотурского. А в селе в те времена было изобилие продовольствия: хлеб, кедровые орехи, ягоды, рыба. Почти каждый день в село приходило множество голодающих из разных мест, и меркушинцы им помогали. С вечера жители села наполняли продуктами большие решетки из-под белья и в течение дня раздавали собранное голодным. По воспоминаниям очевидцев, Меркушино было как бы отдельным островком под покровом праведного Симеона Верхотурского посреди голодающей России.
В 1924 году отец Сергий переехал ради обучения детей в город Нижний Тагил. Однако власти не позволили детям священника учиться в общеобразовательной школе — пришлось искать для них частных педагогов. В 1925 году батюшка был возведен в сан протоиерея, стал благочинным староцерковного Нижне-Тагильского округа и настоятелем Выйско-Никольского собора. В период активной деятельности на Урале обновленцев и григорьевцев он очень много сделал для укрепления приходов Патриаршей Церкви.
Последняя встреча
Отец Сергий занимал в лагере должность помощника лекаря: это назначение он получил лишь потому, что знал латынь. Других врачей, а также никаких лекарств в лагере не было. «Да как же ты лечишь?», — спросила его матушка. «Да как! Водой и молитвой», — ответил батюшка.
Матушке разрешили видеться с мужем в течение недели. Отец Сергий терпеливо переносил скорби заключения; самым тяжелым было для него лишение возможности служить Божественную литургию. «Он был священником, и ему вместо того, чтобы быть „лекпомом“, очень хотелось хоть еще раз постоять у престола Господня!» — вспоминал сын Николай.
Путь к Свету
После последней встречи с отцом Сергием матушка Павла сильно занемогла. Она совершенно ушла в себя, только молилась и повторяла: «Он не вернется, ему не выжить». Она очень постарела, у нее началось даже временное помутнение разума и частичная амнезия, так что родные боялись за ее жизнь. Но недаром в свое время отец Сергий сравнивал ее с живой сильной веткой, которая согнуться может, а сломаться — нет. Твердая вера в Промысел Божий и надежда на Его всемогущую помощь дали ей силы все перенести и выжить, как телесно, так и духовно. Она не только не озлобилась, сохранив свою любовь к людям, но даже более – стала опорой для всей семьи, а также для многих из тех, кто окормлялся у отца Сергия. Молитва и смиренная преданность в волю Божию укрепили ее силы.
Во время Великой Отечественной войны семью опять, уже в который раз, постиг сильный голод. В 1948 году от голода и сильного ушиба скончался сын Павлы Ивановны Михаил. Это горе совсем состарило матушку. Но она по-прежнему оставалась очень доброй, отзывчивой и любвеобильной.
Под конец жизни Павла Ивановна почти лишилась зрения: один ее глаз пришлось полностью удалить, а вторым она видела лишь на 5-7 процентов. Она уже никуда не выходила, почти ничего не могла делать и все свое время посвящала молитве. Молилась она подолгу и очень углубленно. Жила она в семье старшей дочери Ольги, исповедовалась и причащалась на дому.
В последние дни своей жизни Павла Ивановна все время будто чего-то ждала. 2 декабря 1978 года, когда она сидела на диване в своей комнате, ее вдруг кто-то окликнул. Матушка Павла встрепенулась, сказала об этом своей дочери, а через несколько минут тихо отошла ко Господу.
Вся ее жизнь – и в радостях, и в скорбях – была исполнена упования на Того, Который сказал: «Я с вами во все дни до скончания века». Об этом уповании святитель Иоанн Златоуст писал: «Оно, как бы какая крепкая цепь, спускающаяся с неба, поддерживает наши души, мало-помалу поднимая на высоту тех, которые крепко держатся за нее, и вознося нас превыше бури житейских зол». Для матушки Павлы окончились земные бури и наступило время вечного покоя...
Свой путь она прошла поистине достойно.
http://svtnikolamir.prihod.ru/index
где служил отец Священномученика Сергия-протоиерей Александр Увицкий. Очень внимательно почитал всё, что есть про семью Увицких в интернете, но про отца Александра ни где не упоминается или упоминается очень мало. Нам бы хотелось узнать о нём по больше. Его судьба после закрытия нашего храма в 1928 году не известна. Если Вам что-то известно-сообшите.
Я не русская, таджичка. Но ознакомившись с жизнеописанием многих и многих Новомученников Российских, хочется поклониться им и поцеловать землю, по которой Они ходили.
Очень жаль, что многие русские не знают об их подвиге. Ведь на самом деле, русские люди, очень счастливые люди, потому что на небе вы имеете столько заступников. Читала житие многих святых, но меня больше поражают именно Новомученники, т.к. в их жизни не было таких явных чудес, которые были при жизни и мучениях древних святых, да простит меня Господь за такие слова. Вся их жизнь – один сплошной подвиг! Простите. Спасибо!
Вечная и светлая память матушке Павле!!! Низкий вам обоим поклон за ваше мученичество!!!