Рисующие на стенах

Их называют райтерами. Еще одно иностранное слово, еще одно поветрие, овладевшее умами и сердцами десятков, если не тысяч наших соотечественников, как правило юных.

Граффити
Граффити
Вот ведь забавно: мы уже привыкли к этому поветрию. К тому, что с помощью баллончика с краской у нас таинственные и креативные (как им кажется) подростки по ночам размалевывают что ни попадя. Мы привыкли к этому, и я привык, хоть и досадую иногда, когда вижу свежие расписушки на недавно и, очевидно, с трудом и немалыми затратами выкрашенных стенах. Я уже не говорю, что эти стены часто являют собой фасады исторических зданий и памятников архитектуры… Привык, но… недавно выпало мне незавидное счастье минут сорок с бутылкой растворителя оттирать стену в подъезде от подобного «креатива». Вот когда я помянул всех этих «типа художников» незлым тихим словом – не подумайте плохого, я за них помолился. И внимание обратил на это странное творчество уже в масштабе всего города. Обратил и ужаснулся. Всё, вы понимаете, буквально всё размалевано этими затейливыми каракулями, смысл которых (если такой обретается) понять невозможно, но что, очевидно, только прибавляет их авторам в собственных глазах значимости и загадочности. Что они пишут? И откуда это всё? И зачем? Интересные вопросы, честное слово. Потому что при всём кажущемся разнообразии все эти загогулины похожи, как бутерброды в «МакДональдсе».

Я еще понимаю, когда люди, действительно художественно одаренные, воплощают в настенных росписях свой взгляд на жизнь, что-то заявляют или объявляют, о чем-то заставляют задуматься… Понимаю, когда это талантливо и со вкусом исполнено. Но у нас этих рисунков талантливых, самобытных что-то не видно. В лучшем случае – бледное эпигонство. А большей частью именно что одни каляки-маляки, да еще и намалеванные подленько – на свежеокрашенных фасадах и заборах. Такое мелкопакостничество, и не более того. Уши надрать – да и только.

Вообще до нас всё доходит туго.

Граффити
Граффити
Субкультура стрит-арта, непосредственно связанная с рэп-музыкой и брейк-дансом, зародилась больше 40 лет назад в среде нью-йоркских подростков и изначально была связана с их стремлением как-то себя выразить, утвердиться помимо и вопреки установленным и рутинным нормам «правильной» жизни.

Принадлежность к этому движению позволяла подросткам почувствовать свою особенность, отличность от всего привычного и обыденного, испытать азарт, чувство опасности, проявить себя в неожиданных и экстремальных условиях. И здесь очень важно было делать всё вопреки тому, чему их учили, что вдалбливали с детства в головы, – именно потому, что всё это воспринималось ими как ложь.

В известном смысле зарождение и развитие этой молодежной субкультуры –свидетельство утраты традиции, духовных корней в общественной, социальной и религиозной жизни. Это проявление того, что нельзя скрывать бесконечно пустоты в жизни самих взрослых. И мы в этом смысле не исключение.

Человек без Бога должен постоянно доказывать себе, что он есть, потому что пустота ежедневно убеждает его в обратном. И это страшно. И нужно что-то делать. Как-то себя обозначить, запечатлеть… пусть даже просто свое имя… как-то себя выразить, создать свой стиль (стиль – это уже личность): я есть в этом «куске», и я отличаюсь от остальных. Вот в чем главная «фишка» стрит-арта.

Граффити. Автор: Бэнкси
Граффити. Автор: Бэнкси
            

Граффити "Смерть". Автор: Бэнкси
Граффити "Смерть". Автор: Бэнкси
              

За 40 лет движение породило немало ярких художников, разветвилось на множество стилей и направлений, но вот парадокс: со временем эта «отдельная» культура стала органичной частью культуры современной, которую мы называем постмодернистской. Культуры если и утверждающей что-либо, то только абсолютную относительность чего бы то ни было.

Исключения хотя и существуют, но лишь подтверждают правило.

Можно сказать, что в основе этой культуры лежит утрата Бога, отказ людей от того, что придает их жизни высший, непреходящий смысл. Во всех отношениях. Остается только игра в смыслы, и эта игра безнадежна в своем безумии, потому что красотой теперь можно назвать любое уродство и акцент переносится только на то, чтобы убедить в этом остальных. С какой целью – другой вопрос. И любой ответ будет «правильным». Потому что место бога может занять всё что угодно… По выбору.

Но всё-таки существует и то, что можно назвать искусством, и даже высоким, в мире граффити.

Таков, например, легендарный и неуловимый Бэнкси, работы которого буквально выпиливают болгаркой из стен, чтобы выставить потом на престижных аукционах. Или «Паша 183» – Павел Александрович Пухов, самый, наверное, известный из российских «настенных художников», – к сожалению, недавно умерший. Так вот, если говорить о последнем: он не просто малевал автографы, играя с самим собой в прятки, а жил, верил, размышлял о глубоких и серьезных вещах… размышлял без озлобленности, а в поисках добра и делился своими размышлениями с людьми. Так, противясь засилью прагматизма и алчности в российской действительности, он монтажные плиты на заброшенной стройке превратил в плитки шоколада «Аленка»… – трогательный образчик доверчивости и чистоты. И если уж кому-то непременно хочется рисовать на стенах – учитесь у Паши… не подражайте ему, а просто задумайтесь о том, что и как он делал. И может быть, тогда станет однажды стыдно просто тиражировать собственную глупость и пустоту.

Но… Каким бы гениальным и самобытным ни был наш, отечественный райтер, он неизбежно является частью иной системы культурных ценностей, системы, сформировавшейся в иных условиях жизни – материальной, душевной, нравственной. Становится частью системы западного мира, со всеми его плюсами и минусами. Но это на самом деле еще не так страшно. До поры до времени. В конце концов, можно назвать множество примеров обогащения русской жизни опытом и культурными традициями иных народов. Только при одном условии. Если эти традиции переосмысливались так глубоко, что принимали уже действительно самобытные, своеобразные черты. И главным условием такой глубочайшей творческой переработки можно считать твердое стояние, укорененность «воспринимающей стороны» в своей культурной, и даже больше сказать – в религиозной, мировоззренческой традиции.

Граффити. Автор: Паша 183
Граффити. Автор: Паша 183
          

Граффити "Шоколад Аленка". Автор: Паша 183
Граффити "Шоколад Аленка". Автор: Паша 183
          

Граффити. Автор: Паша 183
Граффити. Автор: Паша 183
    

Подвох в том, что стрит-райтер изначально «завязан» на иную систему координат. И как бы ни обижался при жизни покойный «Павел 183», когда его называли русским Бэнкси, он, несмотря на всю свою оригинальность, все же вторичен по отношению к лондонскому самородку. Слишком много аналогий, чтобы их не заметить. Это и подчеркнутая анонимность, и специфический нонконформизм, не говоря уже о принадлежности к самому движению стрит-арт, и использование техники трафарета, в широкое употребление введенной именно Бэнкси, и опыты в съемке арт-хаусного кино… Так что и здесь уличный художник, увы, сам того не осознавая до конца, оказывается в культурной ловушке, присутствие внутри которой и мешает ему взглянуть на себя со стороны непредвзято.

Вообще мы в очередной раз как-то слишком легко и вдруг поверили и доверились Западу. Впрочем, и это, кажется, очень по-русски: распахнуть двери, с любопытством запустить в дом шалую толпу чужестранцев и посмотреть, что из этого выйдет, в надежде на неизбывное наше «авось». Слава Богу, что за «авось» этим в конечном итоге стоит милующий нас, бесконечно и незаслуженно, Дух Христов. Может, потому все наши «авось» хоть и выходят нам, как правило, боком, но в конце концов, совершенно даже неожиданно для других народов, – оборачиваются чем-то хорошим, самобытным и добрым. Таков уж наш народ, и такова его жизнь.

Главный мотив в творчестве лучших из райтеров – протест против продажности, меркантильности. Да, это важно, конечно, но должна быть и положительная, жизнеутверждающая альтернатива, а не только факт отрицания. Бескорыстность, но бескорыстность в чем? Можно и страну свою, и душу разрушать вполне искренне и бескорыстно, считая притом, что ты вершишь великое и благое дело. А на деле ты будешь просто марионеткой в руках тех, кто хочет управлять этим миром по-своему, и ты «бесплатно» и «бескорыстно» будешь работать на них, как Буратино на Карабаса, даже не осознавая своего действительного положения. К слову: такие «искренние» и «бескорыстные» артисты, в том числе стрит-артисты, «Карабасу» как раз и милы, и нужны больше всего. Отчасти и потому, что им не надо платить.

Там, где заходит речь не об отрицании только, но об утверждении, – вот здесь в стрит-арте всё очень сложно и запутанно. Оказывается зачастую, что в головах большинства райтеров – полнейшая каша, начиная от панковского пофигизма и до каких-то безумных эзотерических и оккультных идей, и всё это – вот ведь опять примечательно – не представляет собой ничего не то чтобы оригинального, но просто даже положительного, позитивного, в лучшем смысле этого слова. И если мы посмотрим, чем наполнена жизнь райтеров в других странах, то обнаружим зачастую тот же самый «среднестатистический» набор, сформировавшийся в недрах западной жизни, существующий вроде бы сам по себе, но вполне вписывающийся в мейнстрим «актуального искусства».

        

Оскверненный памятник Советской армии в Софии
Оскверненный памятник Советской армии в Софии
По-настоящему великую культуру может создать только великая идея, а если говорить точнее – великая вера. И именно утрата чистоты веры влечет за собой упадок культуры и ее вырождение, один из признаков которого – отсутствие положительной, вдохновляющей, если угодно, программы. Потому что важнейшее свойство высокого искусства – стремление к совершенству и истине.

В противном случае это уже не искусство, а китч. И хуже всего, когда подмена остается незамеченной потому, что разница не имеет значения.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Как девушка-”эмо” пришла к православной вере Как девушка-”эмо” пришла к православной вере
Я решила следовать “ЭМО” – стилю, известному многим моим сверстникам, который во многих случаях не приводит ни к чему хорошему. Это стиль одежды и поведения, отличающийся от общепринятого. Его последователи одеваются в черную одежду с изображением черепов, гримируются черным карандашом, их прическа имеет огромный объем с челкой, которая почти скрывает глаза. Они рвут связи со своими друзьями, впадают в одиночество и слушают депрессирующую музыку.
Молодежные субкультуры в России: взгляд историка Молодежные субкультуры в России: взгляд историка
Федор Гайда
По мере измельчания горизонтов мысли цели субкультур тоже мельчают. Постепенно основным ориентиром становится релаксация. Но сознанию опасно существовать в состоянии «вечного релакса» – это ведет к его подчинению и разрушению. Если не сделать над собой усилий, для этого всегда найдется кто-то другой, и он сделает выбор за вас.
Мода быть модным Мода быть модным
Александра Бэдицэ
Нам не очень понятно, почему, но мы все чаще ловим себя на том, что вовлечены в какую-то «игру сказочных фей», в неистовую игру а-ля «в кого мне поиграть сегодня?» В итоге мы оказываемся в пропасти собственного забвения, превращаясь в обыкновенные пешки на шахматной доске современной моды.
Комментарии
Семен19 января 2015, 20:21
Да это драйв.Да жто эмоции.Да это адреналин.Я сейчас говорю о "профессионалах" этого дела.Может рисуют они не шедевры,но они не боятся,и руки у них не трясуться.Все думают что это школьники >14 лет.Не правда.В 14 лет,если парень рисует,в большенстве он делает это со знанием дела,и рисует нормально.А всякая чикорня лет 10 как раз и портит картину.Теперь о Боге и вере.Это тут совсем не причем.Даже краешком не касаеться.Человек может рисовать граффити,иметь семью,хорошую работу,ходить в храм.Поверьте мне,сам этим занимаюсь.В статье очень много неточностей,сразу видно человек пользовалс только википедией и собственными знаниями
Диман Диманов 9 апреля 2014, 00:53
Этот беспредел с надписями на каждом углу переходит все границы и противоречит здравому смыслу.
Почему администрация города не установит камеры видеонаблюдения в соответствующих местах ?
Эксель21 декабря 2013, 21:47
Разыщите старые работы Саши Риса, когда он ещё живой душой был, и больше не обобщайте на граффитчиков свои осуждения.
Алексей Николаевич10 августа 2013, 13:59
Единственный пост, обращающий внимание на серьёзность положения:

(Андрей_01:
Автор затронул актуальную тему.

По информации из некоторых авторитетных источников, сомнительные молодежные субкультуры являются частью тщательно разработанных планов режиссеров масонского глобализма (точнее их спецслужб) по размытию традиционной морали христианских стран.

И не надо умалчивать о том, что значительная (если не большая) часть "непонятных загогулин" на стенах домов и общественных зданий имеет негативное содержание, направленное против христианства......)

Глупо думать что граффити это забава маленьких детишек, это работа двадцати - тридцатилетних людей, и глупо думать что граффити несет что-то доброе, это служение антихристу, это служение, подготовки его правления. А каракули это есть знаки определенного рода проклятий и пентаграмм для разрушения.
Ольга28 июня 2013, 12:07
По удалению граффити. В нашем подъезде мы регулярно убираем граффити. Столкнулись с тем, что сначала изменились места дислокации граффити и их техника, а потом их вовсе перестали рисовать - стали царапать на зеркале лифта ... Чтобы ретушировать царапины на зеркале нужны деньги на УФ-клей и спец.лампу. По этой причине царапины не убираются, но и молодежь уже второй месяц как затихла. Может повзрослели пока шла война за чистоту подъезда? Где-то прочитала, что тяга к граффити ослабевает в 14 лет
Андрей_0126 июня 2013, 19:52
Дополнение насчет того, стоит ли бороться с граффити:

Когда чье-то частное имущество подвергается воздействию вандалов-рисовальщиков, то владелец как правило немедленно использует все возможные средства для стирания и уничтожения гнусных рисунков.

Когда же речь заходит об общественном пространстве, то как будто всем все равно. Общее значит как бы ничье.

При наличии хоть каких-то усилий со стороны властей или общества не так сложно если не победить граффитический вандализм, то значительно его сократить.

В некоторых странах есть даже уголовные статьи за вандализм и порчу общественного имущества.

И личное благочестие христиан не должно быть помехой их активной общественной позиции. Как бы сейчас многим не хотелось загнать христиан в резервацию зашоренных маргиналов, история знает множество примеров активного христианского подвига в защите общественной морали.

Спаси Бог добрых людей.
андрей24 июня 2013, 21:27
у нас в астрахани наблюдается такая же ситуация,весь центр города исписан какими то каракулями. это явление могу сравнить с тем,когда мухи в комнате оставляют на мебели следы своих испражнений,эти чёрные пятнышки,так и эти мухи в городе выпендриваются друг перед другом,-у кого пятнышко лучше.А в разговоре между собой наверное так бы и употребляли:"вот видите роспись,-это я нака...л!как вам?"
Мария23 июня 2013, 20:49
Эти каракули надоели. где хотят там и калякают- малякают.
Антон21 июня 2013, 10:23
У меня граффити всегда вызывали смутное отвращение. В самих красках - ярких, грубых, назойливых. В образах - бездушных, злых, царапающих душу. Всё это "искусство" - может быть, за редким исключением - таким как Паша 183 - какое-то тёмное, болезненное, плоское. Очень похоже на творчество душевнобольных.

И не важно, русское оно, американское или папуасское. Важно, что оно несёт в себе энергию разрушения, энергию зла.

Когда я смотрю на стены, покрытые граффити, у меня возникает ощущение, что это сыпь, выступившая на самодовольном лике современной цивилизации. Что-то вроде сыпи сифилитика. Это один из симптомов тяжёлого недуга, который изнутри точит наше постхристианское общество и рано или поздно его убьёт.

Бороться с ним - всё равно, что замазывать сыпь косметическим кремом. Сифилис лечится не косметикой, а антибиотиками. Антибиотик для нашего общества - православная вера, тёплая, подлинная, нелицемерная, не сведённая к формализму.
Наталия21 июня 2013, 01:59
к слову об искусстве, искусстве модернизма и постмодернизма. я молодой архитектор. и меня выдрессировали в этой "идеологии". но после университета я все больше и больше чувствую её пустоту. Я не знаю как преодолеть проблему "подражательства" и как прийти к русской идентичности. все нынешние примеры "прихода к русской идентичности" в архитектуре либо какие-то ненастоящие, стилизованные один в один, либо - через нанесение стилизации на приемы современной западной архитектуры. я рада, что родилась именно в этой стране, и хочется что-то при взнести в неё, даже если это останется на бумаге. Вопрос конечно в том, что и как! из разговоров со своими сверстниками архитекторами, могу сказать, что мы своеобразно комплексуем перед западными архитекторами и их творениями. Как следствие молодые не верят в свой талант (хотя знаю, что верить нужно не в талант, а в Бога) и пасуют даже не начав ничего делать, и просто, подражают.

прошу простить, если этот комментарий был слишком расплывчатым или не о чем) но мне показалось важным для меня превратить эти давно вертевшиеся в голове мысли в слова.
Stempka21 июня 2013, 01:39
читателю:

"Вы считаете, что для избежания соблазнов надо людей в концлагерь сажать?" - Давайте свои мысли и домыслы мне не приписывайте.

"И какой же был раньше явный враг для Церкви в СССР? Запад что ли?" - Судя по вашему "искреннему вопросу", безусловно советская власть была первый друг и помощник всем православынм людям. Это сарказм, если что.
А что касается Запада то он всегда был врагом православия и сейчас им остается. И методы зачастую подлые.
Как вы сказали "Сейчас в стране человек может , если хочет, изучать Писание, наследие святых отцов, может молиться и участвовать в таинствах Церкви.", но увы человек может изучать всякую дрянь и зачастую помимо его воли. И в своем посте я не где не указывал, что советский период был такой замечательный период для православного люда. Я вам лишь написал, что статья несколько о другом. Совсем не обязательно по любому поводу, в данном случае о граффитчиках, поминать незлым тихим словом скажем "кровавого упыря Сталина" или кого еще там. Ни Ленин, ни Сталин, ни даже Лаврентий Павлович к граффитчикам отношения не имеют. И если непонятно все же, то в двух словах: советская власть себя открыто позиционировала врагом религии. И у вас был выбор чью сторону выбрать. Современный мир, скажем тот же запад, позиционирует себя "другом" и вообще весь из себя "толерантынй" - но на деле это выходит далеко не так
Иван Х.20 июня 2013, 18:49
Размышляя на тему, хочется рассказать о "маленьком" добром хулиганстве в моём городе.
По крайней мере в центре, все дома и многие столбы, а также стены к празднику Великой Победы неизвестные украсили изображением Георгиевской ленточки с призывом "Помни".
Хулиганство? Да. Спонтанное? Да. Молодёжное? Да. Граффити? Опять же, да. Только вот, мне бы очень не хотелось, чтобы ленточки стёрли, потому что смотрю, и сердце радуется.
Вообще, разве не чудо, что молодёжь, ни смотря ни на что, продолжает любить главный праздник? Это уже целая "субкультура" Я даже на 9 мая видел джип с приделанным к нему муляжом пулемёта "Максим"!
Их кто-то заставляет? Не думаю. Пусть это и дурачество, но светлое и благодарное. А много ли людей среднего и старшего возраста, вместо того, чтобы бесконечно ругать власть, украсили машины надписями к 9 мая? А ведь раскрашивать машины-самолёты-параходы, если я не ошибаюсь в США модным стало во Вторую Мировую и позднее?
Так может быть, признаем, что наш народ имеет великую силу брать лучшее у Запада и делать из этого шедевры (несогласным предлагаю, по-крайней мере, бегло ознакомиться с историей отечественного искусства).
Евгений20 июня 2013, 00:28
Желанье выразить себя?, Экстрим?
Ты попробуй расписать свой дом с мебелью, папину машину, дачу и все что тебе дорого, а если не дорого и нечего, то хотя бы свою единственную куртку. Вот это драйв!
Или ты искренне считаешь, что трусишка писающий в штанишки от каждого звука, с дрожащими ручками, озирающимся взглядом и с "друганом" на шухере, может искренне назвать себя кем-то стоящим?
читатель для Stempka19 июня 2013, 23:43

Что-то я как раз Ваших слов совсем не понимаю. Вы считаете, что для избежания соблазнов надо людей в концлагерь сажать?
И какой же был раньше явный враг для Церкви в СССР? Запад что ли?

Если говорить о человеке,то его враг - его грехи. Сейчас в стране человек может , если хочет, изучать Писание, наследие святых отцов, может молиться и участвовать в таинствах Церкви. И если ныне живя в православной среде, человек не хочет идти к Богу, то неужели он побежит к Богу, если весь Запад станет православным? НЕ побежит, я думаю.

Лёша Поляков19 июня 2013, 20:38
Всё это интересно , по Нижнему Новгороду вдруг появились графити "молчи" во многих местах прямо нлп диверсия
К19 июня 2013, 18:58
Нью-Йорку граффити, как и брейкдэнс, гармонично подходит. Город не очень-то чистый, мягко говоря, кирпичные коробки, много серого, много асфальта, индустриальной эстетики...
Не для европейского города..
А самые интересные работы, насколько я знаю, в темных туннелях метро где их вряд ли кто-то увидит...
Stempka19 июня 2013, 11:43
кому: читатель

уважаемый "читатель", если внимательно прочтете, то статья несколько о другом. Безусловно период гонений в советское время трагичен, но даже если акцентрировать внимание на него (хотя статья все же о другом), то в то время враг был явный, а сейчас, в наше время, точно и не скажешь откуда ждать удара. Вроде и храмы открыты и свобода вероисповедания, но как раз вот такие примеры из заметки и показывают, что далеко не все так радужно. Это конечно если в двух словах попытаться объяснить
Владимир19 июня 2013, 11:38
"И именно утрата чистоты веры влечет за собой упадок культуры и ее вырождение, один из признаков которого – отсутствие положительной, вдохновляющей, если угодно, программы. " - И повинны в этом Православные священники.
Михаил19 июня 2013, 11:09
Видел недавно магазин с краской для таких "художников".Их там человек пять "паслось" :)Люди деньги на них делают.
Елена19 июня 2013, 10:28
"Вообще мы в очередной раз как-то слишком легко и вдруг поверили и доверились Западу. Впрочем, и это, кажется, очень по-русски: распахнуть двери, с любопытством запустить в дом шалую толпу чужестранцев и посмотреть, что из этого выйдет, в надежде на неизбывное наше «авось». Слава Богу, что за «авось» этим в конечном итоге стоит милующий нас, бесконечно и незаслуженно, Дух Христов. Может, потому все наши «авось» хоть и выходят нам, как правило, боком, но в конце концов, совершенно даже неожиданно для других народов, – оборачиваются чем-то хорошим, самобытным и добрым. Таков уж наш народ, и такова его жизнь. "

На этом отрывке прослезилась...:)Спаси Христос!
Владимир (художник дипломированный)19 июня 2013, 05:55
"УПЫРИ" - самолюбивые - самая мягкая характеристика с любовью. И не мутите и не дезинформируйте людей молодых, что искусство - это фантик от конфеты, которую вы съели. Даже промграфика фантиков от конфет закономерно безгрешна в отличии от кощунств над памятниками отдавших жизнь за други своя. Эх вы, кич писающих мальчиков и девочек от монументального искусства отличить не можете, стыдно привлекать внимание учащихся к особенностям кала, когда прсто надо спустить воду и очистить унитаз души. Плохо когда, пироги печёт сапожник, а сапоги точает пирожник - это сказано об исполнителях ремесла, но не о ТВОРЦЕ, Который либо в душе у человека есть, либо пока чистый лист; и пожалуйста, не гадьте на создания человеческие и Божии.
Татьяна19 июня 2013, 05:30
Спасибо за статью!

Но я думаю что в основе этой подростковой культуры лежит не утрата Бога (потому как эти подростки не выросли в лоне Церкви), а стремление к творчеству, преобразованию окружающей среди во что-то лучшее, ну и конечно юношеский бунт против скучности и серости своих родителей :))

Рисунки будут лучше и чище когда мораль подрастающего поколения улучшится, и именно под воздействием положительного примера взрослого поколения.

Воздействие запада... а что делать если именно западная культура привлекает сейчас всех? например, автор любит ее покритиковать, а другим она нравится :)) Так или иначе, но она никого равнодушным не оставляет, а со своими родными проблемами наш народ постепенно смирился

Александр19 июня 2013, 00:07
За вандализм и порчу имущества нужно наказывать райтеров, испортил Х м2 стены, поймали - будь добр оплати реставрацию стен в 10 раз больше по площади! Тогда желающих малевать на чужом поубавиться.
Иван Х.18 июня 2013, 23:59
Присоединяюсь к мысли читателя, но хочу дополнить её.
Сбигнев Бжезинский в знаменитом труде "Великая шахматная доска" пишет, что американская культура побеждает иные по причине своего превосходства, а не только в силу специального насаждения. И зерно правды в этом есть.
Дети видят, что западную культуру проповедуют те, кто в неё верят, а отечественную, увы, но нет.
Взрослые зовут читать классику, слушать классику и т. д., а ходят на концерты Стаса Михайлова, читают Маринину. Это как понять и принять? Это называется ханжеством.
С другой стороны лично вижу, как достаточно просто слушать ежедневно правильную музыку, смотреть правильные фильмы, читать правильные книги, а последователи сами найдутся. Но только при условии любви к высокому искусству.
Правило веры: о правде нужно не говорить, а живить по ней.
Иван Х.18 июня 2013, 23:36
Статья имеет свои плюсы и минусы.
Вопиющая неумелость художников граффити (бомберов) и вандализм не могут не вызывать праведного гнева.
Хотя на Казанском вокзале красиво поезда нарисованы в стиле граффити.
Про поиск Бога вынужден согласиться лишь отчасти. Если по-честному продолжать логику мысли можно дойти до критики Шишкина и Верещагина по тем же параметрам. Кому интересно - ознакомьтесь с биографией классиков.
Увы замена Бога искусством - главная проблема любого вида искусства.
З. Ы.
Первый раз слышу, чтобы бомберов называли райтерами. Наверно, какое-то новое модное течение в хип-хопе "место для смайлика"
Менестрель18 июня 2013, 22:31
Что-то не убедительна причина возникновения стрит-арта. «Утрата традиции, духовных корней в общественной, социальной и религиозной жизни» - общие слова. Почему тогда стрит-арт не зародился в России в шестидесятые годы? Условия были более благоприятные по этим критериям.

Опять нас Запад плохому научил… Послушайте Хэнка Уильямса, популярного кантри-исполнителя в Америке в пятидесятые годы, его «Тридцать сребреников», «Иисус вспомнил меня» и т.д., или знаменитую Пэтси Клайн, ее «Только бы идти рядом с Тобой»… Ну да, это же протестанты. А мы святая Русь! А что у нас в это время пели популярные певцы? Было ли место Христу в репертуаре наших исполнителей?

Желание «самовыразиться» присуще многим подросткам, причем необязательно тем, которые «без Бога». Посмотрите как самовыражаются на форумах так называемые «православные» поэты-графоманы, бесконечно рифмующие «лампадка –сладко – украдкой».
Проблема граффити – это, видимо, психологическая проблема отдельных личностей. Скорее всего, граффити – род модного хулиганства, получившего «полулегальный» статус. А в основе – старое как мир желание испачкать чистое.
Ал.Васин18 июня 2013, 20:35
Граффити это уродство. Картину я могу и не пойти смотреть. А эта мерзость каждый день маячит перед глазами и создает негатив. Это как плевок на белой стене.
Василий18 июня 2013, 18:46
Статья состоит из двух весьма интересных частей, склеенных скотчем. Спасибо автору за лучшие образцы жанра, видеть-то приходится чаще мазню.
Что касается второй части, то же самое можно сказать о любом направлении культуры, хоть о иконописи. Да, православные видят неполноту любого искусства, не преображённого Святым Духом и не направленного в конечном счёте на прославление Творца.
Что касается субкультур, на пересечении которых неизбежно живёт современный человек, то деление их на западные и наши мне представляется искусственным. Сейчас вся или почти вся Земля живёт в едином культурном поле. Иван Иванов из Мурома, Джон Смит из Чикаго или Мохаммед Йелмаз из Анкары имеют равные возможности разрисовывать стены и слушать рэп, или ходить в лаптях и слушать знаменный распев в автобусе. Полагаю, не это правило веры и образ кротости; это, скорее, стилизация в рамках общего постмодернизма. Совсем не граффити уводят людей от Христа, они уже родились в мире, князь которого Его не приемлет. Но, если будет на то Божья воля, когда-нибудь и граффити станет частью православного искусства - в Муроме ли, в Чикаго ли или в Анкаре.
Руслан18 июня 2013, 17:25
Ещё рекомендую французского уличного художника OaKoAk. С юмором работы, очень милые.

А всем этим почеркушникам раздать бы по кайлу, да в шахты - чтоб было чем полезным руки занять, раз так чешутся.
читатель18 июня 2013, 14:42

Уважаемый автор пишет: "И именно утрата чистоты веры влечет за собой упадок культуры и ее вырождение..."

Почему же автор постоянно указывает на Запад, почему автор не хочет развить эту мысль на примере СССР, где крушили храмы, убивали верующих, проводили "безбожную пятилетку"...
Может, пора на самих себя взглянуть, и осмыслить СВОЙ "упадок" , а не кивать на Запад.
Евлампия18 июня 2013, 14:19
Замечательная статья! Спаси Христос!
Андрей_0118 июня 2013, 12:19
Автор затронул актуальную тему.

По информации из некоторых авторитетных источников, сомнительные молодежные субкультуры являются частью тщательно разработанных планов режиссеров масонского глобализма (точнее их спецслужб) по размытию традиционной морали христианских стран.

И не надо умалчивать о том, что значительная (если не большая) часть "непонятных загогулин" на стенах домов и общественных зданий имеет негативное содержание, направленное против христианства.

И так же, как в интернете действует значительное количество организованных "троллей", которые ведут систематическую и синхронную деятельность по дискредитации христианства (или по созданию ложного образа слабых и "рабских" христиан), так и на наших улицах целенаправленно наносятся визуальные надписи оккультного или иного темного содержания.

Эта проблема очень запущена, практически не видно усилий властей или общественных организаций по борьбе против "граффити". В других странах разрабатываются даже спецхимсоставы для очистки или защиты стен от граффити.

Вообще подсознание - это очень чувствительный механизм. И если в общественом пространстве кругом все забито негативными рисунками, то это сказывается деструктивным образом на психике (собственно говоря, на это и рассчет "режиссеров" молодежных группировок).

Христиане должны понимать опасности окружающего мира и бороться за защиту своих православно христианских ценностей с упованием на Господа нашего Иисуса Христа.

Помилуй, Боже.



Сергий18 июня 2013, 11:43
Спаси Вас Господи, батюшка, за здравую ревность, особенно за "уши надрать!"! Дай вам Бог её не утратить!!!!
Вася18 июня 2013, 11:15
Зависимость преступности от уровня граффити и разбитых стекол в Нью-Йорке так и называлась - "синдром разбитых окон".
Олег18 июня 2013, 08:40
А у нас в Сергиевом Посаде даже поощряют таких вот маляров, придворные молодежные организации есть, которые прививают подобные привычки поганить дома наскальной росписью. А ведь были успешные исследования о некоей зависимости наличия этих загогулин и роста преступности. Получается, власть сама поощряет беззаконие.
Вот бы кто-нибудь организовал мероприятия по очистке города от этой мазни хотя бы в виде очередного субботника.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×