Епископ в шахте

27 мая 2013 года в жизни Церкви произошло уникальное событие - молебен на глубине 770 метров, в недрах угольной шахты Алмазная в городе Гуково Ростовской области. Необычное богослужение совершил епископ Шахтинский и Миллеровский Игнатий (Депутатов). Как отнеслись к этому событию шахтеры? Что было самым трудным при спуске в шахту? Почему для архиерея оказалось важным совершить подобный молебен? Об этом и многом другом владыка Игнатий рассказал «Фоме».

Епископ Шахтинский и Миллеровский Игнатий (Депутатов) Епископ Шахтинский и Миллеровский Игнатий (Депутатов)
    

Несколько месяцев назад мне довелось побывать в шахте и совер­шить молебен глубоко под землей - там, куда до этого я никогда не спускался. Но мысль о таком молебне родилась у меня еще в тот день, когда я впервые прибыл в Шахтинскую епархию - это случилось как раз на День шахтера. Горняки были первыми, с кем я здесь встретился, и именно тогда я решил, что мне нужно, просто необходимо побывать в шахте. Осуществить это удалось не сразу: в городе Шахты все горнодобывающие предприятия закрыты, а в Гукове, где еще остались работающие шахты, я не так часто бывал. Но после того как сменился собствен­ник шахт, новый руководитель пригласил меня спуститься в забой, и я с большой радостью согласился.

Реакция на подземный молебен была разная. Знаю, что в Интернете какие-то люди, представлявшиеся шахтерами, меня за это критиковали. Были и вопросы: а зачем вообще нужен подобный молебен? Почему не как обычно - в храме? Зачем все это нужно мне, епископу, зачем это нужно шахте­рам? Отвечать на эти вопросы в Интернете мне не хотелось. Во-первых, потому что большинство критиков анонимные. Во-вторых, из-за необычайной степени агрессии, которую иногда вызывает даже нейтральная новость на епархиальном сайте. Доходит до того, что необычайно злые комментарии появляются под... расписанием богослужений! Возникает ощущение, что это не личные переживания и вопросы сомне­вающихся людей, а какая-то информационная атака, и в этих условиях непонятно, с кем вступать в разговор.

    

Однако сам вопрос «зачем?» понятный, хотя реже всего он возникает непосредственно в среде шахтеров, тех, кто каж­дый день спускается на глубину. Итак, зачем же все-таки епи­скопу спускаться в шахту и совершать там молебен? Зачем вообще, скажем, священник погружается с моряками на дно океана в подводной лодке, прыгает с парашютом вместе с десантниками? Не показуха ли это, не реклама ли? Твердо отвечаю: нет, и для таких поступков есть как минимум три причины.

Первая - это внимание к людям, которое для слу­жителя Церкви совершенно необходимо. Если священник на приходе начинает отгораживаться от прихожан, считать себя выше них, между ними не будет взаимопонимания... А что говорить о служении епископа! Многие считают архиерея совершенно недосягаемым для общения, и это восприятие надо преодолеть. То, что епископ вместе с руководителями шахт спускается на сотни метров вниз, - это знак для шах­теров, что их труд вызывает внимание и уважение. В шахте люди с молотками, чумазые, и вместе с ними владыка, в такой же одежде и тоже чумазый! Я, наверное, всегда с большой радостью буду помнить глаза одного из шахтеров, подо­шедших под благословение. Лицо человека было почти чер­ным, в угле, но глаза - светлые-светлые, сияющие. И тогда я почувствовал, что этот молебен действительно нужен.

    

Во-вторых, каждый пастырь обязан понимать и знать, чем живут люди, которые приходят к нему. Единственный способ понять, что такое труд шахтера, - спуститься глубоко под землю. Можно сколько угодно смотреть фотосъемки и видеосъемки, но они, конечно, не передают той реальности, с которой там сталкиваются люди.

Я всякое представлял перед спуском, но только когда спустился, понял, насколько там жарко, пыльно, душно...

    

Спускались мы не совсем просто: сперва до 770 м на лифте, а дальше - на приспособлениях, которые в шахтерской среде называются «баба-яга».

И вот в темноте ты никого не видишь, только где-то что- то капает, темно, и ты снизу за камни цепляешься. Далее пешком вниз. И - жуткая жара. Обратно идти уже нет сил , а ведь мы только спустились, посмотрели, как люди работа­ют. А они же там всю смену проводят в таких условиях!

В этой атмосфере действительно тяжело трудиться. Хоть там и работают какие-то воздушные каналы, которые подают воздух, но это все равно не такуж просто. Человек неподго­товленный не сможет там работать. Конечно, со временем он привыкает немного, но вообще это очень тяжелый труд.

    

Не прочувствовать всего этого - значит, многого не понять в душах и в переживаниях людей, которые потом приходят к нам. Это было важно для шахтеров, но это было важно и для меня, и для других, кто там был. Именно потому, что нужно знать и понимать людей, с которыми будешь общаться и молиться перед Богом.

И третья причина. Это, собственно, и причина, которая разъясняет, почему так часты просьбы построить храмы непосредственно рядом с шахтами. Это напоминание о том, что Бог вездесущ. Все же людям нужно постоянно напоми­нать о том, что Бог находится рядом с нами, что Бог сопри­сутствует нам везде, в том числе и в самой глубине самой удаленной шахты. Ему можно и нужно молиться, но требу­ется пример, об этом необходимо напоминать, к этому приходится людей звать раз за разом. И мы это делаем разными способами - и через молебен на глубине, и через строительство храмов, и через молитву к святым, в том числе к святой Варваре, которая уже давно считается покровитель­ницей шахтеров. Кстати, вопрос о том, почему именно святая Варвара, тоже задают, это порой вызывает недоумение, хотя, с моей точки зрения, вопрос простой. Ни для кого не секрет, что работа шахтера связана с тяжелым трудом и опасностью. Человек всегда должен быть готов к каким-то непредвиден­ным обстоятельствам, спускаясь на такую большую глубину.

    

А святой великомученице Варваре в церковной традиции уже давно молятся об избавлении от внезапной смерти.

У христиан такая смерть - без покаяния, без принятия Причастия - считается нежелательной. И поскольку для христианства общение не ограничивается миром живых, а включает в себя и самого Бога, и Его святых, то возникает молитвенное общение, в котором святые приходят людям на помощь перед Богом. Так складывалась многовековая тради­ция молитв святителю Николаю. Ему совершенно неслучайно молятся верующие моряки и путешественники. Так же скла­дывалась и традиция молиться святой Варваре. Это живая практика, это опыт христиан, а не выдумка.

Покровительницей и защитницей трудящихся под зем­лей, шахтеров, святая Варвара считается не только в право­славном мире, но и среди католиков и даже некоторых про­тестантов. Варвару чтут шахтеры Польши, Чехии, Румынии.

А у нас в Русской Церкви благословение обращаться к свя­той великомученице Варваре как к своей покровительнице связано с именем ныне покойного приснопамятного святей­шего патриарха Алексия Второго.

На обратном пути, поднимаясь на-гора, я преподал архи­пастырское благословение шахтерам и пожелал им помощи Божией в тяжелом и опасном труде. Я убедился, что труд этот - за гранью человеческого понимания сложности, само­отверженности и самоотречения. И подумалось, что именно о нем сказано в Книге Бытия: В поте лица своего будешь добы­вать хлеб свой.

Фото предоставлены информагентством Шахтинской епархии "Покров"

Дарья Прохорова

Источник: Фома.Ru

29 ноября 2013 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Архиеп. Максимилиан: 20 лет на Вологодской кафедре Архиеп. Максимилиан: 20 лет на Вологодской кафедре Архиеп. Максимилиан: 20 лет на Вологодской кафедре 20 лет на Вологодской кафедре
Беседа с архиепископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом
Андрей Сальников
Архиепископ Максимилиан – о борьбе с пьянством, причинах деградации нации, спорте, многодетных семьях, смирении и удивительных встречах.
Миссия архиерея выполнима Миссия архиерея выполнима
Архиеп. Егорьевский Марк
Миссия архиерея выполнима Миссия архиерея выполнима
Беседа с архиепископом Егорьевским Марком
О том, какие изменения в жизни епархий произошли в последнее время, как и зачем изменились статус и служение епископа, управляющего епархией, рассказывает викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси архиепископ Егорьевский Марк.
«Русскому человеку без жертвенности – просто смерть», – епископ Пахомий «Русскому человеку без жертвенности – просто смерть», – епископ Пахомий «Русскому человеку без жертвенности – просто смерть», – епископ Пахомий «Русскому человеку без жертвенности – просто смерть», – епископ Пахомий
Анастасия Рахлина
За блистающими архиерейскими ризами, пышностью богослужений и внешней устроенностью жизни скрывается много скорбей и трудностей. Это тот крест, – ежедневное умирание за паству, – который возлагается в хиротонии на архиерея, – сказал год назад Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь к новому епископу Русской Церкви. Возглавивший только образованную Покровскую и Николаевскую епархию владыка Пахомий запомнил эти слова навсегда.
Когда окончательно сложилась практика поставления во епископы представителей только черного духовенства? Когда окончательно сложилась практика поставления во епископы представителей только черного духовенства?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Когда окончательно сложилась практика поставления во епископы представителей только черного духовенства? Какие канонические препятствия ныне существуют для рукоположения женатого священника?
Комментарии
Николай29 ноября 2013, 22:04
Епископу Игнатию желаю помощи Господа Иисуса Христа во всех праведных делах, в служении Богу и людям. Это очень правильно, знать жизнь людей, с которыми живешь рядом не понаслышке, но видеть своими глазами, слышать своими ушами и побывать там, где они исполняют Заповеди Бога. Уважаю таких людей.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×