Православный календарьПравославный календарь
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.

К проблеме поджогов церквей в Татарстане

На минувшей неделе СК по Татарстану объединило семь эпизодов поджогов православных церквей в республике в одно производство по статье «террористический акт». Как выразился замруководителя Следственного управления СК РФ по Татарстану Айрат Ахметшин: «Есть основания полагать, что эти преступления совершены одними и теми же лицами».

В Татарстане за последние полгода подожжено или сгорело дотла девять православных церквей. Четыре поджога произошли в ноябре. Местные жители в разных сёлах замечали неких характерно выглядящих бородачей, которые незадолго до пожара приезжали фотографировать храмы. Всё содеянное явно дело рук одних и тех же людей, действовавших по одному сценарию. Все храмы загорались ночью ― неважно, была в здании электропроводка или печное отопление или не было.

Ответственность за поджоги никто на себя не взял (исправлено редакцией), но некий «эмир Булгаристана» в маске сознался в том, что это его самодельные ракеты были запущены в сторону Нижнекамского нефтехимического завода в конце ноября (напомним: в день авиакатастрофы Боинга в казанском аэропорту неизвестные запустили четыре самодельных НУРС по заводу, три из которых пролетели метров 800, а один рухнул на территорию исправительной колонии № 4. «Эмир» сообщил, что это было предупреждением для местных мусульман, чтобы они покинули данную местность).

С учётом того, что компания «эмира» явно невелика и существует в относительной изоляции — говорить о некоей «радикализации Татарстана» пока не приходится. Сожжённые церкви — это скорее их самопиар, чем демонстрация мощи и безнаказанности. Мы имеем дело с очередной попыткой радикалов Поволжья привлечь к себе внимание. Конечной их целью, как и прежде, остаётся создание шариатского государства «Идель-Урал», рассекающего территорию России как раз по одноимённому хребту. Но пока что они существуют в варианте местных «грантовых сумасшедших» — всего лишь, в отличие от каких-нибудь изобретателей сибирской и поморской государственности, соблюдающих в силу специфики грантов имидж непримиримых джихадистов и не останавливающихся перед насилием.

Ваххабиты в Поволжье ― люди уже не очень новые, но по-прежнему чужие. Само их появление есть плод отсутствия государственной политики по отношению к молодёжи и религиозным организациям в девяностые–нулевые годы. В результате некоторый пласт молодёжи из традиционно мусульманских регионов, выезжавшей за рубеж на учёбу, прошёл подготовку и обучение в салафитских заведениях Саудовской Аравии и других арабских стран, специально заточенных под распространение радикальных идей. Как-то в новостях из Йемена проскакивало сообщение о некой школе, которая держалась в осаде против правительственных войск больше трёх месяцев и даже совершала контратаки, что говорит о её специализации. Тогда там пострадало несколько неведомых граждан России.

О профильных институтах по индоктринации и подготовке агентов влияния излишне говорить. Возвращаясь на родину, «образованные молодые люди» с щедрой финансовой поддержкой от шейхов выкупали, а кое-где и силой захватывали мусульманские приходы, где уже сами начинали вести подрывную идеологическую работу. Несмотря на то, что новые веяния прямо противоречат традиционному татарскому исламу, среди молодёжи вербовка сторонников в течение нескольких лет имела определённый успех. Особенно если учесть, что в процесс включилась и часть местных элит, хапнувших «суверенитета, сколько можно унести». Им это помогало строить национальное государство, и, не будь Татарстан в центре России, ему в определённый момент смуты грозил бы полный набор нынешних проблем Украины.

Весь этот клубок начали распутывать ещё муфтий Татарстана Ильдус Файзов и его соратник, погибший от рук террористов глава учебного отдела Духовного управления мусульман Татарстана Валиулла Якупов. Однако до сих пор ситуация внутри уммы далека от гармонии, а проповедники Халифата не ощущают на себя охоты. В этом году на Сабантуе были отмечены случаи агитации за Халифат прямо в автобусах с гостями праздника, и это при том, что на мероприятии ожидали участников Универсиады и меры безопасности были соответствующие.

Сейчас террористы выбрали для своих атак достаточно уязвимые объекты. Несмотря на богатую православную историю, великие святыни и монастыри, вроде Семиозёрского, православных храмов в республике относительно немного. Процесс их восстановления идёт медленно, деньги приходится собирать буквально на каждое строение. Одна из сожжённых церквей была возведена как раз на средства прихода (строительство новых мечетей в республике идёт гораздо быстрее. Это чем-то напоминает строительство типовых модульных храмов в Москве, но в масштабах республики). Поэтому урон, наносимый террористами населению русских и кряшенских деревень, на самом деле серьёзнее, чем кажется. Если в случае с мусульманской уммой они надеются подчинить и переформатировать её по салафитским лекалам, то православие для них — очевидный противник и кандидат только на уничтожение.

Надо сказать, что на нынешний момент паниковать рано. Сейчас у салафитов явно ничего не выйдет. Даже несмотря на двадцать лет окучивания молодёжи и местных религиозных деятелей, ваххабитское подполье не в состоянии рассчитывать на массовую поддержку. Особенно после таких грубых акций устрашения всех и вся. На бытовом городском уровне в Татарстане практически отсутствуют этнические и религиозные противоречия.

Но дальние перспективы — под вопросом. Слишком много времени со стороны центральных властей было потрачено на заигрывания с местными элитами, которые были озабочены сугубо своими шляхетскими интересами. В результате мирное сосуществование либо поддерживается мучениками за идею, как Якупов, либо просто длится по инерции. Ни то, ни другое недопустимо, поскольку мир в Татарстане не сложился просто так, это плод долгой духовной работы и созидательного объединения не религий, но верующих. И тот факт, что для его защиты уже начали требоваться мученики — сигнал тревожный.

Это очень пассионарный, мощный и правильный посыл, однако его применение угрожает власти и благополучию целого слоя чиновников, занимавшихся все эти годы «укреплением национальной идентичности». Поэтому идеологический фронт, вполне способный задавить ваххабитов с их пропагандой ненависти, никак не может нормально развернуться. Между тем без пропагандистской машины, способной на контратаку чуждой идеологии, мы будем обречены бороться с последствиями чужого влияния, а это безнадёжный бой.

Таким образом, помимо совершенно очевидной необходимости придушить подполье по линии спецслужб, назрела и перезрела нужда в чистке покрывающих ваххабизм в рядах местной элиты — как религиозной, так и светской. Особенно светской, потому что без этой поддержки ваххабитам не удавалось бы подминать и захватывать мечети традиционного ислама.

В этом свете особенно трагичной выглядит гибель в авиакатастрофе главы ФСБ по Татарстану Александра Антонова, который уже было начал зачищать прокуратуру и прочие ведомства республики от оголтелых националистов и сочувствующих радикалам и даже добился в этой сфере первых громких отставок. Впрочем, есть надежда, что его курс будет продолжен.

Как водится, главная ценность и ресурс России в этой борьбе — люди. Поэтому категорически нельзя затягивать с решением проблемы, пока механизм воспроизводства этнорелигиозного мира, являющийся одним из основных цивилизационных завоеваний нашей страны, ещё по-настоящему не нарушен.

Андрей Каменецкий

Источник: Однако

11 декабря 2013 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Александр11 декабря 2013, 22:57
(от уроженца Татарии и частью татарина) Спаси Господи автора! Очень точный и взвешенный материал.
Наталья11 декабря 2013, 22:12
Осталось только провести духовную причинно-следственную связь между уничтожением храмов в Татарстане, их поджогами и авиакатастрофой в Казанском аэропорту, унесшей жизнь полсотни не винных людей. В ту самую ночь (с 16-го на 17-ое ноября)перед их гибелью в Татарстане подожгли два храма. К слову, один из них был освящен в честь Новомучеников и исповедников Российских. Кто-то скажет, что это случайное совпадение. По слову мудрых - У Бога случайностей не бывает! В связи с этим мне вспомнилась другая история, которая произошла в Самаре, когда около 10 - 15 лет назад в сгоревшем здании ОВД погибли более ста человек. Так вот, когда я поведала эту печальнейшую весть одной старице,схиигумении Антонии (Сухих)ныне покойной, то она в ответ на мое сообщение рассказала другую историю. В богоборческое время из одного Самарского монастыря всех монахинь и послушниц посадили на баржу и пустили по водам. Затем революционеры выбили широкое отверстие в дне судна, а сами уплыли. Баржа стала стремительно погружаться в воду. Старица еще рассказала, что ни одна инокиня не бросилась вплавь, чтобы спастись. Мученическую кончину приняли все, кто был на барже. А было их - более ста... "Чего же удивляться, что Господь попускает ныне такие беды. Сами мы все заслужили. Сами."...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×