Церковь не играет в игры, не считает наш мир футбольным полем, на котором нужно делить людей на «своих» и «команду соперников». Ведь в каждом человеке есть образ Божий, который нельзя затаптывать бутсами, даже если такой «неправильный футболист» схватил мяч руками или забил гол из офсайда. Если человек играет в футбол – не может не играть, потому что другого ничего не умеет, – то пусть хотя бы не бьет своего соперника по ногам, и не потому, что арбитр отвернулся, а потому, что есть другой Арбитр, который все видит. Если хоть один футболист поступил так, вспомнив, что его благословил на участие в чемпионате Патриарх Московский, Папа Римский, главный израильский раввин или иранский аятолла – значит, обращения религиозных лидеров к футбольному первенству уже не напрасны.
За 2000 лет со времен земной жизни Спасителя многие неоднократно и, что самое обидное, искренне пытались устроить где-либо на земле Город Солнца. В итоге, правда, как правило, получали Скотный двор. Многочисленные перевороты, начиная с библейских времен до наших дней, стоили человечеству многих страданий при сомнительных итоговых результатах в сухом остатке. И горячие «сторонники лучшей доли для человечества» всегда хотели сделать Церковь либо своим союзником, либо в худшем случае врагом, главное – чтобы лишить ее роли Церкви, по определению равноудаленной от общественного противостояния, не имеющего духовного измерения. Иногда Евангелие трактуют особенным образом, называя Христа революционером и социалистом, а Иуду – проклятым капиталистом. Ну что же, это ничем не лучше и не хуже, чем считать Христа правозащитником, а Иуду – противником демократии. А ведь именно восторженность правозащитной позицией, которую заняла Национальная конференция епископов Бразилии (НКЕБ), мы находим у ряда экспертов.
Забвение слов Христовых «Царство мое не от мира сего» (Ин. 18:36) переносит свидетельство Церкви из сферы борьбы за человеческое спасение в область борьбы «за» или «против» мировых первенств по футболу. Кстати, вопреки построенной автором концепции правозащитного уклона католиков Папа Римский Франциск проведение чемпионата в Бразилии благословил, никак не упомянув «нарушений трудовых прав» в ходе его подготовки в своем приветственном обращении. Так что Римско-католическая церковь в лице ее главы не вписалась в правозащитное гетто, которое ей было уготовано российскими экспертами из их понимания заявления епископской конференции.
Кстати, еще менее в правозащитное прокрустово ложе вписывается борьба НКЕБ с легальным статусом однополых союзов в Бразилии, призывы к бойкоту книг «Код да Винчи», «Ангелы и демоны» Дэна Брауна и публичное осуждение самого популярного футболиста сборной страны Неймара за кощунственную, по мнению клириков, фотографию на обложке популярного бразильского журнала. И это не говоря уж про позицию по абортам и контрацепции. Это к вопросу о либерализме католиков и «мракобесии» Русской церкви.
Видимо, кому-то очень хочется, чтобы в Русской церкви появились, нет, не «красные епископы» и не священник-сепаратист Идальго, как это было в Латинской Америке, а священники Георгии Гапоны. И чтобы она превратилась в правозащитную организацию, которая ходила бы на политические демонстрации, боролась бы за права, которые содержатся в постоянно меняющихся документах, принимаемых где-нибудь в Страсбурге. Только это самый короткий путь к тому, чтобы Церкви как самостоятельного субъекта общественной жизни не было вообще.
Еще раз повторюсь, Церковь – отнюдь не профсоюз и не социалистическая партия. Между тем это совсем не значит, что Церковь не уделяет внимание вопросам социального характера. Для того чтобы это узнать, достаточно просто ознакомиться с основополагающими церковными документами, например с «Основами учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека». В «Основах» есть даже конкретный раздел «Принципы и направления правозащитной деятельности Русской православной церкви», где вполне доходчиво излагается церковная позиция: «Мы призваны ревностно – не только на словах, но и на деле – заботиться о сохранении прав и достоинства человека».
Мы в отличие от бразильских христиан пожили в коммунистическое время, но, слава Богу, так и не научились ненавидеть капиталистов, равно как и беззаветно любить всех коммунистов. А человеческие пороки Церковь критикует безотносительно близости или удаления их носителей от кремлевских стен или рублевских заборов. Только не стоит забывать, что заповеди Господни – не Уголовный кодекс, и воровство является одним и тем же грехом всегда – и когда продавец обвешивает покупателя на рынке на 15 руб., и «в особо крупном размере». Иными словами, если человек украл целый миллиард – это совсем не значит, что такой поступок «достоин» осуждения не рядового священника в личной исповеди, но непременно самого Патриарха, причем на специальной пресс-конференции.
Церкви вменяют, что в российском культурном контексте не стоит ожидать появления Брата Тука, помощника Робин Гуда, борца за социальную справедливость. Да, как-то не принято русским священникам по лесам с бандитами прятаться, даже из благородных побуждений. Зато известно, что после общения с ушедшим в лесные дебри для отшельнического подвига преподобным Серафимом Саровским многие богачи сами раздавали все свое имущество нищим. Без луков и стрел шервудских стрелков.