Смерть в родах или рождение смерти?

Кому из православных христиан не знакомы слова из просительной ектении о "христианской кончине жизни нашей, безболезненной, непостыдной, мирной...". Они свидетельствуют о том, что умирание человека может происходить по-разному: в агонии и страшных мучениях или мирно, безболезненно, непостыдно. Можно умереть молодым, неожиданно и внезапно, попав в случайную аварию, а можно - тяжело и долго болея, ожидать свою смерть, исповедавшись и причастившись. Можно погибнуть, спасая жизнь другого человека, а можно погибнуть от сердечной недостаточности, находясь в состоянии алкогольного опьянения. Виды смерти разнообразны...

К какому из них относится смерть матери в родах? Как поступать, когда заранее известно, что наступившая беременность угрожает жизни самой матери?

Сегодня в нашем обществе пока нельзя найти однозначного ответа на этот вопрос. Эта неоднозначность имеет cвои причины, свою историю и логику. В этой логике присутствуют две противоположных позиции. В движении от одной из них к другой и заключена история формирования правильного ответа на волнующий нас вопрос.

Первая позиция была выражена еще в V веке до Р.Х. в Клятве Гиппократа. Среди многочисленных врачебных манипуляций Гиппократ специально выделяет плодоизгнание и обещает: "Я не вручу никакой женщине абортивного пессария" . Это суждение врача тем более важно, что оно идет вразрез с мнением многих великих моралистов и законодателей Древней Греции, например Аристотеля, о принципиальной допустимости и практической целесообразности аборта. Гиппократ же четко и однозначно выражает позицию врачебного сословия об этической недопустимости участия врача в производстве искусственного выкидыша.

Противоположная позиция наиболее отчетливо выражается в принципе иудейского врача и богослова Маймонида: "Не следует щадить нападающего". Он почти буквально переносит на взаимоотношение между матерью и ребенком известную максиму ветхозаветной морали - "око за око, зуб за зуб" (Лев. 24:20). Уже с XIII века это правило начинает трактоваться как разрешение на убийство ребенка в материнской утробе, которое совершается врачом для спасения жизни матери. Сегодня такая манипуляция определяется термином "терапевтический аборт". Терапевтический аборт - это уничтожение ребенка в случае возникновения конфликта между жизнью матери и плода, это аборт, во время которого уничтожается ребенок для того, чтобы сохранить жизнь матери.

Признание терапевтического аборта - это разрыв не только с нравственной позицией Гиппократа, но и вызов христианской моральной традиции, для которой, как известно, "вечная жизнь ребенка дороже временной жизни матери" .

С начала ХХ века в России непререкаемые христианские этические традиции медицинского сообщества начинают подвергаться критике. На страницах русских медицинских журналов и газет весьма интенсивно разворачивается обсуждение этико-медицинских проблем искусственного аборта. Так, в 1911 г. доктор Т. Шабад практически одним из первых ставит вопрос о "праве матери распоряжаться функцией своего тела", особенно в случае угрозы ее жизни. Фактически Шабад стоит у истоков либерального подхода к искусственному аборту, пытаясь найти аргументы против господствующей моральной традиции в "заветах" доктора Маймонида.

После 1917 года в России дискуссии о терапевтическом аборте полностью прекратились, по причине полной легализации производства абортов, на основании провозглашения официальной идеологией "права матери распоряжаться функцией своего тела" и абсолютной доступности операции по искусственному прерыванию беременности не только по медицинским показаниям, но и просто по желанию женщины. Такое действие, как аборт, с 1917 года и поныне не является преступным. Напротив, аборт считался социально значимым завоеванием, ибо, как заверял всех Ленин, "в марксизме нет ни грана этики".

Что же делать сегодня, когда такая ленинская "правда", превратившая Россию в страну массового детоубийства, все еще владеет умами специалистов-медиков? Как освободиться от тисков произвола падшего человека, уверовавшего в правомерность буйства своей воли и страстей?

С признанием и оправданием терапевтических абортов никак нельзя согласиться. Оно противоречит совести как внутренней способности переживать и распознавать зло. Оно противоречит разуму как способности понимать и объяснять недопустимость терапевтического аборта. К основаниям подобной недопустимости для православного человека относится следующее:

а) Терапевтический аборт является формой осознанного умерщвления ребенка, что вступает в противоречие со 2-м и 8-м Правилом Православной веры святителя Василия Великого, согласно которому "умышленно погубившая зачатый в утробе плод подлежит осуждению, как за убийство". При этом епископ Никодим специально подчеркивает отличие православного и ветхозаветного отношения к человеческой жизни, начало которой в ветхозаветной традиции связано лишь с возникновением черт человекоподобия у плода, в то время, как православная антропология таких различий не делает. Она связывает начало человеческой жизни с самим моментом зачатия, о чем свидетельсвуют Благовещение архангела Гавриила и прославляемые Православной Церковью зачатие святой праведной Анною Пресвятой Богородицы и зачатие Иоанна Предтечи.

б) Святитель Иоанн Златоуст утверждает, что плодоизгнание - "нечто хуже убийства", ибо оно являет собой нарушение "первой и наибольшей заповеди" - заповеди любви . Осознанное убийство своего дитя матерью ради спасения своей жизни - действо, не только нарушающее заповедь любви, но и противоположное фундаментальным христианским представлениям:

  • во-первых, о глубинной нравственной сути материнства,
  • во-вторых, о непостыдной и достойной христианской смерти,
  • в-третьих, о роли жертвенной любви в человеческих отношениях.

в) Христианское почитание воинства и социально значимый статус солдата определеляется его осознанной готовностью положить жизнь свою за детей, женщин, стариков: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин.13,15). Оправдание осознанного отказа от жертвенного отношения к своему ребенку со стороны матери - вопиющее по своей антихристианской сущности действие. Протоиерей Димитрий Смирнов в книге "Спаси и сохрани" пишет: "Ведь продлить себе жизнь ценой убийства собственного ребенка равносильно тому, чтобы матери съесть своего младенца - такие случаи были в осажденном Ленинграде. Когда мать хочет сохранить свою жизнь за счет дитя - это каннибализм".

г) Сегодня, в результате развития медицинской науки, успешно преодолевающей ранее трудно излечимые заболевания, случаи, в которых действительно существует необходимость прерывания беременности по медицинским показаниям, встречаются крайне редко. Но неспособность признать нравственную недопустимость терапевтического аборта порождает повсеместную практику евгенического аборта, производимого с целью недопустить рождения неполноценных или больных детей. Сегодня в связи с мощным развитием пренатальной диагностики производство евгенических абортов набирает силу.

Нельзя не напомнить в заключении и древний принцип, который непосредственно относится к терапевтическому аборту: "Non sunt facienda mala ut veniant bona" (нельзя творить зло, из которого бы выходило добро). Не принимая естественную "непостыдную, мирную" смерть в родах, современная медицина плодит, штампует самый страшный род смерти - вечную духовную смерть.

Ирина Силуянова

Pravoslavie.ru

20 января 2000 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Индустрия детоубийства (18+) Индустрия детоубийства (18+)
Д. Далейд, разоблачитель Федерации планирования семьи (США)
Индустрия детоубийства (18+) Индустрия детоубийства (18+)
Беседа с Дэвидом Далейденом – разоблачителем Федерации планирования семьи (США)
Президент организации, снявшей видео о торговле телами абортированных младенцев, о том, что творится в клиниках Федерации планирования семьи США, как вводятся в заблуждение пациентки и можно ли противодействовать конвейеру детоубийств.
«Я больше не могла убивать детей» «Я больше не могла убивать детей»
Рассказ медсестры абортария
«Я больше не могла убивать детей» «Я больше не могла убивать детей»
Рассказ медсестры абортария
Американка Бонни МакКлори, медсестра абортария, оставила свою работу после того, как однажды при солевом аборте «приняла роды» мертвой восьмимесячной девочки.
Время вымирать? Время вымирать?
Денис Ахалашвили
Время вымирать? Время вымирать?
Денис Ахалашвили
Они шли венчаться, заранее зная, что завтра с утра убьют собственного ребенка…
Комментарии
Елена 2 февраля 2016, 18:49
Это ужасно. Насколько я помню, христианские каноны вроде бы осуждают самоубийство - а разве не самоубийственным является решение, при котором из множества вариантов мать выбирает умереть в родах (причем с высокими шансами утянув ребенка за собой)?
Разумеется, самоубийство - это губящее вечную душу деяние и навсегда закрывающее перед ней врата в Рай, ибо кому как не всеведущему Богу, который дал эту жизнь, не осознать необходимость спасти её ценой еще не познавшего дыхания комочка клеток? Душа этого младенца априори безгрешна и ей ничего не угрожает (вообще, как можно нагрешить в утробе?), а вот самоубийца-мать, отказавшаяся от бесценного дара Всевышнего, явно более не принадлежит к числу агнцев Его.
И да, даже чисто по-человечески - вы серьезно советуете при наличии иных детей женщине бросить их и умереть? Кто будет заботиться о них, кто станет кормить и окружать материнской любовью, кто научит их нравственному отношению к жизни и многим другим, крайне важным для человека вещам? Отцы и бабушки не зря отличаются от родных матерей, как ни крути. А если и даже мать умрет родами, не имея иных детей - кто объяснит ребенку, что она это сделала ради него? Кто вскормит его и сделает счастливым?
Нет, автор статьи совершенно зря потратил столько времени, обосновывая столь нехристианскую точку зрения.
Татьяна25 января 2016, 15:46
Раньше я всегда задумывалась, как поступить, если вдруг передо мной встанет такой выбор. Думала, что лучше дать ребенку жизнь... И тут такая статья, прямо как будто для меня. И если попустит такое Господь, я не на йоту не буду сомневаться, как поступить! Полностью согласна, что вечная жизнь ребенка дороже временной жизни матери! Автору очень благодарна
N22 января 2016, 02:22
Спасибо за статью.
Наталия Стоян21 января 2016, 13:00
Анастасия М., Ваши рассуждение не содержат никакой логики. Какой человек может утверждать, что он доживет до вечера? Жизнь человека находится в руках Господа Вседержителя.
И Он запрещает лишать жизни невиновного, Он запрещает убивать.
А Вы, хотите сказать "Лучше пусть женщина убьет свое дитя, чем оно попадет в роддом или "за бугор"?!

А про то, "пусть эту статью бы написал тот, кто сделал такой выбор"...
Александр, вот Вы - мужчина, если Вас призовут на войну, где Вы можете легко лишиться жизни, защищая других, а Вы откажетесь из страха быть убитым - это будет поступком труса. Идти на войну - обязанность мужчины. А рожать детей - обязанность женщины.

Женщина может сделать аборт "чтобы сохранить свою жизнь", и через один день попасть в аварию, или умереть от болезни, или вообще по непонятным причинам - одному Богу известным, потому что Он дает жизнь и Он ее забирает. Тому, кто встанет перед таким "выбором", нужно просто об этом подумать.
Анастасия М.18 января 2016, 17:48
Умереть в родах, дав жизнь ещё одному человечку - может, и правильно. Но есть одно "но": КТО будет этого человечка растить, кто ему скажет, что его мама так его любила, что предпочла умереть, дабы он выжил и потом, встань перед ним/ней такой выбор, поступил бы аналогично? Или ребёнка отберут у отца/бабушек "добрые" социальщики и отдадут на усыновление "за бугор", где его, может, будут любить, а может, станут надругаться? Или просто сдадут в детдом, где тоже бывает всякое? Или он будет родственникам матери-героини просто до лампочки? А если родится не вполне здоровый - кто ему будет помогать всю его жизнь? Вопрос очень спорный.
Александр18 января 2016, 14:08
Статья была бы убедительна, если бы ее написала бы та, которая в этой ситуации сделала бы тот выбор, к которому здесь призывается.
Вера18 января 2016, 11:22
Согласна с автором. Имея маленького ребенка все же лучше умереть в родах, чем сделать аборт и остаться жить. Как потом ребенку в глаза смотреть, зная что являешься убийцей такой же крошки? На убийстве ребенка счастье не будет! Надо молиться и надеяться на Бога, а не думать о собственном теле.
Игорь17 января 2016, 22:53
Да, статья глубоко теоретическая. Не приведи Господь автору когда-нибудь самому встать перед таким выбором.
Елена О.17 января 2016, 21:09
Да, и меня беспокоит вопрос внематочной беременности, как непонятный мне феномен. Нет шансов выжить, не делая аборта, у малыша вообще никаких шансов.
Мария16 января 2016, 23:35
Что делать с внематочной беременностью, когда понятно, что ребёнок не родится, а мать, отказавшись от аборта, умрет или станет инвалидом, если ей этот аборт сделают принудительно после разрыва органов?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×