Лучшие материалы Православия.Ru: Семь лет назад.
Новости за февраль 2001 г.

В рубрике «Лучшие материалы Православия.Ru: семь лет назад» мы предлагаем вниманию читателей новости, ставшие уже исторической хроникой, а также наиболее интересные интервью с известными церковными и общественными деятелями, аналитические статьи, обзоры и другие публикации, появившиеся на сайте в 2001 году.

***
 
ОДЕССКИЙ МИТРОПОЛИТ ПОЛАГАЕТ, ЧТО ВИЗИТ ПАПЫ УСУГУБИТ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ НА УКРАИНЕ
Одесса, 7 февраля 2001 г.

5 февраля митрополит Одесский и Измаильский Агафангел обратился к прихожанам Успенского кафедрального собора с проповедью, в которой призвал верующих сплотиться в лоне Святой Православной Церкви перед лицом грядущих событий в Украине.

Как сообщает пресс-центр Союза православных граждан Одессы, митрополит Агафангел негативно оценил все попытки создания в стране так называемой "Единой поместной церкви", куда желают включить наряду с канонической УПЦ раскольников-филаретовцев и самосвятов-автокефалистов. Владыка отрицательно отнесся и к вмешательству во внутренние дела Украинского Православия Вселенского Патриарха Варфоломея, который все активнее оказывает поддержку еретикам из УПЦ КП и УАПЦ в их борьбе против Украинской Православной Церкви во главе с Блаженнейшим Владимиром.

Одесский первоиерарх высказался против запланированного на лето визита в страну Папы Римского. По мнению митрополита Агафангела, приезд главы католиков мог бы состояться лишь по приглашению Святейшего Патриарха Алексия после возвращения униатами тысяч захваченных православных храмов в Западной Украине и решения ряда иных межцерковных проблем. Если же этого не произойдет, то визит Папы Римского лишь усугубит межконфессиональные разногласия в стране.

Православие.Ru
 
ВОССОЕДИНЕНИЕ С РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКОВЬЮ НЕ ЗА ГОРАМИ, СЧИТАЕТ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ


Берн, 15 февраля 2001 г.

Со временем будет преодолен раскол между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ). Такое мнение высказал в беседе с журналистами в среду в Берне Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Отвечая на вопрос корр.ИТАР-ТАСС, он подчеркнул: "Думаю, что время лечит все недуги и расколы. Оно вылечит и этот раскол, потому что Русская Зарубежная Церковь и Церковь Московского Патриархата - это плоть от плоть и кровь от крови своего народа".

На сегодняшний день, сказал Патриарх, отпали все причины, которые раньше оправдывали разделение. Когда создавался Синод Зарубежной Церкви в начале 20-х годов в Сремских Карловцах, митрополит Антоний сказал, что он создается как временное учреждение до тех пор, пока в России Церковь не получит свободу, а когда это произойдет, мы принесем отчет о своей деятельности Патриарху Московскому.

Патриарх Алексий подверг критике "совершенно надуманные причины", которые выдвигаются для затягивания восстановления единства. Раньше такой причиной называлось отсутствие канонизации Царской семьи. Сейчас Царская семья прославлена в лике святых. Московский Патриархат упрекают также за участие в экуменическом движении. "Но мы не можем быть в изоляции, мы должны иметь общение с другими христианскими Церквами и свидетельствовать о Православии", - отметил Патриарх.

ИТАР-ТАСС / Православие.Ru
 
НАДЗИРАТЬ ЗА СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ В ШВЕЙЦАРИИ ПОСТАВИЛИ КАТОЛИКА

Берлин, 14 февраля 2001 г.

Швейцарская федеральная комиссия по делам иностранцев приняла решение о введении принудительного управления над Сербской Православной Церковью в Швейцарии, сообщает агентство "Бета".

Как указано в сообщении новосозданного Комитета патроната над СПЦ в Швейцарии, доставленном в берлинский корпункт "Беты", надзирать за православными церковными общинами в этой стране будет доцент Бернского университета и католический священник из Винтертура д-р Харальд Райн.

В своем сообщении швейцарские власти возлагают большую часть ответственности за это решение на Западноевропейского владыку Константина, резиденция которого находится в Хильдесхайме (Германия). Ему ставится в вину то, что он "допускал нарушение законов Швейцарии", а также и то, что на протяжении прошедших лет он не смог "достойно ответить на вызовы", стоявшие перед православными верующими в этой стране.

В Швейцарии существует четыре церковные общины Сербской Церкви: Цюрих, Санкт-Галлен, Берн и Базель. СПЦ насчитывает в Швейцарии 100.000 прихожан и является третьей по численности религиозной структурой в стране.

В сообщении по поводу введения принудительного управления над Сербской Церковью в Швейцарии подчеркивается, что нежелательные тенденции возникли уже в начале 1990-х гг., когда владыка Константин был назначен на западноевропейскую кафедру СПЦ (Германия, Австрия и Швейцария). Далее указывается, что "владыка Константин действовал против государственного законодательства Швейцарии", и отмечается, что еще ранее его "самовольное поведение привело к отставке протоиерея Драшко Тодоровича, который руководил Сербской Православной Церковью в Швейцарии с 1969 года".

Газета "Тагесанцайгер" в своей статье от 12 февраля о событиях в швейцарских приходах СПЦ приводит слова нового управляющего Харальда Райна о том, что "владыка Константин направлял в Швейцарию недостаточно образованных священников и не соблюдал правовые нормы". Райн пояснил, что "по крайней мере после войны в Косово часть сербских священников в Швейцарии ведут себя откровенно антизападно и антиэкуменически" и что "консервативный владыка Константин, сотрудничавший с националистическими объединениями, считал экуменическую политику протоиерея Тодоровича изменой сербству".

Сейчас Райн должен "исправить кадрово-политическую ситуацию в церковных общинах" и прежде всего восстановить порядок в "вопросе образования сербских священников". Швейцарские власти заявляют о намерении добиться с помощью принудительного управления соблюдения действующего статута Швейцарии о работе церковных общин и о церковном порядке.

"Принудительный управитель" Райн в сообщении выражает надежду на поддержку Синода СПЦ в этом деле, заявляя, что рассматривает свою миссию как "временное служение сестринской Церкви", по окончании которого он сложит с себя эти обязанности.

Православие.Ru
 
УКРАИНСКИЕ ВЕРУЮЩИЕ ПРИЗЫВАЮТ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХА НЕ СОЗДАВАТЬ НОВЫХ РАСКОЛОВ

Киев, 19 февраля 2001 г.

Во многих епархиях Украинской Православной Церкви среди прихожан начался стихийный сбор подписей под обращениями к Вселенскому Патриарху Варфоломею, сообщает официальный сайт УПЦ МП. Инициатором этой акции выступил Союз православных братств Украины.

В частности, одно из таких обращений содержит призыв к Константинопольскому Патриарху "быть предельно осторожным с действиями в отношении православной жизни в Украине, не поддаться на провокации раскольников и руководимых ими политиков, чтобы не сотворить еще большей беды, которую имеем сегодня". Авторы обращения предостерегают Патриарха Варфоломея от организации новых расколов, "чтобы у людей Украины не создавалось впечатления, что определенные силы привлекают Вас к позорному делу уничтожения Православия в Украине, провоцируют раскол в православном мире, который по своим последствиям может повторить трагедию 1054 года".

Православие.Ru
 
СОСТОЯЛИСЬ ПЕРЕГОВОРЫ ДЕЛЕГАЦИЙ РУССКОЙ И КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ ЦЕРКВЕЙ

Москва, 20 февраля 2001 г.

19 февраля в Берлине прошла официальная встреча делегаций Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата. На ней обсуждались вопросы, имеющие отношение к церковному положению в Эстонии и на Украине.

В переговорах участвовали: со стороны Русской Православной Церкви - председатель ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и протоиерей Николай Балашов, и.о.секретаря ОВЦС по межправославным связям и загранучреждениям Русской Православной Церкви; со стороны Константинопольского Патриархата - митрополит Пергамский Иоанн и митрополит Филадельфийский Мелитон, генеральный секретарь Священного Синода Константинопольской Православной Церкви.

Участники переговоров призвали иерархов двух православных юрисдикций в Эстонии заключить соглашение о прекращении имущественных споров, согласно которому каждая из церковных структур получит права собственности на церковное имущество, фактически используемое ею в настоящее время. Делегации одобрили текст такого соглашения и согласились представить его на усмотрение Священных Синодов обоих Патриархатов.

Стороны согласились продолжить консультации по вопросу о церковном положении на Украине и обсудили возможности взаимодействия в целях достижения единства православных верующих и преодоления существующих расколов.

Делегации также обменялись мнениями о путях преодоления церковного раскола в Македонии и обсудили ряд других вопросов. Следующая встреча делегаций двух Патриархатов намечена на апреля.

ОВЦС / Православие.Ru
 
СИНОДАЛЬНАЯ БОГОСЛОВСКАЯ КОМИССИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПРИНЯЛА ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ ПО ПРОБЛЕМЕ ИНН

Москва, февраля 2001 г.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в связи с дискуссией в церковных и общественных кругах по проблеме введения индивидуальных номеров налогоплательщиков (ИНН), февраля 2001 года в Троице-Сергиевой Лавре, в стенах Московской Духовной Академии состоялось расширенное заседание Синодальной Богословской комиссии с участием архиереев, представляющих Православные Церкви четырех стран - России, Украины, Беларуси, Молдовы, наместников и духовников ставропигиальных монастырей, представителей государственных органов, консультантов и экспертов.

В ходе работы Комиссии состоялся взаимно уважительный и плодотворный диалог между представителями Церкви и государственных органов - Государственной Думы и Министерства по налогам и сборам. В процессе диалога были прояснены вопросы, связанные с порядком налогового учета граждан.

Пленум рассмотрел проблемы, вызывающие озабоченность и смущение среди части церковного народа, вопросы, которые ставятся в многочисленных обращениях верующих и в публикациях средств массовой информации:

  • Присутствует ли апокалиптическое число 666 в ИНН и электронных документах, удостоверяющих личность?
  • Является ли ИНН печатью антихриста?
  • Утрачивает ли христианин свое имя, принимая ИНН?
  • Существует ли духовная угроза в процессах глобализации?
  • Насколько правомерны действия отдельных священнослужителей в связи с проблемой ИНН?
  • Всесторонне обсудив эти темы, пленум пришел к следующему заключению.

    1. Согласно экспертному заключению, ИНН является последовательностью из 12 арабских цифр, из которых первые две представляют собой код региона, следующие две - номер местной налоговой инспекции, следующие шесть - номер налоговой записи налогоплательщика и последние две - так называемые "контрольные цифры" для проверки правильности записи. Наличие трех шестерок в этом наборе цифр может быть только случайным. Говорить о непременном присутствии числа 666 в ИНН нет никаких оснований. В некоторых публикациях имеется утверждение, что в электронных документах, использующих магнитно-считываемую запись, в качестве кодового содержится число 666. Согласно экспертному заключению, полученному нашей комиссией, подобное утверждение не имеет основания.

    Предположение о скрытом присутствии 666 может считаться отчасти обоснованным лишь тогда, когда речь идет о кодировании информации с помощью штрих-кода, исполненного в соответствии со стандартом EAN-13/UPC, который применяется для маркировки товаров (при этом нужно заметить, что собственно компьютер не воспринимает три пары удлиненных разделительных линий в качестве шестерок; однако их графическое начертание является схожим с графическим начертанием цифры шесть в этом же стандарте кодирования). Когда же речь идет о записи иными известными нам системами, отличными от EAN-13/UPC (товарных штрих-кодов), в частности, на магнитных полосах, присутствующих в электронных документах, то эксперты не обнаруживают наличия числа 666 в этом типе записи информации.

    2. Распространенное в среде некоторых православных христиан представление о том, что "антихрист еще не явился, а печати уже ставят", или что существует некая "предпечать", противоречит церковному учению о явлении антихриста в "последние времена" человеческой истории. Как уже было сказано в Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2000 года под названием "Уважать чувства верующих. Хранить христианское трезвомыслие", "пытающимся связывать идентификационные номера с "печатью антихриста"; напоминаем, что в святоотеческом предании такая печать понималась как знак, закрепляющий сознательное отречение от Христа... Вопреки этой традиции иногда утверждают, что технологическое действие якобы может само по себе произвести переворот в сокровенных глубинах человеческой души, приводя ее к забвению Христа. Такое суеверие расходится с православным толкованием Откровения святого Иоанна Богослова, согласно которому "печать зверя" ставится на тех, кто сознательно уверует в него "единственно ради ложных его чудес" (святитель Иоанн Златоуст). Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры".

    Подобное утверждение ранее было сделано и в окружном послании Священного Синода Элладской Церкви № 2641 от 9 февраля 1998 года: "«Печать», будет ли это имя антихриста или число его имени, когда придет момент ее проставления, тогда только повлечет за собой отречение от Христа и сочетание с антихристом, когда будет добровольно принята человеком. Добровольное принятие «печати», отождествляющееся с явным отвержением Христа, лишает божественной благодати, поскольку сам человек по своему желанию перестает содействовать этой благодати и без всякого раскаяния стремится отвергнуть ее".

    3. На вопрос о том, утрачивает ли христианин свое имя, принимая ИНН, мы можем ответить словами архимандрита Иоанна (Крестьянкина): "Дорогие мои, как мы поддались панике - потерять свое христианское имя, заменив его номером? Но разве это может случиться в очах Божиих? Разве у Чаши жизни кто-то забудет себя и своего небесного покровителя, данного в момент крещения? И не вспомним ли мы всех тех священнослужителей, мирян-христиан, которые на долгий период жизни должны были забыть свои имена, фамилии, их заменил номер, и многие так и ушли в вечность с номером. А Бог принял их в Свои Отеческие объятия как священномучеников и мучеников, и белые победные ризы сокрыли под собой арестантские бушлаты. Не было имени, но Бог был рядом, и Его водительство вело верующего заключенного сквозь сень смертную каждый день. У Господа нет понятия о человеке как о номере, номер нужен только современной вычислительной технике, для Господа же нет ничего дороже живой человеческой души, ради которой Он послал Сына Своего Единородного Христа-Спасителя. И Спаситель вошел в мир с переписью населения".

    Вместе с тем, учитывая смущение в церковном народе в связи с присвоением ИНН, Священноначалие Русской Православной Церкви по предложению духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова) имело диалог с руководством Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. В ходе диалога Министерством было заявлено о готовности выйти с предложением в Государственную Думу Российской Федерации с законодательной инициативой об изменениях в Налоговом кодексе Рооссийской Федерации, в частности, о введении документа "лицевой счет налогоплательщика - физического лица" и понятия "номер лицевого счета налогоплательщика - физического лица". В случае реализации этого решения опасения некоторых о "замене христианского имени на номер" утратят всякую почву (поскольку в этом случае номер присваивается документу, а не лицу).

    4. Процессы глобализации, порожденные растущей взаимозависимостью государств и народов, могут быть использованы злой волей для порабощения людей и человеческих сообществ. Так, нельзя отрицать опасность использования различных технологий для установления системы тотального контроля, для нарушения тайны личной жизни и для давления на религиозный и мировоззренческий выбор личности.

    Участники заседания Богословской комиссии высказали мнение о целесообразности создания церковно-общественного совета, который в контакте с государственными органами осуществлял бы изучение вышеуказанных процессов и тенденций, анализировал развитие соответствующих норм международного права, а также законодательные инициативы и действия исполнительной власти, представляющие опасность для свободы личности и сохранения культурно-религиозного своеобразия народов, исторически связанных с Православием. В связи с этим было бы целесообразно направить Президенту РФ и в Федеральное Собрание РФ соответствующее письмо от лица Святейшего Патриарха или Священного Синода.

    Во многих странах существуют механизмы правовой защиты от попыток введения единого универсального идентификатора личности или создания единой межведомственной базы данных.

    Особое внимание следует уделить вопросу о введении электронных паспортов и иных новейших методов идентификации, которые будут использоваться для ведения расчетов, получения социальной и медицинской помощи.

    При том, что сама технология производства и применения подобных идентификаторов не может считаться предосудительной, необходимо добиваться гарантий сохранения тайны личной жизни, открытости для человека всей собираемой о нем информации при одновременной недоступности ее для кого-либо, кроме особо уполномоченных государственных инстанций, действующих на основании соответствующих законов.

    Признавая объективный и неоднозначный характер процессов глобализации, участники пленума считают своим долгом напомнить о том, что Творцом и Промыслителем мира является Бог. За свою двухтысячелетнюю историю Церковь Христова пережила многие государственные устройства, которые ставили целью уничтожение Церкви и духовное порабощение христианских народов, но все они разбились о камень обетования Христова: "Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16, 18).

    5. В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" (III.5) говорится, что в случае, если государство понуждает граждан ко греху, Церковь может призвать к гражданскому неповиновению. Однако эти слова из деяния Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года говорят о Церкви, а не об отдельных священнослужителях или мирянах, самочинно дерзающих говорить от имени Церкви.

    Вызывает особую обеспокоенность тот факт, что многие клирики дерзают действовать без благословения Священноначалия, а порой - в прямом противоречии с той позицией, которая открыто и недвусмысленно была выражена правящими архиереями и высшей церковной властью в лице Архиерейского Собора, Священного Синода и Святейшего Патриарха. Совершенно неприемлемыми являются факты передачи клириками и монашествующими своих обращений в средства массовой информации и органы государственной власти, что подчас имеет характер неприкрытого давления на Священноначалие. Таковым мы напоминаем 11-е правило Сардикийского Собора: "Аще который епископ, или пресвитер, или вообще кто-либо из клира без соизволения и грамот от епископа области, и наипаче от епископа митрополии, дерзнет пойти к царю: таковой да будет отрешен, и лишен не токмо общения, но и достоинства, какое имел... Аще же необходимая нужда заставит кого идти к царю: таковой да творит сие с разсмотрением и с соизволением епископа митрополии и прочих тоя области епископов, и да напутствуется грамотами от них".

    Необходимо напомнить современным "ревнителям не по разуму", что Господь возложил на епископов особую миссию: быть строителями Таин Христовых и хранителями неповрежденного вероучительного Предания. Отступление от законного Священноначалия есть отступление от Духа Святого, от Самого Христа. Как говорит священномученик Игнатий Богоносец, "все последуйте епископу, как Иисус Христос - Отцу, а пресвитерству - как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви... Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь" (Св. Игнатий Антиохийский, Смирн. 8). Православная Церковь исповедует, что "без епископа ни Церковь Церковью, ни христианин христианином, не только быть, но и называться не может. Ибо епископ, как преемник апостольский, возложением рук и призванием Святого Духа получил преемственно данную от Бога власть решить и вязать" (Послание Восточных Патриархов).



    Выводы:

    1. Принятие или непринятие индивидуальных номеров ни в коей мере не является вопросом исповедания веры или греховным деянием. Это дело личного выбора, оно не имеет религиозного значения.

    2. Смущения, возникшие в церковной среде в ходе дискуссий об ИНН, свидетельствуют о необходимости усиления учительного служения церковной иерархии и исправления недостатков, существующих в духовном окормлении.

    В связи с этим мы почтительнейше просим Святейшего Патриарха обратиться к Полноте Русской Православной Церкви с пастырским посланием.

    3. Не порицая людей, отказывающихся от принятия ИНН, следует высказать тревогу о духовном состоянии тех из них, кто превозносится своим отказом, осуждая не последовавших их примеру.

    4. Совершенно недопустимым является наложение пастырями церковных прещений за принятие либо за непринятие налоговых номеров.

    5. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что верующие люди, отказавшиеся от ИНН, нередко сталкиваются с дискриминацией со стороны работодателей. Согласно официальным заявлениям руководства Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, подобные действия являются противоправными. В этих случаях необходимо обращаться в вышестоящие налоговые инстанции.

    6. Участники пленума пришли к выводу, что Русской Православной Церкви требуется серьезное совершенствование издательской и информационно-аналитической деятельности по изучению и освещению церковных и общественных проблем.

    7. У Церкви есть свои средства сопротивления нарастанию греха в мире: это не митинги и листовки, а исполнение заповедей Божиих, молитва и покаяние. Противостояние умножающемуся в мире злу становится подлинно христианским делом не тогда, когда христиане заражают друг друга необоснованными страхами, а тогда, когда мы живем конкретными делами, направленными на укрепление нашей веры и помощь ближнему. "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5, 16).

    ОВЦС / Православие.Ru
     
    РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВСКОРЕ ИЗ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ МОГУТ СТАТЬ СОБСТВЕННИКАМИ ИМУЩЕСТВА БОГОСЛУЖЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

    Москва, 28 февраля 2001 г.

    Религиозные организации вскоре из пользователей могут стать собственниками имущества богослужебного назначения. Проект соответствующего постановления рассматривался сегодня на заседании Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ, сообщил корр. ИТАР-ТАСС секретарь комиссии Анатолий Дубков. По его словам, вице-премьер Валентина Матвиенко отметила, что после обсуждения в субъектах Федерации, документ будет рассмотрен правительством.

    В настоящее время, как правило, движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения передается религиозным организациям в бессрочное пользование, оставаясь в федеральной собственности. Так, в частности православные храмы, церковная утварь и даже иконы в подавляющем большинстве случаев принадлежат государству. Закон о свободе совести, принятый в 1997 году, меняет ситуацию, предписывая безвозмездную передачу религиозного имущества из федеральной собственности религиозным организациям. Но эта часть закона на практике не выполнялась из-за отсутствия четкого механизма ее реализации. Этот пробел и призвано восполнить готовящееся постановление правительства.

    Комиссия рассмотрела проект постановления об отсрочке от призыва на военную службу священнослужителей, сообщил А. Дубков. Он выразил надежду на то, что этот документ, также разрабатываемый для реализации положений Закона о свободе совести, будет утвержден до конца года.

    ИТАР-ТАСС / Православие.Ru
     

    7 февраля 2001 г.

    Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

    Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
    Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

    Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

    Рассылка выходит два раза в неделю:

    • Православный календарь на каждый день.
    • Новые книги издательства «Вольный странник».
    • Анонсы предстоящих мероприятий.
    ×