Ювелирная премудрость

На днях, зайдя в один из небольших магазинчиков «Православные подарки», стала выбирать нательный крест для будущего своего крестника. Как же я была удивлена, когда сухонькая улыбчивая женщина, показывая интересующие меня изделия, вместе с тем начала рассказывать не только о символике и смысле, но и о корнях и традиционных элементах византийского искусства, нашедших воплощение в понравившемся мне нательном крестике. Конечно, меня очень заинтересовала мастерская, в которой многовековой опыт традиций церковного искусства находит творческое художественное современное переосмысление и авторское воплощение при полном соблюдении всех православных канонов изготовления ювелирных изделий. Ювелирная мастерская «София» была основана в 2002 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В этой мастерской гармонично сочетается старое и новое. Здесь новейшие технологии и изобретения служат возрождению и продолжению старинных традиций церковного искусства. Хочу рассказать вам о месте, где постоянно ищут и экспериментируют, где один из мастеров, в прошлом физик, Юрий Петрович Кожевников придумал и воплотил собственный способ щадящего галтования (обработки изделий), где красота является выражением любви. Сайт мастерской: http://www.sofija.ru/ Текст, фото: Юлия Руденко

Процесс изготовления ювелирных изделий

Первый этап в изготовлении изделий – заливка воска в специальные формы

Первый этап в изготовлении изделий – заливка воска в специальные формы

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Заливка воска в формы производится машинным способом

Заливка воска в формы производится машинным способом

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Восковое изделие с колечком-креплением аккуратно извлекается из формы, после чего тщательно проверяется на отсутствие неровностей и дефектов

Восковое изделие с колечком-креплением аккуратно извлекается из формы, после чего тщательно проверяется на отсутствие неровностей и дефектов

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Бракованные восковые слепки отправляются на переплавку

Бракованные восковые слепки отправляются на переплавку

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Именно из таких восковых слепков-колечек впоследствии получаются ювелирные кольца из драгоценных металлов

Именно из таких восковых слепков-колечек впоследствии получаются ювелирные кольца из драгоценных металлов

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Слепки надежно крепятся к палкообразному основанию – и «вырастает» целое восковое «дерево»

Слепки надежно крепятся к палкообразному основанию – и «вырастает» целое восковое «дерево»

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Мелкие восковые детальки собирают всегда вместе в одно «дерево»

Мелкие восковые детальки собирают всегда вместе в одно «дерево»

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Подготовленные «деревья» попадают к мастеру-заливщику

Подготовленные «деревья» попадают к мастеру-заливщику

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

На этом этапе необходим наиточнейший расчет: по значениям, указанным мастером, впоследствии будут заказаны драгоценные металлы для окончательной заливки

На этом этапе необходим наиточнейший расчет: по значениям, указанным мастером, впоследствии будут заказаны драгоценные металлы для окончательной заливки

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Мастер заливки Евгений

Мастер заливки Евгений

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Литейные тигели

Литейные тигели

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Каждое восковое «дерево» погружается в цилиндрический короб – литейный тигель

Каждое восковое «дерево» погружается в цилиндрический короб – литейный тигель

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Для изготовления формомассы используют только дистиллированную воду точно  выверенной температуры

Для изготовления формомассы используют только дистиллированную воду точно выверенной температуры

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Для заливки формомассы используют миксерный вакуум

Для заливки формомассы используют миксерный вакуум

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Опока

Опока

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Формомасса должна повторить каждый штрих воскового изделия

Формомасса должна повторить каждый штрих воскового изделия

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Для заливки формомассы используют миксерный вакуум

Для заливки формомассы используют миксерный вакуум

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Давление зависит от изначального веса воскового «дерева»

Давление зависит от изначального веса воскового «дерева»

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Свежезалитая формомасса

Свежезалитая формомасса

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Литейная машина. Сверху засыпается гранулированное серебро

Литейная машина. Сверху засыпается гранулированное серебро

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Печь для обжига гипсовых слепков

Печь для обжига гипсовых слепков

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Ручная полировка изделий

Ручная полировка изделий

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Трехлучевые кольца – авторская разработка И. Охлобыстина

Трехлучевые кольца – авторская разработка И. Охлобыстина

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Мастер Юрий Петрович Кожевников

Мастер Юрий Петрович Кожевников

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Если не защитить заглушками лики на изделиях, после галтования изделия потеряют   изображение, став идеально гладкими

Если не защитить заглушками лики на изделиях, после галтования изделия потеряют изображение, став идеально гладкими

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Еще один способ галтовки – с помощью металлических шариков

Еще один способ галтовки – с помощью металлических шариков

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

32.Изделие после процесса галтования. Одновременно в этом контейнере могут  обрабатываться до 100 изделий

32.Изделие после процесса галтования. Одновременно в этом контейнере могут обрабатываться до 100 изделий

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Для лучшей очистки изделий от химии используется обычное средство для мытья посуды

Для лучшей очистки изделий от химии используется обычное средство для мытья посуды

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Слева – изделия, прошедшие процедуру чернения

Слева – изделия, прошедшие процедуру чернения

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Погружение изделий в ультразвуковую ванночку со специальным раствором из  дистиллированной воды, нашатыря, борной кислоты

Погружение изделий в ультразвуковую ванночку со специальным раствором из дистиллированной воды, нашатыря, борной кислоты

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Юрий Петрович в прошлом – физик, сейчас разрабатывает свою схему нагрева

Юрий Петрович в прошлом – физик, сейчас разрабатывает свою схему нагрева

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Ручное частичное чернение изделий

Ручное частичное чернение изделий

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Отмывка изделий

Отмывка изделий

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Готовые изделия

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Фото: Юлия Руденко / Православие.Ru

Комментарии
Куликов Василий Евгеньевич 1 декабря 2014, 14:00
Спасибо, очень интересный репортаж! Лично для меня он особенно интересен - я сам литейщик, 12 лет проработал в цехе литья по выплавляемым моделям (технологом, потом зам. нач. цеха), а в мастерской "София" применяется именно этот способ литья. Конечно, наши стальные отливки, предназначенные для автомобилестроения - это не ювелирные изделия, но общие принципы технологии - те же самые. Удачи вам, коллеги!
Кожевников Юрий Петрович 9 ноября 2014, 10:00
Щадящее галтование как разновидность механизированной обработки изделий в среде движущихся частиц так называемого наполнителя предназначено для защиты самых тонких деталей изделия, которые по замыслу художника должны дойти до потребителя. Оно включает в себя следующие операции. 1. Выбор материала для изготовления средств защиты ("заглушек") с учётом цвета, абразивных свойств, износо- и термостойкости, способа прикрепления "заглушек" к изделиям и снятия их после завершения галтования.2.Изготовление "заглушек".3.Подготовка изделий к прикреплению "заглушек",4.Прикрепление "заглушек" к изделиям. 5.Подготовка защищённых изделий к галтованию. 6.Галтование. 7. Выбор отгалтованных иизделий (для этого-то и нужна яркая окраска "заглушек"). 8.Подготовка изделий к снятию "заглушек". 9.Снятие "заглушек". Такие вот детали из некоторых "ювелирных премудростей". В фоторепортаже, конечно, не всё удаётся рассказать, но репортаж, конечно, замечательный тем более, что Юля работала с таким азартом, который возможен только при выполнении любимого дела...
р.б.Андрей 4 ноября 2014, 10:00
Благодарствую, отличные снимки. Особое спасибо руководству и мастерам "Софии" - Ваши украшения поражают, особенно сейчас-в мире, где господствует безвкусица и пустой кич!!!
Виктор Тарасов 2 ноября 2014, 02:00
Спасибо! Отличный репортаж, молодцы!
Здесь Вы можете оставить свой комментарий к данной статье. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке