Недавно по старой нашей и вроде уже как бы доброй традиции «широкая общественность» отметила Международный женский день 8-е Марта. Правда, «международье» это относится более к просторам бывшего СССР, нежели ко всему миру, но и этого более чем достаточно… И много как всегда было споров и разговоров, особенно в православной среде, по поводу этого праздника, и аргументы звучали снисходительно-благосклонные вроде: а чего там… ну, давно уже никто Клару Цеткин не вспоминает, и уличные шествия феминисток и суфражисток, и Второй Интернационал… Мол, всё так чудесно и само собой очистилось и одухотворилось и осмыслилось по-новому, так что теперь это просто Женский день. Такой замечательный День весны, солнца, неба, цветущей мимозы и – женщин наших дорогих. Так всё симпатично и нейтрально вроде как. А я вот из Священного Писания знаю, увы, о другом, а именно: что «не собирают с терновника виноград или с репейника смоквы» и «по плодам их узнаете их…» (Мф. 7: 16). И как уходит этот праздник корнями в противление, бунт и восстание, такие и плоды его – при всей внешней пушистости и душевности – заключаются в повсеместной уже почти утрате представления об истинном женском призвании и достоинстве и во всё большем распространении нравственного, да и внешнего, сознательного уродства под видом «раскованности и свободы».
Но есть у нас действительно замечательный и глубокий, наш, православный Женский день. И называется он, кто не знает, днем святых жен-мироносиц. И уверен я, что речь идет здесь не о какой-то традиции «православного гетто», не об «анклавном празднике», а о празднике, может быть, одном из немногих, который позволяет и дает повод нам всем задуматься серьезно о действительной высоте и глубине женского призвания и вспомнить о том, что именно в женщине заслуживает и внимания, и почитания, и преклонения даже. То есть помогает нам установить, а вернее – напомнить и утвердить некие духовные и нравственные ориентиры. А это в наше время особенно важно именно потому, что размываются всё более понятия о высоком и низком, о красивом и безобразном, о достойном и презренном… И вот даже ради одного противостояния этой «всейности доброзла» хорошо и правильно нам вспомнить о лучших чертах наших дорогих женщин. Вспомнить и запечатлеть в собственном сердце эту высоту и красоту, без которой мир всё более превращается в какой-то зловонный и мутный кисель.
***
День святых жен-мироносиц всегда празднуется Православной Церковью в третье воскресенье после Пасхи. В этот день мы вспоминаем всех тех верующих и добрых женщин, которые после погребения Господа «зело рано» утром отправились ко гробу, чтобы по благочестивой традиции помазать тело Почившего благовонными ароматами – миром. Вот почему собственно и именуем мы святых жен мироносицами. Но случилось великое чудо: Господь воскрес – и первыми, кто узнал об этом (после Пресвятой Богородицы), стали именно жены-мироносицы, пришедшие ко гробу с ароматами. Вот, собственно, краткая история этого праздника, но есть и предыстория. То есть, конечно, эти благочестивые и добрые жены прославляются Церковью за свое самоотверженное и доброе служение Господу не только после Его смерти и по Воскресении, но и при Его многотрудной земной жизни. Служение это было, может быть, малоприметным, в отличие от служения апостолов, которые всегда были «на виду», рядом с Господом, и проповедовали, и убеждали, и спорили, и чудеса совершали… Женщины всегда как бы оставались в тени, но именно они во многом облегчали тяготы повседневной будничной жизни Спасителя, Которому, по Его же слову, порой не было «где главу приклонить». То есть мы в лице святых жен-мироносиц прославляем лучшие женские качества: самоотверженную любовь, глубокую веру, скромность, терпение и постоянство в доброделании.
И если мы говорим о женах-мироносицах не только в библейском контексте, но и в житейско-историческом, то всякая, конечно, женщина: бабушка, мать, жена, сестра, дочь – призвана к этому особенному служению, к особой миссии, если угодно, заменить которую ничем невозможно. Ведь каждая женщина призвана быть мироносицей, где под миром мы понимаем богатство веры и самоотверженной любви с безграничным терпением – тот благовонный состав, который делает нашу больную, исковерканную страстями жизнь хоть немного светлее и лучше.
***
Духовная жизнь многих началась благодаря бабушкам
Довольно часто мне приходится общаться с людьми, духовная жизнь которых – так или иначе – началась благодаря бабушкам. Родным. Да, тем самым, что в детстве водили в церковь, учили заповедям, а потом… Потом затягивала людей на годы и десятилетия «взрослая», безбожная по сути жизнь, но огонек веры, памяти доброй теплился всё же в душе, несмотря на ледяные ветра суеты и житейских забот. И вот, когда уже бабушек этих и на свете давно не было, – вдруг прорастали посеянные ими зернышки и взламывали бетон греховной рутины и тянулись росточками к свету. И если бы эти бабушки увидели своих внучков через 30–40 лет после своего же – бабушкиного – успения, сами, наверное, изумились бы и слезу умилительную испустили бы. Потому что у многих из них изнывала душа от видения творящихся вокруг беззаконий, и, водя своих внучков – вопреки «общественному мнению», а порой и вопреки воле строптивых родственников – в храм, научая молитвам и рассказывая о вере, бабушки те надеялись уже не на себя, а на силу Божию, которая «в немощи совершается». Потому что по-человечески всё это вождение внуков в храм и рассказы о «божественном» казалось… ну, как сказать… чем-то безнадежным почти, нелепым. И многие так и говорили бабушкам этим, и даже сердито: ну что вы детей мучаете, зачем?! А бабушки уж и не думали много, а просто делали то, в необходимость чего они верили в простоте боголюбивого сердца, как в добро, которое ведь всё равно победит.
И там, где мы говорим о церкви, о духовной преемственности в семье, бабушки – это, конечно, тема особая. Это уже в крови у нас – и подумалось сейчас, что с самого даже начала, от первой нашей «всебабушки» – святой равноапостольной княгини Ольги, которая воспитала внука достойного, основателя нашей православной государственности – великого благоверного князя Владимира.
***
Мама – это слово святое
Дальше «по рангу» возрастному следуют у нас мамочки дорогие. Мама – это слово святое. Всем понятно. Но святым это слово становится только тогда, когда наполняется смыслом святым, и главное в нем, опять же, – любовь, самоотверженность, целомудрие, кротость… Какие простые слова – но как мало становится тех, кто не только готовы, но и хотят воплощать эти простые слова в жизнь. И это нежелание само по себе ужасно. Потому что этой жертвенности святой требуют сама природа материнская, призвание, огонь, вложенный Богом в женскую душу. И как грустно видеть, как этот огонь, спасительный и добрый, сознательно угашается в обществе, так что самое естественное в матери – ее материнские чувства, одухотворенные верой и молитвой, – становится чем-то настолько чуждым женщине, что понимаешь с ужасом: и объяснять тут в общем-то нечего. Потому что если это вытравлено из души, то никакими объяснениями не восполнишь. Только плакать и просить слезно, чтобы снова вдохнул Господь этот священный огонь материнства, который озаряет и освящает женщину, делая ее действительно той, кем она призвана быть, возводя на высоту ее человеческого и христианского достоинства. Дай Бог нам помнить об этом и не пытаться правду подменить какими-то суррогатами «постхристианской» цивилизации. Думается, именно это имел в виду святой апостол, когда говорил, что женщина «чадородием спасется». Не только и даже не столько самим фактом рождения, а заботой о правильном и добром, христианском воспитании своих детей.
Мы говорили с вами о бабушках. Но ведь и бабушки начинаются с мам, из них вырастают. И вот, радуясь о бабушках благочестивых, тут же скорбишь, думая о том, что скоро как будто и не станет у нас таких светильников веры. Потому что на каждом шагу уже встречается картина: идет молодая и симпатичная мамочка с коляской, а у мамочки татуха шикарная на плече, или на лодыжке, или на шее даже, и три серьги в брови и в носу еще парочка, и волосы какие-нибудь фиолетовые с зелеными прядями, и сигарета в зубах… И с грустью думаешь: о чем же эта мамочка будет рассказывать сыночку, доченьке своей, а затем – внукам? Мол, вот внучок, так вот мы жили, татухи набивали, потому что это круто считалось… в клубешниках тусили… бабло рубили… по пивасику выступали… ну а что она еще расскажет? Нет, наверное, много чего еще сможет порассказать. Но только татухи эти ведь вещь очень убедительная, согласитесь… и не просто какая-то случайность, недоразумение – это именно часть субкультуры, если угодно, часть жизни, наполнение сокровищницы сердца. А ведь человек именно из сердца износит и доброе, и худое… Ясно только одно: если уж какое-нибудь чудо преображения не случится с этими мамочками (а Богу всё возможно), то нечего им будет передать своим детям и внукам, и те, когда подрастут, что будут вспоминать? Расплывшиеся татухи на дряблой коже своих мамочек и бабуль, рассказы про тусню и пивасик… Жутковато, согласитесь… Господи, не дай в народе нашем умалиться славному племени бабушек- и мам-мироносиц, заслуга которых неоценима и которые каким-то чудом, несмотря ни на что, всё же являются в народе нашем поколение за поколением и оставляют добрый след в душах своих внучков и внучек. Чтобы те потом, пусть даже много лет спустя, осознали, какое сокровище даровал им Господь в лице своих бабушек и матерей. И сокровище это, храня как зеницу ока, чтобы они умножили и передали своим детям и внукам. Кажется, это и называется «национальный духовный код», и заменить это попросту нечем – да и незачем.
***
Далее и о женах скажем хоть несколько слов, а точнее об их влиянии на нас – мужей. У апостола Петра есть место потрясающее, где он говорит:
«Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Петр. 3: 1–2).
Потрясающие слова! Поэтической глубины и красоты необыкновенной. Красоты не искусственной. Но идущей от причастности истине. Потому что именно чистота, любовь, терпение, постоянство, верность – это то, что способно без лишних слов и уговоров повлиять на мужчину благотворно.
И напротив: всё худшее в женщинах – и грубость, и озлобленность, и вульгарность – как раз и рождается от непонимания своей действительной природы и силы, дарованной Богом. И отсюда происходят беспомощная раздраженность, злоба, тоска, страх… Говорят, что женщина нуждается прежде всего в любви, тогда она расцветает. Пожалуй. Но это ко всякому вообще человеку относится – всякий человек расцветает от любви, обнаруживает свои лучшие качества. О которых, может быть, и сам не подозревал раньше. Но требовать или даже просто ждать любви от других – это, конечно, не христианский путь. Это путь эгоизма, скорее призванный оправдать собственную несостоятельность, нежели явить полноту дарованного Богом добра.
Все искажения женской природы связаны с одним – с эгоизмом
И все вообще примеры искажения, уродства, отступления от призвания и природы связаны по сути с одним: с эгоизмом, с желанием пожить для себя, себя выразить, себя «раскрыть» и «реализовать». Вот желание вроде бы благое, а в результате – распускаются и цветут пышно цветы зла, красивые на вид, разнообразные, яркие, но хищные и ядовитые, потому что в основании их лежат эгоизм и гордость. И цветов этих уже столько стало, что просто душно ходить среди этого кислотного «цветника» и вдыхать его миазмы. И ведь каждый – личность, неповторимая, прекрасная и неоцененная, каждый из кожи вон лезет, чтобы себя «реализовать», но вот чудо: никому эта самореализация не приносит ни радости подлинной, ни вдохновения, ни надежды, ни силы… Потому что в основании этого «цветения» лежит не плодотворная идея жертвенной христианской любви, а мертвая идея самолюбия и плотоугодия.
Мы все отчасти, в большей или меньшей степени, страдаем от этого, но надо нам, по крайней мере, понимать, что единственный путь жизни – это путь служения Богу и людям. А всё остальное – суета сует и томление духа, как говаривал мудрейший Екклесиаст.
***
Какая-то особенная интонация звучит в самом названии этом христианском – сестрица
После матерей у нас сестрички следуют. Это все те, кто по возрасту с нами примерно в одной «весовой категории». И могут быть, конечно, сестрички для кого-то и матерями, и бабушками, даже и дочерями. Но для прочих как-то вот так и принято именовать их сестрами во Христе. И что же главное мы в сестренках наших видим, за что их чтим, и пестуем, и восхваляем? Да всё за то же – за чистоту, любовь, самоотверженность, за способность к служению бескорыстному ради Христа. Неслучайно во время войны, да и сейчас в больницах и госпиталях санитарок, служащих раненым и больным, называют ласково сестричками. Как хорошо!.. Это ведь какое-то особенное звание, согласитесь, какая-то особенная интонация звучит в самом названии этом христианском – сестрица. Тоже ведь жена-мироносица, если ласку сердечную хранит с верой, если с бесконечным терпением стремиться поддержать, утешить, помочь… и даже не только болящим, но и вообще всякому нуждающемуся – тут какой-то особенный взгляд отмечаем, взгляд сострадания и любви, направленный вовне, в скорбящий и озлобленный мир! Как много на самом деле таких сестричек-мироносиц, и как светлее от их присутствия жизнь, и как хочется, чтобы их было больше и чтобы Господь укрепил их в их добром служении и даровал всё потребное для полной и радостной жизни. Потому что ведь и у них многих есть, как мы уже сказали, семьи, мужья, дети, пожилые родители на попечении и… вот как-то верится, что за самоотверженность сестричек наших Господь Сам позаботится о многих их домашних нуждах. То есть не совсем, конечно, потому что это тоже неправильно, когда человек, помогая другим, совершенно оставляет попечение о «своих». Это неправильно, и этого быть не должно. Вот и апостол Павел говорит: «Кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8). Так что Господь, несомненно, сестричкам нашим, служащим ближним, и в домашних делах поможет, только бы они всё-таки о своих не забывали. А часто бывает и так, что именно этот «малый круг» служения и есть самый главный круг служения Богу и ближним. И пусть «расширение» его за счет служения другим будет внешне незначительным – но и малый труд, принесенный от души и по совести, не останется без Божиего благословения. В любом случае, почтим с прочими нашими современницами – женами-мироносицами – и всех добрых наших сестричек во Христе и пожелаем им не терять той чистоты, и кротости, и веры, что светят в них, как в светильниках, тихим и радостным Христовым светом.
***
Ну и о доченьках наших скажем в конце хоть немного. Так хочется, чтобы они хранили ту чистоту и добрую непосредственность, которую даровал им Господь, но не просто хранили, а преумножали верой своей, послушанием, трудолюбием с постоянством. Потому что именно это и есть то, что делает даже младших из наших дорогих жен – мироносицами. И как тут не вспомнить слова апостола Петра:
«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек, в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Петр. 3: 3–4).
Словом, женщины дорогие, доченьки наши, сестры, жены, мамы и бабушки! Какое счастье, что вы у нас есть! Дай Бог вам хранить, нести и распространять терпеливо многоценное миро веры, самоотверженной любви и терпения. И может быть, открыв и показав беспокойному миру красоту и высоту женского призвания и служения, вы сподвигнете многих людей, пусть даже далеких пока от Церкви, на прославление Господа. Потому что люди эти, возможно, увидят и поймут, что Бог о каждом из нас и обо всех вместе замыслил нечто самое возвышенное и прекрасное, радостное и святое! И всё дело только в том, чтобы прислушаться чутко к этому замыслу Божию, поверить в него, довериться и шаг за шагом в терпении и постоянстве начать воплощать его в жизнь.
Вам нужно отличать духовное от душевного. Люди все в грехопадшем состоянии находятся. А христианское совершенство не зависит от пола. Главное -- это обожение.
При чём тут материнская любовь? Любовь не от пола зависит, а от исцеления души и приближения к Богу через исполнение заповедей. И пол тут совсем неважен, не надо из женщины делать идола.
Согласен с Вами, что разделения быть не должно и все должны следовать заповедям. Но вот незадача, как понять материнское чувство в полной мере, если не быть женщиной. И если быть настоящей (кроткой и смиренной) женщиной, как прочувствовать бурную реакцию Петра с покушением на убийство при аресте Иисуса. Евангельские события каждый из нас и мужчины, и женщины воспринимают в целом одинаково, но как ни крути немного по –своему.
Желаю Вам не отвлекаться на частности, по сути непринципиальных, а держать в поле зрения главное. Советские, несоветские праздники – всё это от ложного разума, прибегающего к реалиям падшего мира.
Тут как-то мой знакомый и почтенный отец большого семейства заявил, что таблица умножения явная ложь. По его разумению 2х3 не 6, а 8, т.к. 2х2х2 как раз и будет восемь. Мои доводы в защиту истины успеха не имели. Он ходит, где ни попадя, в интернете, собирая из ряда вон выходящие «факты». Если человек ищет парадоксы, то и сознание начинает работать в этом ключе.
Без обид!
В Церкви нет праздников отдельно для женщин или для мужчин, как во Христе "нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе"(Галатам 3,28).
И христианские заповеди для всех одинаковы; заповеди не делятся на мужские и женские, пусть и служение у каждого своё. "Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (от Матфея 5,48).
Просто у некоторых есть желание принести в Церковь советские праздники.
Олеся Николаева где-то написала рецепт счастья: поставить мужчину на пьедестал. и тут кто-то верно сказал: если называть все время свиньей, по неволе захрюкаешь. а по-моему опыту - какой бы мужчина ни был, никакого средства лучше терпения и смирения нету. все мы выходим замуж по любви. вот и надо любить до гроба. той самой любовью, о которой ап. Павел очень хорошо сказал. помните, наверное.
Безусловно это не праздник женщин в том смысле, в котором мы воспринимаем то же 8 марта (не глядя на лица).
"Подражайте мне, как я Христу", - говорил апостол Павел.
Так и жены-мироносицы являются духовным ориентиром для современных женщин.
Это как Великий Пост время покаяния, молитвы, размышений. В итоге Пасха, как праздник всех, надежда на воскресение каждого. Но разве кто-то примет это как его личное торжество, сравнит себя со Христом. Великие подвижники на закате земной жизни считали себя недостойными.
Не согласен с Вашим отзывом. Словосочетание "жены-мироносицы" обозначает конкретных людей, и это день их памяти.
Желание придумать в Церкви подобие "8-го марта" идёт совсем не от христианских добродетелей, а от гордости и советских традиций.
Как сказал у нас в храме в воскресной проповеди батюшка (по смыслу) - поздравление относится к женщинам верующим, воцерковленным, преданным Христу.
Простите, а какое отношение имеют все женщины к конкретным историческим личностям, которых вспоминают в день жен-мироносиц? Жены-мироносицы -- это конкретные люди, которые проявили верность Христу, за это их и вспоминают, а не за принадлежность к слабому полу.
Вы ведь не считаете День Двенадцати Апостолов поводом поздравлять всех мужчин.
http://www.pravoslavie.ru/put/1774.htm
P.S.: и от лица "жёстких" женщин, которым якобы "не повезло", добавлю - чужих мужей не надо унижать.
Каждый судит по себе. "Рулить" настоящим мужчиной - невозможно по определению. Если Вы пишите об этом, опираясь на личный опыт, значит Вы не настоящий. Имейте мужество это признать. Если получится, значит к "настоящему мужчине" Вы приблизились на один шаг. Но ещё шагать и шагать!
2. Гостю, Ольге и Ирине_Ч.
Спасибо за доброе слово!
3. Дионисию.
А муж у меня - банкир!
Счастливо всем оставаться!
Уважаемые дамы и господа, не ругайтесь, пожалуйста.
Автор статьи выразился вполне четко и конкретно:
...всё худшее в женщинах – и грубость, и озлобленность, и вульгарность – как раз и рождается от непонимания своей действительной природы и силы, дарованной Богом. И отсюда происходят беспомощная раздраженность, злоба, тоска, страх… Говорят, что женщина нуждается прежде всего в любви, тогда она расцветает...
_____
Акцент - на последнее предложение. Если нет любви, нет и расцвета. Приходится жить в состоянии "бутона" или даже "стебля", кто как может. Женщине приходится быть сильной по жизни - одно только деторождение берет столько сил и нервов, что не описать словами. А современные мужчины, при всем уважении к сильному полу, тоже не всегда "понимают свою действительную природу и силу, дарованную Богом" (с), предпочитая прятаться от ответственности за женские юбки - сначала мамину юбку, затем - юбку жены. Разумеется, это не тотальный диагноз - исключения есть, но их на всех не хватает, увы :(
Уважаемая Марина, держитесь! Бог в помощь!
Как сказал один человек: "Наще время это время мужественных женщин и женственных мужчин".
По моему такая ситуация априоре запрограмированна с началом колонизации нашей страны и направлена на вырождение населения. В частности многочисленные сериалы, а иже с ними передачи и ток-шоу созадают образ женщины жесткой и властной красотки, закладываемой в сознание юных созданий. Мужички - подкаблучники, готовые подолы целовать новоявленных клеопатр. Всему способствует алкоголь. По себе знаю как уходит воля и превращаешся в труса. Нарушен баланс. Разделение ролей в семье прямопротивоположное. "И всяко царствие разделившееся само в себе не устоит". Да и нелюбовь умножается, пестуется эгоизм, все интересы ниже сердца.
Жить по Богу! Вот и всё, другого не дано.
И никогда не виноват мужчина! не воспитывают мужиков, совсем...
Под танк, говорите??? да многие мужики семьи бросают, детей не воспитывают, а под танки...
Мужики такие инфантильные и слабые потому что так удобнее им. Нет ответственности, нет забот.... а вину, как Адам переложить на женщин
Кстати, если мужик настоящий, то проблем нет - посмотрите на семью И.Охлобыстина. А плохому танцору мешает всё
ЖИЗНЬ ПО ВОЗРАСТУ НА ИСХОДЕ У МЕНЯ, А В ПАМЯТИ ПОСТОЯННО ЛЮИМЫЕ БАБУШКА ЕЛЕНА ФОМИНИЧНА, МАМА НИНА СЕМЁНОВНА, КОТОРЫЕ СЫГРАЛИ РЕШАЮЩУЮ РОЛЬ В МОЁМ СПАСЕНИИ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. И ЧУДО! БАБУШКА ЛЕНА С ДЕДУШКОЙ ПРОКОФИЕМ СВОЕЙ НЕНАВЯЗЧИВОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРОЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ И ПРИВОДАМИ В ЦЕРКОВЬ ПОСЕЯЛИ БЛАГОТВОРНЫЕ СЕМЕНА, КОТОРЫЕ МЕНЯ ПРИВЕЛИ КО ХРИСТУ В СЕМЯДИСЯТЕЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ! ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ВОССТАНЬ СЕЙЧАС БАБУШКА, УДИВИЛАСЬ БЫ И ВОЗРАДОВАЛАСЬ ЛЮБИМОМУ ВНУЧКУ, АКТИВОМУ ОКТЯБРЁНКУ, КОМСОМОЛЬЦУ, КОММУНИСТУ, ВОЕННАЧАЛЬНИКУ, ПРИШЕДШЕМУ К ВЕРЕ ХРИСТОВОЙ НЕ БЕЗ ЕЁ ВЛИЯНИЯ.
СПАСИБО ВАМ, БАТЮШКА, ЗА ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНУЮ СТАТЬЮ! ХРАНИ ВАС, ГОСПОДЬ!
Если хотите прятаться за широкой мужской спиной, то Вам придется принять некоторые ограничения, а прежде всего надо не пытаться "рулить" обладателем этой спины.
А-то получается, что типа хотим спрятаться за спиной, но ведомыми быть не хотим - конкретный внутренний конфликт на грани шизофрении.
А потом идут бесконечные истерические упреки в адрес мужчины, что типа "ты меня возделываешь не так как я хочу" и "ты должен обеспечивать семью, а тебя вечно нет дома". Ну а далее получается, что "назови человека сто раз свиньей - он и захрюкает".
Девочки, милые! Феминисточки вы наши!
Садовник любит СВОЙ сад. А если саду снесло крышу и он пытается указывать садовнику, то у садовника от любви к саду быстро останется только тяжкий долг и отчасти привычка. Сад же от этого только дичает, а потом плачет о "своем сильном характере".
Право бросаться под танки есть только у мужика,и пусть мысль об этом праве у него всегда будет на первом месте.
Реальность у нас в стране такова, что мужчины не защищают женщин и сами страдают слабостью характера, инфантильностью, как и отсутствием понятий о своей мужской роли. В итоге, женщинам приходится учиться самим себя защищать, приходится учиться выживать. В итоге, женщина может превратиться в истрепанную загнанную, уставшую, лошадь. Как следствие в душе такой женщины поселяется беспомощная раздражительность, злоба, грубость. Автор, как видно, не жалеет таких женщин. Но они, в первую очередь, нуждаются в жалости и добром слове. Не возникает озлобленность и раздражительность от хорошей жизни. "Собака бывает кусачей только от жизни собачей". Причина же такого положения вещей - в отсутствии крепкого мужского плеча, на которое можно положиться. Женщина может быть Женщиной только, если есть мужчина - защитник рядом. Но с защитниками в нашей стране проблема.
Женщина становится жёсткой и решительной, когда нет рядом широкой мужской спины, за которой можно спрятаться от внешнего мира. По себе знаю.
Можно долго эту спину ждать, потом долго прощать, а потом ВДРУГ понимаешь- что и поливать, и удобрять, и палисадничек сооружать тебе предстоит самой.
Никогда не брошу камень в женщину с сильным мужским характером, привыкшую надеяться в жизни только на Бога и на себя. Значит не повезло ей с садовником.
И не надо про феминизм, это всего лишь следствие. Причина в другом. Вспомните, кого Бог создал Адамом, а кого - адамовым ребром.