Как петь на службе с теми, кто не поет

Беседа с регентом народного хора Дмитрием Ключевым

    

О создании и управлении народным хором, связанных с этим трудностях и радостях корреспондент портала Православие.Ru беседует с регентом храма святого Марона Пустынника в Старых Панех Дмитрием Ключевым.

Дмитрий, какие чувства вызывает народный хор?

– В начале главное – сдержать раздражение, потому что они ничего не могут, а надо внушить, что могут, если заниматься с неподготовленными. У меня достаточно такого опыта. Сначала мы пели в очень низкой тональности в унисон, потому что боялись. Прихожане часто стремятся запеть, некоторые идут вместе с хором по тексту службы: мелодии знают с голоса, потому что часто ходят в храм. Я взял самые простые ектеньи, самые распространенные антифоны первого гласа.

– Люди всегда подпевают хору, а тут – испугались?

– Именно поэтому мы пели в унисон и очень низко, по-другому не могли. В храме все насторожились. Потом мне удалось выделить высокие голоса. Вместе поют – постепенно становится лучше. Потом дал простые дыхательные упражнения. Кто делает – становится лучше. А сейчас воцерковленные люди, которые пришли в начале и постоянно ходят на службы, знают чинопоследование, выучили мотивы (многие с голоса) и осмелели: стало неинтересно приходить на репетиции с новичками.

А приходят бабушки, которые толком ничего не знают и всю жизнь работали в партийных организациях, но решили пробиваться к Православной Церкви и начинают с нуля. Их не все выдерживают. Тренироваться в любви трудно, многие не готовы потерпеть ради людей, которые вновь пришли, чтобы они почувствовали соединение с теми, кто уже поет.

Тренироваться в любви трудно. Но это наши люди, с ними важно работать, и надо потерпеть

Приходят люди среднего возраста, пожилые и совсем старенькие, с палочками. Хотя и молодые приходят. Это – наши люди, с ними важно работать, и надо потерпеть.

С другой стороны, народный хор потом вдохновляется, начинает верить в свои силы (моя задача – внушить уверенность), многие начинают заниматься вокалом и летом принимают участие в богослужениях тех храмов, которые находятся рядом с дачами, потому что знают службу.

Мы изучаем только Литургию. Однажды пели и нетвердо знаем литию. К молебнам пытались дерзнуть, но переполнены объемом литургических песнопений. Хорошо, что успеваем тропари и задостойник выучить, потому что, кроме изучения, может стоять задача повышения качества пения. Но не всегда это возможно, если люди, которые пели, не приходят.

    

– Неужели в хоре нужен вокал?

– В православной культуре есть свои предпочтения, речь должна звучать красиво, голос в храме должен звучать красиво, но сейчас не у всех получается. Формирует звук речевой аппарат, и надо стремиться к естественности, потому что каждый человек может особенно произносить звуки, а, бывает, нравится другой и начинаешь подражать, себя при этом умаляя.

Я много над этим думал. Преподаешь вокал, человек стопорится, но постепенно выход находится, и могу сказать о народном хоре: будет продолжение, потому что надо сеять и на камне. Поэтому я этим занимаюсь, хотя сомневался, нужно ли преподавать вокал, терзался и постоянно думал: «Кому всё это надо?»

Господь меня поддержал в бывшем Синодальном училище (ныне – Рахманиновский зал консерватории, а стены помнят звучание синодальных хоров), куда я попал на камерную оперу японского композитора в европейской традиции, на японский сюжет и на японском языке. Инструменты – рояль, виолончель и классическая флейта.

Люди после занятий вокалом уходят совершенно в другом состоянии и начинают думать, что им открылось что-то такое, чего они даже не могли представить

И когда разные уровни вокалистов-солистов в конце все вместе запели, в здании училища возникли удивительные вибрации, которые чувствовались всем телом, воспринимались всем существом. Это необыкновенное ощущение, и люди после занятий вокалом уходят совершенно в другом состоянии и начинают думать, что им открылось что-то такое, чего они даже не могли представить.

Обычно после первой службы происходит следующее: «Скажи, мы плохо пели?! Мы так плохо пели, скажи?» – «Вы меня видите?» – «Видим». – «Слушайте внимательно, если видите и слышите. Я специалист с высшим музыкальным образованием, окончил Московскую консерваторию и, как специалист с высшим образованием, говорю, что меня ваше пение не раздражает. Вопросы еще будут?» – «Но мы плохо пели!» – «Я всё сказал. Надо продолжать репетировать».

– Кого может раздражать народный хор?

– Многих может раздражать из-за разных понятий о том, как надо петь, и батюшки могут быть с разным опытом. Каждый способен воспринимать в свою меру, а профессионалов высшего уровня очень мало. Обычно это раздражает людей среднего или ниже среднего уровня музыкального образования, они с трудом понимают и пытаются требовать от других, как именно надо петь в храме. А ведь пение в храме (я много на эти темы думал) должно быть, самое главное, искренним. Теплая молитва ко Господу. А Господь милостив, это мы люди немилостивые.

Все хотят петь. Сейчас много различных курсов, но таких не возьмут. На курсы любят брать музыкально подготовленных, которые будут в полной мере воспринимать сольфеджио. Это брошенный контингент, а бросать наших людей не надо.

– Когда появился народный хор, прихожан стало больше или меньше?

– Прихожан в храме всегда было много. Проблема и задача хора – не привлечь больше народа, но больше просветить тот народ, который приходит. Настоятель поставил задачу – всем народом петь службу, проработать основы богослужения. Когда костяк поет, люди приходят в храм и могут присоединиться – такая идея.

– Прихожане, которые сами не поют, не подходили с возмущениями?

Наоборот, подходят с благодарностью, особенно те, кто работает в храме и не имел раньше возможности спеть всю службу, – теперь никто не останавливает. Люди хотят петь, говорят: ностальгия потомков Адама по ангельскому пению в раю.

– Вернемся к синодальным хорам. Как ты их оцениваешь?

– Можно послушать, есть записи среднего качества – хоров синодальной традиции, и Федор Шаляпин, и Павел Чесноков с хорами. Есть записи из храма Христа Спасителя до взрыва в 1931 году – это синодальная традиция. Записи великого архидиакона Розова.

Синодальная традиция может нравиться или не нравиться, но это – условность большого собора. В разных храмах приемы могут различаться, зависит от акустики. У нас редкий регент владеет акустикой, а этому должны обучать. Но этому не обучают. Акустике не обучают нигде, и специалистов по акустике почти нет.

Надо уметь слышать акустику храма. В каждой акустике свои приемы

Надо уметь слышать акустику. В каждой акустике свои приемы, регент досконально знает акустику храма, какие в разных местах применять акустические приемы. Если гулкая акустика, надо подсказать певчим и петь в более сухой манере.

Бывает, наоборот, глухая акустика, где требуется протягивать, но нельзя перегущать тембральное заполнение гласной, иначе скрадывается произнесение согласной, как будто человек плохо произносит, – согласные надо вызванчивать.

Характер звучания должен быть своего рода щипковый, если сравнивать с музыкальным инструментом, или как колокол, который звучит, потом затухает. Так же и слог. Это «читок», прием «читка». «Читок» – это определенный штрих, чего многие не знают.

Вообще что такое правильно? Славить Бога можно любыми голосами. Где же в Евангелии написано, каким голосом надо петь?

– Как бороться с неправильным пением в храме?

– Синодалы, в частности Александр Никольский, который курировал все церковные хоры Москвы, поддерживали специфические особенности пения в каждом храме, где они были, потому что даже интересно, когда в разных храмах по-разному поют, а не то, что так правильно, а так неправильно. Странное суждение. Вообще что такое правильно? Славить Бога можно любыми голосами. Где же в Евангелии написано, каким голосом надо петь?

Идея народного хора родилась давно, но воплотилась постепенно, потому что не каждый регент может выдержать, когда поют вразнобой. У меня получалось, потому что я могу терпеть и знаю, как бывает вначале. У меня большой опыт работы именно с теми, кто не поет, и я умею находить выход руководства такими начинающими, я не боюсь их. А многие не знают, что делать, когда поют нестройно. Просто надо потерпеть. Я не обращаю внимания на то, что не получается, приветливо общаюсь, хвалю, потому что их всегда ругали. Просто их боятся, а я не боюсь. И в какой-то момент я понял, что может получиться.

С Дмитрием Ключевым
беседовала Александра Боровик

16 июня 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Всего-то навсего – полюби Всего-то навсего – полюби
О м. Иулиании (Денисовой)
Всего-то навсего – полюби Всего-то навсего – полюби
Елена Буевич
По тем вопросам, которые на встрече в Харькове задавали матушке Иулиании (Денисовой), можно судить о степени доверия: спрашивают самое-самое заветное. И в ответ – самое заветное.
«Незадавшаяся» служба. О претензиях, возникающих во время богослужения «Незадавшаяся» служба. О претензиях, возникающих во время богослужения
Марина Бирюкова
«Незадавшаяся» служба. О претензиях, возникающих во время богослужения «Незадавшаяся» служба
О претензиях, возникающих во время богослужения
Марина Бирюкова
Как быть, когда что-то на службе идет не так, как нам хотелось бы… Возмущаться или…? Богослужение всякий раз проверяет нас на подлинность нашей жизни – именно жизни внутренней.
На пути возрождения традиции византийского пения На пути возрождения традиции византийского пения
Беседа с Сергеем Галковым, старшим преподавателем школы византийского пения «Псалтика»
Сейчас немало хоров и отдельных певчих, которые пытаются самостоятельно возрождать почти утерянный знаменный распев или гармонизировать древнерусские монастырские напевы. Есть и такие, которые предпринимают попытки выразить византийское пение с помощью европейской музыкальной системы. Мы видим свою задачу в том, чтобы дать возможность вернуться к певческому преданию Церкви и ее подлинным традициям, причем так, чтобы это возвращение не стало каким-то суррогатом.
Комментарии
Ирина12 августа 2017, 14:46
Хорошо, когда при храмах бывают просто кружки по изучению церковных песнопений, где люди могут и литургию изучать и петь, и научиться петь и распознавать 8 гласов, и от от души попеть какие-либо церковные песни, предназначенные для этого.
Марина26 апреля 2017, 14:36
Дмитрий, вы - настоящий герой! Наша регент уже 1,5 года из "народного" хора делает хор "настоящий". Все разных возрастов, с разными природными данными. Сначала пели в унисон, все очень боялись. Теперь уже стараемся на два голоса петь и знаем ноты. Регент за это время нас ни разу не поругала, за что ей большое человеческое спасибо! Человек ангельского терпения. Из 25 человек осталось около 10-то. Но это именно костяк, на который в будущем можно положиться. Заметила, что теперь на службе стараюсь запомнить манеру пения, иногда что-то знакомое тихонько подпеваю. Ну не могу по-другому! Спаси Господи!
Елена 4 июля 2015, 17:26
в дополнение про оптинское пение Но есть Акафисты, на которых вместе с хором женским (на клиросе они не поют, они просто труждаются в Оптине и на других послушаниях) - поют все, кто как может. И никого это не раздражает. Часто приезжают приходы с батюшками - и поют от всего сердца Акафисты , поют панихиды в часовне Новомучеников Оптинских - и всегда это только радует. Душа хочет петь, пусть поет, но с разумением )) Елена
Елена 4 июля 2015, 17:24
Подпевание стоящих рядом с тобой клиросу во время службы... Испытание еще то... Понятно, почему паломники так любят подпевать и даже вслух читать молитвы, которые читают чтецы или даже с амвона- это не очень -то правильное приходское воспитание, если так можно выразиться. Являюсь милостью Божией прихожанкой Оптиной Пустыни. Конечно, хор монашеский это пение, настоянное на молитве. Есть на клиросах Оптины профессиональные певцы, с высшим музыкальным образованием, но никогда они не выделяются и не затмевают остальных певчих. Тот, кто бывал в Оптиной - знает как молитва вливается в сердце вместе с пением клироса. А какое там антифонное пение, а катавасия...!!! Петь должен клирос. Мы поем только Символ веры, Отче, величания и то только когда это можнопо ходу службы. Те, кто постоянно ездит в Оптину- научились петь на Символе и Отче - не выделяя свой голос, не шепчут молитв , создавая этакий шелест и посвист во время служб, но , к сожалению, этим грешат многие паломники, не понимая, что мешают. Терпишь, терпишь, терпишь... Тихо и , по-возможности, смиренно, попросишь не шептать молитв и не петь вместе с клиросами - обижаются.. С уважением ко всем умеющим и не умеющим петь, но умеющим слышать и слушать других ))) Елена
Надежда23 июня 2015, 23:47
Наталье, 23.06.15 ("...а с чего вы взяли, что ангелы нот не знают?"). С того, сестра Наталия, что всё небесное, духовное не имеет вещественной природы. Почитайте "Историю богослужебного пения" В.И. Мартынова, хотя бы введение. Помоги вам Господи.
Наталия23 июня 2015, 22:24
Очень полезный взгляд профессионала. Желаю всем поющим совершенствоваться.
Наталья23 июня 2015, 00:09
Марина от 17.06.2015 - Спасибо огромное за ваш комментарии. Прошу всех-прочитайте его внимательно. Сама тоже иногда начала подпевать, теперь трижды подумаю, ведь если мне мой голос нравится, то это не значит, что всем остальным тоже. Когда же другие поют очень отвлекает. Надежда, а с чего вы взяли, что ангелы нот не знают?
Lidiya Manna21 июня 2015, 19:44
Спасибо вам всем,что подняли эту тему.Только можно мечтать ,чтобы такой человек приехал к нам на калабрию.Храм есть и приход небольшой,хоть православных много,а петь некому.Поют максимум два человека и то девятым гласом,но и за то Спасибо Господу.Зато от души и сердца.
Надежда20 июня 2015, 22:18
Для начала следует определиться (людям, принимающим решения): в храме нужна молитва? Или концерт? Исходя из этого работать с хором. (Ответ очевиден, но на практике всё происходит наоборот. Почему-то поющие в храме не считают для себя нужным причащаться. Без Причастия не будет чистой молитвы. И что людям тогда вместо неё подсовывают? Хор же поёт от лица всех предстоящих. А предстоят именно православные люди, пришедшие в храм помолиться, а не зеваки. Поэтому и исполнять надо молитву, а не концерт). Если есть практика, когда поют все, то есть весь храм,то никакой любительский хор не нужен (он рано или поздно заболевает теми же болезнями, что и профессиональный). Считается, что на клиросе какие-то особые "искушения". Тяжело? Так никто же не неволит. Найдутся для певческого послушания и верующие и благочестивые. Церковное пение - это лучший труд для человека на земле, поистине ангельский. Надо считать себя недостойным такого дивного занятия и все время просить помощи у Бога. Тогда будет получаться как надо, то есть - благодатное будет пение..
Маргарита20 июня 2015, 09:35
Позвольте поддержать всех тех, у кого в храмах трудности с хором - зато вы, каждый прихожанин, уже научились понимать и ценить пение. А у нас наоборот: мы стараемся, а мобильники звонят у людей внизу, и у бабушек обязательно. А еще как только произносится Святая - святым, то резко народ "" завершает"" службу, начинает болтать, здороваться со знакомыми и бродить по храму. И так всегда. На каждой литургии. А мы, хор, начинаем исполнять произведения например П.Чеснокова или короткие концерты-песнопения. И мы не слышим себя, и так трудно слышать гармонию. Как же это печально! Что имеем -не ценим, потерявши -плачем.
Катерина18 июня 2015, 22:47
Daria,полностью согласны,и поддерживаем Вашу точку зрения.У Бога много разных даров и талантов,вот и будем служить Господу-каждый из нас тем талантом,которым Он нас всех одарил.
Елена18 июня 2015, 21:03
(Продолжение) Забыла добавить - у нас в храме праздничный и будничный профессиональные хоры.Приходской поет один раз в неделю.
Елена18 июня 2015, 20:54
У нас в храме 5 лет назад образовался приходской любительский хор.Была поставлена задача - петь литургию, молебен и полностью панихиду. Мы занимались один год. Сразу учили двухголосие.Через год спели первую литургию.Очень старались.Было немного нестройно, но по сравнению с самым началом - хорошо.Было за что похвалить. Вот так с терпением и похвалой мы шли дальше.Еще через год у нас в репертуаре появились народные песни, и хор начал свою концертную деятельность. Сейчас у нас крепкое трехголосие, очень стройное пение.Осваиваем 4-х голосные произведения. С приходским хором работать можно и нужно. Для ускорения изучения новых произведений мы записываем каждый голос на диктофон, и певчие дома их проучивают. Любви, терпения и Божией благодати всем начинающим!
Наталия18 июня 2015, 20:22
Вот и следует возрождать традиции.
Елена18 июня 2015, 08:57
Не знаю. У нас в столичном храме хор маленький, но "стройный", поют профессионалы (столица все-таки), все клирошане воцерковленные. Поют обиход, немного знаменного распева. Но когда попытались организовать любительский хор и давать ему петь небольшую часть литургии - это было испытание смирения. Раньше в деревнях люди от колыбели учились держать строй, тональность. Сейчас времена другие. Самим хористам нравилось, конечно, но вот прихожане тяжко вздыхали, и эту практику прекратили. Иконы мы ведь не пишем "от души", потому что рисовать нравится? Мое мнение, если есть возможность профессионального хора, не надо создавать любительский.
Елена17 июня 2015, 19:59
Спасибо настоятелю храма за поставленную задачу.В нашем небольшом городском храме тоже был период, когда молодой батюшка, приехавший из другой местности и имеющий другой опыт службы, ввел в правило общее пение отдельных молитв, заранее готовили и раздавали тексты, делал наставления певчим. Было хорошо,мы действительно молились вместе. Певчих было всего двое, у них было единство и мы подтягивались. Господи, прости меня, грешную Елену, в воспоминаниях невольно в осуждение впала. Спасибо хору Сретенского монастыря! Вы настоящие просветители!
Елена17 июня 2015, 19:54
Большое спасибо порталу Православие.Ru.за материал о церковном пении, на мой взгляд это очень важная часть службы, но, увы...как то оказалась без особого внимания. Как часто звучат слова о "злых бабушках", о свечной лавке... А пришел человек впервые в храм, и услышал в пении теплую молитву ко Господу, отчетливо произнесенные слова,гармонию, и дрогнет его сердце, и отзовется душа... Неважно народный ли хор,иногда и профессионалы с высшим музыкальным образованием не умеют петь хором, издают звуки, а какие слова произносят(?), хотелось бы самой подпеть даже мысленно, но тексты не знаешь. Спасибо Дмитрию за терпение, за понятие, что пение в храме должно быть, искренним, что это самое главное. И за учет акустики в храме, так важно, как звук отдается, иногда при звонком женском голосе слышишь режущий металл. Приходилось слышать и слаженное пение, но без искренности.Вот и героиня фильма "Юрьев день" певица с мировым именем первоначально не влилась в скромный хор простых тётенек. Но посчастливилось слышать и молитвенное пение в храме провинциального сибирского города, где главным было слово, а не звук.
Надежда17 июня 2015, 19:52
Согласна с критикой профессиональных клиросов. Пение, в основном, концертное, не молитвенное, особенно у женщин (они по природе эмоциональнее и часто вместо молитвы выпевают своею страстью - свою страсть). Кривляются, хихикают на клиросах - это не кощунство? Есть даже странное выражение: "воцерковление через клиросное послушание". Что, для пения в храме не обязательно быть верующим? До революции на клироса брали самых достойных, нынешние же словно делают одолжение нам, что пришли тут спеть. Что и как петь, они знают, а зачем петь - понимают ли? У народа же молитва на уста просится - а им рта раскрыть не дают, одергивают. Дайте людям петь. Не всю службу, а общеизвестные молитвы, песнопения, молебны. Чтобы угодить Богу, не обязательно знать ноты (ангелы их не знают). Тем более, что богослужебный звук и музыкальный звук - не одно и то же, об этом хорошо знают специалисты по знаменному пению. Надо молиться, чтобы Бог даровал угодное Ему пение.
Наталья Богоявленская17 июня 2015, 18:55
Так я не поняла по поводу 15-го Правила (см. комментарии Краснянского Максима и Алексея): можно петь во время богослужения или нет? Я, например, пою только то, что положено петь всем приходом, хору никогда не подпеваю. Когда-то, много лет назад, мне сказали знающие люди, что подпевать хору -- грех. Но в одной из книг по церковному пению (к сожалению, не помню её автора) я прочитала, что в храмах Древней Руси все службы были рассчитаны на то, чтобы петь всем вместе. Эта практика исчезла после того, как в Россию, в том числе и в Церковь, проникло итальянское пение и петь стало сложно. А вот, например, В Покровском храме Марфо-Мариинской обители перед службой раздают листочки с текстами, и литургия оглашенных там поётся всем храмом. Хотя я согласна с теми, кто считает, что пение отвлекает от молитвы: нужно делать что-то одно -- либо петь, либо молиться.
Раиса Николаевна17 июня 2015, 16:53
Тема наболевшая. Спасибо Димитрию, что поднял её, не боясь, что коллеги не поддержат. Я видела разное отношение людей из церковных хоров. Они порой не соотносят себя с остальной частью участников Литургии. Они - выше!Некоторые хористы откровенно говорят, что их задача - "запеть" (забить) даже коллег... Что тут скажешь! К сожалению, в сельских храмах поют в основном задубевшими голосами, петушинным голосом, переходя в козлоглашение. Страшно детей приводить в храм - они ведь могут подумать, что это и есть церковное пение. Первое знакомство с мелодией Церкви - это как канон Церкви услышать. Попробуй потом переубеди, что это неправильно, не церковно. Не будут спорить, но в храм ещё долго не пойдут. Здесь зависит от священника и диакона - если они равнодушны к качеству пения хора, к тому, как прихожане относятся к пению, то тут уже проблема отношения к святыне веры - Церкви.
Марина17 июня 2015, 16:19
Я вот то же любила подпевать во время службы! Но в связи с переездом попала в такой приходской храм, где у всех постоянных прихожан певческий зуд. С квадратными глазами , с нотами в руках выстраиваются по левую и правую часть храма, и поют с таким экстазом, с каким то прихохатыванием, закатыванием глаз, суетливостью, спорами, что после этого я поняла насколько это не красиво и не благоговейно во время службы петь в месте с хором, и стала петь только Символ Веры и Отче наш, но и то тихим спокойным голосом, без самолюбования. Ещё заметила - как серьезно пел хор в бывшем храме- серьезно и спокойно. поэтому вся служба проходила на одном дыхании! Прихожан надо то же сдерживать, иначе их любовь к храму приобретает какой то вид не нормальный! Надо понимать как вести себя в храме. мы приходим туда молиться и каяться, а не петь вместе с хором! Теперь понимаю, почему, когда я тихонько подпевала, на меня косились рядом стоящие люди, я им своим подвыванием просто мешала! Слава Богу пришло прозрение, что в храме надо вести себя благоговейно и соблюдать устав и каноны церковные, которые созданы для того, что бы все могли спокойно в молитве общаться с Богом и не мешать своим экзальтированным поведением окружающим!
Мария17 июня 2015, 10:32
Как хорошо, когда регент на самом деле с "достаточным" образованием и не ругает прихожан за пение "от души". Молодец! Я подпеваю иногда и меня все время ругают. Я, конечно, сольфеджио не обучена, но пение идет из глубины души. В те дни, когда удается спеть, на душе бывает совсем другое состояние. За ваше терпение и старания вам воздастся. Помоги нам всем Господи!
Елена17 июня 2015, 03:38
Конечно, страдать от плохого пения - огорчительно, Но! Дорогие друзья, подумайте, во-первых, вы - не приёмная комиссия в консерваториюю Они ошиблись, а вы разве всегда безошибочны в своих профессиях??? И телефоны у вас звонят почаще, чем у певцов.... Ну а во-вторых, у нас нет культуры хорового пения в целом. Кто из вас поёт дома хором с детьми? А кто был хоть раз на концерте хоровой музыки?? Культуру пения надо прививать с раннего возраста, тогда и поющие появятся... А пока - будьте снисходительны к ошибкам других. Кстати, акапельное многоголосие --САМЫЙ СЛОЖНЫЙ ВИД исполнения...
Ирина17 июня 2015, 02:56
Откуда такие старые фотографии? Приятно видеть молодые лица тех, кто сейчас на 15-20 лет старше. И что за храм на фото? Иоанна Воина?
Марина17 июня 2015, 01:34
"Настоятель поставил задачу – всем народом петь службу, проработать основы богослужения. Когда костяк поет, люди приходят в храм и могут присоединиться – такая идея." Какое счастье упало на голову этим людям,не только текст службы хорошо изучить, но и хоть бы и подпевать хору,реально участвовать в богослужении!
Ольга17 июня 2015, 00:22
Как здорово, что есть регент с образованием. У нас просто беда. Петь я могу, а регент из меня неважный. Да и на голоса я своих певчих "разложить" не могу.Вот и получается иногда сплошной соблазн для прихожан. Но в нашем селе о регенте только мечтать. Да и содержать его не в состоянии наш батюшка-приход слабый... В прочем, слава Богу за всё!
Наталия17 июня 2015, 00:09
Спаси Господи Димитрия за благое дело! Иной раз придешь на службу и стараешься как можно меньше обращать внимания на хор, что бы не расстраиваться, причем не только из-за качества пения и "репертуара", но и из-за одежд певчих, которые зачастую минимальны, стремления не расставаться с мобильными телефонами во время службы, разговоров между пением о том о сем, "дружных" выходов с клироса во время чтения часов и т. д. и т. п. Наверное, музыкальные способности намного важнее всего остального. Хотя во многих храмах хоры неплохие, а есть даже очень хорошие.
Александр16 июня 2015, 21:01
с церковными хорами в нашем городке (Вольск Сарат обл.)совсем БЕДА!!! помолится на службе почти невозможно... Поют по партитурам предназначенным для концертов духовной музыки а Отче наш вообще невозможно пропеть... Духовенство глаза закрывают, а должны стоять насмерть за чистоту ПРАВОСЛАВИЯ... а скатываемся к западному "христианству" печально и больно. Боже помоги нам.
Мария16 июня 2015, 20:40
У нас ужасный хор - о таких, наверное, говорят - устоить концерт. Думаю - неужели служащим священникам нравится??? Из за этого приходится в другие храмы ходить, хоть этот самый близкий(((
Лариса16 июня 2015, 16:00
Краснянскому Максиму: И много Вы знаете храмов, где бы пели такие певцы? По всей России? В процентном соотношении к общему числу храмов? Подавляющее число певчих и регентов, в том числе и со специальным образованием - непосвященные...
Daria16 июня 2015, 15:47
продолжение) Конечно, что есть много приходов, где нормальный хор просто невозможно создать. Тогда, конечно, народный хор - это замечательный выход, но это вариант "на крайний случай", когда никаких альтернатив нет. Я восхищаюсь терпением Дмитрия, но как человек с музыкальным образованием, не вполне его понимаю. Зачем всех тянуть "за ушки да на солнышко"? Ведь Господу мы стараемся приносить лучшее. Если кому-то не дано петь, то этот человек непременно одарен от Бога чем-нибудь другим. И тогда совсем не нужно рваться в хор, а разумнее поискать пути, чтобы применить имеющийся талант на благо Церкви.
Daria16 июня 2015, 15:47
Сама идея народного хора, на мой взгляд, подходит только для тех храмов, где нет возможности собрать пусть непрофессиональных, но все же музыкально обученных певчих. Не всем даны музыкальные способности - это факт, но ведь Господь дает и много других талантов, которыми человек может Ему послужить. Желание во что бы то ни стало петь на службе чаще всего рождается у людей с полным отсутствием музыкальных данных. И если всех подряд собирать на клирос - это будет мучение для всех прихожан, которое приносит больше вреда в виде осуждения и раздражения, чем пользы. Мне кажется, человек, прежде всего, должен здраво и критично оценивать свои способности. А то получается: "я буду петь, потому что Я ХОЧУ, а до остальных мне дела нет, недовольны - пусть смиряются". Хотя арифметика тут работает в другую сторону: "я не умею петь и я смирюсь, зачем мне всех мучить своим "пением". Также очень раздражают люди, которые умудряются на службе подпевать профессиональному хору.
Алексей16 июня 2015, 15:44
15. Кроме певцов, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым петь в церкви. По изъяснению Валсамона, правило сие запрещает мирянам только восходить на амвон и предначинать пение. Певцы в данном правиле имеются в виду посвященные для этого, как чтецы и включенные в клир. Они упомянуты в 26 Апостольском правиле. Правило не запрещает пения прочим молящимся в храме, но требует, чтобы на амвоне стояли только принадлежащие к клиру. "Правила Лаодикийского собора"
Краснянский Максим16 июня 2015, 12:19
Согласно 15-му правилу Лаодикийского собора, кроме певцов, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым петь в церкви. IMHO, налицо нарушение канонов. Кроме рукоположённых певцов, петь более никому не следует.
Наталья16 июня 2015, 12:10
Прямо таки, подвижник! Молодец! Это редкость - уметь учить! С хорами, действительно, проблема...
Лариса16 июня 2015, 12:03
Восхищена регентом. Очень-очень много надо терпения и любви, чтобы заниматься с непоющими людьми. Это невероятно тяжело. Помоги Господи Дмитрию!
Светлана16 июня 2015, 10:42
Какие молодцы! Это моя мечта, научиться церковному пению.
Нина Фатеева16 июня 2015, 10:37
У нас в храме с пением просто беда. Из года в год сеется на камне. Стараешься не осуждать, мол , сам-то и так - не можешь...но пение хора отвлекает от самой Литургии. Порой ''зарулят '' так , что все повиснет в воздухе..народ начинает креститься...( худа без добра не бывает). Останавливаются часто. Почему бы не петь в унисон ? Я в пении ничего не понимаю , но когда во время службы идет ''репетиция'' , -это огорчает.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×