Правда о схватке Пересвета и Челубея

То, что не написано в житиях

Недавно на собеседовании у Святейшего Патриарха я обратил внимание на картину, висящую в его приемной. Это был подлинник картины Павла Рыженко «Победа Пересвета». На полотне изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета — монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле.

    

Великая мудрость и прозорливость замечательного русского святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образное выражение, а самое существо событий, произошедших 8 сентября 1380 года.

Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духов¬ные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.

Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем — это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы.

Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.

На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов — в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира.

И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога — непобедимы.

Епископ Митрофан (Баданин)

Источник: Православие.Fm

24 сентября 2015 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Святослав 9 февраля 2021, 21:35
Значит все восточные единоборства несут именно дух тьмы ? И их "просветление" тоже связано именно со тьмой ? Или я ошибаюсь ?
Надежда29 октября 2020, 02:12
… Пересвет ведь тоже Челубея не победил, а просто убил. Он был нацелен на схватку, из которой ни один из них не должен выйти живым. Подвиг самопожертвования, полное самоотречение, сила духа - и ставка на один удар. Пересвет был без доспехов, щита, максимально облегчил коня, чтобы он развил большую скорость. В миг перед столкновением схватить копьё двумя руками - против одной Челубеевой - не дать отвести наконечник - и принять в себя вражеское копьё, пронзая врага насквозь. Огромный Челубей долго истекал кровью, но выжить уже не мог. Оба войска видели "смерть бессмертного" и "татары устрашася", боевой же дух русских очень возрос. Это решило исход всей битвы. Картина очень близка к истине!
Надежда29 октября 2020, 01:41
… Нам важнее "потрясал и вращал копьём". То есть Челубей обладал достаточным ростом, весом и силой, чтобы действовать копьём ("в сосну длиною") как рогатиной. Есть разная техника конного боя. Длинное копьё нацеливается на противника и в конной сшибке неминуемо пробивает насквозь и щит, и нагрудник и самого бойца. Избежать смерти можно только сумев оттолкнуть шитом наконечник вражеского копья в сторону. Это надо суметь сделать при схождении коней на скорости 20 метров в секунду. Рогатиной же можно "фехтовать": качнул в сторону, наконечником оттолкнул наконечник вражеского оружия и обратным качанием направил оружие в щит врагу. Очевидно, совмещая обе тактики, Челубей был непобедим …
Надежда29 октября 2020, 01:27
Дух, конечно, важен. Но мы, советского воспитания материалисты, предпочитаем факты. Факты таковы: пронзённый копьём — Челубей умер. То есть он не был технически бессмертным. Он просто до схватки с Пересветом не получал тяжёлых ран. Почему, участвуя во множестве схваток, богатырь не получал ран? В описаниях Куликовской битвы говорится о его огромном росте и силе. Это может быть гиперболой, данью воинской доблести Челубея. А может и нет. Авторы XVIII-XIX веков, опираясь на более ранние источники, пишут, что Челубей "потрясал и вращал копьём, похваляясь". Слово "похваляясь" можете отнести к «школе боевой магической речи». Весьма вероятно, богатырь знал слова, подавляющие волю противников…
Виталий 9 декабря 2019, 00:15
Пересвет победил, так как в отличие от Челубея, не был выбит с седла..
Виталий 8 февраля 2019, 03:53
Здравствуйте !!! Я долго изучал картины предыдущих художников изобразивших поединок Пересвета с Челубеем , авторов Васнецова и Авилова. Естественно понимаю отпечаток того времени на создание этих работ. Хотел бы узнать может быть есть очевидцы по картине Павла Раженко почему автор изобразил на шлеме Челубея рога , и обоих поединщиков левшами?
Денис Матвиенко 4 ноября 2018, 09:04
Интересно, почему если все знали что копьё Челубея длиннее - не брали аналогично более длинные копья? Может быть потому, что ими сложнее управлять и попадать? И опять таки....победа\поражение в данном поединке ОБОЮДНЫЕ.
Алексей Мацейко20 сентября 2018, 13:48
С нами Бог!
12 июня 2018, 21:32
Впервые узнала этот факт более достоверно!
Евгений18 июня 2017, 23:33
Я слышал рассказ, открывающий тактический и жертвенный смысл подвига Пересвета. Дело в том, что копье могучего непобедимого Челубея было на метр длиннее всех известных копий того времени, таким образом, его противники оказывались выбитыми из седла, даже не успев его достать своим копьем. И Пересвет поступил неожиданно: он снял с себя доспехи, оставшись в монашеском облачении. Замысел был в том, что его не выбьет из седла длинное копье Челубея - оно пронзит его, нанесет тяжелую рану, но, тем не менее, даст возможность тоже нанести удар. Пересвет шел на верную гибель, но Челубей в доспехах был побежден русским воином вообще без защитного снаряжения - и для монголо-татар это было потрясением.
Георгий14 декабря 2016, 20:41
Зачем нам яаонское карате, айкидо и пр. они рассчитана на мелкого субтильного бойца, который в силу своих физиологических данных легок и увертлив. Надо вспомнить другое. еще в 19 веке японского микадо охраняли от всяких ниндзя и камикадзе русские казаки, владеющие пластунским боем (ныне школа Кадочникова). Наша битва всегда основана не на ужимках и прыжках, а на готовности к жесткому контакту вере в победу и великой жертвенности, основанной на любви к Родине и вере православной.
15 января 2016, 02:25
Сила духа - это то, что всегда было отличительным признаком, отличительной чертой Русского Воина. Павлу Рыженко удалось передать эту силу изобразительными средствами на своих полотнах...
Alex Givengot 5 декабря 2015, 03:57
А вот как комментирует свою картину автор: КОММЕНТАРИЙ К КАРТИНЕ "ПОБЕДА ПЕРЕСВЕТА"

Пересвет победил Челубея. Но почему он победил лучшего поединщика во всей Азии, которому, как святому, до сих пор молятся в Тибете? На этот вопрос можно дать множество ответов, но самый правильный, по-моему, таков. Он, Пересвет, схимонах Александр, вживе еще в Лавре отпетый преподобным Сергием, ехал на поле Куликово мертвым для всего, кроме любви. Он любил, этот гигант-младенец. Он был послушен своему авве Сергию, который едва достигал плеча своего чада. Он не замечал трудностей месячного похода — он ждал. Ждал своего мига и дождался. Увидеть бы хоть издали этот миг торжества! Нет, не тот, что изображен на картине, а реальный. Духовный.
Может быть, зритель увидит в моей картине то, что я не смог передать на холсте, и тогда цель труда моего будет достигнута.
Воин Сто13 октября 2015, 15:31
В усилении поста могу добавить, как то мне в Смоленске поведали историю парня, что увлекся восточным единоборством. овладев физическими приемами, решил он и духовную составляющею познать. В итоге кончилось все плачевно, над ним производили редкий обряд изгнания бесов. Корчился он прямо в храме....
Так что русскому - русское, а иным свое!
С тех пор и говорю:
НЕ ИЩИТЕ ЧУЖОГО, ПОЗНАВАЙТЕ СВОЕ !
В пример нам и Минин и Пожарский и Суворов Александр Васильевич и Кутузов и войны поля Бородинского и Молодинской рати ...
Александр Лукашенко26 сентября 2015, 11:52
"Не в силе Бог, а в правде".Св.А.Невский.
Дмитрий25 сентября 2015, 13:12
Уважаемый автор!При все моей любви к данной картине пока не нашел для себя ответа на вопрос почему форма челубея больше походит на форму самураев японии?
Евгений25 сентября 2015, 11:55
Благословение/напутствие св.Сергия непобедимы.
Людмила Кучерова25 сентября 2015, 08:40
Бой духа света и тьмы.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×