Василина Орлова
Смысл и значимость праздника 4 ноября подвергается единодушному сомнению прессы. В газетах заметно прямо-таки редкое единение по поводу дня единства и примирения. А говорят еще, что праздник неправильный… Проследить, что пишут на эту тему, оказалось очень интересным занятием.
В прежней хате, еще довоенной, пол был земляной. Застелили его лишь в пятидесятых. Я застала ту хату, точней, только безжизненный остов без крыши. Сейчас на ее месте сарай с сеновалом. Да на одинокой старой стене - планки крест-накрест, остатки штукатурки. Но вскоре не будет и ее.
14 апреля в Доме русского зарубежья в Москве состоялось вручение премии Александра Солженицына — «за масштабность художественно-критических исследований современной словесности и глубинное постижение гения и судьбы Гоголя: за верность, в независимом поиске, традициям и нравственному достоинству русской литературы».
Светская литература всегда в той или иной мере религиозна, поскольку вера вообще присуща человеческому сознанию. Другой вопрос, во что верят современные люди — и нынешние писатели? Некоторых авторов можно было бы назвать «латентными» православными, другие подходят к вопросам веры вполне осознанно.
Доводилось слышать, что, мол, тот язык, который, по сути, сотворил Лесков, «в натуре» нигде не употребляется, и даже в его время непосредственно нигде не был слышен. Но так ведь задача писателя не в том, чтобы дословно перенести перебранку в троллейбусе на бумагу, но, согласившись с Пушкинским наказом прислушиваться к языку московских просвирен, затем сгустить из обыденных высказываний нечто такое, что уже вполне можно будет назвать прозой, и чем оголодавший и душевно отощавший от уродливой телевизионной лексики читатель мог бы питаться.
В произведениях молодых авторов мы имеем дело с мало осознаваемыми религиозными и философскими настроениями, как самостоятельными, так и теми, которые надуло из случайной книжки или фильма. Однако многие проявляют в своих текстах светский гуманизм или, точнее, безрелигиозную религиозность.