Москва, 1 декабря 2003 г.
Наталия Алексеевна Нарочницкая |
В своем выступлении Нарочницкая затронула корневую проблему России – ее духовное состояние перед лицом культурной агрессии. В начале выступления она задалась вопросом: "Неужели Россия с ее богатейшей культурой духовно капитулировала перед Пепси-Колой и дешевой поп-культурой?".
Нарочницкая высказала убеждение, что в России нельзя построить потребительскую цивилизацию. "Россия сегодня – это единственное место, где люди готовы умирать за идею". Русская нация, которая до сих пор сохранила православное самосознание, переживает понятие Отечества как земной отголосок Небесного Царства. Россия только потому была успешной в своем историческом развитии, что русские люди руководствовались не стремлением к тленному земному успеху, а совершали нравственный подвиг.
Наталия Нарочницкая на собственном опыте убедилась, что только христианское мировоззрение помогает понять преемственность периодов русской истории: "Православная вера дала русскому человеку историческое самосознание". Противостоять современной американской культуре с ее кальвинистско-пуританскими корнями можно только при условии духовного возрождения нации. "Воцерковлен ты или нет, кем бы ты ни был, необходимо понять, что твои корни в Православии, сформировавшем русскую культуру. Без духовного возрождения бесполезны все рецепты восстановления России". Нарочницкая убеждена, что грех можно осознать только в рамках религиозной культуры: "Если мы не поймем, что только вера наполняет все, в том числе власть, нравственным смыслом, мы не пойдем дальше".
На встрече была представлена последняя книга Наталии Нарочницкой «Россия и русские в мировой истории». Концепция автора в корне отличается от общепринятой материалистической системы исторического анализа. Автор рассматривает русскую и европейскую историю как проявление неизбежных взаимовлияний и столкновений православной России с Западом. Основной определяющей силой всемирной истории она считает духовное состояние человека, общества. По ее мнению, духовность – суть и вектор исторического развития мирового сообщества.
При написании книги автор использовал богатейший исторический и культурологический материал. Сложность сегодняшнего момента, системный кризис, поразивший мировое сообщество, глобализация, всеобщее падение нравов, отказ от традиционных ценностей национальной культуры, духовное опустошение человека – проблемы, с которыми сталкивается каждый из нас. В своей книге Наталия Нарочницкая убедительно доказывает, что различное политическое состояние России и Запада, разные природные условия, уровень производства и быта, различные материальные возможности, социальное положение (и внутри страны) разъединяют людей. А объединить их может только молитва Господня и Нагорная проповедь Спасителя.
Наталия Алексеевна Нарочницкая – известный общественный деятель, ученый, политолог, аналитик, доктор исторических наук. Она хорошо известна по публикациям на сайте «Православие.Ru», выступлениям в различных теле- и радиопередачах, в частности «Времена», «Радонеж», «Русский Дом», «Церковь и мир». Читатели и слушатели Наталии Алексеевны обретают возможность увидеть живую связь времен, заново осмыслить глубинную суть событий истории. В ее выступлениях и публикациях всегда можно найти ответы на самые злободневные, самые трудные вопросы современности. Нарочницкую отличают тщательный научный анализ, гражданское мужество, продуманные и взвешенные аргументы, неравнодушное отношение ко всему происходящему в мире, обостренное чувство ответственности за Родину. Ученый, писатель и гражданин.
Наталья Алексеевна Нарочницкая – старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН. Специалист по США, Германии и общим проблемам и тенденциям международных отношений. В 1982-1989 гг. работала в Секретариате ООН в Нью-Йорке. Автор фундаментальных разработок по внешней политике России, проблемам совмещения русского национально-государственного сознания с философией западноевропейского либерализма.
Одна из инициаторов и сопредседателей многих форумов и объединений русской общественности (например, Всемирного Русского Собора), автор их концептуальных программ, заявлений в поддержку неделимости России и Российской армии в Чечне в 1994-1996 гг., в защиту Русской Церкви, против расширения НАТО и агрессии против Югославии.
Баллотируется в Госдуму РФ в избирательном блоке Сергея Глазьева «Родина» (№16 в избирательном списке). Является одним из лидеров и главных идеологов блока.
Автор книги «Россия и русские в мировой истории» и целого ряда статей на сайте «Православие.Ru».