Москва, 27 января 2004 г.
Пленарное заседание XII Международных Рождественских образовательных чтений состоялось 26 января в храме Христа Спасителя, сообщает «Благовест-инфо».
Докладом «Канонизация новомучеников и духовное возрождение Отечества» заседание открыл председатель Синодальной комиссии по канонизации, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). По словам иерарха, духовное осмысление эпохи гонений на Церковь в ХХ веке приводит к «удивительному, парадоксальному» выводу: для Церкви это было «время, с одной стороны, вселенской скорби, а с другой - славы и торжества; время подвига одних и, к сожалению, духовного падения других». Митрополит Ювеналий убежден, что пример мучеников чрезвычайно важен для современного человека, окруженного ложными представлениями о духовном. Поэтому необходимо не только хранить память о пострадавших за Христа, но и изучать их жития. В качестве примера митрополит Ювеналий привел управляемую им Московскую епархию, особенность церковной жизни которой состоит в том, что в каждом благочинии выбран один день в году, когда отмечается особо память того или иного священномученика. Этому дню посвящаются крестные ходы, катехизические беседы, дела церковной благотворительности и т.д.
В своем докладе митрополит Ювеналий коснулся также деятельности возглавляемой им Синодальной комиссии. Он счел нужным ответить на предъявляемые комиссии обвинения в «медлительности» подготовки канонизации. По словам докладчика, тщательное изучение всех необходимых материалов требует много времени, а «стихийная» канонизация всех пострадавших «вызвала бы теперь множество недоумений, а, возможно, и курьезов». Также председатель комиссии обосновал прославление не только «явленных, но и неявленных» мучеников - «иначе бы десятки тысяч безымянных христиан остались без церковного поминовения».
Митрополит Ювеналий ответил на вопросы из зала, связанные с канонизацией некоторых исторических и церковных деятелей. Так, на его взгляд, вопрос о канонизации патриарха Никона «несколько проблематичен на сегодняшний день», так как с личностью этого первоиерарха Церкви XVII в. связан церковный раскол, а «канонизация предусматривает единение народа Божия». О канонизации царя Ивана Грозного иерарх высказался жестко: «Это ведет к тому, чтобы взорвать Церковь изнутри, показать внешнему миру абсурдность канонизации как таковой» и пожелал слушателям «оставаться бдительными по отношению к изощренным формам борьбы с Церковью». На вопрос о принадлежности останков, захороненных в соборе Петропавловской крепости, семье Николая II, митрополит Ювеналий ответил, что «у Церкви остается еще много сомнений в подлинности этих останков», что, по его мнению, не мешает прославлению самих царственных страстотерпцев.
Председатель учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений (Решетников) посвятил свой доклад мученическому подвигу преподавателей Московской духовной академии (МДА): архимандрита (затем архиепископа) Илариона (Троицкого), священника Павла Флоренского и профессора Ивана Попова. Проанализировав их жизненный путь, богословские воззрения, преподавательскую деятельность в МДА, автор пришел к выводу, что эти люди, чьи мнения далеко не всегда совпадали, оказались в едином сонме исповедников, пройдя через тюрьмы, ссылки и мученическую кончину.
Епископ Элистинский и Калмыцкий Зосима (Остапенко) в своем выступлении отметил, что образы святых новомучеников должны стать «формирующей основой» современных художественных произведений. Докладчик считает, что Церковь должна проявить духовную заботу и о тех, кто еще не переступил церковный порог, и содействовать тому, чтобы рассказать об исповедниках ХХ века доступным, интересным языком литературы, кино, театра. Он напомнил, какое воздействие имели на детей героико-патриотические фильмы советского времени, и посетовал, что теперь место героев заняли «западные супермены». Нужно искать новый язык рассказа о новомучениках, так как авторы житий зачастую копируют «слащаво-елейный стиль XIX века и забывают, что сами когда-то были подростками». Докладчик призвал изменить отрицательное отношение некоторых людей Церкви к кино, светской литературе и искусству вообще. По его мнению, приходские библиотеки, например, могут стать культурным центром провинциальных городов. Епископ Зосима также иронично пожурил тех участников чтений, которые накануне громко возмущались «бесовскими, эротическими» телодвижениями балерины Анастасии Волочковой, исполнявшей балетный номер под музыку «Ave Maria» в Кремлевском дворце съездов. «Это искусство, и ничего кощунственного я в этом не вижу», - заявил епископ Зосима.
В выступлении епископа Полтавского и Кременчугского Филиппа (Осадченко) была выражена тревога по поводу недостаточной подготовки и неумелой проповеди некоторых священников, а также многочисленных «православных» изданий, искажающих суть церковного учения. Докладчик предлагает организовать в епархиях комиссии типа существовавших ранее цензурных комитетов, чтобы «не дискредитировать идею церковного просветительства». Он считает также, что в «пылу борьбы с сектантами нельзя использовать их методы», а в проповеди не стоит увлекаться обличениями, но учиться проповедовать Христа, сосредоточиться на «внутрицерковной миссии».
Для осуществления внутренней и внешней миссии необходимы образованные богословы, заявил в своем докладе ректор Православного Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ) протоиерей Владимир Воробьев. Протоиерей Владимир считает, что в полемике о реформах образования необходимо настаивать на том, чтобы богословское образование находилось в рамках государственных вузов, «иначе оно окажется в гетто». Он рассказал о том, что сейчас 20 вузов России уже имеют кафедры теологии, а еще 5 - готовятся ввести этот предмет. Ректор ПСТБИ проанализировал также ряд проблем, связанных с кадрами и качеством преподавания богословия.
Сотрудник Миссионерского отдела Русской Православной Церкви протоиерей Сергий Попов, побывавший недавно с Рождественским визитом в Косове, поделился с собравшимися своими впечатлениями от поездки и зачитал доклад епископа Рашко-Призренского и Косово-Метохийского Артемия о положении христиан в Косове и Метохии.