«Русский человек не может чувствовать себя счастливым, если где-то творится несправедливость»

Беседа с генералом Леонидом Григорьевичем Ивашовым

Генерал Леонид Григорьевич Ивашов – российский военный и общественный деятель, президент Академии геополитических проблем, профессор кафедры международной журналистики МГИМО, член Союза писателей России – во время беседы буквально раскрыл перед нами весь мир: стало очевидно сегодняшнее состояние планеты.

О том, в чем кроются скрытые проблемы цивилизации, о конфликте как глобальном явлении, так и между отдельными странами, к чему в конце концов сегодняшняя расстановка сил на мировой арене может привести, – беседа с ним.

Генерал Леонид Григорьевич Ивашов Генерал Леонид Григорьевич Ивашов
    

– Леонид Григорьевич, вы являетесь президентом Академии геополитических проблем, много лет занимаетесь конфликтологией. Какова сегодня геополитическая расстановке сил в мире?

– Мировая ситуация сегодня оценивается как перманентный комплексный конфликт между идеологиями, цивилизациями, смыслами жизни, между прошлым и будущим. Когда у человечества была четкая цель и видение будущего, то конфликта с прошлым не было – оно являлось основой для устремления в будущее. А когда такой цели нет – практически все народы в настоящий момент живут в состоянии депрессии, неуверенности в завтрашнем дне, бессмыслии своей жизни – большинство стран возвращаются к былому, в том числе и Россия – к тому советскому строю, к имени Сталина.

В мировом геополитическом процессе на первые позиции выходят этно-культурные цивилизации как высшие формы социального объединения народов

В мировом геополитическом процессе на первые позиции выходят этно-культурные цивилизации (как высшие формы социального объединения народов). Государства уже потерпели поражение от мирового трансконтинентального олигархического сообщества. В качестве ответа на то, что олигархат сегодня правит миром (заказывает революции, войны, указывает неправильный путь развития, навязывает потребительские, античеловеческие стандарты: однополые браки и т.д.), социум в свою очередь живет по закономерностям природы и космоса, и поэтому мировые цивилизации выходят на главные позиции.

Основной конфликт сегодня разгорается между цивилизациями восточного типа, включая Латинскую Америку, и Запада, где правит бал крупно-финансовый капитал. Ось противостояния Запада и Востока восстанавливается – цивилизации, государства, народы выступают против транснациональных сообществ. Это состояние опасно, оно ведет к развязыванию мировой войны. Задача русской цивилизации, объединяющей практически 200 этносов, – регулировать отношения между другими, даже такими антицивилизациями, как Запад.

Каждая мировая цивилизация, как и растительный, животный мир, имеет свою функцию. Они создаются и строятся в первую очередь потому, что нужно равновесие, баланс сил – как в природе, так и в социуме.

– Как вы считаете, какие векторы развития человечества сегодня существуют?

– На сегодняшний день проявляются три вектора развития. Первый – попытка англо-саксонской элиты построить однополярный миропорядок, второй – олигархат создает свой монополярный мир под властью денег, используя военную, экономическую англо-саксонскую мощь, но существует и третий вектор – многополярный мир. Яркое его выражение – группа стран БРИКС. Всего пять государств, которые являются матричными странами – основой будущих цивилизаций: Бразилия – Латинской Америки, Южная Африка – африканской, Китай и Индия, соответственно, Азии, а Россия пока выступает в лице государства, но постепенно происходит восстановление ее цивилизационной структуры как русской цивилизации и общности судьбы всех народов, которые входили в Российскую империю, а после и в СССР. Процесс, который начался как экономический евразийский союз, перерастет в союз народов.

    

– Насколько глубоко мир вошел в состояние конфликта, духовного и морального разложения? Какими вы видите пути выхода из этой ситуации?

Мир должен быть многополюсным

– Западоцентричный миропорядок, где доминирует безнравственный капитал, пришел в тупик, развития уже не наблюдается. Кроме всего прочего существует конфликт человека и природы. Мы призваны на эту землю как существа разумные для того, чтобы поддерживать гармонию, балансировать отношения даже в сфере растительного, животного мира, держать в состоянии равновесия Запад и Восток. Мир должен быть многополюсным. Эту мысль подтверждал и русский философ Константин Николаевич Леонтьев, который говорил о том, что каждый народ несет свою культуру, именно поэтому наш многоцветущий и сложный мир так красив и устойчив.

После развала СССР попытались создать однополярный миропорядок. Американцы пытались взять лидерство на мировой арене, но поленились отработать научную теорию. В первую очередь они сделали ставку на военное превосходство над всеми остальными (их военный бюджет намного превышал бюджеты других стран), хотели заставить всех обслуживать и наращивать прибыль для своего бизнеса, во-вторых – на экономическое могущество и в-третьих – на политическую наглость. Всё это просто примитивно, поэтому никаких теорий существования в однополярном мире для других народов не предусматривалось.

Сегодня ситуация меняется, выход обозначился. Появилась «геополитическая матрешка» – Евразийский союз – центр Евразии, Шанхайская организация – это уже цивилизационное построение Евразийского материка – и группа стран БРИКС – коалиция, которая является альтернативой Западу. В этом миропорядке будут совершенно другие отношения. Их научным, интеллектуальным и духовным сообществам необходимо создать систему межгосударственных ценностей, межцивилизационных отношений «не западного» типа, систему безопасности, свою валюту, модель экономики, не грабящую природу.

Неслучайно в апреле 2015 года состоялась встреча экологов – идет процесс осмысления непотребительского характера отношений с природой. Не только лидеры стран ШОС и БРИКС собрались в Уфе в июле этого года, но и секретарь Совета безопасности России Николай Платонович Патрушев встретился со своими коллегами, а значит, говорили о будущей модели безопасности. Сергей Нарышкин собрал председателей парламентов этих стран – уже выстраиваются основы системы, более справедливой, отличной от западной так называемой «демократии». Лидеры профсоюзов тоже обсудили свои социальные вопросы, что знаменательно. Как мы видим, новый мир постепенно выстраивается.

    

А что касается непосредственно России, ее действий в Сирии, то она вышла на свою традиционную геополитику, суть которой лучше всего выразил генерал Шарль де Голль: «Русский человек не может чувствовать себя счастливым, если где-то творится несправедливость». И это наша задача, направление – строительство нового справедливого мира. Плюс мы в Сирии спасаем исламскую цивилизацию и помогаем выстоять Европе.

– Сегодня Россия выходит на мировую арену. По вашему мнению, в каком качестве наша страна представлена, какую играет роль и что может предложить миру?

Цивилизации в чем-то могут быть схожи, но встраивание одной в другую невозможно – теряется ценностная идентичность людей

– Россия добровольно ушла с мировой арены, когда господин Ельцин в 1992 году провозгласил: «Наша цель – встраивание в западное цивилизованное сообщество». Он ничего не понимал в миропорядке, не читал классиков: Николая Данилевского, Освальда Шпенглера. Cэмюэл Филлипс Хантингтон в своей работе 1993 года «Столкновение цивилизаций?» показал, что цивилизации в чем-то могут быть схожи, но встраивание одной в другую невозможно – теряется ценностная идентичность людей. Мы видим, что американцы и англичане сделали европейцев другими, посадили на стандарты морской цивилизации, наложили матрицу своих ценностей: выгода, экспансия, насильственность – и заставили европейцев, которые еще во времена Римской империи этим грешили, работать в том же направлении. Обратите внимание: как только наша страна выступила как лидер политического сопротивления Западу, стала не подчиняться ни западному капиталу, ни американской политической наглости (когда против нас ввели санкции, а мы приняли этот бой), на параде по Красной площади шли представители стран, составляющих 38% населения Земли, а в 2010 году – всего 7% – это американцы, англичане, французы и поляки. Вопрос заключается в следующем: чья система духовно-нравственных ценностей будет наполнять пространство будущего мира?

– Да, как раз хотела задать вам этот вопрос. В одном из выступлений вы говорили, что сегодня наметились явные лидеры: экономический – Китай, политический – Россия, а кто, по вашему мнению, является духовным?

Экономическим лидером Россия вряд ли когда-нибудь будет, а духовным и политическим – обязательно

– Когда мы говорим о новом мире – не о западных цивилизациях, то, безусловно, должен быть политический, экономический и нравственный лидер. Явный экономический лидер, как я и говорил, – Китай. Как бы ни относились к нашему ВВП, коррупции и т.д., Россия стала выполнять функции политического лидера. Вспоминаю работу немецкого философа Вальтера Шубарта «Европа и душа Востока», где он пишет о том, нравится кому-то или нет, но будущее столетия за славянами, душа Востока – Россия. По его словам, Запад многое дал человечеству, но лишил его души, а без души ничего не получится. Вернуть душу Западу мы уже не сможем, а вот те евразийские ценности, которые являются суммой всех наших народов, – универсальны и приемлемы как для индийца и китайца, так и для европейца (если они, конечно, захотят их принять). Экономическим лидером мы вряд ли когда-нибудь будем, а духовным и политическим – обязательно.

    

– Идет ожесточенная информационная война, которая с каждым днем разгорается всё больше; происходит духовное разложение, в результате которого гибнут человеческие души – отходят от заповедей Господа, но никто не ведет подсчета этим жертвам. Как вы считаете, много ли среди нас духовно живых людей?

– Скажу так: много и с каждым днем становится всё больше. Тем не менее, стоит отметить, насколько грамотно поработали трансконтинентальные структуры по выхолащиванию наших душ и что они выхолостили. Было отрицание истории, правильности нашего исторического выбора; души развращали, прежде всего, материально-финансовым измерением. В 1990-е годы особенно удалось вселить в нас, что главное – чтобы «мерседес» был круче, чем у соседа, дом больше, цепи на шее крупнее и т.д. Первыми бросились в это люди не совсем здорового ума, как правило не имеющие в себе устремленности в нечто красивое, высокое и духовное. Если человек не может написать книгу, сделать научное открытие, нарисовать картину, а выглядеть «крутым» хочется, то в данном случае деньги заменяют остальное. К сожалению, значительная часть молодежи поддалась на эту уловку: по их мнению, состояться означает не духовное и интеллектуальное богатство, а тугой кошелек. И по сей день эта тенденция существует.

Но, тем не менее, даже в таком вузе, как МГИМО (а я уже много лет работаю со студентами), отмечаю, что число молодых людей, которые по-иному видят свою жизнь, растет день ото дня. Если сравнить эпоху 1990-х с сегодняшним временем, становится очевидным, что в те годы даже речь не могла зайти о присоединении Крыма и входа в Сирию (такие вещи подавлялись либеральными СМИ, либеральной так называемой интеллигенцией). Сегодня выкрики «хотим в СССР – опять кормить весь мир» являются одиночными, общество трезвеет. С ближневосточным ИГИЛом мы разберемся, но предстоит еще и борьба с «внутренним ИГИЛом», не менее опасным. Это в первую очередь люди, живущие в России и видящие в ней не Родину, Отечество, а территорию, которую можно отобрать, ограбить, обстрелять и т.д. Вот этот враг опасней ближневосточного ИГИЛа.

– А как с ним бороться?

Главное – настойчиво изменять информационный фон в СМИ и соцсетях

– Комплексными методами. Понимаете, против системы можно работать только системой, а ведь эта мощнейшая система, имеющая огромные деньги. Но культуру в первую очередь делают художники, писатели, поэты, кто-то в науке подвижническим образом работает. У меня складывается убежденность в том, что простой народ, подвижники вытащат Россию. А как бороться? Мы готовимся к лекциям, учим, работаем индивидуально с каждым студентом, а не по кальке и шаблону. То же можно сказать и об ученых, конструкторах и о деятелях культуры. И главное – настойчиво изменять информационный фон в СМИ и соцсетях.

– Что вы думаете о жизни Америки? Чем там люди дышат, есть ли идеология? И если есть, то какая?

Себестоимость долларовой купюры – 15–17 центов, а всё остальное – это даже не скрытая, а явная прибыль

– Америку как сильное государство создавал крупный финансовый, промышленный, потом и нефтяной бизнес. Советский Союз сыграл огромную роль, чтобы американские граждане в материальном смысле жили не хуже нашего колхозника, учителя, научного работника. Советский геополитический проект был привлекательным. После Второй мировой войны все понимали, кто разгромил Гитлера, было высокое уважение к бесплатному образованию, медицине и т.д. Американцы почувствовали мощнейшего конкурента и поэтому долго решали, как быть с неграми, которых держали за рабов даже после Второй мировой, как быть с таким рыночным условием «выживайте как хотите». Было много решений, в том числе и кредитная политика – грабеж других народов с помощью доллара. Себестоимость долларовой купюры – 15–17 центов, а всё остальное – это даже не скрытая, а явная прибыль. За счет этого стали поднимать средний уровень своих граждан, чтобы стать интереснее, противостоять идее социализма.

    

Честно конкурировать в области науки, образования, медицины американцы не смогли и на первый план выдвинули (а потом и нам стали навязывать) чисто материальные измерения и идеологию «мы, американцы, главные в мире, поэтому быть американцем значимо». Не хотелось бы озвучивать слова, которые Михаил Задорнов обычно применяет по отношению к этому народу. Они не самые образованные люди на земле, и это мягко сказано. Я читал лекции в Гарварде и знаю, что американского студента вообще лучше не спрашивать. Представители азиатских стран и даже африканских на порядок грамотнее. На мой вопрос о студентах Збигнев Бжезинский с гневом ответил, что более неодаренных не видел. Война в Ираке уже пять лет идет, а они эту страну даже на карте найти не могут, даже Европу с Австралией путают.

Власть делает это сознательно: «возьми кока-колу, гамбургер, чтобы семья с голоду не умирала, – и достаточно», поэтому подавляющее большинство граждан живет сегодняшним днем. Элиты их штатов просто в жар меня бросают. Не первые, а третьи, шестые лица, журналисты штата не знают, кто с кем воевал во Второй мировой войне, могут с готовностью заявить: «Мы, НАТО, вас победили». По их логике, Россия с НАТО воевала. Так что завидовать американцам абсолютно не в чем.

Расскажу небольшой эпизод. Во время моего визита в Америку в программу записали знакомство с фермером – около суток я должен был провести у него. Этот фермер, как оказалось, сражался во Вьетнаме. В его представлении СССР существует до сих пор. В завершении беседы опять меня удивил: рассказал о друге, с кем воевал, упомянув, что тот из России. С улыбкой протянул мне визитку (в его понимании – моего соотечественника), а на ней адрес: Мельбурн, Австралия. Вот такое у них представление.

И невольно задаешься вопросом: а что будет с этим обществом, если оно перестанет жить за счет колонизации других методом доллара, военной силы? Патрик Джозеф Бьюкенен, который работал советником у трех президентов США, пишет, что к 2015 году Америка развалится на три государства – афро-американское, латино-американское и чисто англо-саксонское. Но не будем им ничего желать, пусть живут как знают.

– Правда ли, что на Западе, в других странах нас не любят?

– Когда нам говорят, что нас в мире не любят, то вводят в заблуждение. Это далеко не так, поверьте мне – объездил с командировками 69 стран. Отец нынешнего президента Сирии Хафез Асад очень мудро сказал, что весь честный мир жалеет о распаде СССР, особенно арабы, а среди них больше всего сирийцы. Сожалеют, потому что мир перестал быть равновесным, безопасность перестала строиться на балансе сил.

Географическо-политическая карта Европы. 1870-е гг. Географическо-политическая карта Европы. 1870-е гг.
    

Это неправда, что нас ненавидят. А если и относятся так, то к отдельным людям, которые приезжают за границу, а культуры, образования нет, есть только деньги. Вот и нарушают порядок, традиции. Из-за таких людей начинает формироваться ошибочное мнение. А что касается американцев, то они нас просто не знают. Они верят всему, что передают по телевизору. Что касается европейцев, то они зависимы от западных банков и, к сожалению, не имеют своей цели. Один из современных классиков сказал, что у них воля к власти есть, а к жизни нет. Однополые браки, с животными венчать начинают – о чем это может говорить? О том, что свое отжили, это уже не цивилизация, и дай Бог, чтобы я ошибся. Политически и культурно они никогда не были едины, попытались через Евросоюз что-то близкое к цивилизации создать. Можем сегодня сказать: они провалились. Сотни тысяч беженцев рванули туда и завтра Европу разнесут. И мы через несколько лет на европейском телевидении вместо «Гутен Таг» услышим «Салям алейкум». Бояться этого не стоит. Мы жили с исламом внутри страны, совместно строили духовное пространство. Наполеоны и Гитлеры приходили к нам не из исламского мира, а из Европы.

– Кто, как говорится, нам друг, а кто враг?

Для Запада в культурно-цивилизационном плане мы – враги

– Нужно немного укрупнить вопрос – геополитический союзник и геополитический противник. Даже своим студентам я задаю вопрос, когда читаю «Геополитику Америки»: что же делать с американцами? Если Америки не изменится, мир не будет равновесным. Существуют цивилизации со своими функциями, и наравне с ними и антицивилизации, как частицы и античастицы, травоядные, красивые животные и хищники. Жизнь индивидуально потребительская, казалось бы, пользы не несет, но ради прибыли сотворили такое чудо, как мобильный телефон. Получается, что для Запада в культурно-цивилизационном плане мы – враги: они разворошили Восток, а мы лезем спасать.

В 1904 году Джон Бартыш, выступая в Конгрессе, сказал, что если у Америки и есть враг, то это Россия. Альфред Мехен – адмирал, автор стратегии «Анаконда» – всё время искал тактику удушения континента. Когда вычислили, что Россия – центр Евразии, без контроля над которой нельзя мечтать о мировом господстве, наша страна стала соперником, который подлежит контролю и дальнейшему разрушению. Мехен искал формулу удушения России. В стратегии «Анаконда» есть такая фраза: необходимо занять полосу между 30 и 40 градусом Северной широты, чтобы с этих позиций выдавливать русский народ к Северу, где по закону природы он деградирует и в конце концов скончается. Вот такие пожелания. А наша судьбоносная задача – остановить всех, кто попытается зайти на нашу землю.

Храм Покрова на Нерли. Фото: Эдуард Гордеев | egord.photosight.ru Храм Покрова на Нерли. Фото: Эдуард Гордеев | egord.photosight.ru
    

– Православие, по вашему мнению, – это ориентир, который поможет нам уцелеть духовно?

– Православие – это прекрасные ценности. Нужно понять сущность человека, что на планете Земля он не случаен, а был ниспослан с определенными задачами, так как ничего даже в животном и растительном мире просто так не появляется. Каждая сущность рождается, потому что несет пользу для поддержания гармонии. Так и человек. Он не произошел от обезьяны – это просто глупость. Он наделен чувством любви, понимания красоты, был привнесен с рядом функций, одной из которых является охрана природы. Важно уразуметь, что первично: материя или сознание. Отвечаю по-другому: первична энергия духа, энергия материи, энергия мысли и т.д. Необходимо объединить научные знания и духовные в одну систему. Вот тогда мы поймем намного больше, чем сейчас.

– Какими должны быть, на ваш взгляд, православные СМИ? Какие ответы давать, как реагировать на современные события?

– Прежде всего, православные люди должны понимать, что призваны для добра и справедливости и наделены ценностями, которые помогают противостоять несправедливости, чувствовать ее, и по своей сути каждый из нас является воином. Даже в истории это было проявлено. При Флорентийской унии в 1439 году мы не согласились с ролью пап, стали защищать истину христианскую. Затем Москва – Третий Рим: появляется первая геополитическая доктрина: хранить Православие, охранять народы, чтобы сбалансировать католический мир, который, увы, исповедует другие ценности. Как вы понимаете, Спаситель не случайно принес Себя в жертву – эту истину мы должны беречь.

Мы показываем миру, что народы разных национальностей и религий могут проживать в рамках общей исторической судьбы

Вот и православные СМИ должны жестко придерживаться истин. И еще нужно понимать, что Православие на Руси сыграло объединяющую роль других религий и конфессий. В истории не найдете какой-либо другой страны, где главенствует одна религия и приглашается другая в качестве государственной: в 1788 году Великая Екатерина именно так и сделала. Мы показываем миру, что народы разных национальностей и религий могут проживать в рамках общей исторической судьбы, делиться друг с другом, обогащать друг друга знаниями, культурными традициями, образом жизни.

Честно говоря, беседа получилась настолько информативной и интересной, что мне захотелось задать еще серию вопросов, и на предложение стать постоянным гостем нашего портала Леонид Григорьевич любезно согласился.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Еще раз о месте России Еще раз о месте России
Прот. Владислав Цыпин
Еще раз о месте России Еще раз о месте России в системе мировых координат и «европейском выборе»
Протоиерей Владислав Цыпин
Где подобающее место России в современном мире? На задворках Запада или Россия сама по себе представляет иную цивилизацию?
«Духовность России — это Христос» (+Аудио) «Духовность России — это Христос» (+Аудио)
Иером. Василий (Росляков)
«Духовность России — это Христос» (+Аудио) «Духовность России — это Христос»
Предсмертное интервью иеромонаха Василия (Рослякова)
Сегодня, 23 декабря 2015 года, иеромонаху Василию (Рослякову) могло бы исполниться 55 лет...
Данилевский и геополитическая интерпретация истории Данилевский и геополитическая интерпретация истории
Владимир Максименко
Данилевский и геополитическая интерпретация истории Данилевский и геополитическая интерпретация истории
Владимир Максименко
В данной публикации представлено выступление кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института Востоковедения РАН Владимира Максименко на круглом столе в Вольном экономическом обществе 5 февраля 2003 года. Доклад посвящен анализу книги Н.Я. Данилевского «Россия и Европа», содержащей, по словам докладчика, верные духовные ориентиры к пониманию хода всемирной истории, и, вместе с тем, научный метод, превосходно работающий при поисках практического ответа на глобальный вызов ХХI века.
Комментарии
Сергей 7 декабря 2015, 15:55
Замечательный человек и замечательная статья.
Тем, кто сомневается в том, что Православие может и должно стать государственной религией.
Святой Равноапостольный князь Владимир не зря выбрал православие как религию для своего народа. Среди народа Вера наша утвердилась, появилась церковь. И вот Церковь стала основой, хребтом государственности.
Поэтому для того, чтобы уничтожить государство - в первую очередь попытались уничтожить Церковь - основу, хребет. Что не понятно? Первые мученики кто были, а?
Матчасть учить надо, так как генерал :)
Всем благ....
Корнилий26 ноября 2015, 14:09
НН: Продолжу ответ по поводу религии и госстроя. Религия - это же мир духовный, Царство Небесное. Разве можно небо соединять с землёю, одни и те же луна и солнце и над Россией и над Америкой, как сегодня так и 100 и 1000 лет назад. Всё они одни освещают и греют землю. К 4 ошибкам забыл добавить ещё одну - узаконили смертный грех дето-убийства. Сталин меня как личность не интересует, Бог ему судья, не интересует меня и сталинизм, хоть он ныне возрождается. Но моя душа не принимает, когда ложь называют правдой и зло - добром. И это можно делать только по двум причинам, или по неведению, или по лукавству. Русский народ один и тот же что до революции,что после, а вот власть разная.Я не идеализирую ни монархию, ни монархов, но назвать советскую власть добром никак не могу. Вы человек начитаный, с трудами св. Иоанна Кронштадтского знакомы,знаете, значит, и его пророчество о России: какие антихристы грядут на неё и последующий рассвет после них, и самое важное, что богатой она будет духовно,а не материально и слава Богу что так , а не иначе.
НН25 ноября 2015, 23:00
Корнилий25 ноября 2015, 13:00
НН: Зачем всё время повторяться. Государство, где нет богатых и всем всё поровну - утопия. Приведите хоть один пример? Только не говорите про СССР, я про него сам скажу: основано на море крови, 35 лет державшееся на жесточайшем терроре , и будучи не состоятельным в экономике, развалилось через 70 лет само по себе.

Вы совершенно правы, повторять бессмысленно. Когда знания подменяются полуправдой и убеждениями, основанными на мифах, которые в избытке наплодили псевдоисторики и лизоблюды, где великую страну и великий народ планомерно унижают и уничтожают - дискуссии бесперспективны. Как и будущее страны. Враги это делают умышленно, а не враги - по недомыслию. (У Вас в одном предложении 4! фактических ошибки!). Простите, помощи Вам Божией.
Корнилий25 ноября 2015, 13:16
НН: Зачем всё время повторяться. Государство, где нет богатых и всем всё поровну - утопия. Приведите хоть один пример? Только не говорите про СССР, я про него сам скажу: основано на море крови, 35 лет державшееся на жесточайшем терроре , и будучи не состоятельным в экономике, развалилось через 70 лет само по себе. И богатые, кстати, тоже были, только по партийной линии. А перевороты и революции стали происходить только в конце человеческой истории, это о чём-нибудь Вам говорит?
НН24 ноября 2015, 19:50
Корнилий.
..."Далее Вы пишите, что хотите совместить социализм и религию, а в другой статье Вы писали, чтобы Вам не говорили, мол, нельзя построить рай на земле".

И что? Достойная жизнь людей без угнетения богатых бедными - рай? Достойная жизнь большинства населения страны - это не рай, а разумная государственная политика. А для Вас совместимы только капитализм и религия? Верить в Бога, молиться и в храм ходить можно только тогда, когда твоя семья постоянно живёт в нужде, впроголодь и так будет всегда? И хорошо бы, чтоб терпению народа не было конца?! Это очень недальновидно! Конец обязательно будет - переворот или революция. Неужели не понятно? Собственно, и об этом в интервью сказано. (А СССР разрушили как раз тогда, когда государство ОЧЕНЬ ЛОЯЛЬНО и УВАЖИТЕЛЬНО относилось к религии и Церкви! Подумайте хорошенько, почему? что ж Вы всё Сталина вспоминаете, его нет уже 62года как! Настоящим надо жить и о будущем думать, взяв из прошлого хорошее и не повторять плохого! Это же просто! Простите!
Корнилий24 ноября 2015, 18:22
НН: Вы пишите / Никак не могу понять Павела, Иоанну,Корнилия: вам что, земные границы и общественный строй препятствуют в Царствие Божие войти?! И больше ничего? Печка не мешает? / Для христианина всякое государство подходит, только в некоторых ему приходится быть или мучеником, или исповедником, но не всякий может это вынести. Поэтому и не принимаю идеалогию СССР, что много душ загубили.Далее Вы пишите, что хотите совместить социализм и религию, а в другой статье Вы писали, чтобы Вам не говорили, мол, нельзя построить рай на земле. Но тем самым Вы отказываетесь от Истины, и уподобляетесь Пилату, который сказал: "Что есть истина?" и вышел, не нуждаясь в ответе.
Корнилий24 ноября 2015, 16:51
НН: Православный христианин идёт по жизни узким путём указанным ему Господом, не обращая внимания на тех, кто слева - либералов с западной моралью комфорта и садомии, не на тех, кто справа - православных коммунистов-утопистов желающих соединить земное с Небесным.
Корнилий24 ноября 2015, 16:33
Ирина Рюрик вы пишите /историю в свете Христовой истины постоянно её искажая и вычеркивая из неё, / А разве Христова истина может исказить историю? Что для вас история, события и даты,их невозможно вычеркнуть. А Вам как эти события рассмотреть. Здесь уже каждый историк рассмотрит их сообразно своему мировоззрению. Потому и важно иметь Христа не только на устах, но и в сердце и оно тогда подскажет где правда, а где ложь.
тамара23 ноября 2015, 18:25
Леонид Григорьевич,Слава Богу,что ещё один умный человек всё рассказывает с духовной ,православной точки зрения. Значит ,с Богом.а это главное....хорошо,что преподаёт у молодёжи. просвещать...просвещать...просвещать... надо молодых....просвещайте и нас на этом сайте...
Лариса Воронина23 ноября 2015, 13:15
Как говориться, "заметьте, не я это предложил"(с).
История всегда запутанна и противоречива, а если постоянно говорить "я в домике", то можно и себя из истории ненароком вычеркнуть. Если не считать, что СССР и Россия (к стати, РСФСР в советский период) не имеют одних корней, то тогда вы не наследники ваших мам и пап. И дети ваши тоже не наследники, т.к. они - это не вы. То ли вы в каком-то непонятном упорстве отрицаете очевидное, то ли просто прёте "против партитуры", не знаю, но таким образом вы себя загоняете в смысловой капкан.
Н.А.22 ноября 2015, 20:10
Интересно, что француз понял глубинную потребность русской души лучше, нежели мы сами её понимаем порой.
Ирина Рюрик22 ноября 2015, 14:40
Корнилий:
Ирина Рюрик: не могу с вами согласиться,Иоанна и Павел говорят не об искажении истории, а о рассмотрение её в свете Христовой истины, что вполне нормально на православном сайте.
----------------------------------------------
Можете соглашаться или не соглашаться, это Ваше законное право. Но, во все времена всегда были те, кто отвращал людей от Христа. И что, выбросить те времена из истории? И как можно рассматривать историю в свете Христовой истины постоянно её искажая и вычеркивая из неё, то что не устраивает так называемых "православных историков"?
Бог лжи не выносит.
НН22 ноября 2015, 14:13
Ирина Рюрик,
Согласна с Вами.
Никак не могу понять Павела, Иоанну,Корнилия: вам что, земные границы и общественный строй препятствуют в Царствие Божие войти?! И больше ничего? Печка не мешает?
Л.Г.Ивашов - православный государственник, орёл, который видит мир с высоты, а мы, добры молодцы, которых известно по чему узнают, со своей кочки. И ещё пытаемся другим навязывать мысль, что СССР- не великая страна и социализм и религия не совместимы. Да сейчас некоторые "православные" ТАК отвращают народ от Христа-Спасителя и настраивают против Церкви, что советскому агитпропу и не снилось! Прямо какая-то диверсия изнутри. Хоть бы удосужились послушать-почитать Патриарха. Грустно.
Корнилий22 ноября 2015, 08:17
Ирина Рюрик: не могу с вами согласиться,Иоанна и Павел говорят не об искажении истории, а о рассмотрение её в свете Христовой истины, что вполне нормально на православном сайте.
Ирина Рюрик21 ноября 2015, 18:48
Иоанна АБ:
Согласна с Павлом.
Нам предлагается считать, что СССР и Россия - одно и то же, детали не уточняются. А в ведь в самом названии страны даже не было слова "Россия"!
--------------------------------------------------
Во времена Равноапостольной княжны Ольги, Святого князя Владимира, да и во времена Святого Благоверного Владимира Мономаха слова "Россия" тоже не было. И исходя из этого, следуя Вашей с Павлом логикой, вычеркнуть эти времена из нашей истории? Враги моей земли и моего народа именно этого и хотят, чтобы мы сами в себе раскололись и наш дом не устоял. Так что, православные, поможем врагам Отечества нашего уничтожить его и нас заодно? (это сарказм) Хотя у меня складывается такое впечатление, что самые большие враги моего Отечества это не либералы с компанией, а вот такие "истинно православные", которые очень любят выборочно изучать историю, то что им нравится они оставляют, а то что не по душе - в топку, как и не было. Золотая Орда не нравится - в топку, а с ней и Куликовскую битву, Петр 1 не нравится - в топку петровские времена и победу под Полтавой, СССР не нравится - в топку, а вместе с ним и нашу победу в Великой Отечественной Войне. Интересно, а что останется тогда в истории русского народа и земли русской? Топка?
Какой-то очень резкий ответ получился, но накипело. Сколько можно плевать в прошлое? То князь плохой, то царь, то генсек, то президент, те времена плохие, эти времена тоже плохие - одни критиканы белые и пушистые.
Елена Фефилова21 ноября 2015, 18:10
Спасибо за неожиданную, но очень полезную встречу с таким уважаемым интересным человеком - Леонидом Ивашовым.
Elena Shilovskaya21 ноября 2015, 18:04
Настаиваю на том, что уж если человек произошёл не от обезьяны,а существо духовное, то никакие обобщения по национальному, региональному и другим глобальным признакам смысла не имеют и являются дискриминацией людей, самолюбованием. Решение и выбор сердца каждой личности создаёт баланс добра и зла в этом мире, и Божья милость.
НН21 ноября 2015, 16:10
Замечательное интервью, прекрасный человек! Хорошо, что будет появляться на этом сайте.

Павел, Иоанна АБ,
Есть такая русская пословица: Птицу видно по полёту, а добра молодца - по соплям. Леонид Григорьевич - орёл! С высоты птичьего полёта он видит гораздо больше, чем мы со своих "высот". Картина мира состоит из множества "фрагментов", кому-то удаётся их соединить, а кому-то - нет... Кому-то общественный строй мешает в Бога верить, а кому-то - нет.
Леонид Григорьевич - православный государственник, для него, слава Богу, Россия не с 1991г началась. Это только добры молодцы могут разделить СССР и Россию. По малолетству и недальновидности. Но это их проблемы. Простите!
Иоанна АБ21 ноября 2015, 09:34
Согласна с Павлом.
Нам предлагается считать, что СССР и Россия - одно и то же, детали не уточняются. А в ведь в самом названии страны даже не было слова "Россия"!
ксения21 ноября 2015, 02:35
Русские и заграницей остаются такими великими как их страна, есть конечно исключения, я сейчас о хорошем духовноми культурном наследии. В целом, именно мы русские сейчас по всему миру отстаиваем право детей на детство, традиционную семью и несем миру добро, насчет того как относится мир к русским- посмотрите на Крест- его распяли. неужели мы какой-то людской суд не потерпим, да Слава Богу,что Русь гонима, значит с нами Христос!
ксения21 ноября 2015, 02:32
Мы живем в Голландии, я- русская, муж- голландец. Тоже отстаиваю правду, это призвание русского Православного человека, на самом деле, запад развязал руки злу, а расхлебывать будет конечно Святая Русь, ну крест у нас такой, Сирия- ведь земля, по которой ступали стопы Спасителя
Читательница (Подмосковье) 20 ноября 2015, 23:17
Спасибо за это интервью - интересно, познавательно, полезно для души. Думаю, что встречи с Леонидом Григорьевичем Ивашовым – известным нашим современником, патриотом России, высокообразованным профессионалом, генералом, выходцем из советского времени, но при этом глубоко верующим человеком – могут привести к вере намного больше людей, чем рассказ о далеком от нас «покаявшемся» людоеде-африканце или интервью с никому не известными бывшими кришнаитами-рериховцами-харизматами. Я не против публикаций о них, но присоединяюсь к просьбе читателей почаще приглашать на сайт и публиковать статьи Л.Г. Ивашова и других известных людей – носителей таких же взглядов, кому действительно не безразлична судьба России, кто являет собой реальный пример патриотизма и веры.
P.S. Отрадно было увидеть в тексте слово «Родина», написанное с заглавной буквы. Сейчас нередко в интернет-статьях можно встретить написание его со строчной буквы, хотя речь идет вовсе не о малой родине.
Анна20 ноября 2015, 12:24
Не ожидала увидеть Ивашова на этом сайте. Приятно поразили. Спасибо.
Ирина20 ноября 2015, 00:46
Спасибо Леониду Григорьевичу за интервью! Этот человек всегда вызывал у меня симпатию, в нем чувствуется внутренняя сила и крепкий дух. Его слова и оценки для меня очень важны. Было и удивительно ( не знаю, почему), и радостно встретиться с Леонидом Григорьевичем на любимом сайте! С большим нетерпением жду новых бесед с этим замечательным человеком и профессионалом!
Александр Борисович20 ноября 2015, 00:04
Для меня этот разговор с Ивашовым был главным образом ценен тем,что он выразил в нём своё отношение к Богу,христианству и отказался от материализма.Теперь он стал мне ещё роднее.
Павел19 ноября 2015, 22:02
Сам ранее разделял убеждения Ивашова. А по сути они уводят человека от Бога, заполняя душу политикой, геополитикой, ностальгией по "великому СССР". При этом происходит то, что начинаешь закрывать глаза на тот факт, что в СССР с ожесточением преследовали верующих людей и старались отвратить как можно больше людей от Христа-Спасителя.
Лариса19 ноября 2015, 20:22
"Это в первую очередь люди, живущие в России и видящие в ней не Родину, Отечество, а территорию, которую можно отобрать, ограбить..."

И тем более не живущие в России, но пользующиеся всеми благами российских граждан...

Сколько надо прожить в России, чтобы получить гражданство? Пять, кажется?

Почему бы в зеркальном порядке не лишать гражданства тех, кто по своей воле выбрал жизнь-работу-обустройство за границей?
валера19 ноября 2015, 20:09
Большое спасибо.
Aleksandr19 ноября 2015, 19:51
Спасибо ! Статья - высший класс, поучительная !
Виктория Голяченко19 ноября 2015, 13:25
Очень своевременная статья. Спасибо. Хотелось бы услышать размышления авторов этого замечательного сайта в отношении событий, которые происходят в мире сегодня. Сайт фактически молчит.
Ольга19 ноября 2015, 13:05
Огромное спасибо Леониду Григорьевичу за то, что он согласился стать постоянным гостем портала. Это дорогого стоит. Особенно для тех кто сейчас живет на Украине. У нас такого не услышишь. Ваши слова как глоток свежего воздуха. Дай Бог чтобы люди побыстрее поняли в чем их предназначение. Не хочется чтобы это произошло через страшные испытания и трагедии.
Елена19 ноября 2015, 13:02
Очень интересная беседа! Ждем продолжения!
Светлана19 ноября 2015, 12:55
Спасибо за интересную статью!
Андрей Воробьев19 ноября 2015, 12:49
Спасибо за беседу с Леонидом Ивашовым.
Лариса Воронина19 ноября 2015, 09:45
/на предложение стать постоянным гостем нашего портала Леонид Григорьевич любезно согласился/

И это хорошая новость.
Галина Б.19 ноября 2015, 05:58
Спасибо. Замечательное интервью. Очень информативно, пожалуй, еще раз прочитать надо. Чувствую себя отсталым американским студентом, Слава Богу, никто не задает мне вопросов. Ждем продолжения бесед.
Слава Богу за все.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×