Москва, 29 января 2004 г.
О ходе Всезарубежного пастырского совещания Русской Православной Церкви Заграницей, которое состоялось в декабре 2003 года в городе Наяк (США), рассказал один из трех его участников (в качестве гостей) со стороны Русской Православной Церкви Московского Патриархата протоиерей Максим Козлов, сообщает «Благовест-инфо». Его выступление прозвучало на заседании секции «Православная журналистика», которое проходило 28 января в Издательском отделе Русской Православной Церкви в рамках XII Рождественских чтений.
Суть переговорного процесса между Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей состоит, по словам выступавшего, в «восстановлении видимых форм единства, которое с экклезиологической точки зрения никогда не было утрачено». Он отметил, что члены Русской Православной Церкви Заграницей очень болезненно воспринимают выражение «Мать-Церковь», ассоциируя его не столько с Русской Православной Церковью в целом, сколько именно с Московской Патриархией. В связи с этим важно уйти от термина «раскол», который подразумевает покаяние некоей отколовшейся части от «Матери-Церкви». Протоиерей Максим подчеркнул, что Русской Православной Церкви Московского Патриархата имеет в виду «воссоединение двух частей русской Церкви и восстановление евхаристического общения».
Священник рассказал о том, что совещание проходило в респектабельном пригороде Нью-Йорка, где находится приход Покрова Пресвятой Богородицы, настоятелем которого был протоиерей Серафим Слободской - автор хорошо известного в России и не раз переиздававшегося учебника «Закон Божий». Совещание было очень представительным: на нем присутствовало более 150 клириков Русской Православной Церкви Заграницей, в основном из США, но были священники и из Европы, Южной Америки, Австралии и даже из Африки.
Две основные проблемы стали предметом обсуждения: сергианство и экуменизм. Касаясь первого вопроса, протоиерей Максим отметил «удивительную» для него степень актуальности, с которой клирики Русской Православной Церкви Заграницей воспринимают Указ патриарха Тихона № 362, который является «юридическим основанием их бытия», и не учитывают при этом дальнейшего развития церковного законодательства, на которое опирается Русской Православной Церкви Московского Патриархата. По мнению членов делегации Русской Православной Церкви, «сервилизм как таковой - не только 20-х, но и 40-х гг.- заслуживает церковного осуждения», но они старались донести до своих собеседников «все величие и трагизм фигуры Патриарха Сергия». Как рассказал протоиерей Максим, в результате долгих дискуссий со стороны Русской Православной Церкви был предложен следующий «ключ» к решению проблемы сергианства: считать «равнооправданными разные способы церковного бытия в экстремальных условиях гонений ХХ века» и отказаться от резких оценок ввиду того, что условия эти уже изменились.
Когда обсуждалась проблема экуменизма, участники дискутировали о личности митрополита Никодима (Ротова), рассказал далее протоиерей Максим. Он обратил внимание своих собеседников из Русской Православной Церкви Заграницей, что их оценки этой фигуры как «тайного католического кардинала» или «агента КГБ» плохо совместимы, и напомнил, что митрополит ежедневно совершал литургию. Участники переговоров по инициативе Русской Православной Церкви вместе подробно проанализировали постановление Архиерейского Собора 2000 года «Об отношении к инославию», и клирики Русской Православной Церкви Заграницей «не нашли там ничего, что противоречило бы их позиции».
Протоиерей Максим полагает, что церковные последствия вероятного объединения Церквей будут весьма плодотворными: с одной стороны, это создаст «твердое и здоровое консервативное крыло, что выведет наших псевдо-правых на маргинальный уровень». С другой стороны, воссоединение «сдержит крайне-либеральные воззрения в Церкви: придется сто раз подумать, прежде чем посылать представителей на общую молитву в Ассизи».
Участник переговоров особо остановился на проблеме определения будущего канонического статуса воссоединенных епархий: в отношении западных приходов, которые, в основном, находятся в юрисдикции митрополита Лавра: это может быть или вариант «широчайшей автономии по типу украинской», или создание одного или двух митрополичьих округов. С епархиями Русской Православной Церкви Заграницей в России все обстоит гораздо сложнее: после объединения они не смогут образовать отдельных структур, но и под омофор воссоединенной Церкви им тоже будет вернуться непросто. Причины этого состоят, во-первых, в том, что большая часть приходов Русской Православной Церкви Заграницей на территории России подчиняется противнику воссоединения митрополиту Виталию. Во-вторых, в этих приходах много «перебежчиков» из Русской Православной Церкви Московского Патриархата, что тоже осложняет решение вопроса о статусе этих церковных образований. В связи с этим докладчик упомянул о проблеме статуса автокефальной Православной Церкви в Америке, приходы которой могут перейти в будущий митрополичий округ. Весьма положительно он оценивает присутствие клириков этой Церкви на богослужении во время Всезарубежного совещания.
Отвечая на вопросы о разнице в почитании святых и принципах канонизации, протоиерей Максим предложил взять за образец «нашу» канонизацию новомучеников и исповедников: она опирается на изучение архивных и других материалов (таковой возможности у Русской Православной Церкви Заграницей не было) и, кроме того, в Соборе новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви Московского Патриархата фактически преодолены юрисдикционные разделения». По рассказам протоиерея Максима, когда собеседники из Русской Православной Церкви Заграницей услышали о проектах канонизации царя Ивана Грозного и Григория Распутина, «у них волосы встали дыбом». Представитель газеты «Русский вестник», присутствовавший на круглом столе, попытался оспорить данный факт, но о. Максим еще раз подчеркнул, что отношение в Русской Православной Церкви Заграницей к подобным проектам «крайне отрицательное».