Давайте будем соучастниками!

Когда святая вода действительно освящает нас?

О смысле и значении праздника Крещения Господня, о том, как и когда проявляется благодатная сила святой воды и может ли она оказаться «бесполезной», рассуждает протоиерей Александр Лебедев.

Фото: В.Ештокин / Expo.Pravoslavie.Ru Фото: В.Ештокин / Expo.Pravoslavie.Ru

Каждый православный праздник – это свидетельство о том, что Бог, несмотря на все наши грехи, немощи и недостатки, не оставляет нас Своей милостью; это напоминание о том, что Бог сделал «нас ради человек и нашего ради спасения». Вместе с тем каждый православный праздник – не только воспоминание о каких-то прошедших событиях, но еще и проекция этих событий в нашу повседневность.

Праздник Крещения Господня (или иначе – Богоявления) яркий тому пример. Мы не просто вспоминаем погружение Христа в воды реки Иордан – мы на самом деле соприкасаемся с той самой благодатью, которая вместе с нашим Спасителем снизошла на воды этой реки. Как в евангельские времена вода реки Иордан освятилась прикосновением к телу Спасителя, так и в наши времена она освящается в этот день молитвой Церкви, которая, по слову апостола Павла, есть Тело Христово. Как в давние времена Бог явил Себя в Своем Сыне – Христе, так и в наши времена Он являет Свою силу нам через благодатные свойства святой крещенской воды, которая дарует «недугов исцеление, бесам губительна, ангельския силы исполнена… ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядна» (из молитвы на Великом водосвятии).

Благодатная сила святой воды напрямую зависит от нашей с Богом синергии

Есть в православном богословии термин «синергия», по-гречески он означает «соучастие». Спасение человека возможно лишь при его (человека) сотрудничестве с Богом: спасение и вечная жизнь – это дар Бога, но его нужно принять и сохранить, а это уже требует усилий человека. Бог не может спасти человека без участия самого человека. Таким образом, синергия означает совпадение воли и усилий Бога и человека. Я заговорил об этом для того, чтобы напомнить: благодатная сила святой воды, то, как она проявляется в нашей жизни, тоже напрямую зависит от нашей с Богом синергии. Святая вода служит «ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей и недугов» в том случае, если мы сами стремимся к тому же – к очищению души и преодолению своих грехов.

Фото: В.Ештокин / Expo.Pravoslavie.Ru Фото: В.Ештокин / Expo.Pravoslavie.Ru

Воспринимая святыню как инструмент благополучия, мы убиваем ее, делаем для себя бесполезной

Обывательскому сознанию свойственен потребительский взгляд на окружающее: мы чрезвычайно отчетливо видим всё то, что приносит или может принести нам доход, пользу, удовольствие, вместе с тем мы стремимся избегать того, что требует от нас усилий, труда, жертвы. В крещенской святой воде все мы видим возможность поправить или утвердить наше благополучие – прежде всего, конечно, здоровье. (Под «всеми нами» я имею в виду верующих людей, считающих себя православными; отношение атеистов или сектантов к святой воде либо равнодушное, либо враждебное – их я не беру в расчет.) Однако многие ли из нас осознают, что, прибегая к помощи святой воды, мы берем на себя обязательство трудиться над исправлением своих грехов и преодолением своих страстей? Многие ли из нас осознают неразрывную связь телесной пользы и духовных усилий? А это важно осознавать, потому что телесное и духовное в человеке связаны неразрывно, отрыв души от тела мы называем смертью, прекращением жизни. Это справедливо и по отношению к святой воде – свою живительную силу она проявляет тогда, когда человек воспринимает ее как целостную духовно-телесную реальность. Если мы расчленяем эту реальность – воспринимаем святыню лишь как инструмент, способный «сделать мне хорошо», – то тем самым мы убиваем ее, лишаем жизни, делаем для себя бесполезной. Святая вода, конечно, не перестает быть святой – она перестает быть освящающей нас. Будем об этом помнить и будем трудиться над преодолением наших грехов, тогда благодать, даруемая святой водой, станет для нас источником сил для этого труда, плоды которого – исцеление души и тела. Аминь.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Размышления на Крещение Размышления на Крещение
Игум. Нектарий (Морозов)
Размышления на Крещение Размышления на Крещение
Игумен Нектарий (Морозов)
Они ожидают воды. Не богослужения, не проповеди, а только лишь воды.
Как на Крещение батюшки ходят с ангелами Как на Крещение батюшки ходят с ангелами
Свящ. Сергий Бегиян
Как на Крещение батюшки ходят с ангелами Как на Крещение батюшки ходят с ангелами
Священник Сергий Бегиян
Зачем нужно проводить малые освящения дома, если дом уже освящен однажды по полному чину, и можно ли освящать свое жилище самостоятельно.
Крещение Господне: традиции и путь богоуподобления Крещение Господне: традиции и путь богоуподобления
Слово пастырей
Крещение Господне: традиции и путь богоуподобления Крещение Господне: традиции и путь богоуподобления
Слово пастырей
Многие христиане считают достаточным в этот день прийти в церковь только для того, чтобы набрать про запас Крещенской воды, или пойти искупаться в ближайшей проруби. Достаточно ли этого? Как с настоящей духовной пользой встретить Крещение Господне христианину, семье, стране?
Комментарии
тамара19 января 2016, 20:32
С КРЕЩЕНИЕМ ВАС ,ПРАВОСЛАВНЫЕ!!!КАКОЕ СЧАСТЬЕ,ЧТО МЫ ЖИВЁМ В СВЯТОЙ РУСИ,БЕЛАРУСИ ,В УКРАИНЕ(БРАТЦЫ,ЧТО ВЫ НАТВОРИЛИ СВОИМ БЕЗВЕРИЕМ,ОДУМАЙТЕСЬ!!!)
nina19 января 2016, 15:37
Накануне праздника Богоявления и сегодня была в храме при Великом освящении воды.Окропила дом свой и до сих пор не покидает трепетное чувство благодати Божией.Помоги, Господи сохранить его подольше и придать силы душевной для молитвы. Слава Богу за всё.
р.Б. Людмила19 января 2016, 13:03
Только что пришла из церкви (Минск, Беларусь). Отстояла большую очередь, но всё было очень организованно, при этом в динамиках можно было слышать проповедь, поэтому даже приятно было слушать и двигаться к святой воде. А еще больше - осознавать, что - как ни пытались оттолкнуть нас от веры в советское время (я тогда была ребенком, но благодаря своим воцерковленным бабушкам была приобщена к вере, и крестик носила), народ не обманешь, люди в большинстве своем рано или поздно приходят к вере.
Спаси нас всех, Господи!
И спасибо за статью.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×