Как подается благодать Божия? Чем святые отличаются от нас, обычных людей, если в таинстве Евхаристии мы все освящаемся благодатью? Почему нужно наше свидетельство о благодати Божией? На эти вопросы отвечает протоиерей Олег Стеняев.
Главная цель жизни христианина – это, по определению преподобного Серафима Саровского, стяжание благодати Духа Святаго. Что такое – стяжание благодати Духа Святаго?
Мы должны учиться сохранять благодать, полученную в таинствах Церкви
Духом Святым совершаются все таинства Церкви. Значит, смысл жизни христианина – в том, чтобы полученное в Церкви через святые таинства оберегать в себе самом. Как в книге Притч сказано: «Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям» (Притч. 5: 16). И христианин должен очень ответственно относиться к той благодати, которую он имеет, получает в таинствах Крещения, Святого Причастия, Исповеди, которая есть таинство примирения.
У нас есть много книг, где говорится о том, как готовиться к таинствам, например, как готовиться к таинству Святого Причастия. Но, к сожалению, почти нет книг о том, как сохранять это состояние, как его не терять. Настоящая жизнь христианина – это жизнь от Причастия до Причастия. И мы должны иметь даже некое вожделение сохранять это состояние, не омрачать его, не терять в себе самом. Наши предки настолько серьезно относились к стяжанию благодати Духа Святаго, что в день Причастия старались не вкушать пищу до вечера и не разговаривать в этот день на пустые темы.
Собственно говоря, то, что мы называем святостью, человек переживает в Святом Причастии, которое предлагается верующим как Святая Святых. Но в чем тогда наше отличие от подлинных святых? – Мы не можем, не умеем долго сохранять это состояние. Мы быстро его теряем. Мы не успеваем выйти из церкви, как начинаем терять это состояние, и это очень серьезная проблема. Мы должны иметь навык сохранять это состояние как можно дольше. Мария Египетская 40 лет сохраняла состояние, которое она пережила в таинстве Святого Причастия. Но и ей потребовалось, чтобы к ней прибыл старец Божий, напутствовал ее Святыми Дарами перед смертью.
Другая очень важная задача, стоящая перед нами, – свидетельствовать о той благодати, которую мы имеем в таинствах Церкви, другим людям. Давайте посмотрим, что пишет апостол Павел в своем Послании к Римлянам. Он пишет об «Иисусе Христе, Господе нашем, через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом» (ср.: Рим. 1: 5-6). Оказывается, благодать нам дана не только для нас самих, но и для того, чтобы с ее помощью мы покоряли вере другие народы, то есть делились этой евангельской радостью Божиего прощения – Исповеди, Божиего освящения – Евхаристии. Делились с другими людьми!
Нужно свидетельствовать другим о тех переменах, которые произошли в нашей жизни благодаря таинствам Церкви
И Христос, покидая этот мир, дал апостолам наставление, чтобы они шли и проповедовали Святое Евангелие (см.: Мф. 28: 19-20). Евангелие – это благая весть о том, что в Иисусе Христе есть разрешение всех проблем. Но здесь надо понять, что в Православии спасение – это восстановление человека в том достоинстве, в каком он был до грехопадения – то есть каким был первый человек Адам в раю. Поэтому, когда мы говорим о спасении, мы вспоминаем и о том, кем или чем человек был до грехопадения. Так вот, во Христе, как во Втором Адаме, мы восстанавливаем в себе самом это состояние через таинства Церкви, которые совершаются Божией благодатью. И мы должны свидетельствовать другим людям о тех переменах, которые произошли в нашей жизни благодаря таинствам Церкви, чтобы ввести и других людей в эту благодатную жизнь в Церкви Божией как в царстве Духа Святаго. Ибо благодать царствует в таинствах.
Христос сказал о таинстве Святой Евхаристии: «Сие творите в Мое воспоминание… пока Я не приду» (ср.: Лк. 22: 19; 1 Кор. 11: 26), и в этом смысле Православие провозглашается как евхаристическая истина: природа нашей Церкви евхаристична. Мы все соборно причащаемся Тела и Крови Иисуса Христа – и духовенство, и миряне. И когда мы несем свидетельство миру, это свидетельство о том, что в Святых Дарах Христос не покинул этот мир, а, напротив, Он пошел к Отцу в день Вознесения, умолил Отца, и Отец послал Духа Святаго, стяжая Который через таинства Церкви, мы имеем надежду на вечную жизнь – а она, начавшись на земле, не прекратится и в вечности.
да я это прочитала у святых отцев наших
я понимаю так --что свидетельствовать о благодати значит рассказать о том что
произошло с тобой чудесное необычно ,вдруг неожиданно по Божиему произволению
ровно 41 год назад 1975 год 26 октября у моего любимого деда Николая на похоронах пели певчие монахини
уже всё подходило к концу и мы родные шли вокруг его гроба дать последний поцелуй
когда я только наклонилась и еще не коснулась его лба
ВДРУГ мгновенно освятило меня как теплая морская волна на какое то время все вокруг
как будто исчезло только этот свет -цвет морской волны я не могла не сказать не дохнуть
горло перехватило и только
мысленно удивилась--неужели никто не видел этого
Истинную Божию такую благодать принесли монахини моему дедушке значит он был достоен
также и они....
Господь показал в тот миг что Я ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС С ВАМИ это все я помню как будто произошло вчера
Господи спасибо ТЕБЕ за все, прости меня грешную
Спасибо отцу Олегу за статью.
Спасибо всем кто написал здесь.
Очень совпадает со мной,- плыву утопаю. доплыл и вот берег,- утоп.
Берега то нет,- руки опускать нельзя никогда. Я опускаю. Как о себе подумал опустил.
Жена не ходит в церковь, но в ней есть свидетельство. Она собой жертвует. Она любит.Она терпит (в том числе и меня).
Во мне свидетельства не вижу.
Любовь и есть свидетельство, только у жены Она как её качество.
А посмотреть из вне может этого и не будет видно. А наоборот все увидят одно отступление. Но это человеческое всё.
Только и могу сказать:"Господи помилуй".
Господи помилуй нас.
И Вы и Ваш муж любите друг друга - свидетельство тому Ваши детки!
Просто Ваш любимый еще не понял, не ощутил и не принял того, что есть в Вас.
Не навязывайте и противопоставляйте свои доводы его. Просто живите радостно и спокойно, с любовью!
Может ВЫ даже чуть реже будете ходить в Храм,а молиться дома. Со временем и Вы поймете почему муж так противится и он почувствует необходимость присутствия Бога в нем.
(Ситуация, думаю, знакома многим. И мне в частности. Только не ругайтесь, не разрушайте вашей любви)
Предмет дискуссии — спасение души. Чтобы достичь спасения(восстановления богообщения), нужно этого богообщения желать, т.е. Бог должен быть целью вашей жизни, а не средством. Адам от Бога отпал потому, что Сам Бог ему был не нужен. Так и сейчас даже для многих христиан Сам Бог не нужен, для них Бог — не цель, а средство получения некоего блаженства. Если человеку Сам Бог не нужен, если для человека Сам Бог не является целью всей его жизни, то какое может быть спасение? Для чего дана главнейшая заповедь — возлюби Бога всем твоим существом? Для спасения человека дана. И исполнение этой заповеди возможно, когда Бог — цель(!) жизни человека, а не средство достижения благ. Адам имел богообщение, но отпал от него, т.к. не имел любви к Богу. А нам предлагают вернуться к состоянию Адама???
Так у Адама до грехопадения как раз и было прямое общение с Богом. Это ли не обожение? И даже если не это, то что? Не вижу предмета дискуссии. И не люблю подобных дискуссий от ума. Каждый понимает в свою меру. В меру своего сердца.
А вообще, конечно, если ситуация не изменится, надо выбирать Христа.
У меня 4 детей, регулярно ходили с детьми, причащались. Муж неверующий. Относился терпимо, однако иногда иронично. И вдруг стал агрессивно и зло выступать против таинства Причастия. Мотив- негигиенично, по- его мнению, всех одной ложкой. Считает, можно заразиться. Не пускает в храм. Поставил ультиматум: или храм или развод. Хожу тайком. Благо, службы совершаются каждый день... Уважаемые читатели, посоветуйте
А насчёт сохранения состояния Причастия - всё очень понятно: после совершения Таинства не болтать, особенно по пустяками, не гневаться, не обижаться и т.д. и т.п.
Обнаружила в себе совпадение с предками. Причащаюсь, по возможности, регулярно. И вот, бывали такие воскресные дни, когда после Святых Даров осознанно не хотела кушать ничего больше....но голод-то брал своё, так я до вечера просфорами и святой водой обходилась.
Спаси вас, Господи, отец Олег!
Святитель Игнатий(Брянчанинов) пишет:"...спасение заключается в возвращении общения с Богом." Ещё мы знаем, что христианин призван к обожению. Вы почему решили, что обожение равно состоянию Адама до грехопадения, ведь в итоге Адам отпал от Бога?
И ещё поразило то, что первые христиане в день после Святого причастия, старались воздерживаться от пустых разговоров. Как бы было хорошо снова ввести это в повседневную практику! А то все знают, в какой "клуб по интересам" превращается любой храм после воскресной Литургии.
В целом совершенно сумбурная статья