Почему православных христиан мало? Как относиться к этому факту? И почему призыв Господа слышат не все? На эти вопросы отвечает протоиерей Олег Стеняев.
Очень часто мы получаем вопросы от верующих: «А почему нас так мало?» И действительно, если посмотреть, сколько в мире православных христиан и сколько из них – практикующие православные христиане, то получается, что не так и много. Но давайте посмотрим, что говорится в Священном Писании. Так, у пророка Исаии, в 1-й главе мы находим такие слова: «Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» (Ис. 1: 9). Остаток, или семя, – это те Божии люди, которые существуют в этом мире и ради которых мир еще сохраняется. Наши предки говорили так: «Не стоит город без святого и село без праведника». А Христос обращался к Своим ученикам с такими словами: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12: 32).
И – более того: в Священном Писании говорится, что многие идут по широкому и пространному пути, но конец его – плач и скрежет зубов в аду. А путь христианина – это узкая тропа, и немногие находят ее. Это тернистый путь, это трудный путь, но это самый короткий путь в Небеса. И те, которые избирают этот путь, не потерпят стыда – ни в этой жизни, ни в будущей. И нам надо дорожить тем, что Господь призвал нас.
Христос нас избрал вовсе не потому, что мы лучше других людей
Из всех религий, в нашем понимании, самая правильная – это христианская религия. Из всех направлений христианства самое точное следование за чистотой Слова Божиего – это Православие. Но при этом, как говорил отец Сергий Булгаков, Христос нас избрал не потому, что мы лучше других людей, а может быть даже и наоборот. И есть притча Иисуса Христа о званых на брачный пир. Приглашали достойных, каждый находил отговорку, почему он не может прийти. Один сказал: «Я купил поле – должен пойти посмотреть», другой сказал, что он купил волов и должен пойти их испытать, и тогда хозяин этого брачного пира сказал: «Идите, собирайте кривых, хромых, убогих – кого найдете. И собирайте их на брачный пир» (см.: Мф. 22: 1–14; Лк. 14: 16–24).
И апостол Павел, когда пишет о христианах, говорит: «А кто вы – избранные? Мало из вас что-либо значат. Но Бог избрал ничего не значащее, чтобы посрамить значащее» (ср.: 1 Кор. 1: 27–28). Действительно, по милости Божией, мы собраны в Церкви – хромые, убогие в нравственном смысле, но во Христе мы можем стать кем-то и чем-то. И мы – никто и ничто без Христа.
Православные христиане – это люди, которые ответили на призыв идти по тернистому пути, узкой тропе христианина. И мы принимаем те вызовы мира, которые он предъявляет нам. Мы готовы терпеть в этой жизни. Как сказано в Евангелии, «претерпевший до конца спасется» (Мф. 24: 13). Мы готовы переживать и гонения, потому что, имея целью Царствие Божие, о чем мы можем еще заботиться? Это великая цель. А почему немногие находят этот путь, это тайна, непостижимая для нас.
Господь стучится в каждую дверь человеческой души, но иногда Его рука бывает пробита гвоздем нашего неверия и скептицизма
Но если Господь касается нас Сам и приглашает следовать за Собою, мы должны отвечать согласием. Святитель Амвросий Медиоланский, наставляя, говорил: «Не пытайся найти Господа, пока Он Сам не найдет тебя». Поэтому тот человек, который испытывает тоску в этой жизни, чувство одиночества, невостребованности и хочет обрести смысл своей жизни в Боге и с Богом, должен обратиться к Богу и попросить Его, чтобы Он нашел его в этой сложной жизни, Сам пришел бы к нам и прикоснулся к каждому из нас. В некотором смысле Христос стоит перед каждым сердцем – Он стучится в каждую дверь человеческой души. «Се стою у двери и стучу» (Откр. 3: 20), – как сказано в книге Апокалипсиса. Но иногда Его рука бывает пробита гвоздем нашего неверия или даже скептицизма. Но те, которые открывают навстречу Ему дверь, даже являясь неким меньшинством, слышат Его полные надежды слова: «Не бойся, малое стадо: Отец благоволил дать вам Небо».