Что читать детям?

Беседа с Марией Минаевой о литературе для детей – православной и просто хорошей

Научный сотрудник Вологодской областной картинной галереи Мария Андреевна Минаева считает: Год литературы должен длиться не 365 дней, а все время. И вкус к чтению воспитывать нужно с детства.

– Мария Андреевна, дети и литература: не устарело ли? Особенно для родителей. Не проще ли включить мультфильм, чем читать книгу? Столько дел можно сделать! Ну, или попытаться. В чем вообще польза чтения?

Начинать нужно с книг. И когда ребенок их полюбит – тогда уже включать мультики

– Дети и литература – это устареть не может. Это одна из «черепах», на которых зиждется воспитание. Ну, конечно, сейчас некоторые родители не читают детям, но это скорее такие негативные исключения. В основном, читают. Другое дело – что читают. Книга – это пища для ума. А у ребенка неутолимый информационный голод. Так что без книги обойтись сложно. Конечно, этот голод можно утолять и мультиками, но качественная разница налицо. Хотя и мультфильмов хороших много. Но я уверена, что начинать нужно с книг. И когда ребенок их полюбит – тогда уже включать мультики. Включить мультфильм проще. Особенно если что-то нужно срочно сделать, а чадо пристало к тебе и не дает. Здесь есть большой соблазн так сделать. Но – стоит ли? Даже по всем медицинским нормам детям до пяти лет мультиков положено не больше 30 минут в день, по-моему.

О пользе чтения можно говорить очень долго и нудно. Я постараюсь проще сказать. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок говорил на правильном русском языке, а не цитировал корявые переводы из американских мультфильмов, заменяя при этом русскую речь на «как бы» и «типа»; если вы хотите, чтобы у него развивалась фантазия и воображение, чтобы он имел свое мнение и мог его аргументировать, чтобы он играл сам, один и не маялся от скуки, чтобы он больше знал о мире – читайте ему книги. Только хорошие.

– На ваш взгляд, что значит «хорошие книги»?

– Сейчас детских книг столько, что можно просто с головой утонуть в них. Их не прочесть все ни за что и никогда. Как же быть? Мое мнение, конечно, субъективно, но я твердо на нем стою: покупать детям только те книги, которые прочел сам и убедился в их качестве. Лучше еще и отзывы почитать. А второй критерий – это сам ребенок. Конечно, ему может понравиться и ерунда, это уж мы, родители, должны фильтровать, но то, что ему не понравится, – это показательно. И третий тоже есть. Про него в детской песенке бардов Никитиных хорошо поется:

Чтобы-чтобы-чтобы снова
Добрый злого победил,
Чтобы добрый, чтобы злого
Стать хорошим убедил!

Речь здесь идет о борьбе добра со злом. Именно добра со злом, а не хорошего с лучшим – вот этим грешили некоторые советские мультики, не из ряда выдающихся, конечно. Этим грешит, к сожалению, и современная детская православная литература. В качестве примера назову «притчу во языцех»: книгу о некоем православном ежике, который ходил в паломничество и молился о прекращении засухи. Такая слащавая, лишенная образности и интриги литература с такими суперположительными героями, что аж зубы сводит, по моему мнению, во-первых, бесполезна. Во-вторых, не имеет художественных достоинств, не развивает чувства прекрасного. И как-то не веришь ни в таких благочестивых ежиков и смиренных божьих коровок, ни в таких детей. И дети в них не верят.

– После ознакомления с такой, простите, литературой хочется обратиться к старым знакомым. Они, правда, не из официального православного лагеря: Пеппи Длинныйчулок, Мио, Паганель, Том Сойер, Чук и Гек, Витя Малеев, Алиса Селезнева и т.д. Но они, понимаете, на углах улиц подолгу не молятся. Это плохо?

– Вот есть такой шведский писатель и художник – Свен Нурдквист. У него серия книг выпущена про котенка Финдуса и его хозяина старичка Петсона. Они не молятся, они даже вроде каких-то особо показательных добрых дел не совершают. Но таким миром и любовью от их отношений веет, и такие они правдивые, и Финдус настолько похож на любопытного и шкодливого, но в то же время тянущегося к любящему взрослому малыша, что веришь им безоговорочно. И ребенок верит, и моя любознательная двухлетка тащит читать каждый вечер именно эти книги. Конечно, есть и «Рассказ о неизвестном герое» Маршака, и «Чудесный доктор» Куприна, и волшебный совершенно Шмелев с его «Летом Господним», и «Тимур и его команда», как бы это всё вместе странно ни смотрелось. Да-да, советская литература нашим детям много дала, и в нравственном плане она на очень и очень высоком уровне.

Мальчишки-пионеры многому смогли бы научить православных отроков – и честности, и отваге, и взаимопомощи

Меня как-то поразила книжка, виденная в православной лавке. Называлась она «Мальчик без шпаги» и повествовала о страстотерпце цесаревиче Алексее. И может быть, неплохой была эта книжка, но название меня покоробило. Потому что есть такой писатель Владислав Крапивин. И он в 1970-х годах написал книгу «Мальчик со шпагой». И автор книги о святом цесаревиче, на мой взгляд, высокомерно противопоставляет его героям Крапивина. А между тем крапивинские мальчишки-пионеры многому смогли бы научить православных отроков – и честности, и отваге, и взаимопомощи, и размышлениям о собственной душе, несмотря на пионерский галстук на шее.

Мне сейчас сложно вспомнить прям вот православные талантливые детские книжки. Ну, пожалуй, назову Юлию Вознесенскую, особо выделив у нее романы «Путь Кассандры, или Приключения с макаронами» и «Паломничество Ланселота», но это уже подростковая литература.

Мария Минаева Мария Минаева

– А многоспорное фэнтези, на ваш взгляд, полезно детям?

– А Баба Яга, Змей Горыныч, Соловей-разбойник, богатыри, Марья Моревна и прочие – полезны детям? Вопрос только в качестве: я убеждена, что хорошее фэнтези очень полезно. Но хорошее фэнтези на сегодня, по-моему, – это три автора: Толкин, Льюис и Роулинг. Главная черта книг перечисленных авторов – это то, что их герои переступают через себя, чтобы сделать хорошо другим, жертвуют своими интересами, деньгами, репутацией, здоровьем, жизнью. Они выполняют Христовы заветы, не будучи номинально христианами. Они учат своим примером, а не дают наставления. Они правдивы. А православные ежики – это искусственный продукт, как и сочиненные православными авторами смиренные девочки в платочках и мальчики-алтарники.

Конечно, детям нужно читать и Священное Писание, и жития святых, сейчас множество хороших адаптированных изданий. Это важно. А еще важно, чтобы были хорошие книги, не читающие нотации, а дающие пример.

– Но хорошие-то православные книги есть?

– Конечно. На днях вспоминали эпизод из «Несвятых святых»: встречу сурового, но справедливого гаишника с безалаберно ведущим автомобиль священником. Помните, как их разговор убедил владыку Марка в серьезности духовных изменений в Отечестве? «Как-то он ехал с одним священником на автомобиле по Подмосковью. Владыка Марк – немец, и для него было непривычно, что при наличии на трассе знаков, ограничивающих скорость до девяноста километров в час, машина неслась со скоростью сто сорок. Владыка долго терпел и наконец деликатно указал водителю-священнику на это несоответствие. Но тот лишь усмехнулся наивному простодушию иностранца и заверил его, что все в полном порядке.

– А если остановит полиция? – недоумевал владыка.

– С полицией тоже все в порядке! – уверенно ответил пораженному гостю священник.

Действительно, через какое-то время их остановил сотрудник ГАИ. Опустив стекло, священник добродушно обратился к молодому милиционеру:

– Добрый день, начальник! Прости, торопимся.

Но милиционер никак не отреагировал на его приветствие.

– Ваши документы! – потребовал он.

– Да ладно, брось, начальник! – заволновался батюшка. – Ты что, не видишь?.. Ну, в общем, торопимся мы!

– Ваши документы! – повторил милиционер.

Священнику было и обидно, и стыдно перед гостем, однако ничего не оставалось делать. Он протянул милиционеру права и техпаспорт, но при этом не удержался и едко добавил:

– Ладно, бери! Ваше дело – наказывать, наше – миловать!

На что милиционер, окинув его холодным взглядом, проговорил:

– Ну, во-первых, наказываем не мы, а закон. А милуете не вы, а Господь Бог.

И вот тогда-то, как говорил владыка Марк, он понял, что если даже милиционеры на российских дорогах теперь мыслят подобными категориями, то в этой непостижимой умом стране все снова изменилось».

Актуально, честное слово. А тут еще знаменитый, прямо евангельский, случай со старшим сержантом Даниилом Максудовым, отдавшим рукавицы и бушлат пострадавшим во время страшной метели в Оренбуржье! Кстати, я не уверена, что сержант читал что-нибудь о «ежиках»…

С радостью и доброй улыбкой перечитываю «Ничего страшного» Олеси Николаевой. Нет, книг хороших много. Но взрослым, мне кажется, пока легче в этом смысле, чем детям. Я очень надеюсь, что мы сможем давать им добрую литературу, и не «по случаю», не в Год литературы, а постоянно.

С Марией Минаевой
беседовал Петр Давыдов

2 февраля 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Ганс Христиан Андерсен: сказки для чтения детьми взрослым Ганс Христиан Андерсен: сказки для чтения детьми взрослым
Людмила Кириллова
Ганс Христиан Андерсен: сказки для чтения детьми взрослым Ганс Христиан Андерсен: сказки для чтения детьми взрослым
Людмила Кириллова
Кто такая Снежная королева? Помогла ли Каю таблица умножения? Почему смерть побеждают дети? И о чем, собственно, сказка «Снежная королева», да и вообще все сказки Андерсена?
«Читать нужно с карандашом в руке» (+ВИДЕО) «Читать нужно с карандашом в руке» (+ВИДЕО)
Александр Ужанков
«Читать нужно с карандашом в руке» (+ВИДЕО) «Читать нужно с карандашом в руке»
Беседы о русской литературе (+ВИДЕО)
Александр Ужанков
Первые мысли, которые появляются при чтении текста, непременно фиксируйте – они бывают самыми интересными.
Умерла ли детская книга? Умерла ли детская книга?
Борис Диодоров, народный художник России
Умерла ли детская книга? Умерла ли детская книга?
Беседа с народным художником России Борисом Аркадьевичем Диодоровым
Николай Бульчук
Есть ли шанс у сегодняшних родителей найти по-настоящему хорошие издания для детей? И на что, кроме книги, им опираться, воспитывая «чувства добрые» в своих чадах? Разговор с известным художником Б.А. Диодоровым, начавшись с детско-книжной темы, вышел далеко за ее рамки.
Комментарии
Ириша14 октября 2023, 01:21
Насчёт Тома Сойера - в свои детские годы даже не задумывалась как-то по поводу насмешек над религией... Ну Том и Том... Неожиданно.
Светлана20 сентября 2022, 12:51
Очень много интересных православных книг для детей сейчас! Чего только стоят рассказы Бориса Ганаго для формирования характера юного христианина! Очень люблю этого автора!
Мария10 мая 2019, 15:01
Мария, нам через месяц три года. Что посоветуете читать? Какие произведения? Спасибо. Читать любим))
Ирина22 января 2019, 18:04
Спасибо за статью.Мы читали автора монаха Лазаря о ёжике,книга очень понравилась,перечитывали;также авторов:Борис Гонаго,Ольга Рожнёва,Олеся Николаева,Лидия Чарская,Ольга Клюкина "Никита-мизинчик и чудесный клад"(жаль,нет продолжения),Иван Шмелёв,Фет,Бунин,Ушинский и др.Замечательные авторы и их сочинения.Чтение обогащает,а сейчас много пишут и говорят о мультиках...
Инна20 января 2019, 21:54
Я со своим ребенком все книги читаю с детства. Теперь ему 16 и он продолжает делать это сам, а я рецензирую. Прежде всего хотела в этой статье найти совет на интересную литературу для подростков, но увы... Гарри Потер мы не читали и не рекомендую, Путь Кассандры и т.д не для детей и подростков, а скорее для взрослых, сыну не интересно. Приключения Ежика прекрасная книга, читали раньше тысячи раз в детстве. Из рекомендаций для мальчиков 10-16 лет:
С.Алексеев "Великие Победы"
С.Григоьев "Малахов Курган"
Монах Варнава серия "Тайна Рубинового Креста" начиная с Святая-Святым, всего 5 кн.
Д.Лондон "Майкл, брат Джерри"
Ж.Верн "Таинственный остров"
Б.Полевой "Повесть о настоящем человеке.
Вера18 января 2019, 23:41
Добрый вечер всем читателям портала! Книг мало указано в статье и в комментариях тоже. Многое уже давно ребёнком перечитано, но часть интересна не будет. Сыну десять лет. Перечитал все , что можно для этого возраста.
Где книги- то брать? Нового интересного и полезного издают очень мало . Рекомендации одни и те же . Что делать, если ребёнок читающий ?

Наталия24 октября 2018, 16:24
Пыталась читать детям книгу "Девочка Прасковья" (не запомнила автора, к сожалению). Это как раз из серии про "девочек в платочках и мальчиков-алтарников". Неубедительно, даже примитивно порой. Увы, не всегда современная литература для детей на высоком уровне. Согласна с Марией Минаевой. Могу порекомендовать книги Надежды Веселовской и Ирины Богдановой. Думаю, они будут интересны девочкам-подросткам или младшим школьникам. Мои дети и ученики с удовольствием их слушают и читают.
Людмила25 января 2018, 12:16
Могу порекомендовать (для тех, кто любит Полианну) Бернетт Ф. "Маленький лорд Фаунтлерой", "Таинственный сад"
Людмила25 января 2018, 12:11
Поскольку в детстве меня Том Сойер не зацепил, решила ознакомиться с ним сейчас более серьезно. Я всегда перед прочтением произведения, знакомлюсь с биографией его автора, и сейчас я изучила все, что дал интернет, и надо признаться я была разочарована взглядами Марка Твена. Но!, подумала я, эта книга для детей, и , возможно, обойдется без политики. Увы... я ошибалась. Книга насквозь пронизана насмешками над религией и религиозностью англичан, передергиванием смысла евангельских текстов. (Марк Твен был масон) Главный герой - Том не вызывает ни капли уважения и сочувствия.
Инна 7 февраля 2017, 16:08
Я бы добавила:
Карло Коллоди - "Приключения Пиноккио" (в 9 лет была моей любимой книгой),
Фрэнсис Бернетт - "Маленькая принцесса",
Астрид Линдгрен - "Эмиль из Лённеберги", "Мы все из Бюллербю", "Мадикен и Пимс из Юнибаккена", а также Фрэнка Баума - "Мудрец из Страны Оз"
и Николая Носова - "Повесть о моём друге Игоре" (описывает детство своего внука) и его же рассказы. Как-то так))
Ольга Т.14 декабря 2016, 16:21
Недавно сама прочла обе книги про "Полианну" писательницы Э.Портер и читаю сейчас дочке. Это чудесное вдохновляющее произведение, лёгкое и глубокое одновременно, учит быть благодарным Богу за всё и верить в его Промысел относительно каждого человека.
P.S.: читала в переводе М.Батищевой - очень понравилось, потом случайно открыла другую книгу Полианны в переводе А.Иванова и А. Устиновской - не понравилось, гораздо тяжелее текст, не передан юмор и чего-то прямо не хватает, как-будто другое произведение.
Della12 августа 2016, 12:59
*А книги про Гарри Поттера учат бороться со злом, идти в этом до конца, "даже до смерти", учат "жизнь положить за други своя".*
Совершенно верно. Идея саги глубоко христианская. Ведь именно Любовь в ее христианском понимании и провозглашается там основной силой, которую не может одолеть никакая магия. Да и вообще на мой взгляд к магии все осуждающие эту книгу прицепились совершенно незаслуженно. Магия - всего лишь антураж. У того же Толкиена она тоже есть. И дело не в том умеешь ты колдовать или не умеешь, а в том, способен ты жертвовать собой ради других - или используешь данную тебе силу, чтобы причинять зло другим. В последнем случае ты обречен на поражение, сколь бы ни была велика твоя сила. А настоящая сила - это любовь матери к своему ребенку, это любовь наставника ко всем своим подопечным, даже к тем, кто уже встал на путь зла и стремление спасти их от них же самих, это любовь мужчины к женщине, которая не будучи разделенной, превратилась в подлинное "служение" в самом высоком смысле этого слова. Это верность друзьям и милосердие к врагам. Что же здесь антихристианского?
лариса13 февраля 2016, 06:35
Автор статьи, Вы пишите "....автор противопоставляет героям Крапивина....", и Вам это не нравиться...Пишите почему, и это Ваше мнение (Ваша правда). Критика и рецензия на статью или книгу это одно, может Вас даже просят иногда это сделать. А если Вы хотели сделать хорошее дело и дать родителям совет, то не нужно свою статью нашпиговывать противопоставлениями. И что Вы постоянно цепляетесь к Ежику. Меня, моего сына, моих близких эта книга вытаскивала из уныния и отчаяния (сильно болел сын и находясь в больнице, мы видели много страшного и много горя и боли), НО СЛАВА БОГУ! СЛАВА БОГУ! ЗА ВСЕ! ХОТЬ И ПУТЬ НАШ ЗЕМНОЙ НЕПРОСТОЙ...СЛАВА БОГУ! как говорит Ежик, так я говорю своему сыну и ребенку близок сказочный Ежик, и ему понятнее и не так страшно...СЛАВА БОГУ!
Денис12 февраля 2016, 19:23
Напрасно Мария так напала на милейшего ежика. Очень интересная история, и интрига в ней есть и приключения, и борьба добра со злом. Мы зачитали её до дыр. Рекомендуем, маленьким детям будет интересно. И никакой слащавости. Не мог не поставить 1 данной статье.
Марина11 февраля 2016, 16:30
Книги Ника Зерваса я не смогла прочитать - зубодробительно написано, если не сказать жестче. "Увлечение детей магизмом"... Нет никакого увлечения магизмом, не больше его, чем наши детские мечты найти волшебную палочку или цветик-семицветик. Детям свойственно мечтать! А книги про Гарри Поттера учат бороться со злом, идти в этом до конца, "даже до смерти", учат "жизнь положить за други своя". И говорят обо всем этом на понятном подросткам (а книга эта не для детей, а именно для подростков) языке. Отличная книга, до которой Зервасам не допрыгнуть.
Владислав 9 февраля 2016, 01:49
Рекомендую: Железников "Добрым людям - доброе утро.".
А также рассказ про девочку Хайди швейцарской писательницы Йоханны Спири.
Любовь Кантаржи 8 февраля 2016, 11:25
Согласна с авторами комментариев, предостерегающих (вопреки А. Кураеву!) от Гарри Потера, НО! Не менее вредной полагаю и книгу, которую ей противопоставляют - "Дети против волшебников". И благородная цель - борьба с Гарри Поттером не спасает от надуманных, даже нарочито-картонных, сюжетных ходов, от навязчиво-беспомощной попытки вставных номеров "богословия на пальцах", совершенно неуместных в данном контексте и не всегда безупречных с точки зрения Православия. И, самое главное, то, с чем борется группа авторов под ником Ника Зерваса, - магизм, увлечение детей оккультными вопросами - так ярко в этой книге преподносится, что непонятно уже, что вреднее: сам Гарри Потер или "АНТИПОТТЕР" - "Дети против волшебников". Зло так смачно в этой книге описано, с такими страшными и гнусными подробностями (вплоть до поедания детей!), что вся "благая" цель книги сводится на нет.
Мария 8 февраля 2016, 03:04
Очень странно, но из фантастов упомянуты только "брендовые" авторы. Кажется, что других и нет вовсе. Очень всем рекомендую книги Андре Нортон. Лет с 10 пойдет, плюс-минус года два. Сами почитайте. Детское, а особенно подростковое фэнтези вполне на уровне. Очень запомнился один из рассказов, в котором говорится о маленькой девочке, которую в шутку закрыли в пещере, а она умерла и стала призраком, встреча с которым не сулила ничего хорошего живым людям - она бросалась к ним, обнимала их, а они от этого умирали, такая сильная была у нее обида на тех, кто её погубил. И как-то волею судеб в этих же пещерах оказался один храбрый воин - провалился в одну из пещер. И вот он, пытаясь выбраться, устал и решил немного отдохнуть. А когда проснулся, увидел маленькую девочку, смотревшую на него. Он знал историю о страшной встрече с девочкой-призраком, но взял себя в руки. Он с ней заговорил, как с обычным ребенком. Она жаловалась ему на тех, кто закрыл её в пещере и начала плакать. Он же, пожалев её, взял на руки и стал укачивать. Т.е. он понимал, что может умереть, но жертвовал собой, чтобы пожалеть и утешить эту девочку! И оттого, что он её пожалел она смогла умереть по-настоящему. Она постепенно успокоилась, перестала плакать и потом просто растаяла в воздухе. Воин остался живым. А призрак девочки больше не появлялся. Вот так любовь и самопожертвование спасают даже тех, кого кажется невозможно спасти. И все это автор рассказывает очень по-доброму и интересно. Только не кидайте в меня тапками, что страшно и т.д. Дети во все времена рассказывали друг другу страшилки. Есть возраст, когда у детей есть потребность научится преодолевать страхи, в том числе и таким вот способом - страшными историями. И если у ребенка есть интерес к фэнтези и фантастике, то пусть лучше уж у него будет хороший пример проявления мужества и борьбы с собственным страхом, чем пример волшебства ради самого волшебства.
Ни в коей мере не ратую только за фэнтези и фантастику, просто хотела сказать о хорошем авторе именно этого жанра. Простите, если что не так.
Иван Х. 6 февраля 2016, 11:12
Читая отзывы, вижу, что взрослые, когда выбирают книги детям на самом деле покупают для себя. Не важно, интересно ребёнку или нет.
Детская душа жаждет роста, новых эмоций, обучения через сопереживание. Я помню, как в детстве у меня были прекрасные книги сказок, например, красочно оформленная "Красная Шапочка" - огромная книга с богатыми иллюстрациями. Её хотелось перечитывать из-за картинок, хотелось сопереживать героям. Немного страшная сказка. Ещё страшнее был томик сказок братьев Гримм. Там было много жути.
Зато всегда было понятно, кто добрый, а кто злой? Почему нужно бороться со злом? В чём проявляется бесстрашие и воля к победе? Ты как бы сам выходил на борьбу со злом и подтверждал нравственные выборы персонажей.
Условности и упрощения, например, волшебство помогали разделять сказочный мир от реального. Мы прекрасно понимали, что это сказка, но в ней намёк. Печально, что взрослые забывают это, когда взрослеют.
Нужны ли сказкам насилие и убийства? Нужны. Это главные опасности взрослого мира. Сказка - самая мягкая форма уроков об этом. Вы сможете назвать хоть одну сказку, которую мы читали в детстве, в которой никого не пытались убить, где не было обмана, голода, подлости, отравления или поджога?
Нет. Нам это испортило психику? Нет. Так почему своим детям мы даём нудную жвачку?
Егор Кандыба 6 февраля 2016, 01:31
Наталье(.По моему с детской православной книгой у нас просто беда).Мне кажется ,что нарочито православными художественные книги быть не должны.Есть определенные темы и жанры.Есть жития-прекрасный автор(ваша тезка)Н.Сухинина.Есть Евангелие,в том числе для детей.Есть Закон Божий ,энциклопедии и Катехизис.Есть рассказы под редакцией Б.Гонаго.Есть сказки-народные и авторские.Тут уж такое многообразие!... Пушкин не писал нарочито" православные" сказки,но они пропитаны духом православной веры.А дальше-все зависит от таланта писателя и вашего вкуса.Кому-то и ежик помог прийти к Богу.
Нина 5 февраля 2016, 21:01
Добрый вечер! Прекрасно пишет для детей Ирина Богданова, Борис Ганаго и Николай Агафонов
Антоний 4 февраля 2016, 22:41
Добрый вечер, братья и сестры! Благодарю редакцию и автора за статью! О своих детских и юношеских литературных пристрастиях скажу вот что: были они самыми обычными для советского ребёнка. Мама читала и рассказывала мне сказки, дед и отец, оба авиаторы, повествовали о войне и авиации. Неожиданно узнав, что не только животные, но и растения являются живыми существами, я в прямом смысле зачитал до дыр какую-то биологическую энциклопедию. Микромир клеток, хромосом, генов, белков, нейронов, вирусов и бактерий буквально поглотил меня. Тогда я твёрдо решил стать врачом. Однако потом, в более позднем переходном возрасте мне в руки попал один из научно-фантастических романов и начался длительный период моего увлечения научной фантастикой. Книги всех более или менее известных фантастов я добывал и поглощал с завидной целеустремленностью. Утопии, антиутопии, книги о космосе и тайнах океана заняли центральное место на моей книжной полке. В этот период я стал намного меньше читать и изучать нашу Православную литературу, к которой был приобщен с детства и за это мне стыдно и по сей день. Честно говоря, я и сегодня порой с ностальгией перечитываю фантастические произведения и открываю для себя новых авторов. В итоге я передумал идти в медицинский вуз и решил стать математиком (настоящая страсть к этой науке во проявилась примерно в 8-м классе, за что искренне благодарен учительнице нашей внуковской 41-й школы Людмиле Петровне Архангельской). Учась на факультете прикладной математики и вычислительной техники, я открыл для себя мир информационных технологий: программы, алгоритмы, структуры данных, процессоры, архитектура вычислительных машин. Тогда же я вновь заинтересовался генетикой и занялся разработкой генетических алгоритмов оптимизации многомерных функций, далеко правда не продвинулся. Вообще я старался читать и узнавать как можно больше, например будучи студентом и аспирантом, я изучал конструкции и атомных электростанций, и кораблей, и самолётов, и танков, и ракет. То есть старался расширить свой кругозор, возвращаясь на новом уровне знаний к тому, чем интересовался и о чем читал в детстве. Также с детства и по сей день я читаю историческую литературу (научную, не романы). И если честно, мне иногда бывает грустно от того, что мои сегодняшние студенты порой не знают даже элементарных фактов из истории хотя бы нашей страны (например, одна студентка не смогла мне ответить до или после В.О.В. Гагарин полетел в космос; очень немногие почуствовали подвох в вопросе "Благодаря чему мы победили в Русско-японской войне?"). P.S. На мой взгляд, главное для ребёнка - научить его учиться, дать правильные моральные и ценностные установки, тогда он пойдёт по жизни верной дорогой. Для этого, во-первых, нужно привить детям любовь к нашей Православной вере, а во-вторых - любовь к своей стране, и то и другое - в том числе и через книги.
р.б.Нина 4 февраля 2016, 22:34
Братья и сестры!
Заметьте, Пушкин читал русские сказки и пословицы .
Библию считал, что в подлиннике нужно читать вместе со своими детьми!
Вот и нам пример.
Совет-пойте с детьми. От русских народных песен до молитв и тропарей,псалмов.
На Руси всегда пели и все!Кто не пел, считался больным человеком.А ведь верно подмечено, не так ли!
Храни вас Господь ! +
Мария 4 февраля 2016, 19:19
Интересная тема и комментарии познавательные. Из фентези замечательный роман и фильм -сказка есть - "Бесконечная история".
Наталия 4 февраля 2016, 18:27
Думается, что это не сказка для детей про Ежика слащавая, а, скорее, поколение взрослых читателей циничное.
У Пушкина много замечательных сказок: Сказка о спящей царевне и семи богатырях, Конек-горбунок, Сказка о Царе Салтане, Руслан и Людмила и др. Аленький цветочек - то же отличная сказка.
Иоанна 4 февраля 2016, 13:54
Почему-то не вспомнили "Робинзона Крузо" Даниэля Дефо. В не адаптированном советской цензурой варианте главный герой всё время одиночества уповает на Бога и читает Библию. А из советских писателей - конечно, Каверин. Не только "Два капитана", но и многое другое для детей. Вениамин Каверин и как человек, и как писатель, вызывает большое уважение. (В отличие от Катаева, Олеши и Гайдара.) К советским книжкам надо с осторожностью относиться, уж слишком там силён "классовый подход", особенно в тех, что про гражданскую войну. У Джанни Родари тоже многовато "классовой борьбы".
Лариса Воронина 4 февраля 2016, 11:33
Чуть не забыла: сборник Легенды Крыма, 1961 г.
Лариса Воронина 4 февраля 2016, 11:22
Анна 3 февраля 2016, 19:00
Хотелось бы какой-нибудь конкретики. // Конкретно выбирать надо по авторам. С большим удовольствием даю проверенный список, может, кому пригодится. 1) Русские пословицы и поговорки – развивают глубинное понимание языка. Я бы их поставила во главу угла, они легко запоминаются и просто понимаются. 2) Сказки: В. Бианки, Б.Житков, Ш.Пьерро, В.Катаев, А.Н.Толстой, Р.Киплинг, Б.Герц, В.Жуковский, А.С.Пушкин, Н.Некрасов, Д.Н.Мамин-Сибряк; серия Чукотские сказки и сказки северных народов (весьма любопытные!); сказки серии Тысяча и одна ночь, но только адаптированные! (оригинал для взрослых). Андерсеном и Гримм не увлекайтесь, сказки у них есть и жуткие, и просто нудные. Кроме русских хорошо читаются молдавские, болгарские; грузинские – таинственные и загадочные: дэвы, дервиши, глубокие ущелья, высокие горы... Японские – на свой страх и риск :). 3) Стихотворения, басни: И.А.Крылов; А. Барто, С. Маршак, В.Маяковский, С.Михалков, К.Чуковский, Б.Заходер. 4) Рассказы: Ю. Олеша, Дж. Родари, Г.Остер (весь!); Л.Кэрролл; К.Булычов – Приключения Алисы; Н.Носов – Незнайка, Витя Малеев в школе и дома; А.Волков — Волшебник Изумрудного города, Урфин Джюс; А.П.Чехов – Каштанка; П.П.Бажов – Уральские сказы, Малахитовая шкатулка; К.Паустовский – Стальное колечко; В.Ф.Одоевский – Городок в табакерке; А. Линдгрен; А.Гайдар – Тимур и его команда, О Военной тайне; Е.Л.Шварц – Сказка о потерянном времени; М.Твен — Приключения Тома Сойера; Р.Распе – Приключения Барона Мюнхгаузена. 5) И ценителям: М.Ролингс – Сверстники (драматичная повесть о том, как кончается детство, и о правильном отношении к животным); А.Погорельский – Черная курица; И.Василенко - Жизнь и приключения Заморыша (об облике предреволюционного общества), как и В. Гюго – Козетта, Гаврош; В.Г. Короленко – Дети подземелья; Д.В.Григорович – Гуттаперчевый мальчик. Это не Гарри, там автор человека, как раньше говорили «на всхожесть» проверяет. Но это уже для детей постарше, приобрести и поставить на полку до поры.

Оксана 4 февраля 2016, 10:55
Хочется заступиться за Ёжика! Мы со старшим сыном прочитали с удовольствием эту книгу, а потом на Новый год в школе подарили в подарки всем одноклассникам. После этого ко мне подходили мамы одноклассников и были довольны книгой и Ёжиком....кого-то я потом видела с детьми в нашем Храме на причастии и была удивлена....Люди многогранны, дело христиан "не судить", славить Бога, и открывать наш христианский мир окружающим ( не навязчиво).
Наталья Кузьмина 4 февраля 2016, 01:23
Тема детского чтения актуальна для многих. Поэтому хочу поделиться своими небольшими открытиями. Недавно прочитала мальчишкам (2 и 4 класс) замечательные книги из советского прошлого. Это книга Виктора Дубровина "Мальчишки в сорок первом", посвященная детям пережившим блокаду и целая серия книг Юрия Третьякова , тоже по большей части о мальчишках. От всей души рекомендую этих авторов читающим школьникам и родителям.

Анна Лашманова 3 февраля 2016, 20:41
А я считаю, что автор - молодец! Замечательная статья! И книги Роулинг про Поттера, как и советская литература, проникнуты духом истинных, христианских ценностей: самопожертвования, взаимопонимание, любви и дружбы!
Наталья 3 февраля 2016, 20:13
По моему с детской православной книгой у нас просто беда. Пыталась покупать племянникам детские книжки для самых маленьких, читала и просто какое- то отторжение шло, детям не интересно. Интриги нет, слащаво- приторное повествование. Купила книгу жития святых для детей( не помню автора) тоже не читается. Такое чувство, что книги стали писать " пирожники" и " сапожники". Материал неплохой, но изложение отвратительное. Остаётся читать советские старые добрые книжки.
Егор Кандыба 3 февраля 2016, 19:50
Простите за повторение.Читайте(взрослым тоже полезно)"Дети против волшебников".Все точки над и расставлены.И никакой двойственной интерпретации в отношении к Поттеру и прочим "фентези".А К.С.Льюис действительно замечательный богослов и писатель.На него часто ссылается митр.Антоний Сурожский.
Анна 3 февраля 2016, 19:30
Интервью очень скудное. Тема намного шире, чем ее раскрывают. Да, конечно, говорится о том, что дети должны читать, а не только бестолково смотреть в голубой экран, но информации о том, что можно было бы почитать очень мало. Хотелось бы какой-нибудь конкретики. У меня есть маленькая сестричка (4 года), мама решила ей почитать Андерсена, потому что там очень много поучительных сказок, но ребенку не интересно. Уже и книгу с картинками брали, все равно не слушает, а вот обычные русские народные сказки на ура идут. Поэтому, мне кажется, надо читать ребенку разные книги, а потом, когда дитя подрастет, он сам выберет, что ему ближе. Главное, чтобы не ушел с головой в планшеты, компьютеры и телевизор, а книжку отложил на полку.
Иоанна 3 февраля 2016, 15:16
Недавно купила книгу А.С.Шишкова "Беседы мудрого старца с девицей юной о чувствах и словах". Какая же это замечательная книга! Всем понравится, и детям, и взрослым. (Есть в "Сретении".)
Марина 3 февраля 2016, 14:26
Я совершенно согласна по поводу книги монаха Лазаря про ежика, по-моему ее невозможно читать. Мне очень нравится Астрид Линдгрен "Мадикен и Пимс", книга просто потрясла меня своим истинно христианским духом. И никакой слащавости.
Наталья 3 февраля 2016, 14:07
И еще добавлю, простите, про ежика моя дочка слушала сказку, когда ей было 4 года. Слушала много раз, ей очень нравилась эта сказка.... Все очень индивидуально: "пресные", "сладкие" сказки или с "колючими" включениями... это дело вкуса. Необходимо, чтобы ребенка можно было подвести к Главному в жизни - ненавязчиво и радостно...
Наталья 3 февраля 2016, 13:50
Согласна с авторами комментариев, которые предостерегают читающих детей от серии книг о Гарри Поттере. Несмотря на героизм и бесстрашие главного героя, его обаятельный облик в фильме, первая и очень страшная черта Гарри,которой наделила его Роулинг, это УМЕНИЕ ОБХОДИТЬСЯ БЕЗ СОЗДАТЕЛЯ, точнее, решать ВСЕ ВОПРОСЫ и преодолевать трудности ВСЕ САМ! ЧУДЕСА вершить ТОЖЕ САМ! Ну чем герой главный - НЕ бог сам себе??? вот она - гордыня! Прости нас Господи! Одно дело волшебники в сказках,к которым обращается герой народной сказки, герой смелый, добрый, отважный, но все-таки - ограничен в своих возможностях. Другое дело - герой Роулинг - самый могучий и могущественный! и все "совершеннее" его могущественность том от тома. Положительный образ этого героя смешивает все представления неокрепших душ о мистике и возможностях человека, его НЕОБХОДИМОСТИ обратиться как можно раньше в своей жизни к СОЗДАТЕЛЮ и СПАСИТЕЛЮ.
Мария 3 февраля 2016, 12:32
Мы с детишками читали Фабражевича - про Лисёнка (ешё мультики есть такие), но особо мне понравилась для воспитания книга В. Бондаренко "Снежное чудо", рекомендую всем.
Лариса Воронина 3 февраля 2016, 12:13
Как говорит мой супруг, когда слышит о подвигах в мирное время: "Значит, нужные книги ты в детстве читал!" (с, В.Высоцкий). Мне тоже не особо нравится ни Толкин, ни Роулинг, но будем объективными: это качественная оконченная работа. И поэтому она будет привлекать сильнее слащавой халтуры. Помню, тоже скупала книжицы в лавках, но, увы, такого вдохновения как русские сказки, сказки народов мира, советская и иностранная классика, которую я в детстве зачитывала до дыр, они не давали. Сейчас приобретаю только то, что было рекомендовано детям в советский период. Отбор тогда шёл серьёзный, формирующий поколение, с прицелом на будущее. Из любимых это - Джанни Родари, Ю.К.Олеша, А.Волков, Л.Кэрролл, Н.Носов, А.Барто и многие другие. Порекомендую ещё из малоизвестных М.Ролингс "Сверстники", И.Василенко "Жизнь и приключения Заморыша". Многие молодые мамы не знают этих замечательных авторов. Был еще очень хороший сборник рассказов, годов 1960-х, о том как надо старшим место уступать, как делиться с другими, об отношении к хлебу, как детей отправляли в санатории после войны вес набирать… Не помню название, книга куда-то пропала. Такие короткие ненавязчивые истории, которые пробуждают совесть. Я сюжеты хорошо помню, хоть много лет прошло, а смысл и сюжет рассказов стиля «ёжиков» ни одного вспомнить не могу, а для меня это всегда был показатель правды: ложь запомнить трудно, а истина как-то сама в голове укладывается.
Егор Кандыба 3 февраля 2016, 05:01
К сведению автора (Марии Андреевны) всеми уважаемый автор "Несвятых святых" еще 15 лет назад говорил,что детям СРОЧНО нужен АНТИ-ПОТТЕР.И некоторое время спустя он появился.Называется "Дети против волшебников".До сих пор регулярно бывает на полках нашего магазина "Сретение".А самая христианская литература-это классика,русская классика.Пушкина и Андерсена,Экзюпери и Гоголя надо читать и в детстве и в возрасте.
Марина 3 февраля 2016, 03:00
Я работаю в детской библиотеке, и хотела бы посоветовать брать в библиотеке книги авторов советского периода, в духовно- нравственном отношении это лучшие книги, ну и конечно те книги, которые сейчас продаются в книжных лавках храмов, а по поводу статьи , я честно говоря удивилась, говорить,что книги Роулинг- это достойное детское фэнтэзи, считаю крайне опасным , почитайте статью Медведевой И. и Т.Шишовой "Гарри Поттер-стоп"и противопоставить православного ёжика, похоже на то, что автор статьи вообще не православная.
Елена 3 февраля 2016, 01:57
Согласна с тем. что год литературы должен длиться все время.Что касается детского чтения. то почему мы забыли такие шедевры, как "Детство Никиты" А.Н. Толстого и "Детство Темы" Гарина-Михайловского, автобиографическую трилогию Л. Толстого и "Детство Багрова-внука" С.Т. Аксакова? Можно добавить к списку "Неразменный рубль" Н.С. Лескова, толстовского "Кавказского пленника". рассказы Осеевой ("Волшебное слово" и другие),"Чесное слово" Пантелеева, а также "Оливера Твиста" Диккенса, "Без семьи" Г. Мало, "Маленького оборвыша", "Маугли", плюс еще многое из серии "Библиотека приключений" - но это уже больше для подростков.
Конечно, не пройдем мимо благодатного творчества И.С. Шмелева!
Алексей 2 февраля 2016, 22:51
Опять Роулинг. На всякий случай предостерегу интересующихся, дело даже не в том, что Гарри Поттер проникнут магией, в этих книгах слишком много насилия и крови. Да, в Нарнии герои тоже сражаются мечами, однако откровенной крови там нет. В общем, ребёнку бы не дал. По поводу "Мальчика без шпаги". Это вполне достойная книга, не противопоставление, а своего рода "спор" с Крапивиным - как быть такому мальчику в наше время? Книга непростая, но достойная. Вознесенская - ну, не знаю, но может быть, и можно. А вот что бы сказала автор статьи насчёт полностью пригодной Астровитянки, интересно?
Алла Пугачева 2 февраля 2016, 21:18
Упоминается в статье среди авторов Роулинг. Полагаю, что это Джоан Роулинг, написавшая серию книг о Гарри Поттере. Это далеко не безопасный проект. Там все проникнуто колдовством и магией. Не стала бы рекомендовать детям.
Марина 2 февраля 2016, 20:41
Добрый вечер! Хочу обратить внимание на книги Ирины Богдановой,которые издаются "Сибирской Благозвонницей". Первую книжку я купила для внучки на православной выставке - " Сказка о весёлых чудесах и их маленькой хозяйке". Внуки говорят коротко: про фею Вею. Великолепные истории про детский сад с тонким нравственным подтекстом. Потом я уже целенаправленно искала её книги: и про Колю с Олей в Тридевятом царстве, и про куклу-зерновушку, и Азбуку с семейкой буквогрызов. Не разочаровалась ни в одной книжке! Прочитали уже каждую не один раз. Поверьте, не надоедает не только детям, но и мне! Герои русских сказок, былин,традиции, местами очень не навязчиво о православии. Рекомендую от всей души!
ксения 2 февраля 2016, 17:32
Статья практически пустая. про мировую классику и советскую литературу (избирательно) все понятно.а про современную православную, хоть чтото можно было порекомендовать, кроме антирекомендаций про ежика и мальчика без шпаги???
2 февраля 2016, 16:17
Согласна,примеров бы в этой статье, авторов и рассказов..
Людмила 2 февраля 2016, 15:50
Хочется заступиться за «Мальчика без шпаги» Сергея Козлова. Хорошая книжка, с удовольствием прочитала (и эту, и несколько других его книг) И автор замечательный. Уточню, т.к. может, не все знают: это не всеми известный сказочник Сергей Козлов, а совсем другой автор))), но тоже очень талантливый.
Просто в тексте упоминается повесть Крапивина «Мальчик со шпагой». Никакого высокомерного противопоставления отважным крапивинским пионерам я в книге не увидела. Если и есть противопоставление, то не героям, и не их отваге, а времени и идеям. И без высокомерия, ваще-то)))
И еще насчет «православного ежика» и прочих благочестиво-поучительных сказок. Да, многие родители не любят «поучения в лоб». Но дети такие книжки добрые и светлые книги воспринимают очень хорошо, особенно маленькие детишки. В таком возрасте они привыкли к поучениям (родительским, например), и еще их не отторгают. Считаю, что подобные книги должны быть в детской библиотеке. Согласна, что от некоторых у родителей «зубы сводит», но далеко не от всех, нужно просто хорошенько поискать.
И полностью согласна, что покупать книги для детей нужно, только если точно уверен в их качестве.
Оля Гизатуллина 2 февраля 2016, 14:57
А мне понравилось! Я тоже люблю, чтобы всё по полочкам и списком, что и когда полезно читать, но эту статью водой бы не назвала. И общие фразы есть, и несколько конкретных имен. На ближайшее время вполне достаточно до очередной статьи с уважаемым человеком.
Владимир 2 февраля 2016, 14:51
Большое спасибо! Очень полезная статья! Моя мама выросла на советских романах, была пионеркой и православной верой так сказать не "интересовалась". Сейчас с удовольствием читает многие рассказы православных авторов, а началось все с "Несвятые святые".
Анна 2 февраля 2016, 14:50
Очень интересная и поучительная информация и по поводу мультфильмов, и по поводу литературы: автор четко, внятно и аргументированно обозначила на что надо ориентироваться в выборе литературы для детей. и объяснила почему читать важно. очень понравился посыл: учить примером, а не нравоучениями. это очень правильное понимание, на мой взгляд, сути взаимоотношений вообще и очень по-христиански и близко душе. большое спасибо! очень нужный материал. редакции - благодарность и пожелание побольше именно таких статей: без пены, нравоучений, осуждения, с конкретным руководством к действию. и отдельное спасибо за доброе упоминание об Олесе Николаевой - очень нравится этот автор.
Инна 2 февраля 2016, 14:26
А нам с дочкой понравилась книга про Ежика.
Анна 2 февраля 2016, 11:14
В целом согласна,но по мне так Ежик ничуть не хуже Кассандры. Возрастная аудитория другая. У нас Ежик отлично пошел, дети полюбили Оптину после него, хотя любимой книжкой был Эмиль из Леннеберге.А Кассандру своим теперь уже подросткам не буду предлагать, в отличии от Посмертных приключений.
Елена 2 февраля 2016, 11:06
Увы, интервью ни о чем. Ни конкретных авторов, ни конкретных названий книг. Упомяннуты лишь несколько авторов замечательной литературы для подростков и юношества. И общие фразы о пользе чтения Маршака и вообще детской литературы советского периода. О! Еще Свен Нурдквист. Многообещающий заголовок и водянистое содержание.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×