Санкт-Петербург, 12 марта 2004 г.
Знаменитые малахитовые колонны Исакиевского собора в Санкт-Петербурге нуждаются в серьезной реставрации. Тонкие пластины из полудрагоценного камня, склеенные друг с другом специальной мастикой, осыпаются. Выполнять кропотливую работу по восстановлению выпавших малахитовых фрагментов будут мастера, которые воссоздавали Янтарную комнату, сообщает телекомпания НТВ.
Малахитовые колонны Исаакиевского собора, наконец, будут отреставрированы. Для непосвященных не очень понятно, о какой реставрации идет речь. Директор музея-заповедника показывает главную проблему каменного чуда, созданного из уральских самоцветов, - это осыпи.
Колонну залепили пластилином. Это было сделано потому, что поставить выпавшие малахитовые детали обратно невозможно. Тонкие пластины из полудрагоценного камня настолько плотно прилегают друг к другу, что рассмотреть стыки можно только при особом освещении.
Борис Игдалов осматривает будущий объект реставрации и уже точно уверен, что малахитовые колонны потребуют несколько лет кропотливой работы. Специалисты его мастерской воссоздавали Янтарную комнату. Новая работа по сложности будет сопоставима с непростым ее элементом – флорентийской мозаикой. Только в Исаакиевском соборе речь идет о площади большей в сотни раз.
Малахит также необходимо подогнать по рисунку и цвету. Немаловажная составляющая – особая мастика, высыхание которой и привело к осыпи. Малахитовые колонны только производят впечатление монолитных. На самом деле они многослойны, из тысяч фрагментов, приклеенных мастикой к бронзе. Сердцевина колонны – чугун. То, что между малахитом и бронзой образовались пустоты, слышно даже без специальных приборов.
В Российском государственном архиве хранятся важные документы, которые раскрывают тайну создания малахитового шедевра: малахит наклеивают на бронзовые тамбуры посредством горячей мастики.
Как свидетельствуют документы 1844 года, из дела о посещении государя императора строения Исаакиевского собора, собранный в мозаику малахит испытывали 40-градусной жарой. Мастера-подрядчики давали гарантию и в случае появления дефектов обязались вернуть деньги. Работы обошлись в 3200 рублей серебром. Все бумаги, касающиеся колонн, историки объединили в одно «малахитовое дело». Чертежи и рисунки открывали только часть истины.
Сколько истрачено ценного камня? Доподлинно известно только одно. Демидовы поставили столько пудов ювелирного камня для петербургских дворцов и Исаакиевского собора. Во время обработки немало ценного материала уходила в отходы. Часть малахита браковали: куски должны были быть без трещин и пустот. Предварительные расчеты показывали: необходимо полторы тысячи пудов, но один лишь документ 1851 года говорит о дополнительной поставке в 137 пудов малахита. Злые языки тогда говорили, что Монферран именно на этом сколотил свое состояние.
Поставки малахита в российскую столицу истощили месторождение еще в 19 веке. Специалистам придется проявить куда большее мастерство, ведь закуплено всего 100 килограммов заирского малахита, да и деньги выделены далеко не царские.