Отрекалась ли наука от Бога? (+ВИДЕО)

Беседы на Книгу Бытия

Интернет-портал «Православие.Ru» начинает цикл бесед, посвященных толкованию книг Ветхого Завета, который открывают беседы на Книгу Бытие.

В первой главе Книги Бытия, как мы помним, говорится о том, как Бог творил мир и человека. Пожалуй, ни одно библейское повествование не вызывает таких агрессивных нападок, как о Сотворении мира. «Это не научно!» – главный аргумент. А действительно ли противоположны наука и вера и ученый не может быть верующим? И так ли «научны» те теории, которые противопоставляются Библии? Должна ли наука в принципе заниматься вопросом происхождения мира? Размышляет историк религии Андрей Иванович Солодков.

Я хотел бы начать первую беседу на Книгу Бытие словами энциклопедиста Дени Дидро: «Природа не Бог, человек не машина, теория не факт». Потому что прежде, чем говорить об этой ветхозаветной книге, которая открывается рассказом о Сотворении мира Богом, целесообразно рассмотреть и другие теории возникновения или происхождения мира. Зачем это нужно и почему важно? Потому что от того, как человек воспринимает окружающий мир, как он воспринимает себя и свое место в этом мире, зависит вся его жизнь. У преподобного Макария Великого есть такое выражение: «Человек по природе имеет предначинание, и его-то взыскует Бог. И поэтому повелевает, чтобы человек сперва понял, поняв, возлюбил и предначал волею». Как видим, без понимания невозможна любовь. А если нет любви, значит, и никакое действие невозможно – «возлюбил и предначал волею».

Существует множество теорий о том, что такое мир и человек и каково их происхождение, кроме той, о которой говорится в Священном Писании и которую более чем некорректно называть теорией, потому что это Божественное Откровение. В Книге Бытия сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю». Бог сначала творит небо и землю, потом – весь этот мир, потом – человека. Однако сегодня модно высмеивать эти слова Божественного Откровения. Как некий «символ веры», люди, именующие себя светскими, повторяют: наука доказала, что Бога нет. Но это утверждение не выдерживает никакой критики. Во-первых, наука не может что-то доказывать или не доказывать в бытии этого мира. Потому что, чтобы знать, каков этот мир, и иметь научную картину этого мира, необходимо его исследовать от начала до конца. И когда говорят, что «наука доказала: Бога нет», хочется спросить: а в какой лаборатории это доказывалось? какие научные эксперименты проводились, чтобы это доказать? И кто проводил эти эксперименты? Но вряд ли мы получим ответы на эти вопросы.

Сотворение мира, Кафедральный собор Монреале, Италия, мозаика XII в. Сотворение мира, Кафедральный собор Монреале, Италия, мозаика XII в.

Слова «наука доказала, что Бога нет» – не более чем идеология

Слова: «наука доказала, что Бога нет» – не более чем некое философское утверждение, некая идеология, которая вычеркивает Бога из мировоззрения человека.

«Удаление» Бога шло постепенно. Одним из этапов этого процесса был деизм – философия, признающая, что Бог является Творцом этого мира, но, сотворив его, Он в дальнейшем «отвернулся» от него, отдалился, «не занимается» им. Бог просто «завел» этот мир как часовой механизм.   

Признаёт как будто бы Бога и пантеизм, правда, утверждая при этом, что Бог – это вообще всё. Как следствие этого, выводится теория о необходимости подражать природе, слиться с природой, тогда человек станет лучше, этичнее, поднимет планку своей нравственности. Но ведь в природе не так всё и просто: существуют законы хищнические, существуют законы подавления одного животного другим… Возникла даже теория выживания.

«Материя вечна и бесконечна!» Люди неверующие склонны приписывать атрибуты Бога тварному миру

Более подробно мне бы хотелось остановиться на теории материализма, которая говорит, что человек пришел ниоткуда и уйдет в никуда. Сразу хочу заметить, что многие теории о происхождении этого мира и человека, о смысле жизни человека на земле, отрекаясь от Бога – а псалмопевец Давид заметил: «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”» (Пс. 13: 1), – все качества Бога начинают приписывать тварному миру. Так, например, материализм учит, что материя вечна. Но мы, православные люди, знаем, что этот титул принадлежит только Богу. Бог вечен, бесконечен, вездесущ, всемогущ, всеведущ и всезнающ. Но так как, по выражению учителя Церкви Тертуллиана, «душа по природе своей христианка» и она сотворена быть верующей, человек, утративший веру, отрекшийся от Бога, качества, присущие Богу, переносит на тварный мир. Вот и материалисты вечность приписали материи.

И.К.Айвазовский. Хаос (Сотворение мира). 1841, бумага, маслo 106x75cм, Музей конгрегации мхитаристов. Св. Лазар, Венеция И.К.Айвазовский. Хаос (Сотворение мира). 1841, бумага, маслo 106x75cм, Музей конгрегации мхитаристов. Св. Лазар, Венеция
Эта теория учит: материя была мертвой, потом возник какой-то органический бульон, вдруг произошла некая реакция – и появилась жизнь. И всё это будто бы было миллиарды и миллиарды лет назад.

Приписывается тварному миру и бесконечность. Спроси сегодня: космос конечен или бесконечен? – Многие ответят: «Бесконечен!» Нет, космос имеет свое окончание. Только Бог бесконечен и безначален. Где это окончание космоса, наука пока еще не дозналась, но оно точно есть.

И так как от мировоззрения человека зависит и его восприятие этого мира, и его самосознание, самоосмысление – ответы на вопросы: кто я? откуда пришел и куда уйду? – то многие люди, верящие в теорию материализма и атеизма, отрицающие Бога, и ведут себя часто так, что иногда, как мы говорим, диву даешься. И это неслучайно. Почему? Потому что, когда человек верит, что он произошел из какой-то мертвой материи, пришел ниоткуда и уйдет в никуда, когда он верит, что умрет и на этом жизнь его закончится – его закопают, лопух на могиле вырастет, как писал Лесков, и более ничего от него не останется, – каков будет образ поведения и жизни такого человека? – «Бери от жизни всё, не дай себе засохнуть». Апостол Павел так и пишет: «Если мы не верим, что Христос умер и воскрес, то вера наша тщетна» (ср.: 1 Кор. 15: 13–14): будем есть, пить, гулять и веселиться – а зачем себя сдерживать?

И если человек мыслит себя всецело существом материальным, то и самое главное для него будет то, что материально, и нет ничего удивительного, что сегодня люди во главу угла ставят материальное и из-за такого мировоззрения становятся какими-то людьми неживыми. Неживыми и по отношению к другим людям, и по отношению к природе. Это такое хищническое отношение. Зачем сдерживать блудника? – Один раз живем, дайте насладиться до конца. Зачем сдерживать пьяницу? – Один раз живем – так и говорят: «Наливай, всё равно помирать». Зачем сдерживать человека, который употребляет наркотики: дайте их ему – один раз человек живет, он должен попробовать всё. Вот так далеко может завести материалистическое мировоззрение, отвержение Бога.

И справедливы слова псалмопевца Давида, о которых я вспоминал выше: «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”» – и далее: «Они развратились, совершили гнусные дела» (Пс. 13: 2).

Так что все теории, отрицающие Бога, в большей степени построены не на научных доказательствах, а на философии и ангажированной идеологии. Нужно было объяснить людям, что же есть, если Бога нет. И я думаю, хорошо выполненный идеологический заказ по внедрению атеистического сознания в наше общество был неплохо проплачен. А встречающиеся даже в учебниках как бы научные доказательства того, что якобы мир возник случайно и Бога нет, никаких научных обоснований под собой не имеют.

Могила Фридриха Ницше Могила Фридриха Ницше
А как торжествовали многие, в том числе и «ученые», когда Ницше заявил: «Бог умер». Все рукоплескали, вся Европа: «Какой человек! Как он сказал!.. Бог умер!» Так же сегодня отрекшиеся от Бога, люди с извращенным сознанием восхищаются искусством «Черного квадрата» или чего-то подобного.

Вспоминается история с могилой Ницше, этого нигилиста. На могильном камне есть повреждение. На нем было написано: «Бог умер!», так некие люди вместо слова «Бог» приписали «Ницше». Получилось: «Ницше умер». Вот такую злую шутку сыграла с ним судьба, в которую он так верил. Он, исповедовавший, что Бога нет, а всё предрешено каким-то безличностным материальным вращением молекул и атомов.

Но обратимся к словам великих ученых, чтобы понять, действительно ли они отрицали Бога и действительно ли Бог для них был чужд. Думаю, ни у кого не станет вызывать сомнения слова физика и математика Исаака Ньютона. Он писал: «Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану всеведущего и всемогущего Существа. Вот мое первое и последнее слово».

А. Эйнштейн: «Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть человеком религиозным»

А вот свидетельство Альберта Эйнштейна: «Каждый серьезный естествоиспытатель должен быть каким-то образом человеком религиозным. Иначе он не способен себе представить, что те невероятно тонкие взаимосвязи, которые он наблюдает, выдуманы не им. В бесконечном универсуме обнаруживается действие бесконечно совершенного Разума». И далее: «Обычное представление обо мне как об атеисте – большое заблуждение. Если это представление почерпнуто из моих научных работ, могу сказать, что они поняты неправильно».

А есть ли свидетельства русских ученых? Есть. Михаила Ломоносова, например: «Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал Свое величество, в другой Свою волю. Первая книга – видимый сей мир. В этой книге сложения видимого мира – физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть то же, что в книге Священного Писания пророки, апостолы и церковные учители». И далее он заключает: «Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю выверить циркулем». Как верно! «Также не здраво рассудителен и учитель богословия, если он думает, что по Псалтири можно научиться астрономии или химии». Михаил Ломоносов говорит о том, что каждая наука должна заниматься своим делом. И нельзя вымерить циркулем Божественный Разум.

Русский философ Владимир Соловьев, несмотря на все его шатания в разные стороны, писал так: «Нельзя всё измерять деревянным аршином ума своего».

Не могу удержаться от того, чтобы не привести тут стихотворение Ломоносова, который, как мы все знаем, был не только ученый, но и поэт:

Услыши, Господи, мой глас,
Когда к Тебе взываю,
И сохрани на всякий час:
К Тебе я прибегаю.
Ко свету Твоего Лица
Вперяю взор душевный,
И от всещедрого Творца
Приемлю луч вседневный…
Меня в сей жизни не отдай
Душам людей безбожных,
Твоей десницей покрывай
От клеветаний ложных.

Как видим, он просит: «к Тебе я прибегаю – меня в сей жизни не отдай душам людей безбожных». А вот его обращение к тем, кто говорит, что Бог у них якобы «в душе»:

О вы, что Божество в пределах чтите тесных…
Вперите мысль, чему Святитель сей учил,
Что ныне нам гласит от лика горних сил.
На милость Вышнего, на истину склонитесь
И к Матери своей вы Церкви примиритесь.

Удивительные слова ученого!

историк религии Андрей Иванович Солодков историк религии Андрей Иванович Солодков

Можно вспомнить и слова хирурга Н.И. Пирогова, и химика Д.И. Менделеева, и других ученых, которые тоже Бога не отрицали.

Добросовестные люди науки всегда говорят: «Мы не строим теорий о том, как произошел мир. Мы только изучаем тот мир и те законы, которые уже есть». И действительно, наука не творит этот мир – наука лишь открывает те законы, которые были созданы. Скажите, разве не было химических элементов до того, пока Менделеев не упорядочил их в таблицу? – Были, конечно. Разве не было гравитации до того, как был сформулирован закон притяжения? – Конечно, была. А что сделали ученые? – Открыли это. Разве не было атомной энергии, пока ученые ее не открыли? – Была. – Что сделали ученые? – Открыли.

Наука лишь открывает те или иные законы. Но Творцом всех этих законов является Бог – Творец и Промыслитель мира.

Но этому мы посвятим нашу следующую встречу.

Андрей Солодков

18 апреля 2016 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Бог да я, это уже большинство, причём подавляющее» «Бог да я, это уже большинство, причём подавляющее»
Андрей Солодков
«Бог да я, это уже большинство, причём подавляющее» «Бог да я, это уже большинство, причём подавляющее»
Беседы на Книгу Бытия, 15 глава
Андрей Солодков
Авраам защиту и славу ищет у Бога, и Господь утверждает и укрепляет его в вере и надежде на великое потомство и наследие, которое произойдет от него.
Не сообразуйтесь с веком сим... (Рим. 12, 2) Не сообразуйтесь с веком сим... (Рим. 12, 2)
Андрей Солодков
Не сообразуйтесь с веком сим... (Рим. 12, 2) Не сообразуйтесь с веком сим... (Рим. 12, 2)
Беседы на Книгу Бытия, 14 глава
Андрей Солодков
Не видя в себе багажа грехов и не раскаиваясь в них, мы превозносимся над другими. В нашей проповеди нет веры и любви к ближним, она подобна молитве фарисея.
Искушение богатством, или Как не попасть в Содом и Гоморру Искушение богатством, или Как не попасть в Содом и Гоморру
Андрей Солодков
Искушение богатством, или Как не попасть в Содом и Гоморру Искушение богатством, или Как не попасть в Содом и Гоморру
Беседы на Книгу Бытия, 13: 1–13
Андрей Солодков
«Смотри, как избыток богатства тотчас становится причиной разделения, производит разрыв, нарушает согласие, расторгает узы родства!» – замечает святитель Иоанн Златоуст.
Любящим Бога всё содействует ко благу (Беседы на кн. Бытия) Любящим Бога всё содействует ко благу (Беседы на кн. Бытия)
Андрей Солодков
Любящим Бога всё содействует ко благу (Беседы на кн. Бытия) Любящим Бога всё содействует ко благу
Беседы на книгу Бытия, 12: 1–20
Андрей Солодков
Какие уроки доверия Богу мы находим в Книге Бытия? Зачем Аврам пошел в Египет? И как относиться к тому, что он выдавал свою жену Сару за сестру?
Падение вавилонской цивилизации (Беседы на кн. Бытия) Падение вавилонской цивилизации (Беседы на кн. Бытия)
Андрей Солодков
Падение вавилонской цивилизации (Беседы на кн. Бытия) Падение вавилонской цивилизации
Беседы на книгу Бытия, 11: 1–32
Андрей Солодков
О том, что прежде всего должен преобразовывать человек – окружающий мир или себя самого, о кровавых звездных богах Вавилона и их «влиянии» на современную жизнь, о единстве богопротивном и единстве в Боге.
Причина гибели допотопной цивилизации Причина гибели допотопной цивилизации
Андрей Солодков
Причина гибели допотопной цивилизации Причина гибели допотопной цивилизации
Беседы на Книгу Бытия, 6–8
Андрей Солодков
Почему «раскаялся Господь, что создал человека на земле» (Быт. 6: 6)? Что прообразует собой построенный Ноем ковчег? Как святые отцы толкуют его устройство? Каково первое деяние Ноя после спасения, и чему оно учит нас?
Всякое ли служение угодно Богу? (+ВИДЕО) Всякое ли служение угодно Богу? (+ВИДЕО)
Андрей Солодков
Всякое ли служение угодно Богу? (+ВИДЕО) Всякое ли служение угодно Богу? (+ВИДЕО)
Беседы на книгу Бытия. 4
Андрей Солодков
Почему Бог не принял жертву Каина? Что значит вопрос Господа: «Где брат твой»? И зачем Каин строит город?
Почему Бог допускает зло (+ВИДЕО) Почему Бог допускает зло (+ВИДЕО)
Андрей Солодков
Почему Бог допускает зло (+ВИДЕО) Почему Бог допускает зло (+ВИДЕО)
Беседы на книгу Бытия. 3:1-9
Андрей Солодков
О том, как красота и превосходство становятся губительными, о змее с лапами и походкой верблюда, в чем подвох вопросов сатаны к Еве и почему всевидящий Бог спрашивает Адама: «Где ты?»
Сотворение человека Сотворение человека
Андрей Солодков
Сотворение человека Сотворение человека
Беседы на Книгу Бытия. 2: 1–25
Андрей Солодков
Есть ли основания считать, что в Книге Бытия утверждается почитание субботы? Почему заблуждаются «Свидетели Иеговы», учащие, что душа человека в его крови? Зачем Бог творит Еву из ребра Адама?
Комментарии
Юрий12 июня 2016, 00:47
Ответ на комментарий Юлии (от 19 апреля 2016 года). "Нигде в другом месте - ни у буддистов, ни у мусульман наука не развивалась." А как же средневековые персидские (тот же Аль-Хорезми), которые занимались многими науками, например, благодаря им появилась алгебра. А великие древнегреческие ученые? Один из них (Эратосфен Киренский) задолго до Галилео Галилея доказал, что Земля круглая. А древние ученые Китая, которые изобрели много чего того, что мы используем и даже не знаем, что это все было придумано в Китае? Примеров, что не только в христианских странах были выдающиеся ученые, масса! Так что, Юлия, учите, пожалуйста, материальную часть и пищите комментарии к тем темам, в которых разбираетесь.
Юрий23 апреля 2016, 16:07
Спасибо! С интересом будем ждать следующей лекции.
Из статьи на этом сайте (прошу прощения, не помню): "МИФИ занимает первое место среди ВУЗов по количеству выпускников, ставших священниками".
Арина21 апреля 2016, 04:40
У кого Бога нет, у того несмотря на ум, интеллект, талант и Царя в голове нет. Все бы ничего, однако свято место пусто не бывает и богом назначают себя. И это можно было бы пережить, но они же пытаются легализовать свое "божественное" положение, требуя признания и поклонения, начинают сотворенный не ими мир "совершенствовать" под себя, ссылаясь на науку и используя ее. Вот и хочется их спросить, если Бога нет, то зачем же каждый, кто это говорит, претендует на Его место.
Alexander 19 апреля 2016, 23:13
На iPad Pro ( самый большой) невозможен просмотр видео
Юлия19 апреля 2016, 21:20
Наука развивалась только в Христианском мире, учеными Христианами (Коперник, Кеплер, Ньютон, Паскаль, Эйлер, Менделеев). Нигде в другом месте - ни у буддистов, ни у мусульман наука не развивалась. Пароходы, паровозы, самолеты создали Христиане. Это доказывает, что наука развивалась благодаря Христианству, а не вопреки (как нам внушали атеисты). Познание истины возможно только в Христианском мире. Как нам было обещано - так и получено. Научный атеизм и не пытался доказать, что Бога нет - утверждалось, что наличие или отсутствие недоказуемо - вот и вся научность атеизма.
Светлана19 апреля 2016, 19:56
Прекрасная лекция, как и все остальные материалы на Православие.ру. Огромное спасибо лектору Андрею Ивановичу Солодкову, а также комментатору Антонию и другим комментаторам. В храме, куда я хожу, служит иеромонах, по образованию физик-ядерщик, участвовавший в разработке нового энергоблока атомной станции. Потрясающей эрудиции и знаний человек,посвятивший жизнь свою Богу. Яркий пример того, что наука и православие не только не противоречат друг другу, а абсолютно гармонично сочетаются, образуя в нашем сознании полное и ясное представление о мире. Буду с нетерпением ожидать следующих лекций.
Людмила19 апреля 2016, 17:41
Никогда раньше не думала, что теория эволюции такой откладывает отпечаток на этику человеческого поведения. Спасибо за четкое и ясное изложение.
Андрей 19 апреля 2016, 14:31
Читательнице усердной:
Всего в 18 минут не уместить) но в продолжении обязательна коснемся вопроса разных религий, в том числе так называемых - традиционных. Особенно когда, будем рассматривать Быт. 11 главу - религию Вавилонского столпотворения. А пока могу предложить лекцию на просторах интернета с названием: "Истоки религий" .
С уважением Андрей Иванович Солодков.
Алексей Уткин19 апреля 2016, 11:59
Спасибо большое за хорошую лекцию.
Хочется привести цитату еще одного учёного Вернера Гейзенберга: "Первый глоток из кубка естествознания порождает атеизм, но на дне сосуда нас ожидает Бог".
С уважением, физик Алексей.
Читательница усердная19 апреля 2016, 07:59
Cпасибо за эту статью и комментарий читателя Антония. Хотелось бы отметить, что сейчас уже среди ученых атеистов очень мало, но много людей (особенно среди молодых) кто признает существование Бога, но не признает обрядов, вот о чем важнее сейчас говорить. Один мой знакомый такой человек меня постоянно спрашивает с уверенностью, что я попаду в капкан: "Так чей же Бог-то сотворил мир мусульманский или православный или иудейский или может индийские боги?" Вот где сложность, ответить на этот вопрос. А существование Высшей Воли и Разума сейчас уже почти никто не отрицает из инженеров, математиков, химиков.
р.Б.Иулия19 апреля 2016, 02:07
Спаси Бог за интересный рассказ Андрея Солодкина и не менее интересное дополнение, сделанное АНТОНИЕМ.
Марина18 апреля 2016, 21:50
С каждым днем все больше убеждаюсь, что атеизм – это вовсе не венец философии высокоразвитого человека, а лишь болезненное состояние сознания, порождённое малым знанием. Сколько оказывается великих "умов" этого мира верили в Бога и благодаря Богу сделали столько открытий. Они понимали, что такая высокая организованность жизни не могла возникнуть случайно. Поэтому будем больше читать, изучать Священное Писание, смотреть цикл бесед, дабы не быть неграмотными невеждами.
Максим18 апреля 2016, 21:40
Спасибо за содержательную и познавательную лекцию!
Антоний18 апреля 2016, 14:57
Добрый день, братья и сестры! Как человек, всю свою жизнь занимающийся научно-исследовательской (главным образом, математическим и имитационным моделированием в сфере гражданской авиации) и преподавательской работой в университете, я, пожалуй, могу называть себя учёным. За всю свою жизнь я лишь убедился, что противоречий между религией и наукой нет и не может быть в принципе. Зато нашел определенные доказательства существования Бога еще в подростковом возрасте, когда я был безмерно увлечен биологией. В те годы я задал себе вопрос: чем живое создание (отдельная клетка, например) отличается от только что погибшего? Что произошло в момент гибели на микро- и макроуровне? Почему с этого момента внутри живого создания будут происходить одни процессы (жизнедеятельности), внутри мёртвого - другие (разрушения)? Что было утеряно в момент смерти, если структурных разрушений еще не произошло, а сами структурные изменения являются не причиной, а следствием смерти? Можно ли "вернуть жизнь обратно"? И можно ли, например, заставить ожить искусственную клетку, которую мы с помощью технологий будущего соберем атом за атомом и сделаем абсолютно точной копией существующей живой клетки, или же она сразу начнет разлагаться? Все эти вопросы сводились по сути к одному - что есть источник жизни на всех уровнях организации живой материи, от отдельных атомов до целых организмов. Ответ на свой вопрос я пытливо искал в конфигурациях электронных облаков (которые как раз изучались в те дни на уроках химии, за помощь в изучении этой науки я по сей день благодарен своей учительнице Ларисе Анатольевне Ксенофонтовой), в наличии или отсутствии нужных для процессов жизнедеятельности веществ, таких как молекулы АТФ и глюкозы, но совершенно неожиданно для себя нашел... в знакомой с детства молитве Святому Духу: "... Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю..." - собственно, из слов этой молитвы следует, что Бог (в лице Святого Духа) есть всюду присутствующий источник жизни, источник действующий повсеместно и непрерывно. С тех пор прошли годы, я многое изучил, закончил университет и аспирантуру, но остался верен Богу, потому что находил не опровержения, а лишь новые доказательства Его существования. Конечно, некоторые люди видят противоречия между существующими научными теориями и нашим Православным мировоззрением, но я смею заявить, что противоречия эти мнимые: либо теории недостоверны, либо "противоречащие" им постулаты Православия истолкованы неверно, третьего не дано. Я оставлю богословам споры о совместимости с нашими Православными взглядами, скажем, теорий Большого взрыва и эволюции (желающим познакомиться с темой подробнее и вынести собственные суждения советую начать с книги протоиерея Константина Пархоменко "Сотворение мира и человека", а также с книги протодиакона Андрея Кураева "Может ли православный быть эволюционистом"), от себя скажу лишь, что ни одна из вышеуказанных теорий не способна объяснить возникновение сегодняшнего мира при отсутствии Бога: теория Большого взрыва упирается в проблему начальной сингулярности, "заглянуть за которую" невозможно (выдающийся астрофизик Стивен Хокинг пришел к этому заключению еще в 1967 году: "Результаты наших наблюдений подтверждают предположение о том, что Вселенная возникла в определённый момент времени. Однако сам момент начала творения, сингулярность, не подчиняется ни одному из известных законов физики"), а теория эволюции не объясняет возникновение жизни (в ходе предполагаемой эволюции все живое происходит от живого, а получить живое из мертвого еще никому не удалось). Что же в итоге? Разум - один из величайших даров Бога, доступных нам. Отказываться от такого дара и его плодов, пожалуй, грех. Наука как способ организации разумной деятельности - важнейший инструмент в познании и совершенствовании мира, а результаты использования любого инструмента зависят от нас самих. Вера в Бога и религиозное мировоззрение прекрасно сочетаются друг с другом. Вера помогает ученому работать в правильном, угодном Богу направлении, служит для него источником нравственности и морали. Более того, в отсутствие веры в Бога наука не способна стать самостоятельным источником морали для ученого и его деятельность может стать бесчеловечной. Плодами такой деятельности становятся оружие массового поражения, технологии контроля за разумом, все более изощренные методы прерывания беременности, опыты над людьми (в т.ч. легализуемые сегодня опыты над человеческими эмбрионами, подлежащими уничтожению по окончании эксперимента) и т.д. Утверждать же, что "наука доказала, что Бога нет" - это примерно то же самое, что глядя в небо через непрозрачные очки, утверждать, что "наука доказала, что Солнца не существует". С уважением, инженер-математик Антоний.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×