Москва, 23 марта 2004 г.
Реликвии из России оказались в центре внимания и даже произвели настоящую сенсацию на выставке "Византия. Слава и власть", открывшейся в музее "Метрополитен" (Нью-Йорк), сообщает РИА "Новости".
Музеи Кремля участвуют в масштабной интернациональной выставке наряду с семью другими сокровищницами России. В их числе - Государственный Эрмитаж, Исторический и Русский музеи, Третьяковская галерея и Новгородский музей-заповедник.
По словам заместителя директора Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" Зельфиры Трегуловой, это первое массовое участие России в чрезвычайно престижном проекте международного масштаба, где представлены ведущие национальные музеи и богатейшие частные собрания всего мира: от Лувра, Британского музея и коллекции Поля Гетти до древлехранилищ Греции, Болгарии, Сербии, Кипра.
По мнению Трегуловой, хотя выставка примет массовых зрителей лишь начиная со вторника, уже сейчас она может претендовать на почетное место в ежегодном рейтинге британской газеты "Art Newspaper".
В музее "Метрополитен" разместилось 350 экспонатов самого "первого ряда" из 124 музеев и частных собраний США, стран Европы, Азии, Африки. Однако по значимости в этом показе, как считает представитель музеев Кремля, с российскими реликвиями могут соперничать лишь легендарные иконы из монастыря св. Екатерины на Синае (Египет), впервые покинувшие родные пенаты.
Кроме того, никогда прежде российские музеи и хранимые ими шедевры не были столь заметны на выставках, развернутых на территории США, добавила Трегулова. Так произошло и потому, добавила она, что шедевры из России, в особенности средневековые, крайне редко бывают за океаном, и в силу их исключительного художественного уровня, неотъемлемого от сакрального смысла исторической реликвии как таковой.
В числе знаковых российских реликвий - Людогощенский крест из Новгорода, иконы "Борис и Глеб" новгородской школы, византийский образ 14 века "Богоматерь Одигитрия", происходящий из Благовещенского собора Московского Кремля, и его русская версия 15 века, хранящаяся ныне в собрании Третьяковки.
Это уже вторая "серия" выставочного проекта о Византии. Первая, также с участием России, была показана в "Метрополитене" в 1997 году под девизом "Слава Византии". Темой новой экспозиции стал поздний, "палеологовский" период в истории канувшей в Лету державы - с 1261 по 1557 годов. Такой диапазон, захватив целое столетие после падения Византии в 1453 году, проект приобрел в силу того, что в фокусе - не только искусство "Священной империи", но и его влияние на Балканах и в России. Исследуются и варианты трансформации византийской культуры в других странах, вплоть до Венецианской республики и севера Европы.
Хотя число экспонатов из России может показаться не столь уж большим - всего около 50-ти - они поразили воображение первых посетителей выставки, которыми стали специалисты и VIP-персоны. Запад практически не знаком с древностями, священными для Московской Руси, пояснила Трегулова. Между тем, "русские" экспонаты достойно выдерживают соперничество с прославленными раритетами из сердца "старой" христианской Европы.
Например, впервые рядом, в одной огромной витрине, помещены два уникальных саккоса начала 14 века. Но малый саккос митрополита Фотия - тот, что хранится в Московском Кремле и является византийским памятником с дополнениями от русских мастеров, - по степени сохранности заметно превосходит аналог из музеев Ватикана.
Еще один из всего-навсего трех, зато "ударных" экспонатов из Кремля - епитрахиль митрополита Фотия, на рубеже 14-15 веков украшенная уже российским жемчугом. "Двенадцать апостолов" - икону из Константинополя начала 14 века - прислал в США Пушкинский музей, Третьяковка - "Распятие" кисти Дионисия, а Русский музей - весьма почитаемую русскую икону "Борис и Глеб" в византийском окладе и не менее знаменитую "Битву новгородцев с суздальцами".
Среди российских памятников выделяются также украшенные миниатюрами греческие и армянские рукописи из Эрмитажа, Русского и Исторического музеев, Российской национальной библиотеки (С.-Петербург). А в солидном каталоге выставки, содержащем статьи крупнейших ученых-византинистов, отдельный текст посвящен памятникам византийского шитья, происходящим из Кирилло-Белозерского монастыря на Русском Севере.
Выставка в музее "Метрополитен" продлится до 4 июля, но уже сейчас россияне начали переговоры, хотя "очень непростые", с целью показать проект "Византия. Слава и власть" в России, сообщила замдиректора музея-заповедника "Московский Кремль".