Москва, 23 марта 2004 г.
Джотто. Распятие |
Центром экспозиции служит деревянный макет, в масштабе один к четырем воспроизводящий знаковую работу Джотто - расписанную им Капеллу Скровеньи, находящуюся в Падуе. Эти фрески мастер создал в период творческого расцвета, но не позже 1305 года, по заказу богатейшего гражданина Падуи - Энрико Скровеньи.
Джотто. Бегство в Египет |
Желая увековечить память своего отца и "замолить" его грехи, в 1303 году Скровеньи построил часовню рядом со своим дворцом, на месте римского амфитеатра (отсюда другое ее название - "Капелла дель Арена"). Расписать храм был приглашен художник, в тот момент работавший в соборе св. Антония Падуанского и уже прославленный как автор цикла фресок в честь св. Франциска в Ассизи, а также создавший ряд знаменитых алтарных образов в родной Флоренции.
Фрески Джотто на тему жития Богоматери, дополненные обширным циклом из истории Христа, покрывают стены и потолок небольшой капеллы в Падуе. Однако увидеть это чудо живописи, фрагменты которой включены в хрестоматии и изучаются в университетах всего мира, весьма непросто.
Джотто. Сон Иакова |
Поэтому нельзя недооценивать значение экспозиции в ВГБИЛ, позволяющей российской публике воочию представить этот шедевр раннего Возрождения.
Отрадно и то, что Москва оказалась в списке мировых столиц и просто крупнейших городов, где итальянцы демонстрируют выставку-передвижку. В Россию ее привезли после Барселоны, Веймара, Фрайбурга, Тайпея, Сантьяго, Кордовы (Аргентина) и Брюсселя, а впереди - показ в Санкт-Петербурге.
Стоит ли добавлять, что фрески, в отличие от картин, навеки связаны со стенами здания, где написаны, и перевозить их невозможно. Выставка состоит в основном из фотографий в масштабе 1:3, где полностью запечатлен цикл фресок Джотто. Особенно сильное впечатление остается из-за того, что копии фресок в модели Капеллы находятся на уровне взгляда зрителя.
Организаторы показа - Министерство культуры России, посольство Италии в РФ, а также провинция Падуя, муниципалитет города Падуи и Ассоциация друзей России (Италия).