Москва, 19 июля 2016 г.
Положение христиан в Турции ухудшится, так как после подавления мятежа наметилась тенденция на усиление исламизации страны и укрепление личной власти президента Тайипа Эрдогана, считает руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин, сообщает РИА-Новости.
В пятницу вечером руководство Турции объявило о попытке военного переворота в стране. Со своей стороны военные заявили о переходе власти в их руки. Утром в субботу мятежные военные начали сдаваться. Власти Турции заявили, что попытка путча провалилась. Лидеры религиозных общин Турции выступили с совместным заявлением, в котором они решительно осудили попытку переворота в стране.
«Я думаю, что отношение к христианам в целом и, прежде всего, к христианской миссии в Турции, к более широкому представительству христианских церквей в этой стране – не только православных и католиков, но и протестантов – изменится, безусловно, в худшую сторону. Тем более что если православные и католики существовали в Турции в своеобразном гетто, — что называется "за семью заборами" — то протестантские миссионеры – самые разные, прежде всего баптисты, пятидесятники – действовали довольно открыто, за что подвергались гонениям со стороны турецких властей. Это уже было», — сказал РИА Новости Лункин.
Ухудшение ситуации эксперт связывает с усилением «исламизации страны», так как «ясно, что подавление мятежа приведет к ужесточению авторитарных тенденций в Турции и личной власти президента Эрдогана». При этом, как он считает, «сложно сказать», как изменятся отношения властей Турции с Константинопольским патриархатом, кафедра которого находится в Стамбуле.
«Все-таки большинство приходов Константинополя располагаются за пределами Турции. Поэтому все будет зависеть от того, насколько уважительно турецкое правительство будет относиться к христианам в целом и к резиденции Вселенского патриархата. Я думаю, что пока что нет никаких сведений, предпосылок для того, чтобы говорить о том, что отношение к Константинопольскому патриархату может как-то радикально измениться», — сказал религиовед.