Ясеновац, 12 сентября 2016 г.
«Сербская Православная Церковь причислила к лику святых всех пострадавших в этом концлагере. <…> У нас новомучеников и исповедников очень много, ведь на Балканах постоянно были воины. И у нас есть Пребиловацкие мученики (600 человек, убитых усташами в 1941 году в селе Пребиловац – ред.) и в разных местах, где были концлагеря. Ясеновац – не единственный концлагерь, где страдали сербы, на территории бывшей Югославии. Но это самая массовая могила и самая известная. Речь идет о 700 тысячах человек», — рассказал агенству РИА представитель Сербской Православной Церкви при патриархе Московском и всея Руси епископ Моравичский Антоний (Пантелич).
Система лагерей смерти Ясеновац была создана хорватскими нацистами-усташами в августе 1941 года для сербов, евреев, цыган и инакомыслящих. Отличительной особенностью концлагеря было уничтожение людей жестокими способами – убийство специальными ножами и молотами, утопление, захоронение и сжигание заживо.
10 сентября в монастыре Святого Иоанна Крестителя в городе Ясеновац прошли торжественные мероприятия в честь Новомучеников Ясеновацких. Праздничное богослужение возглавили Константинопольский Патриарх Варфоломей и Патриарх Сербский Иринеей, в сослужении епископа Славонско-Пакрацкий Иоанна, митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия, духовенства Сербской и Русской Православных Церквей. Для участия в торжествах из России прибыли митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх и клирик храма святителя Николая в Кузнецах протоиерей Александр Мазырин, сообщает сайт Srpska.ru.
Накануне торжественного богослужения, в пятницу, 9 сентября, состоялась международная научная конференция «Новомученики: Полиперспектива» с участием Эфраима Зуроффа, директора иерусалимского Центра Симона Визенталя, митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия, профессора кафедры истории Русской Православной Церкви в ПСТГУ протоиерея Александра Мазырина, Горана Милорадовича из Института современной истории в Белграде, Велько Джурича, директора Музея Жертв геноцида в Белграде.
С тех пор, как правящим архиереем Славонско-Пакрацкой епархии Сербской Православной Церкви стал епископ Иоанн (Чулибрк) память Новомучеников, погибших в концлагере Ясеновац от рук хорватских фашистов-усташей, отмечается с особым вниманием.
Система концентрационных лагерей под общим названием Ясеновац была создана в августе 1941 года. Это третий концентрационный лагерь в Европе по масштабам преступлений после польских Треблинки и Аушвица и самый большой концентрационный лагерь в Независимом государстве Хорватия в период Второй мировой войны.
Владыка Иоанн (Чулибрк) – председатель Комитета по Ясеновацу Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви и автор книг и статей по проблеме геноцида сербского народа. Он продолжает заниматься историей преступлений тогдашнего хорватского режима и историографией этого вопроса, как в сербской, так и в мировой исторической литературе. В 2012 году сербский еженедельник «Время» признал владыку Йована человеком года за разностороннюю деятельность на благо сербского народа.
О Новомучениках Ясеновацких в России известно мало. Ежегодно Собор Новомучеников и Исповедников Российских отмечается 7 февраля по новому стилю.
Тем не менее, 7 июня 2012 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение включить в месяцеслов Русской Православной Церкви Собор Новомучеников Ясеновацких, установив днем их памяти 13 сентября по новому стилю.
Новомученики Ясеновацкие – православные сербы, принявшие мученическую смерть с 1941 по 1945 гг. В годы Второй мировой войны в Ясеноваце хорватскими фашистами-усташами было уничтожено около семисот тысяч православных сербов. Точная цифра до сих пор не известна.
«Единственным институтом, который был создан с исключительной целью исследования страданий во Второй мировой войне, является белградский Музей жертв геноцида, основанный в 1992 году, когда большинство европейских стран уже знало число своих пострадавших, – заявляет епископ Славонско-Пакрацкий Йован. – Музей представляет собой исключительно профессиональный институт, а его кадры имеют серьезную научную международную репутацию. Но Музей жертв геноцида не имеет должного финансирования, он вытеснен на обочину общественной жизни… Не забывайте, что разброс в оценках числа жертв Ясеноваца составляет от миллиона и ста тысяч, как установлено Радомиром Булатовичем (доктор исторических и социологических наук, директор Национального Музея Черногории и Мавзолея «Петр II Петрович Негош», автор более 70 книг и научных работ – Прим.авт.) до двух с половиной тысяч – по данным комиссии хорватского собора. Это безнравственно»,– отмечает владыка Йован.
Зверства хорватских усташей в Ясеноваце против сербского, еврейского и цыганского населения описаны в книгах не только сербских авторов, но и молодых историков в Европе и США, например, в работах Эмили Грейбл, Александра Корба, Лиляны Радонич, Эмилы Керен.
Их имена мало известны широкой публике, как и то, что на самом деле происходило в Ясеноваце, в 60 километрах от столицы современной Хорватии Загреба.
«Ясеновац – лагерь смерти, созданный Независимым государством Хорватия (НГХ) в оккупированной Югославии в годы Второй мировой войны. Усташи были экстремистами, странной смесью римокатолицизма и нацизма. Единственную параллель можно провести со словацкими фашистами во главе с Йозефом Тисо, но усташи были еще большими изуверами, чем словацкие фашисты, прежде всего по объему совершенных преступлений над сербами, евреями, цыганами, антифашистами, даже над старокатоликами, ибо в Ясеновце был уничтожен весь клир старокатолической церкви в Хорватии», – отмечает епископ Славонско-Пакрацкий Йован.
Независимое государство Хорватия – провозглашенное Германией, Италией, Венгрией и Болгарией марионеточное государство на территории Боснии и Герцеговины и части Сербии. Оно было создано 10 апреля 1941 года. Главным условием существования НГХ стало уничтожение сербов, евреев и цыган под лозунгом: треть изгнать, треть убить, треть покатоличить. Для осуществления этой программы по примеру фашистской Германии на территории НГХ была создана сеть концентрационных лагерей для «чистки нации».
«Ясеновац, – что особенно подчеркивал профессор, историк Холокоста Иегуда Бауэр из иерусалимского Яд-Вашема, – был страшнее любого немецкого лагеря. Потому что в нем не убивали оружием, не травили газом, не расстреливали, но убивали ножами, молотами, пилами и другими зверскими методами. Ясеновац – место, где сотни тысяч людей приняли чудовищную смерть».
В торжествах в честь Новомучеников Ясеновацких Патриарх Варфоломей принял участие впервые.
«Это, безусловно, историческое событие, – говорит автор книги «Люди Сербской Церкви и переводчица Светлана Луганская. – Это прецедент. Тема страданий сербского народа замалчивается, нередко искажаются факты, смещаются акценты. Международный трибунал ООН рассматривает военные преступления против сербского народа зачастую в пользу хорватов. Это недопустимо, это чудовищная несправедливость, но это факт сегодняшней истории. Поэтому визит Его Всесвятейшества Вселенского Патриарха Варфоломея говорит о том, что правда не может остаться незамеченной. Его приезд в Ясеновац – это ещё один повод рассказать всему миру о страшнейшем из когда-либо существовавших лагерей смерти, о котором, к сожалению, до сих пор знают очень мало».
Отношение к сербам в современной Хорватии остается напряженным. Достаточно вспомнить недавние военные операции 90-х годов – Олуя и Блесак, результатом которых стал исход из Западной Славонии сербского населения. Вновь были массовые жертвы среди мирных жителей, этнические чистки, ликвидацию республики Сербская Краина, захват значительных территорий Республики Сербской и Боснии и Герцеговины.
В прошлом году двадцатилетний юбилей этих событий широко праздновался в Хорватии. В стране ведется активная деятельность по канонизации епископа Алоизия Степинца, который во время Второй мировой войны следовал преступному курсу НГХ и не сделал практически ничего, чтобы защитить православных христиан от массового истребления, хотя имел возможность это предотвратить.
Георгина Станишич – филолог-русист, студентка филологического факультета Белградского университета отмечает, что «спустя 75 лет после создания лагеря смерти Ясеновац любое упоминание о сотнях тысячах пострадавших в нем причиняет боль. И хотя в то время не родились даже мои родители, время не исцеляет ран – и не уменьшает боль. Хотя у меня еще не было возможности посетить это святое место, я верю, что сербский народ выжил и живет благодаря тому, что у нас перед Господом столько заступников – стариков, женщин и невинных детей, мученически пострадавших в этом страшном лагере, который по своим зверствам не имеет равных в истории человечества». Она также заключает, что необходимо говорить молодому поколению о страданиях народа не для разжигания ненависти, но наоборот, чтобы, помня и поминая мученически пострадавших, не допустить, чтобы подобное повторилось.
«Ясеновац, в силу того, я родился много позже трагических событий Второй мировой войны, я запомнить не мог, но его наследие и следы усташеских зверств мы и сегодня видим на территории Хорватии – разрушенные дома, разорённые села, церкви и кладбища, – говорит Божо Кнежевич, студент второго курса медицинского факультета Белградского университета. – Мой прадед Мило Голубович пострадал в Левчем Поле. Как потомок человека, ставшего жертвой усташеского террора, могу сказать, что в готовности всем сердцем простить причиненное зло отражается величие сербского народа. Благодаря епископу Йовану, я имел возможность находиться в Пакраце и Ясеновце и такого чувства мира, такого смешения чувств ужаса и радости, радости свидетельства веры Христовой, когда вы ступаете по земле, напитанной кровью бесчисленных мучеников Христовых, я не испытывал больше нигде».
По словам епископа Славонско-Пакрацкого Йована Визит Вселенского Патриарха направлен именно на то, чтобы по-христиански уврачевать национальные страсти.
«Следует процитировать слова святителя Николая Велимировича о Ясеноваце, – говорит владыка Йован. – Он оставил нам три завета: не мстить, то есть не отвечать злом на зло, славить своих мучеников и свидетельствовать о них миру».