Ложные чудеса и детский крестовый поход

Давно замечено, что человек завороженно воспринимает всё, что касается сферы чудес и чудесного. Людей легко покоряют видимые образы, эффектные действия, чудеса. Умение вершить что-то из ряда вон выходящее рассматривается многими как признак подлинной силы и истины. Но если бы мы знали, чем завершается нарочитый поиск чудес и сверхъестественной силы, то мы предпочли бы всю жизнь прожить без единого чуда. Лучше в простоте и смирении молиться Богу, помня о своей греховности, нежели, попавшись однажды на ложном чуде, порушить в своей жизни всё, что только возможно.

История западного христианства знает страницу, о которой в наши дни не принято вспоминать. Случилось это в 1212 году и называлось детским крестовым походом.

Всё началось с того, что в теплый майский день во Франции недалеко от Парижа появился двенадцатилетний мальчик. Его звали Стефан. Невзирая на столь юный возраст, он вдохновенно проповедовал, что скоро Бог вернет Святой Град Иерусалим христианам.

Незадолго до этого мальчику повстречался таинственный путник-монах, шедший из Палестины и попросивший подаяния. Монах принял поданный ему хлеб, стал рассказывать о Святой Земле, заморских чудесах и подвигах, так что Стефан завороженно слушал, а затем путник неожиданно сказал, что он — Иисус Христос. Он велел Стефану возглавить небывалый доселе крестовый поход — детский, ибо для победы над мусульманами будет достаточно безгрешности детей и Божьего слова в устах их. В завершение встречи загадочный странник вручил отроку свиток — письмо королю Франции Филиппу II.

Вся эта история похожа на какую-то сказку или легенду, но слишком много хроник передает детали происходившего. События того времени являются печальной правдой. Если бы Стефан знал, чем завершится вся эта история, то он осенил бы себя крестным знамением и отошел в сторону. Ему бы вспомнить евангельское предостережение: Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят (Мф. 24: 4–5). Но степень очарования оказалась слишком высокой, в душе Стефана всё перевернулось, сердце горело идеей вести за собой толпы детей и освободить Святой Град. Да и как не согласиться? Каждый мальчишка того времени мечтал стать освободителем Гроба Господня.

Уже на следующий день с котомкой и посохом в руках Стефан, покинув родной дом, отправился проповедовать. «Как можно терпеть, — говорил он, — чтобы Гроб Самого Христа был оскверняем неверными? Да, уже были крестовые походы, но в них принимали участие взрослые, то есть люди грешные, которым Господь не мог возвратить святыню, а вот если пойдут невинные дети, то ради их чистоты и непорочности Бог, несомненно, возвратит Святой Град христианам». Речь юного проповедника, поначалу робкая и неубедительная, становилась всё более пламенной, а вскоре жгла сердца и ранила совесть всех, кто его только слушал.

Невероятно, но вместе с принятием на себя роли избранника Божия в Стефане обнаружились удивительные способности — он исцелял хромых, слепых и бесноватых. А раз так, раз он наглядно вершил чудеса и при этом проповедовал освобождение святынь Иерусалима, то уж конечно, — рассуждал простой люд, — такой мальчик не мог быть не от Бога. Слава о «Божием избраннике» вмиг разлетелась по окрестностям. Впрочем, король Франции Филипп II подобного выступления всерьез не принял, адресованное ему послание осталось невостребованным. Высказались против народного ажиотажа и богословы Парижского университета, справедливо чувствуя в нем примесь обольщения. Но чудо-отрок вызвал цепную реакцию в среде французских детей: их, ощутивших в идеях Стефана вкус романтики, удержать было уже невозможно.

Последовавших за Стефаном детей окрыляли мечты о подвигах, а заодно о свободе от родительской опеки

Всюду спонтанно появлялись такие же юные ораторы, которым подчас не было и десяти лет, вокруг них сплачивалась ребятня. Покидая родителей, они составляли многочисленные отряды, маршировали с пением гимнов, с крестами в руках и зажженными свечами, а в назначенное время двинулись организованными процессиями к мальчику Стефану. Пионервожатые XX века позавидовали бы четкой организации и идейному вдохновению детей того времени, если бы изучали историю подробнее. Последовавших за Стефаном детей окрыляли мечты о подвигах, увлекательном путешествии, славном освобождении Иерусалима, а заодно о свободе от родительской опеки. Но главное, считали они, Господь избрал именно их к свершению Своих Божественных судеб. Наглядным же доказательством правоты юных крестоносцев были чудеса Стефана, которому «явился Христос».

В Евангелии сказано конкретно и ясно: Если кто скажет вам: «вот, здесь Христос», или «там», — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24: 23–24). Но много ли мы исполняем из того, что написано в Евангелии? Зачастую Священное Писание, вызывая у нас уважение, оказывается не связано с нашей реальной жизнью.

Если бы трезвая осторожность проявилась в те дни, то, помимо евангельского предостережения, люди еще обратили бы внимание на некоторые странности в речах Стефана. Он говорил о знамениях и чудесах, якобы поданных ему Самим Христом, которые подчеркивали значимость его фигуры. Например, Стефан вспоминал, как накануне появления таинственного монаха он погнался с хворостиной за коровами, забредшими в пшеницу, а те вдруг пали перед ним на колени. Стефан рассказывал об этом ради лучшего убеждения публики: «Не так ли и нехристи падут перед нами!» — уверенно заключал он. Дети верили ему безоговорочно. Но культ его личности возрастал не по дням, а по часам. Многотысячные толпы детей собирались послушать пламенные речи Стефана, теснились поближе к нему, чтобы заполучить хотя бы маленький лоскут его одежды, и, случалось, в этой безумной толчее за «святыней» придавливали насмерть одного-двух малышей.

Ни порка родителей, ни вразумления короля, ни взывания богословов того времени к здравому разуму не принесли результатов — возле Стефана собралось «воинство» в 30 000 детей. Все они были убеждены в его святости.

Фрагмент картины «Крестовый поход детей в XIII в.» кисти Дж. М. Бойс Фрагмент картины «Крестовый поход детей в XIII в.» кисти Дж. М. Бойс
Покажется невероятным, но в то же самое время в Германии появился подобный же мальчик. Звали его Николай (точнее, Николас), только был он чуть помоложе, около десяти лет от роду. Мальчик выступил в Кёльне и утверждал, что увидел крест в облаках, а голос свыше повелел ему собирать детей в поход. Немедленно последовали исцеления бесноватых и прочие чудеса, а народ в считанные дни разнес слух об этом по всем окрестностям. Чудо, наглядно перед всеми совершенное, воспринималось как очевидное доказательство истины.

Николай проповедовал с папертей церквей, на камнях и бочках посреди площадей. И вновь формировались отряды детей, маршировали в окрестностях своих городов и сел, двигались к Николаю. Германский король Фридрих II оказался более решительным, нежели король Франции, и строжайше запретил затею, приобретавшую уже недетские черты. Собраться к Николаю смогли только дети из ближайших к Кёльну краев, зато отсюда они шли не по одному или два ребенка из семьи, как во Франции, а практически все поголовно, включая семи- и шестилетних. Таким образом, германский крестовый «детский сад» набрал около 20 000 детей.

Поход германских детей был начат поспешно, чтобы «святому делу» не помешали ни король, ни бароны, ни родители. Двинувшись организованной процессией на юг, вдохновленные дети пели: «Пройдем по морю, как посуху. Обратим неверных словом Божиим, да примут святой закон Христа!»

Воодушевление может сопутствовать и ложной идее, сам по себе энтузиазм еще не значит, что человек воодушевлен истиной

Поначалу путешествие казалось романтикой, в дороге радовались и общались, влюблялись друг в друга, ибо шли не только мальчики, но и девочки, помогали преодолевать препятствия, вместе молились. Увы, на тот момент никто еще не понимал, что воодушевление может сопутствовать ложной идее. Сам по себе энтузиазм еще не значит, что человек воодушевлен истиной. Горя какой-то, пусть с виду самой святой идеей, человек может потерять здравый разум и оказаться не исполнителем, а нарушителем воли Божией.

Реальность не заставила себя долго ждать. Уже через несколько дней шести- и семилетняя малышня стала изнемогать. Едва они встречали какой-то город, как оживленно спрашивали: «Это Иерусалим?» Но нет, это не был Иерусалим, трудность пути к которому никто из юных участников похода не представлял. На третьей-четвертой неделе малышня уже болела, и вот в ряды одушевленных «святой идеей» детей стала вторгаться смерть. Самые слабые, младшие просились на пропитание в придорожных селениях, там они оставались навсегда, ведь дорогу назад они не запомнили. Их участь оказалась лучше тех, кто продолжил идти.

Дети тонули при переправах через реки, умирали от солнечных ударов и заболеваний, погибали от нападений разбойников. Силы слабели, и целыми группами дети пытались вернуться домой. Вместо них вливались новые потоки из придорожных селений, желавших стать участниками «Христова избрания».

А.К.Саврасов. Вид в Швейцарских Альпах (Гора Малый Рухен). 1862. А.К.Саврасов. Вид в Швейцарских Альпах (Гора Малый Рухен). 1862.
Особое потрясение крестовый поход германских детей испытал на заснеженных Альпах. Ни еды, ни теплой одежды, а впереди обледенелые склоны и каменные обрывы — увы, всё это не остановило шествия. Принятая идея стала сверхценностью, которая захватила их целиком, хотя никак не соотносилась ни с законами духовной жизни, ни с физическими силами, ни со здравым рассудком. Возвращаться назад казалось предательством и позором. Впереди — Святой Град. Произнеся молитвы, дети пошли. Босые, обмороженные ноги не слушались и скользили, дети срывались в пропасти. А за хребтом вставал новый хребет. По ночам возле редких костров жались друг к другу, спали на голых камнях, а утром многие не проснулись, они замерзли на холодных склонах безжизненных гор. Хоронить товарищей сил уже не было. На спуске с Альп в рядах участников числилась только треть от первоначального состава детей.

Переход нанес серьезный удар по ранее воодушевленным сердцам. Италия встретила путешественников негостеприимно, никто не приветствовал чужеземцев овациями, как то было в родных краях, на юных крестоносцев смотрели настороженно, подаяния почти никто не предлагал. Измученные и изодранные, дети шли по равнинам Италии, шли молча, без пения гимнов, переживая потери друзей и терпя полученные раны.

А вот и море. Волны равнодушно бились у ног оставшихся в живых детей. В свое время маленький Николай утверждал, что видел крест в облаках, поэтому с собой он носил специально изготовленный крест и говорил, что одно прикосновение его к воде разделит море надвое, так что дети пройдут по сухому дну, подобно древним израильтянам, ведомым пророком Моисеем. На берег собрались зеваки из ближайших селений. А дети вступили в воду сначала по колено, потом по пояс, запели молитвы и гимны. Они пели и пели, солнце поднималось и пекло, народ на берегу начал скучать и расходиться. Дети пели молитвы до хрипоты и с удивлением для самих себя вдруг стали понимать, что чуда не происходит — море не расступается. Позади тысяча километров пути и потерянные товарищи, а здесь, у кромки безжалостного моря, рушились надежды на осуществление самой светлой мечты.

С крушением надежды шествие теряло какой-либо смысл. Но что же дальше? Местные жители не стали церемониться и разобрали растерявшихся детей в прислугу, девочек сдали в притоны. Имя Николая с этого момента в хрониках не упоминается, и что с ним случилось — никто не знает доподлинно. Есть лишь сведения, что самая упорная горстка детей добилась выдачи им двух кораблей, на которых они все же достигли Святой Земли, где навсегда и исчезли.

Еще несколько сотен детей смогли добиться аудиенции у папы Римского, который взял с них слово, что позже они примут участие во взрослом крестовом походе. После этого Римский папа благословил им возвращаться домой, то есть пройти такую же тысячу километров пути, через те же Альпы, с теми же препятствиями и лишениями. До дома добрались единицы.

А что же французские дети, ведомые «чудотворцем» Стефаном? Хотя их юный вождь начал проповедь первым, в поход они вышли только тогда, когда германские дети уже замерзали в горах. Их путь к морю был относительно легок, но море не расступилось и по молитвам французских детей. И вот тогда-то в их головы пришло своего рода «прозрение»: если невозможно пройти к Святой Земле сквозь расступившиеся волны, то туда можно попасть на кораблях. Тут же нашлись сердобольные купцы, щедро снарядившие семь кораблей, вместившие около 5000 детей. Не сумевшие попасть на суда провожали их завистливыми взорами, пока паруса не скрылись за горизонтом.

Прошло 18 лет. Уже успели состояться два взрослых крестовых похода, и Иерусалим был-таки отвоеван у мусульман. Об отплывших детях и думать перестали, а матери давно отплакали своё. И вот в 1230 году в Европе объявился монах, который сопутствовал детям в том плавании. Он и поведал, что же произошло.

Скученные в трюмах дети ужасно страдали. Духота, сумерки, у кого-то морская болезнь, но более всего они боялись бурь и потопления. Их и настигла буря, когда корабли миновали Корсику и огибали Сардинию. Корабли швыряло с волны на волну, а находившихся на палубе детей смывало за борт. Возле острова святого Петра два корабля разнесло в щепы о рифы, и после того как жадная пучина поглотила свою добычу, шторм успокоился.

Пять оставшихся кораблей добрались до Африки, и вот тут совершилось то, чего никто не мог предполагать. Оказалось, что те самые сердобольные купцы, предоставившие корабли, заранее договорились продать детишек в рабство алжирским мусульманам.

Уже тогда в Европе ходило множество рассказов и слухов о зверствах над пленными со стороны мусульман. Можно представить себе ужас детей, оказавшихся в руках тех, от кого они собирались освобождать Святую Землю. Их продавали в качестве наложников и наложниц, посылали на каторжный труд на полях под палящими лучами солнца, использовали в качестве бесправной прислуги, перепродавали и закованных в цепи водили из страны в страну. Отдельную группу направили в Багдад. Путь туда пролегал через Палестину. По иронии судьбы, эта группа детей увидела Святую Землю, только не в качестве освободителей, а в качестве рабов, закованных в цепи и с веревками на шее.

Вот так первые яркие чудеса, видения и исцеления завершились конечным позором, рабством и гибелью.

О чем говорит вся эта история?

    

Шутки с чудесами опасны. Ложное чудо — это определенное действо, в которое оказывается включен увлекшийся зритель

Детский крестовый поход — это история о том, что шутки с чудесами опасны. Ложные чудеса — это не просто иллюминация или театральное представление, на которые можно полюбоваться и спокойно жить дальше. Ложное чудо — это определенное действо, в которое оказывается включен увлекшийся зритель. Он уже не просто наблюдает какое-то зрелище, он воспринимает самый дух чуда.

Детский крестовый поход говорит о том, что ложные чудеса способны влечь за собой массовые движения в обществе. Они меняют мировоззрение, формируют сверхценные идеи, ради которых люди готовы идти на всё. Но конец их всегда — крах и бессмыслица.

Яркая характеристика всех подобных движений — претензия вожака на особое Божие избрание. Если кто-то говорит тебе, что он призван Самим Иисусом Христом, что у него есть особые дарования, то беги от такого человека подальше. Доверие лжесвятым и лжеизбранникам всегда оканчивается трагедией, а вера в ложные чудеса влечет за собой жизненный крах.

Ложное чудо — это не просто ошибка или неправильное воззрение, которое можно поменять на правильное. Ложное чудо всегда трагично, это чья-то искалеченная жизнь, порушенные надежды и изломанная судьба. Насколько ярким и вдохновляющим было первое увлечение ложным чудом, настолько сокрушающими и удручающими оказываются его последствия.

Из Евангелия мы знаем, что Христос не делал чудо орудием пропаганды. Он исцелял людей исключительно из сострадания, при этом часто просил, чтобы исцеленные не разглашали о чуде. Особенность чудес Иисуса Христа заключалась в том, что они располагали людей к покаянию, нравственному перерождению, но не захватывали и не обращали к вере и к духовным идеям насильно. Люди, соприкасавшиеся с подлинными чудесами Христа, не мнили себя избранниками, напротив, исповедовали свое крайнее недостоинство.

Чудо от Бога исключает демонстративность, оно не совершается напоказ перед публикой

Подлинное чудо, чудо от Бога исключает демонстративность, оно не совершается напоказ перед публикой. Чудо от Бога затрагивает сокровенные стороны души, человек меняется и, чувствуя свое недостоинство, не спешит разглашать о чуде всем вокруг. Напротив, чудо от диавола всегда сценично, участнику такого чуда свойственно провозглашать себя пророком или избранником Божиим, пытаться влиять на массы, мечтать об эпохальной значимости своей фигуры.

Трагизм детского крестового похода в том, что в нем хитрость лукавого предстала во всем своем мерзком безобразии, ибо поразила детей. Кто бы мог подумать, что ребенок с его еще не обремененной грехами душой станет игрушкой в руках обольстителя. Но диавол не щадит никого. Чистая и невинная душа — лакомая добыча для падшего ангела. Вот почему так важно с ранних лет прививать детям трезвую духовность, осторожность не только в отношении «доброго дяди», который предлагает покататься на своем автомобиле, но и в отношении чудес и астральных путешествий, которые предлагает «добрый дядя-экстрасенс». Душа ребенка чиста и не знает страстей взрослого возраста, но она неопытна в жизни и лишена рассудительности.

Детский крестовый поход — это еще и история о беспомощности взрослых. Когда они теряются и опускают руки, то страдают дети. Каждый ли родитель знает, где гуляет его дитя, посещая просторы интернета. Не собираются ли дети там, увлекшись оккультными играми, в свой виртуальный поход, который ведет к не менее трагичному краху, правда, не выводя ребенка из его родной комнаты.

Вспоминаются слова апостола Петра: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить; противостойте ему твердою верой (1 Пет. 5: 8). Наверное, и правда, лучше всю свою жизнь прожить без чего-либо сверхъестественного, в простоте и смирении молиться Богу, нежели, попавшись однажды на ложном чуде, порушить всё, что ты до этого созидал.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Детские крестовые походы Детские крестовые походы
Александр Дворкин
Детские крестовые походы Детские крестовые походы
Александр Дворкин
Однажды в мае 1212 года в Сан-Дени, где пребывал двор короля Филиппа-Августа, появился двенадцатилетний пастушок Стефан из маленького городка Клуа близ Орлеана. Он принес с собой письмо к королю, которое, по его словам, ему вручил Сам Христос.
О чудесах (+ВИДЕО) О чудесах (+ВИДЕО)
Прот. Олег Стеняев
О чудесах (+ВИДЕО) О чудесах (+ВИДЕО)
Протоиерей Олег Стеняев
Почему Христос прежде, чем сотворить чудо, вопрошал людей об их вере? Могут ли быть чудеса нам во вред? Как отличить чудеса подлинные от мнимых?
Свт. Игнатий об опасности мнимодуховных состояний Свт. Игнатий об опасности мнимодуховных состояний Свт. Игнатий об опасности мнимодуховных состояний Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний
Валерий Духанин
На нашем пути к Богу имеется множество препятствий, не распознав которые, можно направить свою душу в иную сторону и вместо богообщения достичь прелести – самообольщения, бесовского обмана. И значит, необходимо заранее знать, какие ошибки нас могут поджидать при прохождении духовного пути. Творения святителя Игнатия (Брянчанинова) являются прекрасным руководством на нашем личном пути к Богу.
Комментарии
дмитрий 18 января 2017, 22:00
А. разве их не продали сразу купцы во Франции? если я не ошибаюсь они до Святой Земли не добирались.
олег12 января 2017, 11:00
Добрый день! Спасибо огромное за статью. Для тех кто интересуется событиями детского крестового похода (Стефан) рекомендую почитать книгу белорусского автора Николая Гаврилова "Господь мы поднимаемся" хроника детского крестового похода. Книга допущена к распространению Издательским советом Белорусской православной церкви. Николай Гаврилов автор книг "Театр милосердия", "Разорвать тишину", "...И отрет Бог всякую слезу".
Татьяна Попова23 ноября 2016, 11:00
Спасибо огромное всем: и о.Валерию (я вот из школьной программы не помню такого исторического события, хотя и была отличницей) за очень и очень нелишнее напоминание о христианском отношении к чудесам. И всем, кто откликнулся: за неравнодушие, за чуткость души. За каждым комментарием - отдельный человек со своим постижением христианской мудрости и человеческим отношением ко всем участникам этого удивительного до нереальности, мистического, печального, жестокого события прошлого. Но ведь так БЫЛО! Люди же - родители, служители - вообще взрослые - допустили, ПОЗВОЛИЛИ же этому ВСЕМУ совершиться!!! И мы тоже люди, и мы можем впасть в такое помешательство, в такое непонимание Божия Промысла! Вот что страшно! Легко рассуждать о том, что надо отличать "прелесть" от Божия чуда, а вот в момент этот неожиданный вразуми, Господи, перекреститься и прошептать: "Господи помилуй!!!"
Никодим21 ноября 2016, 18:00
Михаил19 ноября 2016, 04:00 "Мне ближе точка зрения о том, что ребенок - это несовершенный взрослый." Это античный, дохристианский взгляд на детство. В Древней Греции и Др. Риме ребенок воспринимался именно как НЕДОчеловек, или как Вы пишите "несовершенный взрослый". Т.е. существо не имеющее самостоятельной ценности. Именно поэтому в античном искусстве практически отсутствует изображение детей. Это считалось не интересным и не эстетичным. Только в позднеантичном искусстве появляются изображения детей, но именно как гротескных персонажей, наряду с изображениями карликов и пигмеев. Но повторюсь, это именно ДОхристианское (т.е. НЕ христианское) отношение к детству и к детям. Именно поэтому в Риме ненужных, "лишних" младенцев (чаще всего девочек) попросту выбрасывали на городскую свалку. В прямом смысле этого слова. И это никого не шокировало, такова была обыденная жизнь древнего человека. Как говориться, почувствуйте разницу. Так что то трепетное (в хорошем смысле слова) отношение к детям, к которому мы уже так привыкли за сотни лет , это ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО завоевание христианства. Как собственно и ВСЁ самое благородное и возвышенное, что есть в жизни современного человека. Христианство очень смягчило человеческие нравы, мы даже не догадываемся насколько...
Михаил19 ноября 2016, 04:00
Ну я тут резко о детях наверное, эпатировал читателей и комментаторов, простите меня. Мне казалось всегда декларация о априорной чистоте и невинности детей чем-то немного надуманным. Мне ближе точка зрения о том, что ребенок - это несовершенный взрослый. И если в чем-то не грешит, то по тому что не может физически, или не узнал ещё, или старшие запрещают. Святость по неволе, как бы. Возможно я неправ. И Христос говорил, когда говорил о том, что будете как дети, он тем самым не ставил детей над взрослыми, а говорил о доверии открытости и искренности, некие более присущие детям качества по отношению к отцам земным, чтоб мы так к Отцу Небесному. Вообще, эта история с детским крестовым походом поражает воображение.
Н.С.18 ноября 2016, 18:00
«Детский крестовый поход — это еще и история о беспомощности взрослых». Допустим, родители поддались влиянию своих детей. Но ведь были еще и различные градоначальники, аббаты, прелаты и др. Они почему попустили?
Ирина Титова18 ноября 2016, 13:00
Говорили в средней школе о крестовых походах, в том числе и о "детском", так же сейчас наши дети изучают этот момент, не смотря на изменения в программе...изменения такого рода, что в пятом классе появилась глава в учебнике истории, посвящённая Иисусу, как проповеднику, основоположнику христианской религии. Но школьная программа слишком узкая была и есть, чтобы хорошо осветить и духовную и историческую стороны событий, понять и политические, и этические механизмы. Поэтому такие статьи, дополняющие исторические свидетельства пониманием более "тонким", очень важны.
Алексей К.18 ноября 2016, 03:00
Макаров17 ноября 2016, 06:00 "Все упоминают какие-то злобные "советские учебники" . А в каких советских учебниках упоминались детские крестовые походы ? На уроках истории в средней школе об этом не говорили." А надо было просто чуть-чуть больше интереса к истории проявлять)). Было такое учебное пособие "Хрестоматия по истории Средних веков" называлось. И вот там всё было. А учебники советские были вовсе не "злобные", они были просто пустые и лживые, построенные на "единственно верном учении Маркса-Ленина".
Макаров17 ноября 2016, 06:00
Все упоминают какие-то злобные "советские учебники" . А в каких советских учебниках упоминались детские крестовые походы ? На уроках истории в средней школе об этом не говорили.
Никодим16 ноября 2016, 22:00
Михаил15 ноября 2016, 05:00 "Дети не невинные! Это прозападный прокатолический миф...". Михаил, Вы тут всё несколько перепутали. Всё как раз наоборот, как раз в католическом богословии было принято подчеркивать греховную составляющую детской природы. Эта линия, идущая от Августина Блаженного, развивалась многими его последователями в Западной церкви. Понятно что Августин является святым неразделенной Церкви, но в его богословии немало спорных моментов. В то время как в православной традиции как раз принято относится к детям как к земным ангелам, следуя прямым словам Спасителя: "будьте как дети" и "если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф.18.3)
Р.К.16 ноября 2016, 17:00
olga14 ноября 2016, 16:00 "Все крестовые походы были вызваны не благочестием ( при декларации оных), а голодом и крайним обнищанием народов, в следствии засухи, дождей, холода, жары, падежа скота. Когда элементарно не удавалось прокормить своих детей." Ольга, Вы просто повторяете абзацы из советских учебников истории. А все эти учебники, в свою очередь, были написаны на основе "трудов" К. Маркса. Но Вы же христианка, Ольга, так зачем же повторять вслед за Марксом, который люто ненавидел и христианскую Европу и само христианство?
Антон16 ноября 2016, 10:00
Настроение этих несчастных детей очень похоже на настроения, охватившие участников киевского Майдана. Не зря же про них говорили: "Воны ж диты!" И финал у Майдана почти такой же горький. Конечно, великовозрастных "детишек", скакавших на Майдане, слава Богу, мусульманам в рабство не продали. Но вся Украина сегодня примерно в том положении, в каком были дети, умиравшие в Альпах от голода и холода.
Иван15 ноября 2016, 21:00
Михаил15 ноября 2016, 05:00 "Дети, это незрелые взрослые, им умиляются потому что они слабые и беззащитные, но разве быть слабым, физически, морально и нравственно, тупым, беспомощным, зависимым - разве это добро?" Михаил, а Вы правда считаете себя православным??? Такая позиция больше походит на цитату из "Майн кампф". Ну, или на худой конец из Ницше. Странно читать такие комментарии на православном сайте. Очень странно. Вразуми Вас Бог!
olga15 ноября 2016, 17:00
Дмитрию , Михаилу: Спасибо Вам, всё правильно, но одного недостает. Любви. Много отличительных черт между Богом и падшим ангелом , но одна из знаковых : падшая тварь, демон во что бы, то ни стало пытается погубить человека, а Господь спасти. Для нас, обычных грешников, это недоступно. Великим отцам, иногда, Господь открывал, иногда, говорил им, что это для них непостижимо. Вообще, это я к чему? Заступаюсь за женщин, ибо сама отношусь к этому виду, живой природы. Хотите, постичь ум Христов? " Милости хочу, а не жертвы." Склоняетесь всей силой души к сострадательности. " Блаженны милостивые, ибо помилованы будут." Всё, что делает Бог, есть Любовь, даже когда мы Его не понимаем.(открытка- закладка. Дармштадт.) Всё мое женское существо, содрогается при одной только мысли, о всех загубленных детях всех времён и всех народов, включая аборты, "чудеса" эко и планирования семьи. Ибо, эти нечастные в земной жизни, меньше других были виноваты в том, что их постигло. При равнодушном попустительстве взрослых. Простите меня, Христа ради, ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ!
Михаил15 ноября 2016, 11:00
"если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму" (Мф.15;14). И не надо разводить демагогию о "святых мучениках, последовавших за Христом". Святые тем о отличаются, что Истину от лжи умеют отличить. Не за Христом эти несчастные дети последовали, а за слепым вождем, прельстившись его "чудесами". И за гордостью своей, пообещавшей свободу от родительской власти. За тщеславием - "мы освободим Гроб Господень!". Если бы они за Христом следовали, то дома остались бы и служили Ему послушанием родмтелям. Богу служат смирением и покаянием, а не захватом городов.
ТаняСем15 ноября 2016, 08:00
Дмитрию 14 ноября 2016 г 20;00 Дмитрий очень хотелось бы,чтоб вы в жизни научились с Божьей Помощью,уважительно относится к девочкам,девушкам и женщинам,если уж вы зашли на этот сайт!!!А инфантилизмом в наше время к сожалению болеют большинство мужчин,сваливая ответственность на мамино воспитание,не имея собственного желания стать настоящим мужиком!!!Я от души желаю вам видеть в женском поле не "лошадей"-35-ти летних,как вы пишите,а Божье создание!!!И вам также будет и 35 и 40 и 45 и т.д.,дай Бог вам повзрослеть по настоящему!!!Простите за резкость и Божьей Помощи!!!!
Михаил15 ноября 2016, 06:00
Наталье: Гордость и тщеславие ведут в погибель. Любой человек такой идёт в ад. Ребенок идет и взрослый идет и женщина идет и старик и монах. Любой. Это смертный грех. Т.е. грех и страсть которые убивают душу человека и после смерти и при жизни. Эти дети умерли рано, но дров надломали изрядно даже за такой мизерный срок. Что было бы если бы они дожили до зрелых лет? Мальчика не обманул бы сатана, если бы мальчик не был внутренне горд и растлен умом. Подобное к подобному. А то, что история эта страшна и пугает, так это и хорошо. Надо быть трезвенным. Не впечатлительным восторженным ребенком, которого куда повело туда и тащит.
Михаил15 ноября 2016, 05:00
Дети не невинные! Это прозападный прокатолический миф, как и миф о добросердечии и "мягкости" женщин. Уже это всё в обществе развенчано давно, но пропаганда продолжает талдычить как заведенная. Дети, это незрелые взрослые, им умиляются потому что они слабые и беззащитные, но разве быть слабым, физически, морально и нравственно, тупым, беспомощным, зависимым - разве это добро? Это добродетель, что ли? Что это за идея такая о невинности детей? Да, дети меньше грешат, просто потому что чего-то не могут чисто физически. В силу слабости ума и тела. И то чистые дети, это дети христиан, дети которые причащаются, раньше, говорят таких и собаки не кусали и змеи. А обычные дети, которые отрывают жучкам лапки, которые "мочат" мобов в играх, это не чистые дети. Это просто слабые маленькие человечки, уже имеющие в сердце зло. Вспомним Павлика Морозова, вспомним Молодую Гвардию, турецких янычаров ( кто не знает они убивали с 10 лет) да те же детские крестовые походы. Адам был сразу взрослым. Христос вышел на проповедь взрослым. Все великие мужи, пример нам - все взрослыми были. Детство - время несчастное и жалкое, а если и невинное, так только у невинных. А таких мало. Христос заповедовал особо заботится о детях, но у грешных родителей и дети рождаются скверные уже от чрева матери.
Алексей14 ноября 2016, 23:00
Тщеславие-тончайшая и опаснейшая игра . Научить могут только книги и Ваш сайт, что и как противопоставить и куда пойти для спасения .
Михаил14 ноября 2016, 23:00
Избавь нас Господи от мнимых чудес, от ложных образов, от страстных намерений. Господи помилуй нас!Спасибо за статью.
Галина Ц.14 ноября 2016, 22:00
Согласна с комментарием Л.К.
Дмитрий14 ноября 2016, 20:00
Наталии 14 ноября 2016, 14:00 и Елене 14 ноября 2016, 10:00 Во сколько лет женились в средние века в Европе? Самый распространённый брачный возраст в средневековой Европе?-Брачный возраст, официально установленный церковью, был 12 лет для девочек и 14 лет для мальчиков.То же самое у мордвы. Реальный же брачный возраст зависел и от социальной принадлежности и от региона проживания. Девушки 14-ти или 14 с половиной лет уже выдавались замуж. На Руси невеста в 20 лет считалась уже «перестарком». Согласно законам иудаизма, когда еврейский ребёнок достигает совершеннолетия (13 лет и 1 день для мальчиков и 12 лет и 1 день для девочек), он становится ответственным за свои поступки и становится, соответственно, бар- или бат-мицва.С момента достижения евреем возраста бар- или бат-мицва он несёт перед еврейским законом ответственность как взрослый. Приобретаемые права и обязанности включают:...право жениться etc. Уважаемые дамы-то ,что происходит сейчас -называется инфантилизм(это когда 35-летняя "лошадь" именует себя "девушкой" или ещё лучше"девочкой"-ни разу не побывав замужем ,но сменив кучу "половых партнеров").Сейчас не надо стирать одежду(есть машинка),не надо выращивать хлеб(он продается в магазине),не надо кормить домашнюю птицу и скотину(ведь мясо можно купить на рынке) ,мужу тоже не надо готовить(можно купить готовые полуфабрикаты или погреть в микроволновке) и детей не надо рожать сколько Бог даст -можно "предохраняться" или-сделать аборт... Не надо сю-сю, реалии XIII века -это не наши реалии-к счастью или к сожалению-это уж вы сами решайте.
Людмила14 ноября 2016, 20:00
Полное подтверждение слов святого апостола Иоанна Богослова:"Возлюбленные! Не всякому духу верьте,но испытывайте духов,от Бога ли они,потому что много лжепророков появилось в мире".
Сергей14 ноября 2016, 19:00
Не совсем в тему, но близко. В мою бытность трудником в монастыре, я встречал бывших йогов и других товарищей, увлекавшихся восточной мистикой. Что то их отвратило от заблуждения, но как же тяжко они воцерковлялись! По их рассказам, "там" всё работает почти сразу. Стоит начать практику и результаты появляются очень быстро. А у "вас"(нас) можно всю жизнь стараться, но так ничего и не добиться видимого и явно ощущаемого. Узость врат, в том числе проявляется в уникальном "нейтралитете" Господа к требованиям нашей голодной на чувственное, и страстной природы.
Л.К.14 ноября 2016, 18:00
Мне кажется несколько странным такая вот трактовка этой трагедии. Точнее, она кажется заимствованной прямо из советских учебников (помню, всегда этот эпизод описывался там с нескрываемым злорадством, вот, дескать, не помог им их Бог). А на самом то деле, эти несчастные замученные дети - настоящие святые. Безгрешные, простые, наивные, они возлюбили Христа, отправились на край света послужить Ему и в итоге пострадали за Него. А если ко всему подходить с критерием добился\не добился успеха (по земным меркам) - так это все святые мученики здесь, на земле, потерпели неудачу (по земным меркам, опять же). Для секулярного, безбожного мира это так всегда и выглядело: христианские мученики обличали неправду, заступались за веру Христову, но им усекали главы, их колесовали, распинали. Да и Сам Спаситель, пришел к Своему народу что-бы спасти его, но был унижен, избит и распят. Что для иудеев как раз и было неопровержимым свидетельством того, что это "ложный мессия". «Мы проповедуем Христа распятого – иудеям соблазн, эллинам безумие»(1 Коринфянам 1:23).
olga14 ноября 2016, 16:00
Действительно, кошмар и ужас... Ошибочность представлений с последующим, неизменным крахом; фильм "Ученик" 2016 года. А родители то, что? Избавились от лишних едоков, погоревали для приличия и успокоились. Все крестовые походы были вызваны не благочестием ( при декларации оных), а голодом и крайним обнищанием народов, в следствии засухи, дождей, холода, жары, падежа скота. Когда элементарно не удавалось прокормить своих детей. Думается , возможно не безосновательно, о произошедшем " наложении " одного на другое. История страшная, спасибо за статью! ГОСПОДИ СЛАВА ТЕБЕ!
Федор Осипов14 ноября 2016, 15:00
Огромное спасибо за статью. Все, о чем Вы написали в ней имеет документальное и духовное подтверждение. Об этой истории знал еще в Советском изложении, но многие интересные факты узнал впервые.P.S Критикам совет перечитать.
Наталия14 ноября 2016, 14:00
Скажите пожалуйста, зачем, по какой причине было попущено так сильно и жестоко пострадать детям? Для чего это было нужно? По какой причине детей не оградили и не защитили от заблуждения, с которым и взрослые мужики не справлялись? Зачем были попущены изнасилования девочек - для чего? Для чего детям так массово были попущены испытания не по их детским силам?
Александр14 ноября 2016, 14:00
Елене. Автор описывает события действительно произошедшие в истории Европы. Для краткости обзора можно просто заглянуть в википедию. И кроме этого, существует множество подтверждений и хроник об этих походах. Вадиму. Автор упоминает о чудесах происходивших перед походом, как в случае со Стефаном, так и в случае с Николаем. Именно эти чудеса и подтолкнули большинство людей на походы. В том-то и трагедия, что сатана, прельстив детей чудесами, потом, когда детям чудо было жизненно необходимо, отнял у детей такую мнимую способность, оставив их гибнуть в горах и на море.
Ирина Титова14 ноября 2016, 11:00
"Мальчик выступил в Кёльне и утверждал, что увидел крест в облаках, а голос свыше повелел ему собирать детей в поход. Немедленно последовали исцеления бесноватых и прочие чудеса, а народ в считанные дни разнес слух об этом по всем окрестностям." Вот же -чудеса)) Посмотрите фильм "Монах и бес". Там как раз о том, что есть "чудо", а есть "не чудо", цитируя настоятеля монастыря, не ведающего, как же доказать очевидное для него, но неясное для братии...
Кирилл Туманов14 ноября 2016, 10:00
Вопрос к автору: зачем куча отступлений к Священному Писанию во время повествования? Католикам же только недавно разрешили изучать Писание, а до этого они получали информацию от священников. Самим же изучать Писание мирянам было запрещено.
Елена14 ноября 2016, 10:00
Это древняя сказка придуманная взрослыми пугать детей, что бы те не уходили и не убегали. Сколько бы ребенок 12 лет не говорил, врядли бы ему поверили, тем более у 6 летних детей ещё развит инстинкт семьи и разлука с матерью сильно болезненно, поэтому очень не верю в эту сказку и в этот поход в реальности. А про ложные чудеса автору нужно было взять другие примеры, а не эту нелепость...
Вадим14 ноября 2016, 07:00
Не совсем понятно причем здесь чудеса. Ведь море не расступилось перед детьми, и манна небесная не питала их, и ангелы не сопровождали их с трубами и штандартами. Дети просто поверили обману (или самообольщению) вожака, а взрослые не сумели или не захотели объяснить им очевидные (для нас) вещи. Нет в этой истории никаких чудес, есть лишь горькая прелесть...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700