Включает ли «святость материнства» его суррогатность?

…Если труба будет издавать неопределенный звук,
кто станет готовиться к сражению?
Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите?

(1Кор.14, 8-9).

24-25 ноября в Петербурге состоялся V форум Всероссийской программы «Святость материнства». Эту программу с 2006 года реализует Фонд Андрея Первозванного1. Согласно официальным документам, цель программы — формирование в общественном сознании отношения к семье и детству, отцовству и материнству, как к величайшим ценностям. Можно ли отнести к ним и суррогатное материнство?  

Фото: Марина Куракина/mitropolia.spb.ru Фото: Марина Куракина/mitropolia.spb.ru
    

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в том, что такое материнство, в чем заключается его святость и правильно ли вообще связывать материнство с понятием «суррогатность»? Не является ли понятие «суррогатное материнство» еще одной лукавой нравственной подменой, задача которой — максимально обесценить социальное значение материнства как фундамента морали, «камня» во главе угла традиционных ценностей?

Материнство

Материнство являет собой уникальное единство тела (природы) и духа

В самом общем плане материнство можно определить, как осуществление способности зачать, выносить, родить, вскормить и воспитать ребенка. Эти физические телесные способности женщины одухотворены способностями любить, страдать, терпеть, жертвовать собой. Материнство являет собой уникальное единство тела («физики», природы) и духа. Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?(1 Кор. 6,19). Двойственная — телесная (физическая) и духовная — природа материнства послужила и служит основанием появления феномена социального материнства, наряду с материнством физическим или генетическим (биологическим) в современной терминологии.

Социальное материнство

Всем хорошо знакомы разные формы социального материнства, в основе которого лежит призвание к духовно-нравственному служению. Это и крестные матери, которые в ходе таинства крещения принимают ответственность перед Богом за духовное воспитание ребенка. Это и приёмные матери —   жены, разделяющие ответственность за родных детей своего мужа, и женщины, усыновляющие чужих детей. Это и посажёные матери, т.е. женщины, заменяющие на свадьбе родную мать жениха или невесты. Это и молочные матери, которых в народе называют с любовью «кормилицы». Это тёщи и свекрови, которые в традиционных русских семьях носили звание «богоданных матерей».

Сам факт существования многих видов социального материнства свидетельствует о том, что телесное и духовно-нравственное единство сущности материнства может быть разъединено. Но это разделение даже в условиях «святой Руси» далеко не всегда приводило к благополучным и совершенным отношениям между людьми. Например, непросто складывались отношения невестки и свекрови, тещ и зятя. А за приемной матерью не случайно закрепилось слово «мачеха», имеющее, как правило, отрицательный оттенок несправедливого и недоброго отношения жены отца к его детям от другой матери.

«Нравственность», «мораль», «этика»

В связи с этим надо полностью отдавать себе отчет в том, что нравственные отношения, как и само понятие «нравственность», связаны с многообразием нравов, т.е. характерных особенностей и свойств отношения человека к человеку. К человеческим нравам относятся отзывчивость и равнодушие, доброжелательность и грубость, честность и лживость, доброта и жадность, верность, преданность, любовь и ненависть и т.д. Нрав, или норов, человека может быть как мирным, добрым, так и жестоким и эгоистичным.

В этом плане слово «нравственность» вовсе не тождественно понятию «мораль», и ни одно из них не равно по смыслу слова «этика». Семантическое значение слов «нравственность», «мораль», «этика» различно, хотя в повседневной жизни они нередко употребляются   как синонимы.

За понятием «мораль» закрепилось значение оценки существующих нравов. Мораль осуществляет классификацию нравов на приемлемые для общества (должные, добрые) и неприемлемые (недолжные, злые). За понятием «мораль» закрепилось также значение совокупности принципов и норм поведения людей в обществе.

Схематично каждый поступок человека является результатом взаимодействия (включая противоборство) его нрава (природы, свободы) и моральных норм (долга, обязанности). Многообразие возможных комбинаций и сочетаний в этом взаимодействии определяется многообразием характеров, ситуаций, поступков и составляет реальность нравственных отношений. Исходное многообразие нравственной реальности фиксируется в этике понятием «относительности». Перенос этого понятия на уровень моральных норм и принципов типичен, но не вполне корректен. Вряд ли можно говорить об относительности Библейского Декалога (Десять заповедей Моисея), который существует уже свыше 3000 лет и принят подавляющим большинством народов как единая основа регулирования человеческих отношений. Социальная устойчивость морали свидетельствует о ее абсолютном значении для сохранения человеческой жизни. Изучение этого значения является целью системы знания, получившей название «этика».

Этот экскурс в смыслы слов чрезвычайно необходим. «Обращаться со словом нужно прежде всего честно. Оно есть высший подарок Бога человеку», — утверждал Н. В. Гоголь.2

    

Сегодня слова «суррогатное материнство» и «генетическое материнство» изо дня в день активно внедряются в сознание людей. Соединяя несоединимое, смешивая смыслы, суррогатное материнство уже трактуют даже как некоторый подвиг самопожертвования, а генетическое материнство предстает как проявление жажды любви.

Генетическое материнство и «потенциальное родительство»

На самом деле генетическое материнство, т.е. донорство женских половых клеток (гамет3) для оплодотворения, лишает материнство всех его физиологических оснований. Генетическая мать всегда вне процессов зачатия, вынашивания, родов, вскармливания ребенка. Она не испытывает страдания, боли, мук, ограничений при вынашивании и родах — этих физиологических основ морали жертвенности материнства. Двусмысленность нравственных особенностей генетического материнства фиксируется и юридическим понятием «потенциальное родительство». Оно потенциально, потому что часто совсем не становится реальным родительством, поскольку сопровождается частыми отказами доноров половых клеток (гамет) от детей, суррогатно зачатых и выношенных, особенно в случаях их существенного нездоровья.

В общем плане генетическое материнство тесно связано с изменчивой нравственностью женщины, стремящейся стать матерью без «физиологии» зачатия, вынашивания, родов и кормления ребенка. Технологически генетическое материнство невозможно без суррогатного материнства, которое, напротив, представляет собой «физиологию без нравственности».

Суррогатное материнство есть результат разрыва целостной сущности материнства

Суррогатное материнство, как и генетическое материнство, есть результат фундаментального разрыва целостной сущности материнства. При этом суррогатное материнство — не просто разрыв целостности, но и принципиальное уничижение духовной, морально-нравственной сути материнства. Женщина вынашивает ребенка, физически ощущая тяжесть своего состояния, в муках рожает дитя и за это получает право продать эту «физиологическую» услугу по договору, который вводит действующий закон:

«Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения».4

Согласно Основам социальной концепции РПЦ (2000 г.) «суррогатное материнство, то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», принципиально противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе».

Материнская любовь находится в основе мира и гармонии человеческих отношений

К сожалению, действующий в России закон не только легализует суррогатное материнство, но и вводит коммерческую основу, так как соглашение по суррогатному материнству — это договор возмездный, «по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей»5.

Материнство превращается в договорную работу, в которой преобладает стремление к личной выгоде, а плата в возмездном договоре включает «превращенную стоимость» ребенка, который становится реальным «подобием» товара.

    

Все эти вполне иезуитские ходы и принципиальное обесценивание традиционных смыслов не могут заслонить собою христианское понимание материнской любви как подобия любви Бога к человеку (пр. Максим Исповедник). Это подобие определяет, что жертвенная материнская любовь находится в основе мира и гармонии человеческих отношений, что материнство есть фундаментальный «геном» морали, отвечающий за сохранность самой сути человечности в человеческом обществе, охраняя нас от жестокости, агрессии, хамства и преступности.

Технологические смыслы материнства: «гестационный курьер» и «гаметный донор»

С целью защиты ценности материнской любви в общественном сознании чрезвычайно важно называть вещи своими именами. Нельзя не признать, что новые технологии искусственного размножения сегодня активно внедряются в жизнь. И надо отдать кесарю — кесарево, а Божие Богу (Мф. 22,15-22) , т.е. полностью исключить из названия подобных манипуляций слово «материнство». Всемирная организация здравоохранения уже предложила и активно использует термин «гестационный курьер» для обозначения суррогатного материнства. Некорректно и понятие «потенциальные родители», которое использует Федеральный закон, обозначая им тех, чьи половые клетки использовались для искусственного оплодотворения, так как принципиально обесценивает подлинное родительство. Для генетического материнства и родительства максимально корректные термины — «гаметный донор» и «гаметное донорство». Введение и использование этих понятий точно и честно обозначает дух техницизма и коренные смыслы технической цивилизации и прогресса.        

Действительно, сегодня многое нам позволительно и стало доступным, но не все полезно и спасительно, ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. 6,20). Не будем при этом забывать и о наших словах, которые вполне справедливо связывают материнство со святостью, один из смыслов которой теснейшим образом связан с реальным воплощением любви в природе материнства.

.

Ирина Силуянова,
зав. кафедрой биоэтики РНИМУ им. Н.И.Пирогова,
д.ф.н., профессор

22 декабря 2016 г.

1. Фонд Андрея Первозванного был основан в 1992 году, поставив задачу деятельного служения, связанного с возвращением в общественную жизнь традиционных для России духовных и нравственных начал

2. Н.В.Гоголь. Выбранные места из переписки с друзьями. «Что такое слово» / Н.В.Гоголь. Избранное. Изд. Сретенского монастыря. 1999, с.294.

3. Гамета — половая клетка человека. Гаметы появляются в организме человека после его полового созревания. В процессе оплодотворения мужские и женские гаметы сливаются, образуя зиготу и являя собой начало человеческой жизни.

4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Ст.55.п. 9.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации N51-ФЗ 30.11.1994, (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2016), ст.423.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Иоанна_ 8 января 2017, 17:00
Смотрите, какое благоговейное отношение ДАЖЕ к телу усопшего! Что уж говорить о том, кто ещё ЖИВ, хотя и находится в критическом, беспомощном состоянии. Его тело не принадлежит ни врачам, ни кому-либо ещё. Но только самому этому человеку и Богу, Который его создал и НЕРАЗРЫВНО соединил с этой душой.
Иоанна_ 3 января 2017, 10:00
Ольга, информации об этом достаточно; не верю, что вам об этом ничего неизвестно. Мысль моя простая: нельзя желать выздоровления или желать ребёнка ЛЮБОЙ ценой. Там, где речь идёт о нарушении заповедей Божьих, надо остановиться. Для верующих людей это очевидно.
Рита Миллер 2 января 2017, 23:00
Ольга,органы окоченевшего трупа для пересадки непригодны.Врач подходит к еще ЖИВОМУ человеку и говорит: "Так,здесь у нас зафиксирована смерть мозга,будем готовить к пересадке органов".И живого человека обкалывают лекарствами и изымают органы.Бывало,что после смерти мозга человек все-таки оживал.
Ольга 1 января 2017, 12:00
Иоанна,не оказание своевременной медицинской помощи-уголовное преступление,и что значит "разобрали на органы" это как происходит?!! Вы знаете о таких случаях, дайте ссылку на первоисточник или не пересказывайте глупые страшилки
Иоанна_ 1 января 2017, 01:00
Людмила, Ольга, а если бы спросили тех, чьих родных "разобрали на органы", не оказав им должной медицинской помощи? ЧЕЛОВЕК не имеет права решать, кому эти органы нужнее, кому жить, а кому умереть.
Ольга30 декабря 2016, 19:00
Иоанна,видимо вы не видели больных из "листа ожидания",если бы там были ваши родные вы по другому бы заговорили,и желали бы донорского органа чтобы спасти родного человека. И ещё " не берите свои органы на тот свет,они там вам не приводятся" самый человечный призыв.
Иоанна_29 декабря 2016, 11:00
Противоречит. И зачатие в пробирке, и донорство органов (то, которое предполагает смерть донора), и суррогатное материнство - всё это суть извращения и рискованные эксперименты, творимые под лозунгом "Да будет воля МОЯ!" и не имеющие отношения к Православию. "НЕ ИСКУШАЙ ГОСПОДА БОГА ТВОЕГО."(Мф.4:7)
Иоанна_29 декабря 2016, 10:00
Людмила/...не важно кем//Как это - НЕВАЖНО? Это что - какая-то мелочь? Богоугодное ли это дело - сдавать в аренду (по-другому не скажешь) свои детородные органы? Видеть в женщине лишь бездушный инкубатор? По-евангельски важно совсем другое: не навредить своей душе. И, не дай Бог, душам других людей.
Людмила27 декабря 2016, 00:00
Уточню свой вопрос. Вот донорство органов - это хорошо. Это спасает жизнь и дает время на покаяние. А вынашивание уже зачатого эмбриона - чем не донорство? Женщина отдает свои детородные органы чтобы дать возможность жить уже зачатому ребенку, спасает его от неминуемой смерти.
Людмила26 декабря 2016, 23:00
Если зачатие в пробирке не противоречит христианской этике, то почему вынашивание этих зачатых эмбрионов не важно кем, ведь иначе они обречены, безнравственно?
25 декабря 2016, 21:00
Вообще когда-то училась во втором меде, кафедра биоэтики, которую возглавляет профессор Ирина Силуанова - потрясающая, все настоящие православные педагоги и люди. Они много выступают против новейших извращений.
Иулиания25 декабря 2016, 21:00
Если уж паре так хочется ребёночка, то кажется в наших детских домах, к сожалению, нет недостатка в детях. При чём любых возрастов.... От такого поступка пользы всем будет куда больше!
М. С.25 декабря 2016, 11:00
Интересно, а суррогатные матери чувствуют какую-то ответственность за то, куда этот ребёнок в итоге попадёт и что с ним дальше будет?
Анна Калошина (Лаврова)24 декабря 2016, 22:00
Женская репродуктивная система является национальным достоянием и главным ресурсом. Никто не говорит об отсутствии нормального воспитания девочек-будущих мам, и их знаний о женском здоровье,о ранней диагностике и лечения патологии ЖРС на гос уровне Это крайний вариант решения проблемы...лишь 1%
ЕленаS24 декабря 2016, 11:00
Согласна лишь наполовину. Откуда это, Бог не дал детей = женщина виновата!? Я знаю всяких матерей. И поверьте непонятно за что страдает ребенок твари - алкоголички и почему у хорошей доброй женщины не получается родить. А как назвать матерей продающих детей педофилам? И за что это детям? НЕ СУДИТЕ!
Н.24 декабря 2016, 10:00
К сожалению, растёт и развивается этот бизнес... И есть и в России гомосексуальные пары, которые таким способом получили ребёнка... Очень жалко деток.
Виктор23 декабря 2016, 14:00
Простите, но как тогда понимать следующее: У древних евреев бездетные жёны прибегали к помощи рабынь, которые рожали ребёнка от мужа такой женщины. Но первой на руки его брала законная жена, тем самым демонстрируя свое неоспоримое право на младенца. Пример тому рождение Измаила ... Простите.
Валентина Галкина23 декабря 2016, 12:00
Бедные люди! Не ведают, что творят...
Олег22 декабря 2016, 23:00
Только вчера общался с молодой женщиной, которая ехала в одну из столичных клиник из далекой глубинки, чтобы стать суррогатной матерью. Сама - мать двоих детей. Рассказывал, что подписанием договора она становится на край бездны и заплаченные за это гроши будут жалкими и ничтожными при падении.
Светлана Тен22 декабря 2016, 22:00
Суррогат, курьер... Ужас. Какое отношение эти термины имеют к детям?
Елена22 декабря 2016, 20:00
Слово "материнство" НИКОГДА даже рядом не должно стоять возле слова "суррогатное"! Налицо стремление разгрызть по кусочкам личности самых близких и родных человеку людей. Уничтожить любовь между ними!Православные знают кто за этим стоит. Господи, помоги всем понять это!
Наталия22 декабря 2016, 17:00
М.С., а каково ему с этим жить, если он ничего об этом не знает? А если и узнал, то ему всё равно? Не думаю, что люди, узнав о таком способе их вынашивания и появления на свет так сильно из-за этого страдают. Большим шоком является раскрытие усыновления.
тамара22 декабря 2016, 16:00
Абсолютно неправильно,что у нас узаконили суррогатное материнство.Только Господь даёт детей,а не все научные действия.....Раз деток нет в семье,значит существует причина ...Вот и только Господь в этом поможет,и к нему надо обращаться,а не к купле-продаже и составлению этих договоров.
Владимир Степанов22 декабря 2016, 15:00
М.С.! Всё в точку. По мне, все подобные технологии от лукавого. Если Господь не даёт детей, то нужно каяться и молиться, и уповать на Бога. Увидели бы мы книгу Бытия и Исаака, если бы Сарра не стала умолять Бога о ребёнке, а довольствовалась только Исмаилом от Агарьи?
ТаняСем22 декабря 2016, 15:00
Вся проблема в нашем бурном эгоизме,который и порождает всякого рода такие услуги,ведь мы хотим здесь и сейчас и наплевать,что БОГ не дал ребенка,можно договор заключить..Своеволие и отсутствие смирения-бич всех проблем и полный карман у тех,где нет ничего СВЯТОГО!
М. С.22 декабря 2016, 13:00
Когда обсуждают суррогатное материнство, обычно смотрят с точки зрения взрослого человека: вот бесплодная женщина (или пара), давайте поможем родить, в конце концов, поставьте себя на их место... А я предлагаю поставить себя на место их ребёнка, и представить, каково ему с этим жить.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

×