Возвращение памяти

На братском кладбище в Севастополе На братском кладбище в Севастополе

В эти дни в Крыму проходят торжества, посвященные Первой Крымской кампании 1853–56 гг. В начале сентября большой крестный ход, возглавляемый епископом Ялтинским Нестором, прошел в Симферополе от Долгоруковской стелы до старого мемориального кладбища, где была отслужена панихида и зачитано приветственное слово правящего митрополита Лазаря. А в минувший воскресный день на поле Альминского сражения при многотысячном стечении народа прошли ставшие уже традиционными торжества, посвященные этому событию. И кажется, что так было всегда.

А между тем ещё каких-нибудь 30 лет назад картина была совершенно иной. Во-первых, никаких торжеств, приуроченных к событиям Первой Крымской кампании, в означенных локациях не проводилось. И поле Альминского сражения, и военное кладбище в верховьях Петровской балки в Симферополе представляли собой заброшенные пустыри, посреди которых в первом случае одиноко возвышался полуразрушенный и забытый всеми памятник участникам Альминского сражения, а во втором – так же полуразрушенный памятник генералу А. К. Абрамову. И всё.

И это при том, что до революции эти мемориальные комплексы сохранялись в надлежащем виде и служили живым напоминанием о «жертве всесожжения», принесенной за наше Отечество на полях сражений. Фатальное разрушение этих памятников произошло меньше чем за десятилетие, в трагические 1930-е. И это страшное время воистину можно назвать временем провала в нашей исторической памяти.

Ключевский заметил, что Российская государственность прекратится тогда, когда угаснут лампады Свято-Троицкой лавры

Когда-то Василий Ключевский (по свидетельству Ивана Бунина) заметил, что Российская государственность прекратится тогда, когда угаснут лампады Свято-Троицкой лавры. И вот – мы, как народ, пережили это время. Если быть точным, то это 1919–1946 гг., когда Свято-Троицкая Сергиева лавра была закрыта безбожными властями. И в это краткое, по историческим понятиям, время вместилось эпическое по своим масштабам и невиданное по дерзости восстание на Бога и последовавшее затем страшное наказание и вразумление, попущенное от Него. И именно на 1930-е годы пришелся пик духовного и нравственного беспамятства, с его безумными попытками разрушения основ бытия, при видимости бурной созидательной деятельности.

Причем разрушение это было целенаправленным и показательным. Задача государства тогда заключалась в том, чтобы стереть из памяти народной всё, что было связано с прежним, «Царским режимом», с его духовными и культурными ценностями. Так, был снесен памятник основательнице города, Императрице Екатерине II, взорван в центре Симферополя кафедральный собор Александра Невского, а также полностью уничтожено то самое военное кладбище, о котором мы говорим.

Оно как раз и возникло с началом Крымской войны, когда в Симферополь свозили раненых солдат русской армии, и те из них, кто скончались от ран, увечий и болезней, были погребены на этом кладбище. Только представьте себе, что к концу войны здесь насчитывалось около 36 тысяч захоронений! Даже по современным меркам – это население небольшого провинциального города. Но, кроме этого кладбища, в Симферополе было полностью уничтожено Старое русское кладбище, где хоронили первых жителей города, а также офицеров, сестер милосердия, полковых священников и иных участников Первой Крымской кампании. На месте этого кладбища, из его камней была построена школа, парадный вход которой располагался ровно над братской могилой участников Альминского сражения. А за зданием школы также из камней кладбища и могильных плит было построено четырехэтажное здание для комсостава Красной Армии.

На месте кладбища, из его камней была построена школа, парадный вход которой располагался над братской могилой участников сражения

Оно и сейчас стоит, и в нём живут люди, равно как и школа, в которой продолжают учиться дети. Кроме того, могильные плиты и камни с обоих кладбищ использовались для замостки тротуаров, а по территории военного кладбища проходила одна из тренировочных трасс мотодрома ДОСААФ… То есть это ведь не просто было проявлением какой-то безалаберности, но, во-первых, демонстрацией того, что для советского человека никакой загробной жизни нет, значит, прах людей – это просто кости и ничего больше, которые можно выкинуть на свалку, как мусор. Во-вторых, власть подчеркивала, что всё, что связано с прежней историей России, – неважно и должно быть предано забвению. И, наконец, утверждалось, что у нас теперь всё новое. Новый мир. И поскольку святого у нас ничего нет, то мы спокойно оскверняем святыни, и даже дома из могильных камней строим, и предлагаем гражданам попирать память предков ногами, в прямом смысле этого слова. И ничего нам за это не будет.

К чему я это всё говорю? К тому, что всё чаще приходится слышать разговоры о том, что Советская власть была самая справедливая и правильная власть в мире. И снова нас призывают идти по пути построения «самого справедливого» социалистического строя… Но послушайте, давайте не будем обманываться. И, относясь с любовью к истории своего Отечества во все периоды его непростого бытия, не будем оправдывать очевидное зло, но обличать и оплакивать его – с тем, чтобы ничего подобного больше не случилось в будущем. Чтобы не случалось больше подобных провалов в нашей исторической памяти. И не пора ли нам понять, что дело не в строе, а в состоянии душ людей, когда одни погибают в роскоши и пресыщении, а другие – в ненависти, нищете и озлобленности. И тот страшный провал в памяти народной, о котором мы говорим, стал возможен не иначе как по причине повсеместного оскудения веры в то, что есть на свете Высший суд и высший Судия, который всем воздаст по делам его и у Которого нет и тени несправедливости. Закон Его призывает богатых относиться к своему богатству со страхом и благоговением, как к имуществу, вверенному им с тем, чтобы распоряжаться им по-божески, то есть расточая его с любовью и милосердием, ничего лишнего не удерживая в руках. Но также этот закон повелевает бедным трудиться со страхом и добрым усердием, как перед лицом Самого Господа, с кротостью и послушанием относясь к властям предержащим и в терпении своем спасая души свои. И этот общий для всех закон неотменим. По нему будет судить нас Господь, и по нему воздаст каждому по делам его.

И страшная вина лежит на коммунистах и их предшественниках – социалистах всех мастей – именно за то, что они разрушили веру в людях. Веру в неотвратимость Страшного суда и праведного воздаяния от Бога каждому по делам его. «Освятили и благословили» своим учением классовый гнев. Возвели его в ранг праведности, так что всякое насилие, и жестокость, и убийство, совершаемое ими во имя классовой борьбы, стало почитаться делом благим и правым. Но послушайте, что говорит Святая Церковь о несправедливом страдании всех угнетенных: «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1Петр. 2, 19). То есть Богу угодно, чтобы мы, страдая несправедливо, переносили свои страдания с кротостью, веруя, что правда Божественная восторжествует, если не в этом, так в ином мире. «Помышляя о Боге» – значит, веруя, что есть Высший Судия и нужно только дотерпеть до Его суда, который будет в высшей степени справедливым и беспристрастным. Но вот в том-то и дело, что нужно веровать и претерпеть до конца. Это обязательное условие. В этом – корень христианства.

Лазарь, убивший богача, перестаёт быть праведником, а становится разбойником и сам уже подлежит суду

Коммунисты же исхитили право суда у Бога и соблазнили всех несправедливо страдающих на бунт и кровопролитие. Условно говоря, они «переписали» притчу о богатом и Лазаре так, что Лазарь убивает богатого, делит его богатство между бедными и учреждает новую жизнь на началах социальной справедливости. Но Лазарь, убивший богача, перестаёт быть праведником, а становится разбойником и сам уже подлежит суду. И никакой справедливости в этом нет.

Улучшение, действительное улучшение чего бы то ни было в этом мире, достигается повседневным и кропотливым, созидательным, преобразующим трудом. А любые «наскоки» и революционные перемены, разрушения, с тем чтобы «строить новое» без учета реалий – влекут за собой море крови, страданий, бед и ухудшение жизни.

Да сохранит нас всех Господь от беспамятства, от забвения того, что единственным основанием построения доброй жизни в нашем Отечестве может быть православная вера и развитие культуры, согласной с Евангельскими заповедями.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Повоюем? Повоюем?
Протопресвитер Владимир Диваков
Повоюем? Повоюем?
Протопресвитер Владимир Диваков
С ними надо было просто уметь воевать.
Крым в духовном пространстве России Крым в духовном пространстве России
Свящ. Димитрий Шишкин
Крым в духовном пространстве России Крым в духовном пространстве России
Священник Димитрий Шишкин
8 (21) апреля 1783 года был опубликован манифест Екатерины II о присоединении Крымского полуострова к России. Крым стал частью Российского государства. Частью духовного пространства, определяемого как Святая Русь, он стал за много веков до этого.
Столкновение с бездной Столкновение с бездной
Артемий Ермаков
Столкновение с бездной Столкновение с бездной
Крымская война 1853–1856 годов и проблемы глобализации
Артемий Ермаков
Выбор основного места боевых действий, благодаря которому война получила название Крымской, не случаен. В британской классической геополитике, на основании которой в течение всего XIX века Англия осуществляла политику сдерживания России силами совокупного Запада, континент Евразия назван Мировым островом. Контроль над ним обеспечивает господство над миром. Территория к востоку от Урала с центром в Крыму определена как Сердцевина Земли – Хартленд. Задача геостратегии – контроль над Сердцевиной, что обеспечивает управление Мировым островом.
Комментарии
Вячеслав11 октября 2019, 10:47
"Катерина10 октября 2019, 14:17 словари русского языка дают нам три определения, Вы знаете только одно.Если Вы даже в мелочах не желаете признаться в неправоте, то как можно вести с Вами дискуссию о вещах глобальных? Ведь "Неверный в малом и в большом неверен"." Вас никто не заставляет вести дискуссию со мной, но заметно одно, что смыслы в Ваших высказываниях становится меньше, а накала страстей больше. Это неправильно. Фраза которую вы привели логически непреемлима в данном контексте. Объясняю: цитата о верности, а не о непризнании своих ошибок. Может и красиво звучит да неверно.Так же и современный корм для мозгов красив, и фразы то сам по себе точные,и ссылки на факты есть,а по сути ложь.
Яна (Jana W)10 октября 2019, 20:49
Уважаемый отец Димитрий, спасибо за статью! К сожалению, подобные действия в 1930-е совершались не только в Крыму, это было не исключение, это была тенденция. Противоречие не только церковной, а и человеческой морали. И да, Лазарь был БЫ революционером, а так, тот несчастный терпеливый Лазарь-это образец терпения, и вознаграждения за смирение в вечной жизни. Страшно подумать, что получил богач. Главное, не оказаться в его положении. Потому что Господь Сам сказал, что надо накормить, одеть, и т.д. В общем, статья наводит на размышления и пробуждает совесть.
Катерина10 октября 2019, 14:17
Вячеслав10 октября 2019, 07:52 - словари русского языка дают нам три определения, Вы знаете только одно. Но виноваты в Вашем незнании словари и я:) Если Вы даже в мелочах не желаете признаться в неправоте, то как можно вести с Вами дискуссию о вещах глобальных? Ведь "Неверный в малом и в большом неверен".
Вячеслав10 октября 2019, 07:52
"Катерина 9 октября 2019, 10:36 Читающему классическую русскую дореволюционную литературу знакомы все три определения" Да ну. Вот уж не знал, что развратником можно назвать того, кто любит и обильно вкусно поесть. Помимо классической дореволюционной русской литературы имеются ещё учебники истории, их тоже неплохо будет хотя бы полистать, чтобы представить себе, что происходило в то время.
Вадим К. Катерине 9 октября 2019, 11:42
Честно сказать, я не понял, о чем Вы. Если о том, что в России с заповедями тоже плохо, как в Европе и в этом вина безбожных коммунистов, я с Вами поспорю только о том, откуда взялись эти безбожные коммунисты в России в таком количестве и почему русский народ повелся на их идеи? Мое убеждение, что они появились именно тогда и вследствие того, что живой и глубокой веры в нашем народе к 20-му веку не стало и безбожие развелось естественным путем на этой почве, как говорится, свято место пусто не бывает. У нас повторилось то же самое, что и в Зап. Европе и мы вообщем-то повторяем их путь со своей русской спецификой. Это - не коммунисты, это - история и общее отступление народов от Христа.
Катерина 9 октября 2019, 10:36
Вячеслав 9 октября 2019, 07:45 - "Значение слова «разврат» РАЗВРА'Т, а, мн. нет, м. 1. Половая распущенность, безнравственная половая жизнь. Предался разврату. Бросился в омут разврата. 2. Всё дурное с моральной точки зрения, испорченность (книжн.). 3. Избалованность, привычка к излишествам, роскоши (простореч.)" Читающему классическую русскую дореволюционную литературу знакомы все три определения
Вячеслав 9 октября 2019, 07:59
"Алексей 8 октября 2019, 16:01 Игорь, т.е. когда большевики закапывали людей заживо," Алексей, зачем вы скатываетеся в эмоции, давайте уважать собеседника, мы такие же люди как и вы. Тем более, что вы не приводите фактов, а повторяете домыслы западной пропаганды, которые грубо говоря через эмоции обходят разум. Мы не поклоняемся никакой власти, зачем вы обвиняете нас в нарушение первой заповеди? Мы же вас не называем ни легковерным, не называем вас лжецом,не говорим, что вы стоите за грех. Мы здесь защищаем нашу страну от дальнейших нападок, хоть и в малом. Мои предки жили и до революции и после, и я не хочу, чтобы даже часть моих предков оплевывалась кое-кем с определенной целью
Вячеслав 9 октября 2019, 07:45
"Катерина 8 октября 2019, 19:39 Вячеслав, натравливать по-макиавеллевски одну часть населения на другую и есть разврат." Всё таки давайте не будем жонглировать определениями. Разное название у разных вещей. Иначе всё можно смешать в кучу и постепенно выдать ложь за правду, что сейчас и происходит.
Катерина 8 октября 2019, 19:39
Вячеслав, натравливать по-макиавеллевски одну часть населения на другую и есть разврат.
Катерина 8 октября 2019, 19:35
Вадим К.:"Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царствия Божия не наследуют." Это уже Новый Завет. И если мужеложники в России торчат исключительно на ТВ и в редакциях столичных газет. Но как быть с остальным, названным апостолом? Распространено в России повсевместно. Или основная часть населения ведет жизнь праведную и в перечисленных апостолом пороках не замешана? В Великой Отечественной победила одна сторона, но следствия войны - смерть и разрушения - попущенны были всем участникам войны и были одинаково ужасны.
Алексей 8 октября 2019, 16:01
Игорь, т.е. когда большевики закапывали людей заживо, это было не так страшно??? Вот фашисты закапывали людей заживо - это зверство. А когда тоже самое делали большевики, так это "издержки военного времени"? Вывернутая и бесчестная логика у поклонников советской власти. "Здесь вижу зверства, а здесь не вижу".
Павел 8 октября 2019, 15:13
"коммунисты соблазнили всех несправедливо страдающих на бунт и кровопролитие". Автор забыл упомянуть, что перед тем, как "несправедливо страдающие" соблазнились "на бунт и кровопролитие", были вполне мирные попытки достучаться до правящего сословия. 9 января 1905 года, например. Чем это закончилось, все знают. Так что это еще вопрос, кто кого на что соблазнил.
АлександрГ. 8 октября 2019, 13:30
Вячеслав и Катерина. В советских учебниках писалось о том, что во второй половине 19-го века в народ пошли народники. Народники, это не большевики. Это по большей части русская интеллигенция. Она решила сеять разумное, доброе вечное в темном и отсталом народе. Как и все это имело свои положительные и отрицательные стороны. К минусам можно отнести, что атеизм в широкие массы занесли именно они. К плюсам, наверное какое никакое просвещение и открытие школ. К большевикам это движение отношения не имело. Скорее к тем кого впоследствии назовут эсерами. При этом нужно понимать, что сами эти просветители почерпнули идеи атеизма в университетах, организованных монархией по западному образцу.
Вадим К. 8 октября 2019, 12:40
Что касается большевиков и их предыстории, то они не единственные потомки Герцена, декабристов и пр. революционеров 19-го века, было очень много и др. внуков, и именно последние поначалу стали у руля после свержения царя. Что они хотели? То, что видим сейчас в Европе. Кстати, не Вы ли некоторое время назад утверждали, что России было бы хорошо, победи тогда эти умеренные "соци", а не Ленин? А что же мы видим там? То, что Содом и Гоморра будут судить, потому что даже у них такого не было: венчание однополых пар, смена пола, бородатые мужики в юбках и прочая мерзость. У России была такая альтернатива, была другая, которой ей суждено было идти, была ли третья на деле или уже не было в 17-м?
Вадим К. 8 октября 2019, 12:24
Принимали ли участие в развале армии большевики? Я не отрицаю, что даже самое активное. Но и Вы задайтесь вопросом и попробуйте в нем разобраться и других научить: что же она, эта армия, так легко поддалась на эту развльную агитацию? И хорошо ли было бы России, если бы вместо Ленина в ней сидел масоны Керенский и Львов, ведь монархию вернуть бы не дали, разве что кукольную и прозападную? Да, и было бы у нас как в Европе. Не было бы Ленина, был бы другой, потому что с керенщиной стране жить невозможно было, а только уходить в полное небытие. На ней ответственность за развал, и речь сейчас об этом. Что касается кругов, которые Вы рисуете, нет их у меня, кроме России и Русской Церкви.
Вадим К. 8 октября 2019, 12:03
Катерина, вот прямо так и писали про себя коммунисты, что они развращали народ. Среди них были и такие, кто это действительно делал, а была масса и других, которые полагали, что они борются за счастье простого народа, который жил тогда бесправно. Развалил же армию т.н. приказ №1, за которым стояли не большевики, а другие партии, хотя на тот момент они и были в одном с ними лагере. Приказ этот издали намеренно, как раз для того, чтобы пошел развал армии, которую боялись, как сами его авторы признавались. Но генералы, которые были смелы с царем, принуждая его к сдаче власти, не нашли в себе мужества этому самоубийственному приказу воспрепятствовать. Так кто виноват в этой истории?
Татьяна 8 октября 2019, 11:44
Игорь 7 октября 2019, 17:41 "А разве сейчас не происходит то же самое ? Из библиотек усиленно изымаются книги советского периода, массово уничтожаются памятники, искажается всё то положительное, что было достигнуто в советское время." На памятнике К. Недорубову в Волгограде оставлены только георгиевские кресты, все советские награды, в т.ч. и звезда Героя Советского Союза, убраны. Кто бы пояснил - зачем это делается. Нравится-не нравится кому-либо советский период, но это история, такая как есть. Изучать - да, но править-то зачем? Неужели "корректировщики истории" не знают, что ложь - это орудие дьявола.
Вячеслав 8 октября 2019, 08:02
"Катерина 7 октября 2019, 00:04 Вадимк К. - в советских учебниках истории коммунисты уверяли читателей в том, что именно они во главе с Лениным развращали русских людей с третей половины 19го века. " Начнем с того, что Ленин только на свет появился в "третью половину (новое счисление в математике)" 19-го века. Да и "коммунисты" в России оформились в более-менее единую силу в 1898 году (РСДРП). И рзвращением людей они не занимались, напоминаю, что публичные дома существовали в РИ и до них. А после Октябрьской революции их почему-то не стало. Не забываем даже в споре, что ложь-орудие дьявольское.
Павел 8 октября 2019, 01:11
"Но Лазарь, убивший богача, перестаёт быть праведником, а становится разбойником..." Получается, по мнению автора, что бороться за свои права не только бессмысленно, но и богопротивно. Ведь любая борьба может перерасти в насилие (если это действительно борьба, а не имитация бурной оппозиционной деятельности). Терпеть и смиряться? А не станет ли это "смирение" причиной того, что сильные мира сего будут наглеть еще больше и драть с подвластного населения уже не две, а три шкуры? И где здесь большее из зол? Хорошо жить в мире, в котором одни катаются на "геликах" на 20 млн., а другие не могут заплатить за коммуналку?
Игорь 7 октября 2019, 17:41
А разве сейчас не происходит то же самое ? Из библиотек усиленно изымаются книги советского периода, массово уничтожаются памятники, искажается всё то положительное, что было достигнуто в советское время. Если мы сейчас наконец прозрели, то надо признать, что самым страшным в ХХ веке для русского народа был не большевизм, а Великая Отечественная война. "Управление ФСБ по Краснодарскому краю впервые обнародовало документы, которые раскрывают детали убийства 214 воспитанников детского дома в Ейске в годы Великой Отечественной войны" - деток-инвалидов отравили в душегубках и закопали, некоторых живьём. На фоне таких зверств деятельность по очернению советского прошлого выглядит пустой затеей.
Алексей 7 октября 2019, 11:56
Всё-таки нельзя не признать две очевидные вещи. Во первых, обращение России к коммунизму произошло вследствие духовного оскудения простого народа и особенно элиты (рыба гниёт с головы). Предательство военной верхушки (в военное время) -- а среди либо явно предавших, либо отказавшихся поддержать Государя были, к примеру, и Колчак, и Корнилов и многие другие деятели со столь же громкими именами -- так вот, это предательство вполне справедливо повлекло то "лекарство", которое Господь прописал России. И, во-вторых, коммунистическая власть была богоборческой. Была! Уничтожала храмы и закрывала монастыри! И это явилось одной из главных причин краха этой власти. Господь хранит Россию!
Катерина 7 октября 2019, 00:04
Вадимк К. - в советских учебниках истории коммунисты уверяли читателей в том, что именно они во главе с Лениным развращали русских людей с третей половины 19го века. В том числе и первая революция 1905 года их заслуга. В том числе и разврат армии, бросающей оружие и разбегающейся как таракаеы по стране. Сейчас вы почему-то стыдливо задвигаете эту версию ножкой под ковер. Немодно стало в ваших кругах?
Вадимк К. 6 октября 2019, 14:22
Распинали священников и сжигали монахинь хотя и не керенские и львовы, но именно они довели до такого озверения народ после полугода своего ничегонеделания и полного попустительства распаду государства. Именно они развалили царскую армию, а потом вот эти миллионы из окопов разбежались по всей стране и пошла вся эта кровавая вакханалия. Кто сверг царя, на том и вся ответственность за страну, которую он тем самым взял на себя. И никак иначе. А еще интересно: какие-такие большевики и коммунисты правили в Зап. Европе, что у них безбожие и растление теперь похуже нашего? Почему эти вопросы себе не задают смелые и непогрешимые судьи истории?
НН 6 октября 2019, 12:11
Иван, Да,были и такие зверства.Впрочем,как и сжигание в топках паровоза,вырезываение на спинах живых людей звёзд,поголовные порки и расстрелы несогласных с белыми,расстрелы священников,поддерживающих красных.И делали это люди крещённые,по идейным убеждениям,увы.Для меня и те,и другие-звери.А для Вас?И на ЗапУкраине во время ВОВ и до 50х зверствовали против ИДЕЙНЫХ врагов тоже не атеисты и коммунисты(и сейчас!).Помните их приветствие?И в 93г ВерхСовет расстреляли и радовались этому тоже звери.А православные священники были как с той,так и с другой стороны."История есть отражение духовной реальность".Она ВСЯ наша.Меня СЕЙЧАС больше беспокоят расстрелы школьниками соучеников.А Вас?
Иван 5 октября 2019, 18:28
НН, распинали священников на царских вратах не керенские и львовы, а большевики. И заживо монахинь сжигали, и епископов топили с прорубях большевики, а не керенские и львовы. И храмы именно большевики рушили и оскверняли. К Керенскому и Ко симпатий нет, но переворачивать всё с ног на голову и выгораживать маньяков и убийц, это уж, извините, не просто некрасиво, а безнравственно.
НН 5 октября 2019, 15:20
ВВ, Да,я не застала никаких гонений и репрессий,но моя бабушка,верующий человек,из раскулаченных.Она была старшим ребёнком в семье,пожила и при царе,и при гражданской войне,и при коллективизации,умерла вместе с Брежневым.Она в храм ходила всю жизнь,потом и я с ней,а родители мои- нет,и в партию у нас в семье никто не вступал.А в ВЛКСМ нас учили только хорошему. Бабушке было с чем сравнивать,да и мне тоже.Несправедливость в СССР была,нет идеального общества и быть не может,только в начале 90-ых и до сих пор многие из СССР поняли,что та несправедливость-детский лепет по сравнению с сегоднешней.Помнить о прошлом нужно,но не выборочно и тенденциозно.Это мы уже проходили,грабли стоят наготове!
Светлана 5 октября 2019, 14:27
Спасибо, о. Дмитрий! Представляю, какая волна сейчас начнется против. Но, спасибо Вам, что Вы пишете об этом, напоминаете нам о нас. Статья-проповедь. Спасибо!
Катерина 5 октября 2019, 11:51
НН 4 октября 2019, 22:20 - революция 1917го года была лишь второй результативной. Мы с Вами это проходили в школе до 1991 года. Когда же состоялась первая, кто был её зачинщиком, как она протекала, чем закончилась? Что происходило между? Мы и это изучали с Вами в школе. В интернете и учебник истории новейшего времени СССР где-то лежит в доступности.Некорректно вырывать из контекста истории один её момент. Хотя бы ради объективности и честности по отношению к другим с нашей стороны православных верных. История как поток времени. А Вы этот поток пытаетесь делить на секторы.
ВВ для НН 5 октября 2019, 10:44
Все-таки, поразительно. Каких-то 70 лет советской власти - а какая благодарная память у людей, толком при ней и не живших. Вы ведь из поколения ну максимум комсомольской молодости конца 60-х. А скорее всего - конца 70-х. "Справедливая жизнь" должна строится для всех. А при большевиках были так называемые "бывшие люди". И как, построили? И что, без фундамента царских еще предприятий и специалистов?
Анна G. 5 октября 2019, 09:45
Поддерживаю автора. Поддерживаю статью. Не хочу ни с кем спорить. Удивительно, о чем тут можно ещё спорить? Что-то доказывать. Церкви, взорванные по всей стране. Мученики убитые. Поколения некрещеные. Аборты. Массы народа, о которых никто никогда не молился. И живущие теперь, как придется, по своему уму, а не как Господь велит. Полное забвение Бога, наконец. Полное, давайте не обольщаться. 99,9% округляются до 100. И эти споры, оправдания коммунизма только лишь доказывают, что забвение Бога полное. Даже на этом сайте. Печально.
Сергей 5 октября 2019, 08:45
Катерина 4 октября 2019, 23:54/ Здравствуйте, Катерина. Во-первых мой вопрос был адресован автору,т.к. мне интересны мысли именно о.Димитрия, во-вторых Вы абсолютно не поняли сути моего вопроса ну и в-третьих я очень надеюсь, что Вы в жизни поступаете именно так, как советует другим.
Евгения 5 октября 2019, 01:54
В качестве комментария к данной публикации процитирую комментарии АлександраГ к публикации ( http://www.pravoslavie.ru/122824.html ). «И вот как раз потомки комиссаров в 90-е годы, пуская страну на поток, помня какая участь постигла тех кто активничал в 1917 году, изобрели лозунг: “это не должно повториться”. Когда нынешние либералы говорят "это не должно повториться", они имеют в виду не священников, не крестьян, не русскую интеллигенцию, они имеют в виду именно "комиссаров". А вот мы по простоте душевной думаем, что они имеют в виду всех".
Евгения 5 октября 2019, 01:41
Ответ ВВ. Конечно! Лучше бы трубы заводов не потухали и порт ломился бы от богатства и многолюдности. Многолюдность, конечно, - мужики и бабы, создающие материальные блага для людей. А люди... «В кабинете разрываю телеграмму: «Вместе со всей Стрельной пьем славу и гордость русской литературы!» Вот из-за чего двадцать верст стукалась Махоточка [почтальонша] по ухабам» (запись за 16 февраля, Москва, 1918). Пикироваться по Бунину можно долго, да нужно ли?
Катерина 4 октября 2019, 23:54
Сергей 4 октября 2019, 05:10 - для этого потребуется отказаться от мысли изменить других и начать с бревен в своих глазах. Параллельно воспитывать своих детей в духе тех принципов, которые Вы хотите привить другим. И только если эти оба мероприятия удались, можно перейти на неподдающихся.
НН 4 октября 2019, 22:20
/Коммунисты же исхитили право суда у Бога и соблазнили всех несправедливо страдающих на бунт и кровопролитие./-Дорогой о.Димитрий!Давайте и впрямь восстановим справедливость: Царя заставили отречься от престола не коммунисты,февральскую революцию,которая ввергла Россию в хаос,учинили тоже не коммунисты и даже не большевики.И много чего ещё наворотили под руководством князя Львова и Керенского,до большевиков и коммунистов.Большевики,какие бы они не были кровожадные и безбожники, вытурили "друзей",собрали Россию и начали строить справедливую жизнь для ВСЕГО НАРОДА,не для себя.Как они это понимали.И народ поддержал их,а не белых.И веру в народе начали истреблять тоже не коммунисты,увы!Простите!
ВВ для Евгении 4 октября 2019, 19:55
Вы невнимательны, этими словами сокрушался Ключевский. Поэтому выпад против Бунина не совсем уместен. Но да, и Бунин сокрушался тоже: "Разве важна "страсть" только "революционного народа"? А мы-то что ж, не люди, что ли?" И: "Сейчас опять идем в архиерейский сад, часто теперь туда ходим, единственное чистое, тихое место во всем городе. Вид оттуда необыкновенно печальный,-- вполне мертвая страна. Давно ли порт ломился от богатства и многолюдности? Теперь он пуст, хоть шаром покати, все то жалкое, что есть еще кое-где у пристаней, все ржавое, облупленное, ободранное, а на Пересыпи торчат давно потухшие трубы заводов".
Сергей 4 октября 2019, 05:10
Здравствуйте о.Дмитрий. Спаси Господь за статью, но родилась такая мысль: как преимущественно мирских,неверующих, властьимущих людей вышедших и взрошенных именно этой эпохой о которой вы пишете обратить ко Христу, чтобы они строили добрую жизнь в нашем Отечестве согласно Евангельским заповедям, которые для них абсолютно чужды?
Евгения 4 октября 2019, 01:41
О прекращении Российской государственности Бунин сокрушался?! А вот что он пишет в "Окаянных днях" в Одессе 12.04.19:"Спешу сообщить невероятную новость: французы уходят".-"Как, что такое, когда? Вы с ума сошли?" Слухи и слухи. Петербург взят финнами, Гинденбург идет не то на Одессу, не то на Москву. Все-то мы ждем помощи от кого-нибудь. Вот теперь ходим ежедневно на Николаевский бульвар: не ушел ли, избави Бог, французский броненосец. // Да рады, рады были прекращению Российской государственности! Лишь бы не прекратился привычный комфорт! Запись за 20.04.19:"Мне Скабичевский признался однажды: - Я никогда в жизни не видел, как растет рожь. То есть, может, и видел, да не обратил внимания".
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×