Обязанности супругов в Российской империи

В романе-хронике «Соборяне» Лескова главный герой отец Савелий Туберозов не может налюбоваться, как «светит отраженным светом» его верная и любимая супруга – «прелестная голубка» протопопица Наталья Николаевна. В своем дневнике смиренный пастырь не устает повторять: «Где, кроме Руси, подобные жены быть могут?» Самоотверженная любовь, смирение и чуткое внимание друг к другу принесли свои плоды: семейная жизнь для протопопа и его половины представлялась отрадой и утешением. Даже такая скорбь, как бесчадие, сплачивала кротких супругов благодаря их жаркой совместной молитве об «утехе Израилевой». Лесков с трепетом описывает, как, по заведенному обычаю получив после вечернего правила взаимные благословения, они «напутствовали друг друга взаимным поцелуем, причем отец протопоп целовал свою низенькую жену в лоб, а она его в сердце». В русской классической литературе, отражающей реальную жизнь ушедшей эпохи, это далеко не единственный пример счастливого семейства.

В те времена в Свод законов Российской империи, который фактически исполнял роль Конституции, никому в голову не могло прийти вносить поправки о защите традиционных семейных ценностей и закреплять понятие семьи как «союза мужчины и женщины». Государство рассматривало брак как религиозный акт, признавая принципы того вероисповедания, к которому принадлежали супруги.

Государство рассматривало брак как религиозный акт. Функция государства сводилась к правовой защите семьи

А «Кормчая книга» («Номоканон в 14 титулах» патриарха Константинопольского Фотия) дает тому ясное определение: «Брак – это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в Божеском и человеческом праве». Как ни странно, в современном Семейном кодексе Российской Федерации до сих пор отсутствуют конкретные юридические формулировки понятия «семья».

В свою очередь законодательство Российской империи безоговорочно признавало независимость семьи по отношению к государству. Выдающийся правовед и общественный деятель XIX века Константин Победоносцев в «Курсе гражданского права» указывает, что «брак подлежит ведомству церковному, поскольку он есть таинство». Функция государства сводилась к правовой защите семьи:

«Все дела, касающиеся до договорной стороны брака, до нарушения свободной воли и доверия, и все вопросы о преследовании преступлений против брачного союза подлежат ведомству светской власти, причем иногда требуется заключение от церковного ведомства»[1].

Другой видный профессор правоведения Дмитрий Мейер в середине XIX века утверждал, что «в области права нет возможности дать полное определение брачному союзу, а понятие о нем устанавливается вне области права – в религии и нравственности». Тем не менее он приводит следующую формулировку:

«Брак, как учреждение юридическое, представляется союзом двух лиц разного пола, удовлетворяющим известным юридическим условиям и дающим известные гражданские последствия»[2].

Семейная иерархия

Раньше государство на юридическом уровне закрепляло в семье нормы религиозного права. Свод законов Российской империи устанавливал в браке четкую иерархию и вменял обоим супругам конкретные обязанности. Например, в строгом соответствии с христианским мировоззрением, законодательно утверждался институт главы семейства, которым признавался муж.

Законодательно утверждался институт главы семейства, которым признавался муж

Благодаря этому семья как юридическое лицо и субъект права могла через суд защищать свои права как единое целое, что не предусматривает нынешнее законодательство. Свод законов гласил:

«Муж обязан любить свою жену как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи. Он обязан доставлять жене пропитание и содержание по состоянию и возможности своей.

Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, в почтении и в неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность как хозяйка дома»[3].

Всё это в целом перекликается со Священным Писанием:

«И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть (Мф. 19: 5–6);

«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6: 2).

Именно по этой причине супругам Туберозовым из вышеупомянутого романа «Соборяне» было несложно жить по государственным семейным законам, что естественным образом укрепляло их священный союз в мире, гармонии и согласии.

Совместное проживание

В отличие от современного Семейного кодекса, законодательство Российской империи вменяло мужу и жене в обязанность их совместное проживание:

«Супруги обязаны жить вместе. Посему: 1) строго воспрещаются всякие акты, клонящиеся к самовольному разлучению супругов; 2) при переселении, при поступлении на службу или при иной перемене постоянного места жительства мужа жена должна следовать за ним»[4].

Мужу и жене вменялось в обязанность их совместное проживание

Долгое и безвестное отсутствие одного из супругов признавалось законом достаточным поводом для развода. Хотя и при таких обстоятельствах главным приоритетом государства было воссоединение семьи, и первым делом власти принимали к этому определенные меры.

Что касается обязанностей супругов друг перед другом в современном Семейном кодексе, то они ограничиваются единственным пунктом, который предписывает им

«…строить свои отношения в браке на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей».

И всё.

Родительское благословение

Еще один важнейший принцип традиционного семейного законодательства Российской империи, который не дожил до наших дней, состоял в том, что государство признавало власть родителей над детьми. Даже после смерти отца или матери закон предписывал детям «почитать память родительскую». В те времена европейские государства также юридически закрепляли власть родителей над детьми, но, в отличие от России, там эта власть была ограничена их совершеннолетием.

Наш закон говорил прямо:

«Запрещается вступать в брак без дозволения родителей, опекунов или попечителей»[5].

Что касается допустимого возраста для вступления в брак, то это правило практически не изменилось. Во второй половине XIX столетия в Российской империи дозволялось жениться лицам мужеского пола только с 18 лет, а девицам выходить замуж с 16. В Закавказье действовали более ранние ограничения.

Современный брачный возраст по закону начинается с 18 лет. Хотя при наличии уважительных причин органы местного самоуправления вправе разрешить вступить в брак 16-летним молодым людям. В то же время если в XIX веке максимально допустимый возраст жениха и невесты составлял 80 лет, то сейчас подобные ограничения отсутствуют.

Заключение брака

Согласно сегодняшнему Семейному кодексу, брак должен быть зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния. В то время как Свод законов Российской империи предписывал следующее:

«Желающий вступить в брак должен уведомить священника своего прихода, письменно или словесно, об имени своем, прозвании и чине или состоянии; равно как и об имени, прозвании и состоянии невесты»[6].

«Законный брак между частными лицами совершается в церкви, в личном присутствии сочетающихся, во дни и время, для сего положенные, при двух или трех свидетелях, совокупно с обручением, и во всем сообразно правилам и обрядам Православной Церкви. Венчание браков православных лиц вне церкви допускается в тех только местах, где по обстоятельствам венчание в церкви невозможно; притом к таковым венчаниям отнюдь не дозволяется приступать без благословения епархиальных архиереев. Каждый брак записывается в приходскую (метрическую) книгу»[7].

Таким образом, метрические книги были главным доказательством брачного союза.

Развод

В ушедшую эпоху государство было заинтересовано в здоровой семье и действительно воспринимало ее как священный и нерушимый союз. Об этом говорит и тот факт, что, по законам Российской империи, было крайне непросто расторгнуть брак, поскольку «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 16: 6).

Расторжению брака в Своде законов посвящено 16 внушительных пунктов, первый из которых:

«Брак может быть расторгнут только формальным духовным судом по просьбе одного из супругов:

а) в случае доказанного прелюбодеяния другого супруга или неспособности его к брачному сожитию;

б) в случае, когда один из супругов приговорен к наказанию, сопряженному с лишением всех прав состояния, или же сослан на житье в Сибирь с лишением всех особенных прав и преимуществ, и

в) в случае безвестного отсутствия другого супруга»[8].

Кроме того, развод допускается в случае добровольного соглашения обоих супругов поступить в монашество, «если только они достигли узаконенных для того лет и не имеют малолетних детей, требующих родительского призрения».

В Российской империи супругам строго запрещалось самовольно расторгать брак без суда, по одному только взаимному согласию. Также между ними не допускались «никакие обязательства или иные акты, заключающие им условие жить в разлучении, или же какие-либо другие, клонящиеся к разрыву супружеского союза».

В свою очередь крепкий брак, основанный на традиционных ценностях, органично вписывался в монархическое общество, которому, как и Церкви, армии и любому эффективно работающему рабочему коллективу, свойственна иерархия. Об этом пишет историк Александр Музафаров:

«Одной из наиболее распространенных моделей отношения между государем и подданными является семейная: царь – отец, подданные – дети. Действительно, повиновение подданных государю подобно подчинению детей отцу – не в силу достоинств последнего, а в силу самого статуса родителя. И ограничения и у родительской, и у царской власти одного порядка – религиозные. Именно поэтому традиционное, монархическое общество и было заинтересовано в сохранении и укреплении института семьи, а революционеры всех видов начинают свою деятельность с разрушения оной»[9].

Революционеры всех видов начинают свою деятельность с разрушения семьи

В настоящее время, согласно Семейному кодексу, для расторжения брака достаточно заявления одного из супругов. Подобное упрощение разводов можно считать прямым уничтожением священного брачного союза, и это одно из показательных «достижений» современной демократии. Неслучайно, как уже было сказано выше, у нас до сих пор отсутствует юридическое определение «семьи», и грядущее внесение соответствующей поправки в Конституцию этот пробел наконец-то восполнит.

В заключение будет уместно вновь напомнить про счастливую чету Туберозовых из «Соборян» Лескова. Автор романа с трепетом описывает, как супруги после вечерних молитв непременно начинали крестить один другого:

«Это взаимное благословение друг друга на сон грядущий они производили всегда оба одновременно, и притом с такою ловкостью и быстротою, что нельзя было надивиться, как их быстро мелькавшие одна мимо другой руки не хлопнут одна по другой и одна за другую не зацепятся».

Денис Халфин

12 февраля 2020 г.

[1] Победоносцев К. Курс гражданского права. Т. II. Отд. 1. Гл. 1. П. 1.

[2] Мейер Д. Русское гражданское право. Гл. 3. Разд. 1. П. 48.

[3] Свод законов Российской империи. Т. 10. Ч. 1. О правах и обязанностях семейственных. Пп. 106–107. С. 22.

[4] Там же. Т. 10. Ч. 1. О союзе брачном. П. 108. С. 21.

[5] Там же. Т. 10. Ч. 1. О правах и обязанностях семейственных. П. 6. С. 2.

[6] Там же. П. 25. С. 5.

[7] Там же. П. 31. С. 5.

[8] Там же. П. 45. С. 9.

[9] Музафаров А. 11 мифов о Российской империи. М.: Яуза; Эксмо, 2018. С. 219.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Беседа 1. Церковь о христианской семье Беседа 1. Церковь о христианской семье
Прот. Димитрий Смирнов
Беседа 1. Церковь о христианской семье Беседа 1. Церковь о христианской семье
Православные просветительские курсы
Протоиерей Димитрий Смирнов
Семья — не социальный институт, она создана не человеком, а Богом.
Романовы: семейный портрет Романовы: семейный портрет
Фотогалерея
Романовы: семейный портрет Романовы: семейный портрет
По ним мы можем проследить историю любви – вот Николай и Александра нежные жених и невеста, потом супруги, а вот они с первенцем. И, наконец, мы видим их всех – такими, какими теперь пишут на иконах.
«Самое лучшее для детей – это родители» (+ВИДЕО) «Самое лучшее для детей – это родители» (+ВИДЕО)
Прот. Димитрий Смирнов
«Самое лучшее для детей – это родители» (+ВИДЕО) «Самое лучшее для детей – это родители» (+ВИДЕО)
Беседа с протоиереем Димитрием Смирновым о том, как правильно понимать слова «Всё лучшее – детям»
Никита Филатов
Почему дети, получавшие «всё лучшее», вырастают эгоистами? Верен ли вообще этот принцип – «Всё лучшее – детям»? И в чем действительно нуждаются наши дети?
Комментарии
Наталья (первая)14 февраля 2020, 12:29
Вы правы, Наталья, православная монархия не гарантирует нравственность каждого отдельного человека. Это как то, что даже многие, видевшие и слышавшие Спасителя, не уверовали... Но где лучше сохранятся овцы - в ограде и с заботливым пастухом или - без ограды и пастуха? Я хочу сказать: для того, чтобы церковный брак соблюдался, он должен стать законом; для того, чтобы он стал законом, нужна православная власть. Православной демократии не бывает. Вывод - это должна быть православная монархия.
Татиана14 февраля 2020, 11:36
Мы в жизни Христа есть, а в нашей жизни Христа нет....и это источник всех бед и несчастий.
Наталья14 февраля 2020, 00:58
Наталья, 12 февраля: не только помещика Троекурова - вспомните "Яму" Куприна, как в дома терпимости косяками ходили "почтенные" главы семейств, как их сыновья получали "первый опыт" в таких домах, порой с ведома и подачи отцов. И эти дома терпимости, и эти прелюбодейства имели место и при православной монархии. К сожалению, она не гарантирует высокую нравственность и верность в семьях. Хотя, как вы верно заметили, в те времена женская верность была куда более распространенной, чем мужская. Так что статья больше теоретическая: о законах того времени, которые многие женатые мужчины не очень-то и соблюдали. А в "Яме" многое взято писателем из реальной жизни.
Иулиания13 февраля 2020, 11:05
Прошло чуть больше ста лет и все перевёрнуто с ног на голову. Во всех сферах жизни. Надежда одна - на Господа.
Наталья12 февраля 2020, 18:23
"в случае доказанного прелюбодеяния другого супруга или неспособности его к брачному сожитию; " Вспомним "Анну Каренину" или "Крейцерову сонату", помещика Троекурова, чьи дети от крестьянских девушек бегали по двору перед брачными детьми. Прелюбодеяния дворян-мужчин были реальностью в большинстве семейств. А разводов не было по одной причине - женшины терпели, даже Церковь "закрывала глаза". На вопрос: "Кому на Руси жить хорошо?" вряд ли можно было ответить - женщинам. Не надо представлять прошлое лишь в розовом свете. И не надо иллюзий, что возвращение к нему возможно в том же виде. Христианский брак нужен, но он утвердится не раньше, чем в России будет снова православная монархия.
Иулия12 февраля 2020, 12:27
Очередная замечательная статья этого автора!
Людмила12 февраля 2020, 11:32
вопрос к автору: какие нормы в Российской империи были в отношении родителей, которые не заботились о детях должным образом, либо причиняли им вред своим поведением и образом жизни? (По аналогии с современным лишением родительских прав). Или сироты были только в случае смерти родителей, а "социальных сирот" не было?. Если можете, поясните, пожалуйста.
Иоанна_ 12 февраля 2020, 10:35
Очень мне понравился пункт о необходимости совместного проживания! Даже крепкие браки рушатся, когда один из супругов надолго уезжает. К сожалению, поздно это понимают люди, когда вернуть ничего уже невозможно. Надо безжалостно всё бросить и ехать вместе. Или всем оставаться.
Наталья, Украина12 февраля 2020, 10:34
Блестящая статья Какой замечательный пример для подражания, вразуми нас Господи
Марина12 февраля 2020, 10:01
Все бы хорошо, да только что-то слишком много я знаю лично случаев, когда муж мучает и подавляет жену, пользуясь ее христианскими представлениями о семье. А она терпит годы, зарабатывая себе одну болезнь за другой. И от дете с возрастом трудно скрывать тиранию и произвол отца. Как тут быть? Автор описал идиллию. Хорошо бы мужчины были бы такими, как Туберозов.
Евгений12 февраля 2020, 09:51
Прекрасная статья! Побольше бы цитирования положительных моментов из того, ушедшего Законодательства, а лучше систематизированный доступ к нему сделать через интернет. Может и нашим законотворцам на пользу будет? А то они, несчастные, всё по европам да америкам ездят, опыта набираются. Ну из того "опыта" наше законодательство и сляпано. А на словах вроде все за Россию...
Анна12 февраля 2020, 09:30
Спасибо за материал. Удивило вот это: "уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи." Сейчас все помнят про беспрекословное послушание и почтение, а про "извинять недостатки" - не помнят. Да и жены не терпят своих мужей - пилят, требуют. Мы живем во взаимных претензиях, не давая спуску друг другу и не взирая на то, что жизнь короткая и просто жаль тратить время на это. Помоги нам всем Господи!
Василий12 февраля 2020, 09:14
Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал о страшном разложении - епархиальному архиерею в тогдашних гигантских епархиях приходится рассматривать по несколько разводных дел в год, тогда как еще живы старшие епископы, не помнящие ни одного развода за десятилетия правления.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×