Борец с нигилизмом. (к 180-летию со дня рождения Н.П. Гилярова-Платонова)

Н. П. Гиляров-Платонов. Литография. 80-е гг. XIX Н. П. Гиляров-Платонов. Литография. 80-е гг. XIX
4 июня 2004 года исполнилось 180 лет со дня рождения оригинального русского философа, публициста, издателя, выпускника и преподавателя Московской духовной академии Никиты Петровича Гилярова-Платонова. К сожалению, он и поныне остаётся великим неизвестным. «Непознанным гением» назвал его известный публицист и экономист патриотического направления С.Ф. Шарапов. Более того, ни одна книга по истории русской философии (в том числе и книга В.В. Зеньковского) фактически не содержит об этом мыслителе никакой информации.

Всю свою жизнь Никита Петрович боролся с нигилизмом и рационалистической западной философией, заполонившей тогда Россию. Обширное литературное, экономическое, педагогическое, церковное, публицистическое, мемуарное, философское наследие русского мыслителя и патриота до сих пор остаётся неопубликованным. Наш долг – вернуть о нём память и полностью опубликовать его замечательное наследие.

Н.П. Гиляров-Платонов родился 23 мая/4 июня 1824 года в семье приходского священника П. Никитского, служившего в церкви Никиты Мученика (откуда происходила его фамилия). Учился в Московской духовной семинарии и Московской духовной академии. По окончании курса в июле 1848 года был определён бакалавром по классу библейской герменевтики и учения о вероисповеданиях, ересях и расколах. В 1850 году был возведён в степень магистра. В 1854–1855 читал лекции по истории Русской Церкви в миссионерском отделении при академии. В 1855 году он получает увольнение от церковно-училищной службы. В 1856 году он становится цензором Московского цензурного комитета, в 1862 назначен чиновником особых поручений при министерстве народного просвещения, а с 1863 года – управляющим Московской синодальной типографией. С конца 1867 года Никита Петрович стал издавать «Современные известия», первую московскую ежедневную газету. В ней он из номера в номер публиковал свои статьи по церковным и текущим политическим вопросам.

В 50-е годы русский философ сблизился с кружком московских славянофилов, особенно с А.С. Хомяковым, после смерти которого принял активное участие в подготовке его собрания сочинений, изданного в 1861–1873 гг. С Хомяковым его объединяло отрицательное отношение к католичеству и протестантизму как к двум разновидностям одной западной «ереси» и неприятие философского рационализма в целом и учения Гегеля в частности. Основным философским сочинением Гилярова-Платонова является его работа, посвящённая критическому разбору философии Гегеля (1846). Одна из частей данного исследования была опубликована под названием «Рационалистическое движение философии новых времён» в журнале «Русская беседа» (1859, №1), другая часть, содержащую критику 1-го раздела «Феноменологии духа» с обширными выписками из неё появилась после уже после смерти автора в журнале «Вопросы философии и психологии» в 1891 году.

Русский философ считал гегелевскую систему логическим завершением западноевропейской философии, выбравшей одностороннее, рационалистическое направление в мысли. В целом же, сама по себе греческая философия, по его справедливому мнению, противоречит «здравому смыслу» и поэтому оставляет человека с двумя равноправными воззрениями на мир: обыденным и отвлечённо-теоретическим.

Попытку же Гегеля в «Феноменологии духа» доказать, что обыденное сознание в силу своей внутренней противоречивости неизбежно возвышается до философского (постигающего призрачность чувственного мира и тождественность субъективного и объективного в представлении), он считал неудачной, а аргументы Гегеля – софистическими. Русский философ отрицал описанный Гегелем диалектический процесс развития сознания, в котором каждый новый момент «снимает», «отрицает» предыдущие, и полагал, что все способы человеческого познания совместимы в некоем синтетическом единстве, в целостном «уме». Последний, по определению Гилярова-Платонова, не только есть формальная сила, но и тот интеллектуальный центр тяготения, «около которого само собою сжимается в единство всё разнообразие приобретённой материи знания».

Рационалистическое же направление в развитии философии, по его мнению, «основывается именно на забвении этого «самого главного двигателя нашего знания». В этом отношении мыслитель показывает вполне закономерный крах абсолютного материализма в теоретической философии и «интеллектуализма» в философии практической.

Вместе с тем сами его взгляды и славянофилов «родственны, но не тождественны». «Я один, – писал он, – я не человек кружка... и мои мысли, идущие из начал, в печати не провозглашённых более или менее систематически». В противоположность Хомякову и во многом вразрез с традицией официального богословия, он различал христианство и историческое православие, в котором идея христианства ещё не раскрылась во всей полноте. С одной стороны веря в материальный и общественный прогресс, он в то же самое время был убеждён, что внутренняя природа человека «остаётся всё та же от века, и подвиг совершенствования предлежит каждому лично».

Подходя к оценке русской государственности с консервативно-патриотических позиций, он защищает в лице нынешнего самодержавия саму форму государственного устройства, как механизм ограничения врождённого человеку своекорыстия. При этом, мыслитель критикует западнические основы самодержавия, начавшие проявляться в петровскую эпоху. Кроме того, в противовес «идее раздора», которая «присуща западному уму при суждении о государстве и общественных отношениях», он рассматривает общество как органическую целостность (здесь он соприкасается с А. Григорьевым и А. Хомяковым), скреплённую любовью, видя, как и два вышеперечисленных мыслителя, социальное начало. Интересы этого целого для него были выше отдельной личности, чья истинная свобода – в самоограничении. И поскольку народ для него в теперешнем состоянии есть только момент народа исторического, «внезапный переворот государственный всегда есть зло».

Но особенно ярки у него были выступления против нигилизма и нигилистического сознания. В работе «Откуда нигилизм?» он выступает против нигилистической критики «предрассудков» – «суждений», принятых без достаточного основания. Русский философ полагал, что определяемым таким образом предрассудком может быть названа любая система убеждений, в том числе и мировоззрение нигилистов, но «предрассудки», освящённые исторической традицией, обладает нравственным преимуществом над воззрениями и идеями более позднего происхождения.

Т.о., сведение «веры» к «предрассудку» (даже при самом широком толковании этого слова), по существу, означало отказ от характерного для ранних славянофилов убеждения в возможности свободного, полностью оправданного разумом признания религиозных догматов, сомнение в соответствии разума с конфессиональными особенностям православной церкви.

Откликаясь на статью Н.Я. Данилевского «Происхождение нашего нигилизма», Гиляров-Платонов отказывал нигилизму в цельной теоретической доктрине, упрекая его идеологов в стремлении построить общество на основании лишь разума.

К 80-м годам позапрошлого века в русской патриотической прессе сложился своеобразный триумвират ведущих русских публицистов и идеологов, во многом определяющих духовную атмосферу в стране – М.Н. Катков, И.С. Аксаков, Н.П. Гиляров-Платонов. Эти великолепные русские публицисты во многом дополняли друг друга. Так, один занимался защитой русской государственности, второй – больше сохранением культуры и развитием славянства, а Гиляров-Платонов особое внимание обращал на духовную жизнь общества, освещая в своих изданиях жизнь Церкви, вопросы религиозного просвещения.

Разумеется, не только литературный стиль и полемический темперамент отличали этих ярких публицистов друг от друга. Единство основополагающих ценностей не мешало им по тактическим вопросам резко расходиться. Так, в бурной дискуссии между «классицистами» и «реалистами» Гиляров-Платонов поддерживал последних. Это вызвало резкую полемику с убеждённым «классицистом» Катковым.

Заслуги же данного патриотического «триумвирата» трудно недооценивать: все писавшие об этой эпохе современники и историки признают, что в 1880-е годы в общественном сознании стали доминировать православно-монархические настроения, сменившие нигилистические и западнические теории. Эта «благодетельная реакция», по словам К.Н. Леонтьева, была бы невозможна без напряжённой работы русского мыслителя.

Интересовался Гиляров-Платонов и политэкономией. В книге «Основные начала экономии», опубликованной посмертно в 1888 году четырьмя частями в «Русском деле», он выразил ряд интересных мыслей. В частности, он тщательно проанализировал идеи Лассаля, Ротбертуса, Маркса, Дюринга, Шеффле, Тедески, Мейера и других современных ему экономистов. По мысли русского философа, не производитель, а потребитель должен быть владыкой хозяйственной жизни страны. И в этом вопросе его поддержал русский экономист и политический публицист патриотического направления С.Ф. Шарапов. В ХХ веке мировая экономическая наука также пришла к такому же выводу.  

В целом, оригинальный публицист-философ стремился совместить обсуждение практических нужд дня с идеальными началами бытия. Будучи при этом темпераментным и едким полемистом, он нередко увлекался односторонностью и преувеличениями. Гиляров-Платонов оставил большое творческое наследие, которое представляет мозаичную картину, результат работы самостоятельной и интенсивной мысли, но так и не сумевшей сколько-нибудь полно высказать себя.

В итоге, он сформулировал коренное жизненное кредо русского человека, заключающейся в том, что «жизнь есть подвиг, а не наслаждения, труд есть подвиг, а не средства своекорыстия, верховный закон междучеловеческих отношений есть всеотдающая любовь, а не зависть». Как хорошо бы это запомнить нам, сегодняшним, живущим в период «новой смуты», в момент торжества разврата и наживы, потери семьи и смысла жизни.  

Гиляров-Платонов умер 13/25 октября 1887 году в Петербурге, однако был похоронен в Москве на Новодевичьим кладбище, где служил священником его старший брат, по соседству с могилами М.П. Погодина и В.С. Соловьёва.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1) Русские писатели. 1800–1917. Т.1. – М:1989.

2) Русская философия. Словарь. – М:1995.

3) Русское мировоззрение. Словарь – М:2003.

4) Русский патриотизм. Словарь. М:2003.

5) Новая философская энциклопедия. Т.1. М:2000.

6) Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации. – М:2000.

7) Н.П. Гиляров-Платонов. Вопросы веры и церкви. В 2-х томах. – М:1906.

8) Н.П. Гиляров-Платонов. Из пережитого. – М:1880.

9) Н.П. Гиляров-Платонов. Сб. сочинений. М:1899.

10) Н.П. Гиляров-Платонов. Основные вопросы экономии. – М: 1889.

Сергей Лабанов

10 июня 2004 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Алексей Федорович Лосев. Личность и наследие Алексей Федорович Лосев. Личность и наследие
Надежда Малинаускене
Алексей Федорович Лосев. Личность и наследие Алексей Федорович Лосев. Личность и наследие
Лекция, прочитанная студентам Сретенской духовной семинарии
Надежда Малинаускене
Я расскажу вам о человеке, которого считаю своим Учителем, хотя он никогда нигде не преподавал мне никаких дисциплин, а я никогда нигде не сдавала ему никаких экзаменов. Но моими учителями в Московском университете были люди, которые учились у него в молодости классической филологии, в первую очередь классическим языкам и античной литературе, а более широко – науке об античности. Сам Алексей Федорович называл меня своей «внучкой», потому что моими учителями были его «дети» и воспитывали они меня так, как их воспитывал он.
За нигилизмом За нигилизмом
Иеро. Серафим (Роуз)
За нигилизмом За нигилизмом
Иеромонах Серафим (Роуз)
Описанный на этих страницах образ «нового человека» был исключительно отрицательным, и многие из изучающих современное состояние человека, признавая истинность некоторых наших наблюдений, непременно отвергнут их как «односторонние». Поэтому справедливости ради нам следует рассмотреть другую, «позитивную» сторону.
Нигилистическая программа Нигилистическая программа
Иером. Серафим (Роуз)
Нигилистическая программа Нигилистическая программа
Иеромонах Серафим (Роуз)
Война против Бога, логически проистекающая из провозглашения царствования ничто, означающего торжество раздробленности и абсурдности, весь этот замысел, возглавляемый диаволом, — вот в чем кратко состоит богословие и содержание нигилизма.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×