Как делают иконостасы
ФОТОРЕПОРТАЖ из Палеха
5 декабря 2014 года Палех празднует 90-летие своей знаменитой на весь мир лаковой миниатюры: отсчет ведется с 5 декабря 1924 года, когда миниатюрист И.И. Голиков, основоположник «палехского стиля», и его единомышленники объединились в Артель древней живописи. Однако художественные традиции Палеха насчитывают не одно столетие: еще в допетровские времена Палех славился своими иконописцами и мастерами по фрескам. И сегодня в Палехе живут и творят не только миниатюристы, но и иконописцы, скульпторы, резчики… Предлагаем вместе с фотохудожником Владимиром Ештокиным заглянуть в одну из палехских мастерских.
Иконостас – важная часть интерьера храма. Появление иконостаса в православном храме связано с необходимостью отделить алтарь от всего остального храма, где стоят прихожане, специальной алтарной преградой. Такое условное разграничение символизирует разделение Божественного и земного начал. В принципе, иконостас – это особенность русских православных церквей, хотя сама идея его пришла к нам из византийской традиции. Но только на Руси иконостасы стали такими, какими мы привыкли их видеть.
Секретами создания иконостаса делится руководитель мастерской «Палехский иконостас» Анатолий Влезько:
– Рождение иконостаса начинается с… идеи. В результате мозгового штурма после тщательного анализа всех условий появляются несколько вариантов и из них выбирается единственный, которому надлежит стать рабочим. После этого готовится эскизный проект, и начинается работа. На основании эскизного проекта архитекторы разрабатывают рабочие чертежи, художники прорабатывают оформление иконостаса – резьбу, расположение икон и так далее. В процессе проектирования активно используются компьютерное моделирование и 3D-технологии.
Одновременно начинаются работы на производстве. Из такого кругляка делают иконостасы. «Тело» делают из сосны, иконные доски, резьбу и прочие украшения – из липы. Хотя по желанию заказчика это может быть и дуб, и красное дерево, и вообще что угодно. После распиловки дерево сушат не менее месяца (чем дольше, тем лучше).
После этого приступают непосредственно к изготовлению. Начинают собирать «тело» иконостаса, готовят иконные доски и заготовки под резьбу.
Иконные доски левкасят и отправляют к иконописцам.
Из технического пластилина делают элементы декора.
На основании этих заготовок из пластика отливают специальные формы, по которым с помощью копировальных станков вырезают этот самый декор – резьбу иконостаса. Это делается для того, чтобы избавить резчиков от рутинной, большой по объему работы.
Подготовленные таким образом заготовки резчики доводят до ума и отправляют на шлифовку–покраску–золочение.
А в иконописной мастерской пишут иконы. Когда все составляющие будущего иконостаса готовы, его собирают для проверки на готовность, после чего отправляют в храм.
Очень интересно было почитать и посмотреть фотографии.
Даже захотелось чем-то подобным заниматься.
как мастер чувствует мазки
и трепет сердца
и прозрение...
какие слезы Умиления она потом ведь вызывает,
какие мирты доброты в людских сердцах питает...
Господи как сей важен труд, пусть в доброте и свете озаряя да из пуд...Господи в какой молитве писаны труды, молчание или живое сердце слезы Умиления зри...Господи благодарю за сию статью.