Протоиерей Иоанн Бойко, клирик Введенского Обыденского храма на Теремках, родился в семье потомственного киевского священника Георгия Бойко, настоятеля Покровского храма в Новых Петровцах, где в 1943-м году, на Лютежском плацдарме, состоялось грандиозное сражение при форсировании советскими войсками Днепра и взятии Киева; его дедушка – известный протоиерей Михаил Бойко, участник Великой Отечественной войны, дошедший до Берлина, многолетний духовник киевского духовенства, почитаемый в народе пастырь († 2003); прадед – священник Павел Бойко († 1980), прошедший сталинские лагеря, благословивший сыновей добровольцами уйти на фронт. Это удивительная династия священнослужителей, о каждом из них можно писать книги. Портал «Православие. Ру» рассказывал и об отце Михаиле, и об отце Георгии. Когда мы попросили викария Северного викариатства Киева архиепископа Феодосия порекомендовать для беседы про Успенский пост священника, владыка указал на отца Иоанна, сказав при этом: «Не смотрите на его молодость... Не пожалеете». Мы встретились, пообщались и не пожалели.
– Отче, ныне Успенский пост. Все три украинские лавры названы в честь этого великого события – Успения Пресвятой Богородицы. Как вы думаете, почему?
– Праздник Успения Пресвятой Богородицы является одним из двенадцати самых великих праздников Церкви. Это определяющий фактор особого почитания этого праздника во всем Православии.
Если же говорить о лаврах, то монахи ищут покоя. Покоя не в смысле отдыха от дел насущных, а в первую очередь покоя от мирской, греховной суеты, мучающих каждого человека страстей. То есть покоя в Боге. Как учит нас святой апостол Павел: «Сам искушен быв, может и искушаемым помощи» (Евр. 2, 18). Посему каждый монашествующий на протяжении всей многовековой истории прибегает к помощи Божией, упокоившихся в Бозе угодников. И, конечно же, излюбленнейшей помощницей всех спасающихся является Пресвятая Богородица. Она, при содействии Божией благодати и Своем усердии, настолько очистила Свое сердце, что сподобилась стать Матерью Самого Бога. Поэтому не удивительно, что те, кто в уединении стремятся к вечности, помня, что «Пришлец аз есмь на земли» (Пс. 118, 19), и прося у Бога извести из темницы души их (ср. Пс. 141, 8), ищут предстательства у Той, которая знает, как бороть грех и в Боге упокоиться.
Излюбленнейшей помощницей всех спасающихся является Пресвятая Богородица
Да и как по-иному можно было назвать, например, нашу Киево-Печерскую лавру, когда место строительства главного храма монастыря Великой церкви Успения Пресвятой Богородицы указал прп. Антонию Сам Господь, являя Ветхозаветные прообразы Пресвятой Девы. По молитвам преподобного по всей земле была роса, а место, определенное под храм, оставалось сухим. На следующий день, напротив, оросилось лишь указанное место. Являлся и огненный столб, и облако. Пресвятая Богородица определила 12 мастеров-зодчих, вручив им золото на постройку церкви и храмовую икону и показав, каким должен быть храм, и отправила к преподобным Антонию и Феодосию.
– Почему Церковь именует переход в вечность Божией Матери успением, а не преставлением, смертью?
– По преданию, Матерь Божия часто посещала места, где бывал Спаситель, где Он пострадал, умер, воскрес и вознесся на небо. Мы помним, что Она «слагала в сердце Своем» (Лк. 2, 19) все, что было связано с Её Сыном. Здесь Она молилась, плакала и радовалась, и в Своих молитвах просила о том, чтобы Христос скорее взял Ее к Себе на небо.
Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял Ее пречистую душу
Однажды Богородице в молитве на горе Елеонской явился архангел Гавриил с райскою финиковою ветвью в руках и принес Ей новое благовествование – о том, что через три дня наступит Её преставление. Пресвятая Богоматерь несказанно обрадовалась этой вести. По Её молитвам Господь чудесным образом собрал всех апостолов, кроме Фомы. Горестным было для них расставание, но Божия Матерь, утешая, обещала не оставлять их и всех христиан и, благословив всех, почила. Тогда необыкновенный свет осиял комнату, где лежала Божия Матерь. Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял Ее пречистую душу.
Апостолы похоронили святое тело Божией Матери, по Ее желанию, в саду Гефсиманском, в пещере, где покоились тела Ее родителей и праведного Иосифа. При погребении совершалось множество чудес. Большое собрание народа следовало за Ее пречистым телом. Иудейские священники и начальники старались разогнать это святое шествие, и даже один из священников, по имени Афоний, подбежал и схватился за одр, на котором несли тело Божией Матери, чтобы опрокинуть его. Но невидимый ангел отрубил ему обе руки. Афоний раскаялся и был исцелен.
Через три дня после погребения Божией Матери прибыл в Иерусалим и отсутствовавший апостол Фома. Он очень опечалился своему опозданию. Апостолы решили отвалить камень и дать ему возможность проститься с телом Божией Матери. Но когда открыли пещеру, то не нашли в ней тела Богородицы, а только одни погребальные пелены. Изумленные апостолы возвратились все вместе в дом и молились Богу, чтобы Он открыл им, что стало с телом Божией Матери. Вечером, по окончании трапезы, во время молитвы, они услышали ангельское пение. Посмотрев наверх, апостолы увидели в воздухе Божию Матерь, окруженную ангелами, в сиянии небесной славы.
Господь Иисус Христос воскресил Свою Пресвятую Матерь, поставив выше всех ангелов
Божия Матерь сказала апостолам: «Радуйтесь! Я с вами во все дни; и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом».
Апостолы в радости воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!»
Так Господь Иисус Христос прославил Свою Пресвятую Матерь. Он воскресил Ее и взял к Себе с пресвятым телом, поставив выше всех ангелов.
Именно поэтому этот праздник не называется привычным для нас словом – Преставление, а Успением («засыпанием») потому что Божия Матерь как бы не умерла, но тихо уснула на короткое время, т. к. через три дня Она воскрешена была Господом и вознесена на небо.
– А чем это событие важно для каждого из нас?
– Человек был сотворен Богом для вечности, а грех сделал его земную жизнь конечной. Человек призван к Вечной Жизни, а ему приходится умирать. Возвращение в прах для него неестественно, и поэтому страшит и печалит. Всё верующее ветхозаветное человечество жаждало семени жены, стирающего главу змия (ср. Быт. 3, 15). И вот приходит в мир обещанный Мессия. Христос, взяв на Себя человеческую плоть, показывает нам пример безгрешной жизни. На Кресте омывает Своей Пречистой кровью грехи всего человечества; смертью Своею искупает весь род человеческий; Воскресением разрушает узы смерти, даруя каждому верующему в Него Жизнь Вечную; и, наконец, Вознесением возносит человека к былой его славе. Пресвятая же Богородица явным образом показывает нам, на примере Своего жития и успения, что возможно бороть грех. Так говорит и прот. С. Булгаков: «Непорочность и безгрешность Приснодевы относится не к Ее природе, но к Ее состоянию, к Ее личному отношению к греху и личному его преодолению». То есть каждый, кто объявляет войну диаволу, отныне при содействии Божией благодати может воскреснуть в Вечное блаженство.
В этом и кроется духовный смысл этого праздника: «В Боге живи, в Боге упокоишься, и Бог дарует тебе воскресение в Вечное Блаженство».
– Почему Успенский пост такой же строгий, как Великий? И почему длится 2 недели, а не дольше?
– Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства. Сама Пресвятая Дева, узнав о скором Своем отшествии, стала готовиться к нему усиленной молитвой и постом. «А потому и мы, – говорит св. Симеон Солунский, – должны поститься и воспевать Её, подражая житию Её и побуждая Её тем к молитве за нас». Наши братия и сестры во Христе, греки, называют Успение Пресвятой Богородицы летней Пасхой. И действительно, по своей сути так оно и есть. Мы приходим через три дня в пещеру и не находим тела Богородицы. Господь Её воскресил. Это Её Пасха – исход из временного мира в Вечность, освобождение от тягости греха. Существует традиция в сам день Успения или в ближайшие два дня совершать Чин Погребения Плащаницы Богородицы, подобно чину Великой Пятницы, когда совершается Чин Погребения Плащаницы Спасителя. Такая сходность по своей сущности с Воскресением Христовым Успения Пресвятой Богородицы наложила и великопостную строгость на Успенский пост. Окончательное же установление Богородичного поста и его длительности произошло на Константинопольском Соборе в 1116-м году, проходившем под председательством Патриарха Луки. Тогда было постановлено, что все православные христиане, согласно с древними уставами, должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа (т.е. с 14 по 28 августа по новому стилю).
– Есть мнение, что Успенский пост посвящен и Преображению Господню. Какая взаимосвязь этих событий?
– Вышеупомянутый св. Симеон Солунский также усматривает необходимость воспоминания этих двух праздников: «одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас». Мы говорили о схожести Великого и Успенского постов. Помните, в третье воскресенье поста выносится на середину храма Крест, как знамя будущей победы, для укрепления нас в нашем подвиге, как напоминание нам о том, что без страданий крестных не будет Воскресения. Так и сейчас – мы с вами отпраздновали праздник Преображения Господня, как напоминание о том, что целью нашей жизни, и, в частности, этого поста, есть исполнение повелений Божиих: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Того послушайте» (Лк. 9, 35), преображение греховного нашего существа. Как невозможно без Креста Воскресение, так не упокоимся мы в Вечном блаженстве без преображения своей жизни. Праздники Преображения Господня и Успения Божией Матери говорят нам о благостности вечного бытия. Апостолам так было хорошо с Богом на горе Фавор, что они хотели там остаться (ср. Лк. 9, 33). А о почившем, упокоившемся человеке говорится, что он вселился в «месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание» (молитва Заупокойной ектении).
– Как следует молиться в этот период? Какой общий настрой приличествует постящемуся в Успенский пост?
– Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ты постишься? Напитай голодных, напой жаждущих, посети больных, не забудь заключенных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния».
Любой пост дан нам, чтобы встрепенуться
Любой пост дан нам, чтобы встрепенуться. Это время, когда мы напоминаем себе, что окружающая нас рутинная обыденность не является нашей настоящей жизнью, что в этом мире мы лишь временно. Как часто напоминание об этом нас печалит, а пост с таким настроем совсем не идет. Как избежать этого? Архиепископ Иона (Черепанов) говорит: «Правильно расставляйте приоритеты. Если Христос во главе угла, то и пост в радость». Мы барахтаемся в бушующем море наших страстей и, лишь на время вынырнув, проглатываем глоток свежего воздуха. А порой нам удается зацепиться за какую-то щепку и немного передохнуть. Это наши однодневные и многодневные посты. Они для нас – как глоток чистоты, время нашего духовного отдохновения.
Этот пост можно назвать постом благодарения
Как особенность этого поста, я бы отметил напоминание о нашей смертности, так как он посвящен Успению. Сейчас как никогда уместно будет вспомнить мысль святых отцов: «Помни последняя твоя и вовек не согрешишь». Этот пост можно назвать постом благодарения, как некоего итога. Когда дело завершено, мы благодарим Бога, благодарим всех потрудившихся. Это последний пост в церковном году, который начинается с сентября. Поэтому возблагодарим Бога и Пречистую Его Матерь за оказанные нам милости. Неспроста за время поста и на следующий день по его завершении мы будем отмечать так называемые три Спаса. Происхождение (Изнесение) Честного Креста Господня, Преображение Господне и перенесение Нерукотворенного Образа Господня. В эти дни, по благочестивому обычаю, освящаются мед, виноград и различные продукты, а также колоски пшеницы. Эти начатки приносят люди в храм, с благодарностью прося у Бога благословить плоды трудов их. Мы вступили во время воздержания. Это все должно создать в нашей душе атмосферу тихого благодарения Богу. Постараемся по силам ущемить строптивость плоти, напитать душу молитвой, укрепить веру добродетелями, в первую очередь прибегая к молитвенному предстательству Царицы нашей Небесной.
иер. Максима и нас грешных. аминь