О паломничестве и живописи, творческом даре и ответственности, настоящем искусстве и профессионализме мы говорим с Дмитрием Нечитайло – заслуженным художником России, членом Союза художников и Союза писателей России.
О чувстве прекрасного
– Выставки классиков – Левитана, Серова, Айвазовского – проходят в Москве с аншлагом. Публика разная: ходят семьями, молодежь. По личным наблюдениям, большинство – люди, с искусством не связанные. Но стоят многочасовые очереди, иногда на холоде. Как полагаете, это мода?
– Это показатель: значит, не равнодушен народ, и трепещет сердце. Не дремлет чувство прекрасного! Есть великая радость и удивление в творчестве мировых художников. Мы стояли очереди на выставки к Валентину Серову, Николаю Ге, Михаилу Нестерову, а также к Леонардо да Винчи, на импрессионистов. Истосковались…
– Это чувство прекрасного заложено во всех людях?
– В принципе да, но все зависит от воспитания. Воспитание – это возвышенное питание. С детства стоит прививать любовь к прекрасному: ходить на выставки, рассматривать иллюстрации двух Васнецовых, Ивана Билибина к русским народным сказкам. Вбирать не «телек» и компьютер, а в музеях – подлинники.
– Почему важно идти в музей? Ведь можно посмотреть репродукции в альбоме или в интернете.
– Репродукция всего не передает, лучше увидеть подлинники. Всегда важна личность мастера. При встрече с ним в музее можно заметить движение мазков, что говорит о темпераменте, живой кисти художника. Моя мама (Мария Владимировна Савченкова, народный художник России. – А.Б.) была в Германии и об одной из работ заявила: «Это не Гольбейн». После экскурсовод ее отвела в сторону: «Мы тоже сомневаемся».
– Классическое искусство нуждается в том, чтобы его «продвигали», пропагандировали?
– Безусловно! Через выставки, издание альбомов, открыток. Это способствует развитию вкуса. Например, в журнале «Юный художник» была рубрика «Школа изобразительного искусства». Стоит показывать фильмы о творчестве великих мастеров – правдиво, а то порой бывают досадные ляпсусы. Нужно серьезное погружение в материал и специфику.
– Вы сами пишете не только картины. Сейчас готовите к изданию книги о живописцах. Расскажите, пожалуйста, об этом.
– Первая – «Чудно-дивно» – ждет выхода в свет. Там охватываю опыт от мастеров Возрождения, передвижников, импрессионистов, «Мира искусства» до художников нашего времени – реалистической школы. Стараюсь показать неповторимость, умение и красоту каждого мастера. Вторая книга называется «Чувство моря». Мы с дочкой Полиной (Полина Нечитайло – актриса театра и кино, поэт, член Союза писателей России. – А.Б.) путешествуем по России и Средиземноморью – это наши впечатления. В этом издании я отвечаю за живопись и стихи, дочь – за стихи и графику. Но пока есть только макет книги, а вот издателя еще ищем.
– Что нельзя написать красками, но можно – чернилами?
– Слово – чудо Божие в ходе мысли и песни, а живопись – чудо Божие в ходе мысли и дыхания цвета, света.
О творчестве во Имя
Творчество должно нести идею, свидетельствовать красоту Божию на земле
– Что для вас главное в творчестве?
– Сам процесс творчества, конечно, личностный, но творчество должно нести идею. Я стремлюсь достойно свидетельствовать красоту Божию на земле. Для этого изучаю метод, технологию, образы мастеров. Вспомним Андрея Рублева, Даниила Черного, Исаака Левитана, Ван Гога, Архипа Куинджи, имевшего свою реалистическую школу и славных учеников, Ивана Шишкина – высочайшего профессионала с высочайшим вниманием к Божественным творениям природы.
– Какова ваша идея?
– Всё ради Бога. Чудно-дивно! «Владыко, всяческих Творче, сподоби мя истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творити волю Твою…»
– Каково место Бога в современном искусстве?
– Бог во всем – в искусстве и в жизни – во все времена.
– Как вы нашли свое направление?
– Как сказал наш друг семьи, блистательный скульптор Михаил Переяславец: «Я – ортодоксальный реалист!» И я придерживаюсь принципов высокого профессионализма и верности традициям. Поддерживаю традиции мирового и отечественного искусства – от Сурикова, Пластова и моего отца – Василия Нечитайло (Василий Кириллович Нечитайло – народный художник СССР, член-корреспондент Академии художеств. – А.Б.). Папа – пример мастера: с детства он дарил мне альбомы, карандаши, краски, показывал свои картины в процессе работы, давал наставления во время учебы. Он был непрестанным тружеником большой нравственной чистоты. Я ездил с ним – и в Вологодскую область, и на Дон, – наблюдал, как он неистово и много работает. Папа вел по четыре картины в день. Но еще было, конечно, сильное влияние мамы, тоже выпускницы Суриковского института, ученицы И. Грабаря.
– Ваш отец писал южные красоты нашей страны. Ваши любимые края – на Русском Севере. Почему вы сделали такой выбор?
– Это мне близко еще со студенчества – духовная нравственность, чистота и жертвенность Русского Севера. Дипломные работы «Украсно украшена Земля русская» я писал на Валдае, реке Сухоне, в Изборске.
– В основном у вас большие полотна. Еще вы пишете только с натуры. Почему?
– Берешь большие кисти – размах большой, дыхание большое – станковая живопись. Всегда пишу «живьем»: прошу у Ангела-хранителя и неба поддержки…
Художник уже паломник; накапливая красоту, он несет ее с молитвой в живописном творении
– Как вы пришли к вере в Бога?
– Еще в детстве меня крестила бабушка Ксения. Потрясение случилось в 1960-х, на Соловках, когда я собирал материал для диплома по Русскому Северу. Слезы жгли при дивных видениях: и святость монастыря, и беззаконие лагеря «СЛОН». А встреча с отцом Феофилактом в Радонеже, при открытии памятника преподобному Сергию, преобразила всю мою творческую семью: супруга Людмила и дочь Полина получили крещение в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
– В намоленном месте работается по-особенному?
– Там больше ответственности перед Богом, есть осознание необходимости вечной жизни, есть сопричастность твоего опыта и взгляда.
– Вы там ощущаете себя больше паломником или художником?
– Художник уже паломник; накапливая красоту, он несет ее с молитвой в живописном творении.
О подлинности искусства
– Иногда смотришь на картину и думаешь: «Что же такое у автора на душе творилось?!» – происходит внутренне отторжение. У вас такое бывает?
– Подлинность искусства проявляется в благотворном влиянии на душу. Это сострадание и сорадование: «Песнь о вещем Олеге», «Вдовушка», «Боярыня Морозова»; нравственная красота человека – «Три богатыря»; любовь к Родине – картина «Грачи прилетели»… Картиной не назовешь то, что не трогает душу.
– Какие направления живописи вы можете назвать душеполезными?
– Душеполезным не назовешь то, что дымится на сыром материале или прогорает быстро под показухой названий. Абстрактная работа при неумении рисовать, мыслить реалистически – представляется мне пустой. Излишество дает слащавость, недоучка – калечит. Известно, что и Сальвадор Дали, и Пикассо, при всех их «измах», были блистательными рисовальщиками.
– Как распознать настоящее, подлинное искусство?
– Критерии настоящего искусства: школа, профессионализм, ответственность. Художник творчеством показывает совершенство и несовершенство жизни. Нужно прожить, прочувствовать, постичь и, используя весь арсенал знаний и умений, – выразить.
– Если художник экспериментирует, ищет новое, что не проверено временем, – как в таком случае отличить мнимое от настоящего?
– Традиция означает передачу, предание. Новаторство – когда с обоймой настоящего искусства, в контексте набранного опыта, с беседой прожитого сердца – идешь вперед, захватывая побольше света.
– Хлеб художника – его картины. Как художнику писать, что по душе, и при этом зарабатывать?
– Чудный Алексей Саврасов писал повторения картины «Грачи прилетели» ради заработка. Его шедевры – во многих музеях. В советское время был «Комбинат живописного искусства»: заказы распределялись художникам со всей страны, и на местах писались добротные произведения. К сожалению, сейчас нет структур, поддерживающих существование художника; мало или вовсе нет сейчас Третьяковых.
Перекреститься – и вдохновенно работать!
– Ваши работы о русской природе и православных храмах пользуются спросом?
– Мои работы есть в музеях и частных коллекциях – в России и за рубежом. Например, В. Мешалкин собрал около 100 моих картин, посвященных русским монастырям. Но в целом с меценатами, к сожалению, сложно: времена Мамонтовых и Морозовых, увы, еще не пришли. Перебиваемся, как можем.
– У вас за плечами большой духовный и творческий опыт. Что можете посоветовать молодым художникам?
– Если дан Дар свыше – неси его достойно, профессионально и крепко. Нужно ценить школу, стремиться к совершенству великих мастеров и выставляться по мере возможности. Выставка – это процесс диалога, мера откровения. Перекреститься – и вдохновенно работать.
Помоги, Господи!