«В сельское хозяйство идут не за деньгами – это образ жизни»

Люди дела: Ярослав Звягин

Ярослав Звягин занялся не самым популярным направлением сельского хозяйства: он производит яблочный сок. В планах семьи Звягиных – развитие экотуризма, а пока они проводят у себя в деревне любопытный социальный эксперимент.

Ярослав Юрьевич Звягин, 40 лет. Выпускник Московского государственного института гражданской авиации, специальность: инженер-механик.

Область деятельности: сельское хозяйство.

Ярослав Юрьевич Звягин с женой Серафимой Ярослав Юрьевич Звягин с женой Серафимой

Из инженеров – в фермеры

– Вы городской житель, по образованию инженер. Как получилось, что вы стали фермером?

– После окончания института моя деятельность некоторое время была связана с механикой: мы занимались восстановлением и продажей армейских грузовиков. Покупали в армии технику, делали ремонт и продавали народному хозяйству. А потом в 2011 году случился скандал с министром обороны, и армия перестала реализовывать технику – государство решило всё резать на металлолом, ничего не продавать, чтобы не было вопросов. Пришлось переквалифицироваться в фермеры; мы в эту сторону давно смотрели.

В деревню из Москвы мы с женой переехали 15 лет назад. У нас тогда не было детей, мы жили в арендованном домике, совсем маленьком. Деревенская жизнь не была для нас тяжела; единственное, что причиняло нам дискомфорт, – зимой в доме было холодно, 14–15 градусов. Но рядом была хорошая конюшня; моя жена Серафима занимается лошадьми, я тоже их люблю, поэтому для нас это стало таким якорем. Через несколько лет мы купили участок земли в 3 гектара и начали строить собственный дом.

Фермер, у которого мы купили землю, получил ее по программе в 1991 году. Ее тогда давали бесплатно. Он пытался что-то там делать, но у него ничего не получалось – он уже был довольно пожилой. Так что он продал землю нам. В то время земля была дорогой, я один не мог потянуть такую покупку и привлек своих школьных друзей.

Планировали основать экоферму и заняться экотуризмом… Но оказалось, что у нас мало земли и мало денег

Первоначальная идея у нас была – основать экоферму и заняться экотуризмом. Планировали построить домики для туристов, завести кур, коз, баранов, лошадей, продавать органические продукты высокого качества. Начали реализовывать проект: затеяли стройку, купили баранов, гусей и кур. Но оказалось, что у нас мало земли и мало денег. Финансов хватило на здание 400 кв. м, где мы планировали держать животных; дорогие домики для туристов мы не потянули. Гуси, куры и бараны съели наше поле в три гектара за половину лета. А докармливать их комбикормом – это не наш метод. То есть всё работало не совсем так, как мы себе это представляли, – мы ведь раньше были городскими жителями и считали, что три гектара – это огромный участок. Оказалось, что на трех гектарах можно разве что пчел разводить, и то негде им летать будет.

– И что помогло вам найти новое направление сельскохозяйственной деятельности?

– Примерно в это же время за границей мы попробовали сок, очень похожий на домашний. И решили изменить планы. Животных оставили только для себя, чтобы кормить наши семьи, а здание, которое планировалось под хлев, переоборудовали под цех производства сока. Здание хорошее, капитальное, утепленное, даже жалко было баранов туда запускать.

«В наш сок мы не добавляем ни воду, ни сахар»

– Мы начали с того, что прочитали всё про этот сок, выяснили, как он делается. Потом нашли австрийскую фирму, которая выпускала нужное нам оборудование. На первое время купили маленький агрегат, производили на нем в среднем 500 бутылок в день. Рекорд был 777 бутылок за смену. Через пару лет стало очевидно, что наш сок нравится покупателям, и мы расширили производство.

Мы делаем сок по технологии прямого отжима. На сегодняшний день в торговых сетях преобладают восстановленные соки – прозрачные, очень сладкие, без ярко выраженного аромата. Наш сок похож на тот, что в советское время продавался в трехлитровых банках. Еще, когда мы на выставках проводим дегустацию, люди вспоминают деревню, бабушку и сок, который она делала.

Пробуя наш сок, люди вспоминают деревню, бабушку и сок, который она делала

В домашних условиях такой сок можно получить с помощью соковыжималки. У нас другой принцип: сначала яблоко измельчают в дробилке, потом яблочную стружку давят. Сухая масса уходит в одну сторону, сок вытекает в другую сторону. Чтобы сок не забродил и не появилась плесень, его нагревают до 80 градусов секунд на 30. Горячим он разливается по бутылкам и сразу закупоривается. В принципе это метод домашней консервации: содержимое остыло, крышка всосалась вакуумом, и банка стоит в погребе, ждет своего часа.

Наша особенность в том, что мы не добавляем ни воду, ни сахар; консерванты нам тоже не нужны – соответственно, какое было яблоко, таким будет и сок. Если взять яблоко с юга, оно будет очень сладкое. Если взять из Тверской области или из Марий-Эл, вкус будет кислый, на любителя. Мы стараемся делать средний вкус. Яблоки по сортам не купажируются, просто закупается сырье из средней полосы – это зимнее и осеннее яблоко, в котором достаточно и сахара, и аромата.

– С поставщиками были сложности?

– Поиск поставщиков был одним из самых сложных моментов. У нас нет четких требований к яблоку, как у супермаркетов: чтобы оно было товарного вида, определенного сорта; поэтому первые поставщики возили нам яблоки из брошенных деревень. Казалось бы, дело несложное – выяснилось, что сложное. Были такие, что работали до первой оплаты: деньги получили и пропали. Видно, в загул ушли. Были безответственные, которые считали, что нам и гнилье сойдет. Много мы и денег потеряли, и времени. Бывало, что привезет человек первый раз маленькую машину – вроде всё хорошо. Приняли яблоки, рассчитались. Люди думают, что теперь можно и схитрить: приезжает фура, а в ней совсем не то, что надо. Сейчас мы уже отобрали постоянных поставщиков, добросовестных фермеров.

Нам яблоко из промышленных садов не подходит: их обрабатывают химикатами

Нам яблоко из промышленных садов не подходит: их обрабатывают разными химикатами, поэтому мы работаем только с частниками. Мы год от года их варьируем, потому что по-разному бывает: где-то урожай, где-то неурожай, в одном регионе солнечное лето было, в другом дождливое. В этом году у нас яблоки из Пензенской, Тверской и Тульской областей.

Мы работаем стабильно с начала сентября, сейчас пойдут морозы, и будем заканчивать. Работаем круглосуточно, в две смены, чтобы не упустить этот короткий сезон. Сейчас мы заготавливаем себе объем на весь год, до следующего сентября должно хватить. Срок хранения наших соков по всем ГОСТам – год, как и у домашней консервации. Конечно, бывает, что какой-то процент забродит, но он тоже находит покупателей: такой сок интересен производителям сидра.

О торговых сетях и «честном» ящике

– Многие фермеры говорят, что один из самых сложных этапов – реализация готовой продукции. Где вы продаете ваш сок?

– С реализацией до сих пор непросто. Хочется, конечно, продать побольше и сразу. От нас до Москвы 50–60 км, много приходится возить. Специализированные магазины экопродуктов с удовольствием продают наш сок, но у них дорогущая аренда, хранить им негде, поэтому они берут запас только на неделю. Ресурс в виде автомобильного топлива бьет по нашему карману. Еще один способ реализации – торговые сети. Мы заходили туда в 2014 году, когда было импортозамещение, лояльное отношение к российским поставщикам. Как сейчас – не знаю, мы давно никуда не стучались. Куда зашли в 2014-м, там и продаемся. Отношение у сетей разное: где-то нас поставили под лавку, где сок никто не видит и, соответственно, не берет. Продажи маленькие – это ни нам, ни сетям не интересно. А где-то мы участвуем в разных акциях, хорошо представлены, есть уже свои покупатели, которые специально за соком заходят в магазин и заодно еще что-то покупают.

Мы можем делать больше сока, у производства есть потенциал – он раза в два превышает нынешний объем. Но мы это просто не продадим. Сок у нас не дешевый, он дороже восстановленного. Он вкуснее и полезнее, но не все это понимают, не всем это надо. А дешевле мы не можем продавать – мы и так зарабатываем совсем немного. Чтобы сделать литр сока, нужно два килограмма яблок, довольно дорогая упаковка; квалифицированная рабочая сила и логистика тоже стоят денег.

В своей деревне вы поставили на улице деревянный ящик с бутылками сока и табличкой: «Возьмите сок и оставьте деньги». Такое часто практикуется на Западе; в России, вы, возможно, первый фермер, который на это решился. Как возникла эта идея?

– Я хотел понять, в какой деревне я живу – в честной или нечестной. С первого дня, когда мы начали делать сок, я придумал поставить на улице такой ящик. Гадал: сразу всё украдут, или всё же какие-то деньги там останутся? Оказалось, что у нас живут люди ответственные и честные.

Я хотел понять, в какой деревне я живу – в честной или нечестной. Оказалось, что у нас живут люди ответственные и честные

Бывает, конечно, какая-то недостача, но очень редко. Такой ящик стоит только у нас в деревне, больше пока мы не осмелились нигде поставить. Многие этому удивляются; один человек приехал ко мне из другого города и сказал: если бы я у себя такое поставил, унесли бы вместе с ящиком.

Вы планируете как-то развиваться?

– Планов у нас много, но не всегда легко их осуществлять, потому что они требуют вложений. Мы не очень любим кредитоваться, но бывают вынужденные меры – например, покупаем новое оборудование. Но вообще стараемся по средствам жить. Развиваемся постепенно, бизнес-модели у нас нет – такой, что через 5 лет нам нужно построить консервный завод мощностью 100 тонн в час. Потому что рынок непредсказуем, сейчас он проседает – видно, люди стали меньше зарабатывать, хуже покупают премиальные продукты. Мы бы хотели вернуться к идее экотуризма, но нужно поднакопить средств.

«Если резко переехать из города в деревню, можно испытать шок»

– Что вы могли бы посоветовать людям, которые хотят переехать из города в деревню и заняться сельским хозяйством?

– В первую очередь я считаю, что переезжать нужно постепенно. Осмотреться на новом месте, освоиться и потом решать, потянешь ты такую жизнь или нет. Мы пожили года три в съемном доме, потом уже свой построили. А если ты сразу продал городскую квартиру и купил дом в деревне, можно испытать шок.

Бывает, что зимой метель на улице, отключилось электричество, и надо идти заводить генератор, лезть в колодец… Или ветер дунул, дерево упало, провода оторвались – иди чини. В городе позвонил в ЖЭК и сиди, жди коммунальщиков. А тут всё сам. Хотя мы не за 500 километров от города живем, а всего за 50, но если вызвать «скорую помощь» или полицию, они сюда будут ехать три часа. Газа и водопровода здесь нет, телефон ловит плохо. От государства у нас есть только электричество. Если зимой дорогу замело, мы ничего не ждем, садимся на трактор и разгребаем.

Тут всё сам. Если зимой дорогу замело, мы ничего не ждем, садимся на трактор и разгребаем

У нас с Серафимой трое детей. Они полноценно участвуют в нашей жизни. Мы принимаем яблоки у населения по определенным ценам, дети тоже могут собрать и сдать. Не то чтобы пойти украсть, но есть сады, где хозяева сами просят приехать за яблоками, чтобы не увозить их на помойку и в лес. Дети могут подъехать, у них есть транспорт специальный, собрать, привезти, взвесить. Потом у нас животные остались, у детей достаточно обязанностей по животным: курятник почистить, напоить, еще что-то. Им не сложно, они с удовольствием это делают.

Сельское хозяйство – дело приятное, полезное, но тяжелое. Говоря по-русски, халявы тут не будет. На чем люди сжигаются? Они считают так: я куплю корову, она дает 20 литров молока в день, это 2 тысячи рублей. Если у меня будет 10 коров, это 20 тысяч рублей в день. Но это так не работает, потому что животные болеют, у них всё нестабильно, реализация тоже нестабильна, и разочарование приходит довольно быстро. Кругом навоз, погода плохая. У нас в Подмосковье еще и климат тяжелый для сельского хозяйства. Даже не потому, что зима долгая, а потому, что сырость долгая. Такая промозглая погода осенью и весной, а если еще и лето дождливое… Это самое плохое и для животных, и для растений. Чуть южнее уже поинтересней сельским хозяйством заниматься – в Воронежской, Липецкой областях.

Надо быть готовым к трудностям, и тогда все получится. Но больших денег здесь не будет. В сельское хозяйство идут не за деньгами – это образ жизни. Человек, который живет на земле, ближе к Богу.

С Ярославом Звягиным
беседовала Анна Берсенева-Шанкевич

5 ноября 2019 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Татьяна Лапина 2 февраля 2020, 10:54
Побольше бы нам такой молодежи,стали бы в лучшем смысле европейской страной!Вот о ком надо писать и делать фильмы!
Анна15 ноября 2019, 11:06
теперь всегда буду покупать только ваш сок, если встречу))
Катерина 7 ноября 2019, 17:59
Олег, специально из-за Вашего комментария посвятила 10 (десять) минут поиску информации о приготовлении сока машинным способом на машинах австрийского производства (родом как и у героя этой статьи). В теч. 2 минут нашла на ютьюб рекламный видео-ролик компактной машины модульного типа, позволяющей ее перестраивать, удлинять в нужных пропорциях. Производитель сопровождает обьяснение четкой и ясной инфографикой, нагревание сока - 80°С (видео). Затем нашла и прочитала информацию о предельно допустимой температуре (потеря витаминов) - 80°. На видео хорошо виден цвет сока (производитель машин разливает его для лучшей наглядности в пластиковые пакеты-мешки). Сок светлый.
Катерина 7 ноября 2019, 12:48
Олег 6 ноября 2019, 21:19 -- "Свежевыжатый яблочный сок темнеет намного быстрее, чем нарезанный плод, из-за насыщения кислородом в процессе изготовления. Для предотвращения нежелательного процесса можно резко нагреть сок, не дав ему потемнеть от воздействия ферментов, также можно добавить раствор 1%-ной аскорбиновой кислоты." мои родственники закатывают сок в тетраупаковки из своих яблок машинным способом, дарят нам, сок кислый, но вкусно-кислый, ядрененький такой. достаточно светлый, вероятно, процесс соприкосновения с воздухом минимально+нагревание.
Анна Берсенева-Шанкевич 7 ноября 2019, 12:33
Олег, вы можете сдать этот сок на экспертизу; и уже потом, с результатами экспертизы на руках, можете утверждать, что вас обманывают (если экспертиза позволит). А пока вы клевещете.
Олег 6 ноября 2019, 21:19
Не знаю про эпистолярный талант автора,не могу судить по своему невежеству в этой области,а вот про тему переработки яблок скажу просто сами всей семьей каждый год занимаемся этим,не много правда на нашу семью, плюс гости,надо литров около 100-120.Сок сразу после переработки(полупромышленной соковыжималкой с измельчением плодов) становится коричневым,далее у нас в заброшенных деревнях отборно сладких сортов яблонь с гулькин нос и те скорей погибли,т.к за такими яблонями уход нужен,сок от остальных без добавления мёда(это мы по старинным рецептам делаем)получается кислым и пить такой можно лишь пару глотков третий глоток будет контрольный.Вывод- обман получается
Елена О 6 ноября 2019, 15:56
Дмитрий, сайт работает. контакты fermsok@mail.ru
Дмитрий 6 ноября 2019, 11:12
Добрый день! Можно координаты ребят для связи? Сайт не работает! Спасибо!
Анна Берсенева-Шанкевич 6 ноября 2019, 10:12
Марина Анатольевна, все контакты есть на сайте: https://fermsok.ru/postavshhikam/
Марина Анатольевна 5 ноября 2019, 21:44
А мой комментарий практически целеустремленный: если можно, сообщите хотя бы E-mail этих ребят, чтобы когда снова нагрянут яблоки, было к кому их отправлять. Так печально топтать божьи дары.
Лариса_ 5 ноября 2019, 17:31
Просто счастье, что ещё есть такие люди!
Вячеслав 5 ноября 2019, 16:39
Бог в помощь!
Ольга Назарова 5 ноября 2019, 13:50
Сердечная благодарность Ярославу и Серафиме за их любовь к родной земле, за их готовность и умение жить и трудиться на ней, за честный рассказ о сложностях деревенской жизни. Будут такие люди - будет жить наша деревня, и будет деревня кормить наши города нашими, настоящими продуктами, в том числе и наших авиатрорв. И все мы станем сильнее.Сейчас тех, кто готов трудиться в авиации гораздо больше, чем тех, кто хочет работать на селе. Я уверена, что отдавшему сердце и силы земле покорятся и небеса, и Небо. Была бы крылатой душа!
Екатерина 5 ноября 2019, 12:43
Класс! Спасибо.
Марина 5 ноября 2019, 10:29
Позитивная статья. Только бесконечно жаль, что так плохо развита сельская инфраструктура. Если бы по-настоящему там все устроить, сколько бы людей переехало в деревню! А пока можно только пожелать сил душевных и физических, помощи Божьей сельским труженикам!
Катерина 5 ноября 2019, 09:45
Божьей помощи этой семье. С соком это хорошо придуманно. С малиной пробовали? Я думаю,что небольшие индустриальные центры в деревенских местностях единственное спасение деревень не только в России.По поводу же самого сельского хозяйства скажу только,что любой вид размашистой деятельности не для дилетанта."Беда, коль сапоги начнет тачать сапожник".В принципе для занятий в области агро нужно хотя бы среднее профобразование в той сх области,в которой человек хочет зарабатывать на жизнь.И семь раз отмерь, один раз отрежь. Русский человек же действует иной раз слишком импульсивно. На глазок. Вроде Левши, подковавшего блоху, но она не смогла больше прыгать. Талант есть, желание есть. Знаний нет.
Антоний 5 ноября 2019, 01:40
P.S. Мой родной вуз ныне университет, а не институт. Раньше именовался МИИГА, ныне МГТУ ГА. И никогда - так как назван в статье (МГИГА - не было такого, и нет)...
Антоний 5 ноября 2019, 01:30
Успехов тебе, брат и выпускник! И все-таки немного грустно, когда наши выпускники покидают крылатую семью Авиаторов России и занимаются иными трудами. Всё-таки наша жизнь - небо! И всегда радостно видеть в наших аудиториях представителей династий - "Я - потомственный авиатор" - не без гордости речет мне первокурсник, и радуется душа: наш человек, родной, - рождённый, чтобы давать Родине крылья! Мы ведь почти все - потомственные! Взять мою семью - от уборщиц и кассиров до программистов и профессоров, все так или иначе служим Авиации России, и ни на что ее не променяем! Будем же полнить ряды Авиаторов, и славить наши династии трудом, дабы вовеки веков Отчизна наша не сложила крыл своих!
Дмитрий Напара 5 ноября 2019, 01:17
Прекрасный материал. Одно маленькое замечание от военного «фиолога-лингвиниста» (незабываемое изречение полковника Мурысина, Царство ему Небесное, который обучал нас стрельбе из пистолета Макарова: «Как вы держите пистолеты, товарищи курсанты!!? Вы же филоги-лингвинисты!!!» Но, простите, я отвлёкся. В русском родном Великом и Могучем нашем любимом языке есть коренное слово КРЕСТЬЯНИН (который ХРИСТИАНИН). Чем меньше мы будем употреблять в устной и письменной речи, тем более на православном ресурсе, чуждое нам слово фермер, чем чаще будем использовать исконный термин КРЕСТЬЯНИН, тем радостнее будет у начина душе. Спасибо за внимание.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×