Духовник и преподаватель Киевских духовных школ архимандрит Маркелл (Павук), автор книги «Легко ли быть святым?», – о плодах филаретовского раскола и утрате смыслов христианских праздников.
– С наступающим Рождеством Христовым, уважаемый отец Маркелл! На беседу с вами натолкнули рекламные и поздравительные тексты в соцсетях, в светских СМИ, на наших бигбордах: «С Новым годом и Рождеством!», «Веселого Різдва!», «Цікавих пригод у різдв’яні дні!» и проч. При этом имя Христа не упоминается. Как к этому относиться? Похоже, мы все ближе придвигаем к себе «ценности» католического и протестантского мира?
– Прошло всего 30 лет, как Церковь обрела относительную внешнюю свободу. До этого времени все, что было связано с религией, советской пропагандой представлялось как вредоносный пережиток прошлого, мешающий «развитию научного прогресса и строительству коммунизма». Но когда в конце 1980-х годов священники получили свободу проповеди в храмах и через СМИ, на Западе Украины сразу возникла большая проблема агрессивного возрождения унии. Далее под политическими лозунгами стал распространяться автокефальный филаретовский раскол. Все эти факторы нанесли по религиозности людей сильный удар – в не меньшей степени, чем во времена государственного атеизма. В результате мы имеем маловерие, обрядоверие, сектантство и вот такие бессодержательные бигборды.
– И всё же как объяснить это нашим братьям-журналистам, рекламодателям и воспитателям молодёжи?
– Если бы наши рекламодатели, сотрудники СМИ, да и вся система образования больше заботилась о сохранении наших духовных исторических традиций, культуры, мы бы, наверное, видели меньше этой низкопробной кальки, слепого копирования западных символов с Санта Клаусами и рождественским гусем. А так, к сожалению, наши общественные праздники, приуроченные к религиозным событиям, таким как Рождество, Пасха, День святого Николая, сводятся преимущественно к кулинарным потребностям и развлекательным шоу. Конечно и безусловно, большая ответственность в этом лежит и на нашей Церкви, Украинской Православной. Но вы сами видите, в какие условия её загоняют политики. Чего только стоит один послемайданный период!.. Даже не хочется говорить об этом в святые дни. Мы не должны забывать, что, по слову Евангелия, «мир во зле лежит» (1Ин. 5, 19) и это зло приобретает с каждым годом все более лукавые упаковки, на вид гламурные и привлекательные. Но только на вид… Нам, христианам, не нужно этим смущаться и впадать в уныние, помня слова Христа: «Мужайтесь, Я победил мир» (Ин. 16, 33).
– Как вы думаете, где и в чем кроется корень современной секуляризации? И почему еще в конце XIX века Ф.М. Достоевский писал, что в Европе можно лишь поклониться могилам ушедшей христианской культуры?
Пастыри Церкви с XVIII века постепенно теряют свободу проповеди
– В России под влиянием западных протестантских идей политику секуляризации еще в начале XVIII века наиболее активно стал продвигать Император Петр І, а затем – Императрица Екатерина ІІ. Они очень много сделали для внешнего процветания Российской империи, в состав которой входила значительная часть современной Украины. Но постепенно, возможно, сами того до конца не осознавая, противопоставили Церковь и государство. По выражению историка Василия Ключевского, «Петр вздернул Россию на дыбу». Пастыри Церкви с XVIII века постепенно теряют свободу проповеди. Они могли произносить свои нравоучения в храме лишь по тетрадке и после рецензии консисторского чиновника. Вспомните рассказ Николая Лескова «Соборяне»: там повествуется о том, что случилось со священником, который дерзнул проповедовать самостоятельно, без соответствующей резолюции.
В результате такого контроля рождалось большое недоверие к Церкви, особенно со стороны образованной части общества. Так что, хотя Ф.М. Достоевский и идеализировал уровень религиозности российского общества по сравнению с Европой, но наш раскол между Церковью и государством, пожалуй, был еще более опасным для религиозности людей, чем западное поклонение могилам ушедшей христианской культуры. Трагедия революции 1917 года и последовавший за ней государственный террор в отношении Церкви были лишь горьким следствием предыдущих этапов секуляризации. И до сих пор мы пожинаем её горькие плоды.
– В одном из интервью Блаженнейший Митрополит Онуфрий сказал: «…объявить-то объявили на Украине Рождество Христово национальным праздником, а как праздновать, как вести себя в великие святые дни, как стать на христианский путь самосовершенствования – не объяснили. Потому что сами не знают. Это похоже на то, когда слепой ведет слепого…». У нас теперь и католическое Рождество стало национальным «святом». Почему? Это политический акт или борьба с Православными традициями?
– Думаю, что здесь все смешалось: и политика, и религия, а больше всего наши человеческие слабости – страсти гнева и сребролюбия, которые активно подогреваются СМИ. На нас, пастырях Церкви, в первую очередь лежит ответственность, чтобы разъяснять людям, что такое хорошо и что такое плохо. Нигде – ни в школе, ни дома – учителя и родители не объясняют детям, что гнев, сребролюбие, а также связанные с ними страсти блуда, винопития, печали, уныния, тщеславия, гордыни разрушают человеческую личность, делают ее неспособной ни к семейной жизни (отсюда 80–90% распадов семей), ни тем более к государственному строительству. Ведь коррупция, которая разъедает государство, – это главное исчадие страстей сребролюбия, властолюбия и гордыни. Блаженнейший Митрополит Онуфрий неслучайно назван авторитетом № 1 на Украине. Его голосу внимает многомиллионная паства, охватывающая страдающие от войны ДНР и ЛНР и отошедший к России Крым. Надеюсь, его пастырский глас услышит и новоизбранная современная политическая элита.
– Каноническая Украинская Православная Церковь выдержала в истекшем году настоящие гонения. Какая, на ваш взгляд, её ожидает перспектива в новом, 2020-м?
– Все гонения, которые периодически возникают против Церкви Христовой, Господь допускает для нашего испытания и духовной закалки. Лишь лежачего, то есть смирившегося с грехом, не бьют, ибо он и так уже в руках лукавого. Святитель Иоанн Златоуст утверждает, что именно гонение является самым ярким свидетельством истинности Церкви. «Меня гнали, – говорил Спаситель, – будут гнать и вас» (ср. Ин. 15, 20). Так что напрасно надеяться, что наступят совершенно безоблачные для Церкви времена. Мы можем лишь просить у Господа сил, чтобы устоять в правде, не дрогнуть под давлением политиков или физических угроз раскольников. Чтобы устоять в испытаниях, каждый день нужно учиться быть верным в малом, то есть стараться никого не обманывать, ни в чем не кривить своей совестью, помогать слабым. Гонения начинаются тогда, когда мы духовно расслабляемся, ибо диавол, по слову апостола, как рыкающий лев, ходит и ищет, кого поглотить (ср. 1 Петр. 5, 8).
Напрасно надеяться, что наступят совершенно безоблачные для Церкви времена
Мы молимся о мире, о прекращении вражды и междоусобной брани, о единстве Церкви. Смотрите, какие силы были брошены на Церковь слетевшим с политического Олимпа Порошенко! Но Господь не дал расколоть Церковь, сохранил ее единство. Будем верить и молиться, чтобы Господь дал разум представителям новой власти, чтоб она, власть, не порождала новые преступные законы, не нарушала свободу совести, гарантированную нашей Конституцией.
– Скажите, отче, какие индивидуальные требования должен выставлять по отношению к себе и окружающим людям каждый христианин в связи с затронутой нами темой?
– Всем нам, христианам, по заповеди Христа, важно быть солью для этого мира (ср. Мф. 5, 13). А это значит, что нужно настроиться на бескорыстное служение Богу и людям, начиная со своей семьи и заканчивая государственной или коммерческой работой. Пока мы этому не научимся, все вокруг нас будет приходить в запустение. Когда же мы научимся отвергаться себя, вокруг нас, по слову преп. Серафима Саровского, будут спасаться тысячи.
– Батюшка, что вы пожелаете читателям портала «Православие. Ru», в том числе и его большой читательской аудитории Украины, в эти рождественские дни?
– «Христос воплотился, чтобы человек обожился», – так объясняет смысл Рождества Христова святитель Афанасий Александрийский. Дай Бог нам хотя бы немножко уподобиться Ему в кротости, смирении, любви, бескорыстии, целомудрии, правде и милосердии.