Что о коронавирусе говорили святые ХХ века

Беседа с архиепископом Феодосием (Снигирёвым)

Эпидемия COVID-19 набирает обороты и на своём пути не щадит никого. В Киеве среди заболевших – несколько насельников Киево-Печерской лавры, а также викарный архиепископ Обуховский Иона. О ситуации в Киеве, о будущем Православной Церкви и её литургического наследия беседуем с нашим постоянным гостем – архиепископом Боярским Феодосием (Снигирёвым), викарием Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия.

– Владыка, ситуация с пандемией набирает обороты. На днях пришла информация о заболевших монахах в Киево-Печерской лавре. О своём положительном тесте на коронавирус рассказал ваш сослужитель, архиепископ Обуховский Иона (Черепанов), который проходит лечение в Александровской больнице Киева. Тревожные новости и в других епархиях Украины. Как воспринимают эти печальные вести верующие, что думает киевское духовенство?

– Может быть, я сейчас немного удивлю некоторых читателей, но болезнь архиепископа Ионы и ряда братий лавры – это посещение Божие для многих наших верующих. Строгое и своевременное Божие посещение. Все мы волнуемся о состоянии здоровья наших собратий, молимся о них и желаем скорейшего выздоровления. Они вовремя прошли тестирование, вовремя приступили к лечению. Но при этом нельзя скрывать той большой духовной пользы, которую Господь дал верующим Украины, попустив такую неприятность.

Замолкли голоса горячих и «святых» проповедников, которым всё было нипочём

Что же произошло? Сразу замолкли голоса горячих и «святых» проповедников, которым всё было нипочём, которых не вразумлял ни патриарший призыв, ни исторические факты вымирания православных монастырей от средневековых эпидемий, ни даже недавняя смерть от коронавируса православного епископа Милутина (Кнежевича) из Сербии. Теперь они начали понемногу успокаиваться. Смотрю даже по знакомому мне духовенству, которое тоже было заражено этими крайними суждениями. А сейчас они говорят: да, владыка, теперь начинаем понимать. А до этого обижались на священноначалие, роптали на своих архиереев за их «маловерие». И Промысл Божий избрал для этой вразумляющей миссии самых достойных и духовно авторитетных представителей нашего духовенства: владыку Иону и братий Киево-Печерских. Дай Господь им крепости, сил и скорейшего выздоровления!

– А есть ли духовная причина в этой мировой пандемии, или всё намного прозаичней?

– Конечно, есть во всём происходящем духовная причина. Хотя эта духовная причина многогранна, для каждого слоя общества она имеет свою грань. Не отвергая того, что пандемия COVID-19 и её последствия выгодны определенным мировым силам (а значит, не исключено, что в какой-то степени этими силами спровоцированы и управляемы), нужно сказать, что Бог не позволил бы этой пандемии получить такое развитие, если бы она не имела одновременно с этим наказательного смысла Божия попущения. Для кого это наказание и вразумление? Для людей всего мира – в общем смысле. И, отдельно и конкретно, – для мировой Православной Церкви.

– Поясните, пожалуйста, подробней.

– Современный мир пришел к началу ХХІ века с глубокими внутренними противоречиями. Главное из этих противоречий – между голосом Божиим – совестью человека – и теми законами гуманизма, которые на Западе доведены до абсурда. Более того, до диктатуры абсурда. Зачастую белое называется черным, а черное – белым, и вообще все краски перепутаны. В медицине это заболевание зрения называется дальтонизмом. Хотя при этом старшее поколение ещё помнит правильные названия цветов. Это глубокий внутренний духовный разлом современного общества. Можно предположить, что в подобном духовно-нравственном состоянии человечество было незадолго до всемирного потопа. Пандемия коронавируса – как мини-потоп: кого-то он может погубить, а кого-то спасти, поколебав веру в незыблемость гуманизма, а значит, и возведенного на пьедестал греха. В общем, это может привести к временному переосмыслению множеством простых людей тех постулатов греховной жизни, с которыми они свыклись и сжились за последние десятилетия.

Архиепископ Феодосий (Снигирёв) Архиепископ Феодосий (Снигирёв)

– А для Православной Церкви в чем смысл этого Божьего попущения?

– Что касается мирового Православия, то этот вопрос надо разделить на две составляющие. Первая составляющая – это проблема эллинизма в его негативном ключе.

Эллинизм поставил мировое Православие на грань раскола

В ряде случаев эллинизм начал злокачественно перерождать здоровую ткань церковной жизни греческого мира. Руками своих радикальных адептов он поставил мировое Православие на грань раскола. Представители религиозного эллинизма – «ромейства», как они себя называют, – это, безусловно, несравненно малая часть Православной Церкви. Но это историческая её часть, как был в своё время и Рим. И её возможное отпадение станет трагедией для мирового Православия, не меньшей, чем события 1054 года. Вследствие этого складывается впечатление, что в благополучное течение жизни греческого мира, ставшего на грань отпадения от чистоты Отеческой веры, вмешивается Господь. Господь приходит на помощь грекам для исцеления от новой ереси восточного папизма, для предотвращения раскола Православия. Это и Божие посещение, это и Божие спасение. Поэтому совсем не удивляет та жестокость, с которой светский мир, по Божию попущению, обрушился сейчас на само право греческих Церквей совершать в своих храмах литургию или отмечать Пасху. Тот «мир», которому Фанар и его приверженцы совсем недавно пытались угодить в ущерб православному единству. Вплоть до того, что те же самые чиновники, которые ещё полгода назад «ломали» греческих иерархов поддержать аферу с ПЦУ и добились своего, сегодня указывают на дверь тем же самым представителям греческого духовенства, когда те просят себе разрешения послужить литургию хоть как-то, хоть где-то. Это очень хорошая наука. При этом очень жалко тех иерархов, которые всё это время оставались верными святоотеческому духу Православных канонов. Они наверняка прекрасно понимают духовные причины происходящих событий и её возможных последствий. Дай Господь, чтобы всё это стало добрым началом к переосмыслению причин, поставивших мировую Православную Церковь на грань раскола.

А вторая составляющая этого вопроса касается большей, основной части Православного мира. В чем для неё смысл этого испытания, какие выводы мы должны сделать из происходящего, чего ждёт от нас Господь? Наверное, главный вывод, который мы можем сделать уже сегодня, – мы оказались не совсем готовы к такого рода вызовам современности. Мы остро нуждаемся в переосмыслении внешних форм жизни Православной Церкви на случай форс-мажорных обстоятельств.

– То есть вы считаете, что для негреческой части Православия это, скорее, не наказание, а напоминание о скоротечности времён, повод готовиться к исполнению Апокалипсиса?

– И для Фанара речь тоже идет не столько о наказании, сколько о вразумлении для исправления. Для фанариотов это вразумление необходимо для осознания своих разрушительных действий в отношении мирового Православия. А для остальной части православного мира, и в первую очередь для Русской Православной Церкви, этот период испытаний больше необходим для богословской, канонической и литургической подготовки к вхождению в эсхатологическое время. В этом отношении именно Русская Церковь и может, и должна стать флагманом для мирового Православия. Не только потому, что она наиболее многочисленна, многолюдна и только-только пережила беспрецедентное возрождение после многих десятилетий гонений на веру, и, соответственно, обладает несравненно большим духовным потенциалом. Но и потому, что именно здесь наиболее сильны здоровые консервативные силы мирового Православия. Только опираясь на эти силы, можно безопасно рассуждать о каких-либо новых литургических формах жизни Церкви в экстремальных условиях.

– Значит, по вашему мнению, выводы из происходящего мы с фанариотами должны сделать разные. Но тем не менее сейчас ведь и Русская Церковь оказалась практически в тех же жестких условиях жизни из-за карантина, что и греки...

– Разница всё-таки есть. И она существенная. В Константинопольском Патриархате, например, с 18 марта распоряжением Патриарха прекращены все богослужения. В подобном положении оказалось и множество епархий других Поместных Церквей по всему миру. При этом в Русской Церкви всё-таки служение литургий продолжается практически на всей её канонической территории, хотя и не везде есть неограниченный доступ прихожан. На Пасху в каждом храме России, Украины, Белоруссии, Молдавии будет совершаться литургия. А это несколько десятков тысяч храмов. И хотя не все из десятков миллионов верующих смогут лично побывать на богослужении, но заранее беспрепятственно, в индивидуальном порядке, могли принять участие в таинствах все. Также повсеместно будут проходить и трансляции богослужений. Положение сильно отличается от того, в котором оказалось большинство верующих Церквей греческой традиции.

– А что вы думаете о трансляциях богослужений? Учитывая всё происходящее, перед многими сейчас становится вопрос: возможна ли вообще православная духовная жизнь без храма?

– Сейчас в Церкви активизировалась богословская полемика на эту тему: можно или нельзя жить без храма? Сразу скажу, что может прийти время, когда хочется – не хочется, а придётся жить без храмов, как жили без храмов поколения первых трёх веков христиан. Дай Бог нам с вами до этого времени не дожить. Но наша задача, современных православных, – продумать и разработать формы жизни Церкви в любых условиях, даже тогда, когда у нас наши храмы поотнимают. Ведь рано или поздно это время может наступить.

Жить и спасаться без величественных храмов – можно. Жить и спасаться без благодати таинств – нельзя

Жить и спасаться без величественных храмов – можно. Жить и спасаться без благодати таинств – нельзя. Ценность православного храма именно в том, что здесь изливается в жизнь человека благодать таинств. Но таинства могут совершаться и вне стен храма. А храм может стоять без совершаемых таинств, обескровленный и лишенный своего предназначения и смысла. Как, например, Святая София в Стамбуле. То есть не в храме спасение человека, а в таинствах Церкви. Может прийти время (давайте честно и осмысленно вникать в слова Апокалипсиса), когда наших храмов у нас не будет. Что тогда? Духовная жизнь должна остановиться? Таинства должны перестать совершаться? Конечно, нет. И наша задача – уже сейчас подумать, как жить в этих условиях. К этому нас подстегнула мировая пандемия.

Вот, на днях пришла информация, что в связи с коронавирусом в Австралии все православные храмы будут закрыты на полгода. Полгода! Это должно подвигнуть нас срочно и системно начать разрабатывать альтернативные способы участия верных в благодатных таинствах Церкви.

– Вы думаете, что в Православной Церкви со временем будет разрешена Исповедь по средствам современной коммуникации? Об этом сейчас многие спорят.

– Предполагаю, что это вполне возможно. Более того, в условиях жизни, в которых Церковь оказалась сейчас, во время пандемии, этот способ Исповеди даже может стать основным. Но такое либо иное изменение формы совершения таинства, безусловно, должно быть рассмотрено и благословлено соборным разумом. Это не должно быть личным решением кого-то из духовников или иерархов. Говоря в общем, дистанционно не могут совершаться таинства или обряды, требующие личного контакта либо участия вещества в таинстве. А вот Исповедь в этом ряду – исключение. И это исключение неоднократно имело место в духовной жизни православных христиан ХХ века.

– А как же с Причастием Святых Христовых Таин?

– В случае разобщенности христиан и недоступности храма, верующие с первых веков практиковали причащение запасными Дарами, которые благоговейно хранились у них на дому. «И в Александрии, и в Египте каждый из мирян, по большей части, хранит Причастие в своем собственном доме и участвует в нем, когда хочет», пишет в IV веке святитель Василий Великий (письмо 93). Если с наступлением тяжелого времени (эсхатологических гонений, пандемии, радиационного заражения) наша Церковь будет вынуждена вернуться к этой практике, то давать на дом запасные Дары можно будет только тем верным, в церковности которых не будет сомнений. У каждого духовника в такое время должны будут иметься свои списки членов Церкви, и «захожане» в такие списки не войдут.

Также Литургической комиссии наверняка будет поручено продумать форму передачи и хранения Святых Даров мирянами, так же, как и сейчас обдумываются и предлагаются формы передачи Даров умирающим в инфекционных больницах верующим, куда не допускают священников. Высушенные частички Святых Даров в бумажках – это спорный вариант. С практической точки зрения это не очень удобно и опасно, об этом скажет любой приходской священник с опытом Причащения больных на дому. С грустью недавно посмотрел запись, как причащают в условиях эпидемии прямо «с салфетки» в одном из храмов. Такая литургическая самодеятельность, конечно, когда-то, может, и приведет к более практичным и безопасным формам. Но лучше изначально всё как следует продумать, учитывая опыт пастырей старшего поколения, чем ставить такие эксперименты с Причащением. Если всё же когда-то мы придем к вынужденной практике хранения Даров мирянами на дому, или передачи Тела и Крови Христовых через медиков-мирян умирающим больным в инфекционные больницы, то частички Святых Даров, скорее всего, будут благоговейно капсулироваться духовенством в растворимую медицинскую оболочку (как порошковые лекарства). Наверняка это может стать наиболее удобной формой передачи, хранения и индивидуального Причащения мирянина. Хотя вот святому Иоанну Русскому Дары священник в яблоке передавал …

– Владыка, а что вы скажете об участии в богослужении онлайн?

– Эта практика временная. Это, безусловно, не полноценное участие в богослужении, но это всё-таки лучше, чем ничего. Возможно, сейчас миллионы православных по всему миру благодарят Бога за такую возможность – видеть и слышать службу и молиться с духовенством. Посредством Интернета и других средств современной коммуникации можно ведь приобщиться не только к богослужению.

Сейчас миллионы православных благодарят Бога за возможность видеть и слышать службу и молиться с духовенством

Здесь и проповедь духовенства, и назидательная духовная литература, и церковная музыка, и православные фильмы, и многое другое. Но если нас начнут «загонять» по-настоящему, то такую возможность отрежут одной из первых. Будем потом только вспоминать, что были не очень довольны онлайн-службой, нам было этого мало... Если придется когда-то разойтись по катакомбам, как это уже было в истории, то об Интернете будем вспоминать с ностальгией. Надо ценить то, что имеем.

Врачи холерной эпидемии 1970-го года Врачи холерной эпидемии 1970-го года

Мы уже говорили недавно с православными журналистами, что за последние 30 лет многие наши прихожане духовно разбаловались, расслабились. Привыкли, что всё для нас, через край: и храмы на каждом шагу, и Причастие на каждой службе, и монастыри, и духовники – выбирай-перебирай, и паломничества, и проповедь, и крестные ходы, и всё, что душе угодно... Выросло целое поколение духовно избалованных великовозрастных «детей» с чувством собственной важности, вокруг которых должен крутиться весь мир, в том числе духовный... А сейчас, когда Церковь чуть-чуть прижали, молодое поколение верующих, вместо того чтобы мужественно взять себя в руки и собраться, начало осуждать своих священников, роптать на священноначалие, обвинять его в потворстве властям и чуть ли не в предательстве веры. А давайте вспомним, как всё было ещё каких-то 30 лет назад? Было всё совсем по-другому. Каждая служба, каждое участие в таинстве было событием, которое верующий хранил в своём сердце очень долго. Скажите, много ли мы найдём сегодня пожилых верующих, которые паникуют и ропщут на случившееся? Мы вряд ли таких отыщем. Потому что советское поколение верующих очень хорошо знает цену духовным благам, не позволяет себе судить своих пастырей, наоборот, пытается оказать им поддержку. Сегодня нам надо просто потерпеть. Принять всё это как от руки Божией, потерпеть, сделать выводы и приготовиться к будущим испытаниям для Церкви. А они могут быть ещё более трудными.

Сегодня нам надо просто потерпеть. Принять всё это как от руки Божией, потерпеть и приготовиться к будущим испытаниям

– Думаете, они скоро будут?

– Очень хочется думать, что не скоро. Хочется верить, что наше поколение не доживёт до эсхатологических испытаний. Хотя это известно одному Богу.

В передаваемых из уст в уста пророчествах отечественных святых ХХ века, таких как преподобные Лаврентий Черниговский, Кукша Одесский, Амфилохий Почаевский, иногда встречаются слова о предстоящем времени, когда храмы будут возрождены и восстановлены, купола позолочены, но ходить в них будет нельзя.

Преподобный Кукша Одесский Преподобный Кукша Одесский

Надо будет запастись на какое-то время просфорами и святой водой, говорил преподобный Кукша, может быть, на полгода. Мы привыкли, что подобного рода пророчества очень быстро обрастают дополнениями и прибавками от не очень разумных «ревнителей». Выдумывают все, что в голову придёт. Беззастенчиво сочиняют и прибавляют к словам святых свои личные фантазии об «отступлении иерархии», о «короновании антихриста православным Патриархом» и т.д. И эти их фантазии вместе с реальными пророчествами входят в брошюрки с житиями подвижников благочестия ХХ века. И многим начинает казаться, что святые на самом деле такое говорили. Но это не так.

Вот пример. Я лично много общался с покойной ныне схимонахиней Верой (Чмыховой), любимой духовной дочерью преподобного Кукши Одесского, которая выросла у его ног.

Она всё время нам рассказывала и показывала в книгах, что на самом деле говорил преподобный при жизни, а что ему потом приписали «эсхатологи» и чего он говорить в принципе не мог. А напечатано оно уже миллионными тиражами. Поверьте, разница существенная. И так, скорее всего, со многими подвижниками ХХ века.

Схимонахиня Вера (Чмыхова; 1934–†2016) Схимонахиня Вера (Чмыхова; 1934–†2016) – А можно подробней о том, что преподобные говорили, а что нет?

– То, что говорил преподобный Кукша Одесский, сейчас скажу немного подробнее. А вот чего он не говорил, но что ему приписывают, – это очень обширная и достаточно деликатная тема, на которую, думаю, можно будет со временем поговорить подробней, когда придет время. О преподобном же Лаврентии можно предположить то же самое. Косвенным доказательством этого является то, что в разных литературных источниках одни и те же предсказания прп. Лаврентия иногда приводятся с совершенно разными подробностями.

Так вот. Если отсеять из пророчеств святых ХХ века всякие антицерковные выдумки, то при всём этом останется упоминание о времени с золотыми куполами и невозможностью при этом ходить в Божии храмы, как говорил преподобный Лаврентий. А преподобный Кукша предупреждал, что придёт время, когда надо будет запастись на полгода Артосом, антидором, просфорами и святой водой. Храмы будут действующими, но причаститься в них будет нельзя. Полгода. Ни на какие аналогии не наталкивает?

– Это прямо о сегодняшнем дне.

– Да. Для православных Австралии, Америки, Европы это реалии сегодняшнего дня. Для нас, возможно, это реалии дня завтрашнего. И ещё. У нас есть одна прихожанка, которая в средине 1990-х работала медсестрой в Киевском военном госпитале. Киевляне, да и не только, хорошо помнят схиархимандрита Феофила (Россоху), подвижника благочестия ХХ века.

Схиархимандрит Феофил (Россоха; †1996) Схиархимандрит Феофил (Россоха; †1996)

Незадолго до смерти, где-то в 1995-м или 1996-м году, он лежал на лечении в госпитале. И нашу прихожанку-медсестру очень поразили тогда его слова: «Когда будет эпидемия, всё делайте, как при холере. И молитесь Божией Матери. Передай это всем! Будет эпидемия – всё как при холере». И подарил ей иконочку Божией Матери «Знамение». Она все эти годы не могла понять, какая такая эпидемия будет? Кому это надо передавать? Да так и забыла. А вот сейчас слова отца Феофила прямо молнией пронзили её память. И всё стало на свои места. Эпидемия началась. Но почему же отец Феофил говорил, что «как при холере»? Причем здесь холера? А вспомните холерную эпидемию 1970 года: это как раз время активных пастырских трудов игумена Пафнутия (в будущем схиархимандрита Феофила). До сих пор пожилое духовенство вспоминает то время. Вспоминает, какие беспрецедентные меры эпидемической безопасности в тот год предпринимались во всех храмах! И никто не роптал, не обвинял священноначалие в «отступлении от веры». Вот такая история.

– Очень интересно. Но печально. Неужели нам и не стоит надеяться на лучшее в будущем?

– Почему же? Совсем наоборот. Согласно пророчествам тех же святых и подвижников благочестия ХХ века, нам, православным, предстоит пережить ещё немалый расцвет нашей Церкви и нашего народа. Но для этого мир должен «перезапуститься», «перезагрузиться», свидетелями чему мы сейчас, возможно, и являемся.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Сегодня уровень смертности от коронавируса в России — общенациональная катастрофа Сегодня уровень смертности от коронавируса в России — общенациональная катастрофа
Митрополит Волоколамский Иларион
Сегодня уровень смертности от коронавируса в России — общенациональная катастрофа Сегодня уровень смертности от коронавируса в России — общенациональная катастрофа
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)
6 ноября 2021 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия 24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей Екатерины Грачевой и телезрителей.
В Церкви обучают волонтеров для служения в больницах и «красных зонах». Информационная сводка от 8 ноября 2021 года В Церкви обучают волонтеров для служения в больницах и «красных зонах». Информационная сводка от 8 ноября 2021 года В Церкви обучают волонтеров для служения в больницах и «красных зонах». Информационная сводка от 8 ноября 2021 года В Церкви обучают волонтеров для служения в больницах и «красных зонах». Информационная сводка от 8 ноября 2021 года
Епархии передают препараты и оборудование в больницы, проводят благотворительные акции для помощи тяжелобольным
Преставился ко Господу духовник Пафнутиево-Боровского монастыря Калужской епархии схиархимандрит Власий (Перегонцев) Преставился ко Господу духовник Пафнутиево-Боровского монастыря Калужской епархии схиархимандрит Власий (Перегонцев) Преставился ко Господу духовник Пафнутиево-Боровского монастыря Калужской епархии схиархимандрит Власий (Перегонцев) Преставился ко Господу духовник Пафнутиево-Боровского монастыря Калужской епархии схиархимандрит Власий (Перегонцев)
4 ноября 2021 года, в день памяти Казанской иконы Божией Матери, на 88-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался духовник Пафнутиево-Боровского монастыря Калужской епархии схиархимандрит Власий (Перегонцев)
Ковид-глобалисты против вакцинации Ковид-глобалисты против вакцинации
О логике распространения пандемии и методов борьбы против нее
Ковид-глобалисты против вакцинации Ковид-глобалисты против вакцинации
О логике распространения пандемии и методов борьбы против нее
Александр Руденко
Глобалисты противодействуют вакцинации от коронавируса? Это же оксюморон в глазах большинства сторонников антипрививочного движения. Но так ли это? Давайте разбираться.
Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы священников, посещающих «красные зоны» больниц Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы священников, посещающих «красные зоны» больниц Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы священников, посещающих «красные зоны» больниц Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы священников, посещающих «красные зоны» больниц (публикация обновляется)
2 ноября 2021 года состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со священниками, которые посещают «красные зоны» больниц. В ходе встречи Предстоятель Русской Церкви ответил на вопросы участников форума.
«Ни одного смеющегося человека там не видел» «Ни одного смеющегося человека там не видел»
Псковский священник рассказал о поведении пациентов и работе медиков инфекционной больницы
«Ни одного смеющегося человека там не видел» «Ни одного смеющегося человека там не видел»
Ольга Нефёдова
Псковский священник откровенно рассказал о поведении пациентов и работе медиков инфекционной больницы
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на онлайн-встрече со священниками, посещающими «красные зоны» больниц Слово Святейшего Патриарха Кирилла на онлайн-встрече со священниками, посещающими «красные зоны» больниц Слово Святейшего Патриарха Кирилла на онлайн-встрече со священниками, посещающими «красные зоны» больниц Слово Святейшего Патриарха Кирилла на онлайн-встрече со священниками, посещающими «красные зоны» больниц
Святейший Владыка поделился размышлениями о духовном значении испытаний, связанных с распространением коронавирусной инфекции.
Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц
2 ноября 2021 года состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла со священниками, которые посещают «красные зоны» больниц.
На форуме по благотворительности в Сочи обсудили социальное служение Церкви в период пандемии На форуме по благотворительности в Сочи обсудили социальное служение Церкви в период пандемии На форуме по благотворительности в Сочи обсудили социальное служение Церкви в период пандемии На форуме по благотворительности в Сочи обсудили социальное служение Церкви в период пандемии
Как помогать нуждающимся в период пандемии, где найти силы, чтобы ответить на просьбу каждого, кто обращается за помощью в Церковь, как организовать и развивать социальное служение — обсудили участники XII Межрегиональной конференции по социальному служению Русской Православной Церкви
Комментарии
наталия27 апреля 2021, 13:40
Всё-таки надо дать выбор, чтобы не было страшного греха запрета посещать храм. Кто боится из духовенства и мирян, пусть смотрят телевизор и надевают маски, забрала, как я видела в одном московском храме, когда священник стоял с Чашей и в забрале. А те, кто верит, что Господь сохранит, и не боится, имеет право посещать храм. Как показывают уроки пандемии внешние никаких уроков не извлекают из события, но в храмах стало народу больше. Что радует. И если закрыть сейчас храмы, то пандемия будет властвовать и в умах, и в сердце, и в РПЦ. Это не холера, это страшнее по возможности отказа от Богослужения. Когда была холера верующих было во много раз меньше, и никто не страдал от закрытия храмов.
Михаил23 апреля 2020, 02:04
Благодарю автора за очень нужную взвешенную и мудрую, в это нелёгкое время, статью.
Солнышкина22 апреля 2020, 00:42
"Выросло целое поколение духовно избалованных великовозрастных «детей» с чувством собственной важности, вокруг которых должен крутиться весь мир, в том числе духовный..." К сожалению, последние годы наблюдается картина полного духовного расслабления и пренебрежения в храме, подростки во время службы общаются, слушают музыку в наушниках.Певчие сидят нога на ногу в телефоне...Тут добрым словом вспоминаются наши строгие бабушки-служительницы, которые ревновали о благочестии прихожан и которым потом молодое духовенство сказало строгое: Цыц!.. Теперь Сам Господь выгнал бичем вируса горе-прихожан из храмов на Вербное Воскресенье! А ведь не просто совпадение!
Дмитрий, 29 лет17 апреля 2020, 09:14
"Выросло целое поколение духовно избалованных великовозрастных «детей» с чувством собственной важности, вокруг которых должен крутиться весь мир, в том числе духовный..." Звучит очень убедительно. Вижу по себе и по другим молодым в Церкви.
Катерина 16 апреля 2020, 12:51
Natalie15 апреля 2020, 23:21 -- защита личных данных, да и в моих расказах-примерах многие братья и сестры по Вере более чем узнаваемы. Зачем их смущать?
Николай16 апреля 2020, 06:42
Действительно, в Лавре есть заражение вирусом , обращение митрополита- https://lavra.ua/namestnik-i-bratiya-lavry-obrashhayutsya-za-pomoshhyu/
Елена16 апреля 2020, 00:07
Благодарю за содержательную беседу. Безусловно осмысление Церковью действий в крайних ситуациях является очень важным. Сейчас местами потеряна соборность, многие растеряны от неопределенности. Господь все попускает для блага, что то мы должны вынести из этой ситуации для своего спасения...
Natalie15 апреля 2020, 23:21
Огромная благодарность за очень полезную статью! Спаси Господи! А также понравились многие комментарии. Катерина, а в какой стране Вы живёте? Я, думаю, что это не очень личный вопрос. Многие этого не скрывают. Зачем скрывать? Пусть люди знают о хороших людях на Западе. Я много раз писала, где я живу. Слава Богу за наш Храм, где Святитель Иоанн Шанхайский и С.Ф. Чудотворец служил Божественную Литургию и отошёл ко Господу в приходском здании, недалеко от Собора, 2 Июля 1966 года в сопровождении Чудотворной Курско-Коренной иконы Божией Матери. Сейчас на святом месте- Часовня в честь Св. Иоанна и служится Божественная Литургия! Дивен Бог во святых Своих! Матерь Божия, моли Бога о нас!
15 апреля 2020, 22:13
Если быть точным, в Константинопольском патриархате вне Греции богослужения сейчас не прекращены. Из Америки передают трансляции служб. В храмах в Австралии не только Константинопольского патриархата, но и других, идут службы, но при закрытых дверях. Причащаться могут беспрепятственно болящие, а также по договоренности со священником.
Светлана15 апреля 2020, 18:34
Спаси Господь, Владыка! На он-лайн богослужении молиться можно. Причащаться нельзя. Но молиться можно. Если многие из нас будут молиться дома перед экраном телевизора или монитором, та же соборная молитва. Те же "двое или трое во имя Мое". При чем все это ВРЕМЕННО. Истерии по поводу "мы останемся на Пасху без причастия" не разделяю... Как же еще не так давно верующие не могли причащаться регулярно, они были не меньше верующие, не меньше православные, а сейчас почему-то считают, что без причастия сразу умрут. Мы, действительно, трудностей не видели. Выводы надо делать, а не истерить.
Катерина 15 апреля 2020, 18:07
Галина15 апреля 2020, 12:15 -- а у нас светская власть пошла на встречу клиру Русской Православной Церкви в той стране, где я живу. Причащают строго индивидуально, надо договариваться о времени. Но и это радость. И Вы знаете, так странно... но количество позитивно тестируемых в этой стране стремительно и для меня необъяснимо снижается. Резкий рост заболевших и за ним такой же резкий спад. Желаю моим православным братьям и сестрам, чтобы это испытание закончилось поскорее, и мы смогли бы, не пряча глаза друг от друга на Литургии, искренне повторить за апостолом "Смерть, где твое жало! Ад, где твоя победа!"
Евгений15 апреля 2020, 16:19
"пандемия COVID-19 и её последствия выгодны определенным мировым силам (а значит, не исключено, что в какой-то степени этими силами спровоцированы и управляемы)". Владыко, спасибо Вам за признание, хоть и между строк, сего уже вполне очевидного факта.
Марина15 апреля 2020, 14:50
Слова владыки подтвердили мои мысли и мое отношение к сложившейся ситуации.Даже удивительно! Я простая верующая женщина и богословски образованный многоопытный архиепископ! На счет того, как повлияла ситуация на моих неверующих любимых родственников -никак! Слышала некоторые критические замечания в адрес Церкви от верующих. Но я сразу поняла, что пришло новое время! Господь постепенно готовит нас к тяжелым временам и Церковь только начинает осмысливать, как в таких условиях спасать вверенную ей паству! Первое время была паника и стах, вдруг приход близок. Я за свои 12 лет в Церкви почему то уверена, что не смогу выдержать гонений. Но, Слава Богу, прослушав много проповедей, успокоилась.
рБ Марина15 апреля 2020, 14:24
СПАСИ ГОСПОДИ ВЛАДЫКА ФЕОДОСИЙ О.СЕРГИЙ ЗА РАЗЪЯСНЕНИЕ!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В СЛУЖЕНИИ И В ТРУДАХ!!!ПРОСТИ нас ГОСПОДИ УКРЕПИ ВРАЗУМИ!!!
Ольга15 апреля 2020, 12:58
Спасибо владыке Феодосию. Определилась для себя со многими вопросами, до этой статьи интуитивно думала в этом же направлении. Необычный момент с иконкой Богородицы "Знамение", которую дал прихожанке-медсестре схиархимандрит Феофил. 8 февраля в храме Архангела Михаила п. Урусово Тульской области замироточила (как слезы) икона Богородицы - и тоже образ "Знамение".
Галина15 апреля 2020, 12:15
«У каждого духовника в такое время должны будут иметься свои списки членов Церкви, и «захожане» в такие списки не войдут» да ведь и сейчас – для причта – одна церковь, для монахов – другая, а мирянам – третья. Фактически разделение на три группы уже давно произошло и мирянин, в ситуации сложной, наверняка останется без таинств. Полагаю, что на отношениях Бог - человек в такой ситуации участие в таинствах мало скажется. Господь зрит сердце человека, а не считает количество Литургий, в которых тот принял участие. Справедливо, однако, отметить, что невольное отлучение от Церкви очень горько мирянам.
Ольга Киев15 апреля 2020, 10:56
Спаси Господи владыку Феодосия! Очень спокойно и рассудительно,как всегда! Проповеди владыки и его службы никогда не оставляли равнодушными,владыка часто служил у нас в храме!
Катерина 15 апреля 2020, 10:56
Хотелось бы еще для сравнения мнение высшего священоначалия Грузинской Православной Церкви. Из Эллинской - к примеру мнение метрополита Нектария Керкирийского, привозившего не так давно десницу свт. Спиридона в Россию... и которого на днях даже арестовали за Причащение мирян во время Литургии в храме свт. Спиридона в Керкире. Разумеется, мне нетрудно найти всё это в Интернете. Но хотелось бы не только как во времена КПСС одно мнение руководящей линии читать, единственно-правильное.
Ирина15 апреля 2020, 09:42
Когда горели в 2010 году леса около Выксы(и не только там)одна сотрудница прищла поделиться удивительным воспоминанием.В телевизоре накануне вечером она услышала слова,что при пожаре летают огненные шары.И тут вдруг вспомнила она давний рассказ покойных ныне бабушки и матери об одной молитвеннице,что жила в Тумботине на крайней со стороны Оки улице."Весь мир будет опутан сетью.За нашу жизнь,нечестие,разврат попустит Господь испытания",-говорила та подвижница.Сначала будут"летать огненные шары",а потом еще будет что-то(не запомнили или не поняли слушатели),очень тяжелое.Но кто переживет это испытание,жить будет хорошо.
Надежда 15 апреля 2020, 08:30
Все это понятно. Непонятно почему нужно закрыть храм и оставить службу... И надеятся на свою осторожность и чистоту рук, а не на молитву. У нас в городе буквально осенью 2018 была вспышка кори. Был карантин по классам или школам введён. Только никто с экрана про это 24 часа в сутки не вещал! И самоизоляцию не объявлял. А после 30, если вас даже вакцинировали в детстве, может произойти повторное заражение.
Александр О.15 апреля 2020, 08:24
Пришло время участия мирян на богослужении он—лайн перед телевизором. В его действенности меня убедило чудо,связанное с таким богослужением во время Рождества Христова в 2009 году,свидетелями которого стали несколько человек,в том числе и моя мама,которая мне об этом и рассказала. Не хочу подробно рассказывать об этом чуде широкой аудитории из—за благоговения перед ним.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×