Корреспондент сайта
«Православие.ру»: Вероника
Валерьевна, когда в Приморском крае осознали масштабы
алкогольной угрозы и когда начали ей
противодействовать?
Начальник управления внутренней политики администрации Приморского края Вероника Валерьевна Волчкович. <br>Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
В.В. Волчкович: Проблемой этой в крае занимались давно, она ведь и давно существует. И работа по противодействию алкогольной угрозе велась, но велась другими ведомствами по их направлениям: здравоохранение занималось медицинскими проблемами, которые возникают из-за бытового пьянства и алкоголизма, правоохранительные органы занимались всем, что связано с незаконным оборотом алкогольной продукции. К тому же, еще с 2005 года в Приморском крае реализовывались краевые целевые программы по противодействию употреблению алкоголя, табакокурению, наркомании. Было много социальной рекламы. В среде молодежи вырабатывалось отрицательное отношение ко всяческим порокам.
Корр.: Это действовало?
Волчкович: Это действовало. Была, к примеру, такая страшная реклама про молодого человека: он был показан сначала в нормальном состоянии, потом в состоянии измененного сознания, а заканчивалось все так: «Это был мой друг Макс» – и дата смерти. Вот такие ролики очень сильно действовали. Это делалось в рамках краевых целевых программ.
Новое направление и новый импульс работы появились после приезда к нам архимандрита Тихона (Шевкунова). Отец Тихон выступил с очень интересным докладом, показал привезенные ролики. Его инициативы были очень позитивно восприняты. Собрания проводились в залах администрации, законодательных собраниях регионов. Кстати, у нас зал на 800 человек не вместил всех желающих.
После выступления отца Тихона было принято решение о создании при губернаторе Приморского края Церковно-общественного совета по противодействию алкогольной угрозе. Возглавил совет губернатор Приморского края, сопредседателем стал архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин. Управление внутренней политики администрации края начало координировать эту работу. И мне, как начальнику этого управления, пришлось сразу же включиться и в эту работу.
Прежде всего, было принято решение о запрете распития алкогольных напитков и пива в местах массового отдыха горожан. Владивосток – это город, который летом превращается в одну большую зону отдыха: протяженность береговой линии очень большая, пляжей много. Там очень много отдыхает детей, подростков, молодежи. И вот чтобы в местах массового отдыха горожан не распивали спиртные напитки и пиво, было принято решение о запрете. Была проделана огромная работа, прежде всего юридическая, поскольку федеральным законодательством пиво не относится к алкогольным напиткам.
Второе, что было сделано в крае, – введен запрет на продажу алкогольных напитков после 22 часов вечера. Продажа запрещена была во всех магазинах, в том числе и работающих круглосуточно.
Корр.: Было сопротивление принятию этого решения?
Волчкович: Нет, в общем все с пониманием отнеслись. Мы не отметили какого-то сопротивления, какой-то активности алкогольного лобби. Были нестыковки с федеральным законодательством. Возникла реальная необходимость изменения федерального законодательства. Сейчас, как мы слышали, внесен соответственный законопроект.
Население ко всем этим мерам отнеслось положительно, и никаких возгласов вроде: «Вы нарушаете свободу! Я хочу и после 22!» – не было. Вообще если бы в обществе началось активное противодействие нашим решениям, были бы требования продавать алкоголь всегда и везде, это свидетельствовало бы о полной деградации общества. Слава Богу, этого нет. И сейчас работа идет очень серьезная.
Мы активно взаимодействуем с общественными организациями, ведь общественные организации – это большая сила, объединяющая очень многих людей. Так, если взять ветеранские организации Приморского края – то это 400 000 членов. Они объединяют и ветеранов Великой Отечественной войны, и ветеранов локальных конфликтов, и ветеранов труда, и ветеранов правоохранительных органов. Вторые по численности организации – это женские. Причем это действительно мощные организации, и у руля этих движений стоят сильные личности. Общественные организации – это огромная людская сила.
Конечно, и органы государственной власти делают все возможное, реализуют свои задачи в сфере своих полномочий. И правоохранительные органы помогают очень хорошо. Было большое опасение, что запрет на продажу алкоголя после 22 часов вызовет подпольную торговлю алкоголем, поэтому на правоохранительные органы была возложена задача выявлять и пресекать его подпольное распространение. Повторю, что и правоохранительные органы, и органы исполнительной власти ведут огромную, серьезную работу, но глупо полагать, что только госорганы и Церковь справятся с таким злом, как алкоголизм.
Корр.: У Церкви, скорее, побудительная роль.
Волчкович: А органы государственной власти реализуют свои задачи. Но без активной поддержки общественных организаций нам с алкогольной угрозой не справится. Вот, к примеру, проблема детского пьянства. Департамент здравоохранения сообщает, что имеются факты злоупотребления алкоголем среди детей 5–11 классов. У женских организаций тут огромное поле для деятельности. Достучаться до матерей, чтобы те больше обращали внимание на то, чем занимаются их дети. Чтобы матери не были равнодушны к тому, какими дети приходят домой, куда они идут гулять, с кем идут гулять, на что тратят деньги, которые им дают родители.
Корр.: Скажите, а как обстоит дело с рекламой алкоголя в крае, и прежде всего на местном телевидении?
Волчкович: Местное телевидение никогда не рекламировало алкоголь, несмотря на то, что у нас в регионе есть свои производители алкоголя и пива. А ролики отца Тихона местное телевидение транслирует регулярно. И диски с роликами, с фильмами были растиражированы и распространены по всем школам. Это показывается, это не лежит мертвым грузом. И общественные организации по собственной инициативе взялись распространять их в своей среде и показывать на своих встречах, также и активисты студенческих советов взяли их для показа в учебных заведениях.
Корр.: Вероника Валерьевна, насколько продуктивно складывается взаимодействие региональных и церковных епархиальных властей?
Волчкович: У нас очень активное взаимодействие государственных органов, исполнительной власти Приморского края с епархиальным руководством. У нас налажен хороший контакт, полное взаимопонимание; все идеи, предлагаемые Церковью, поддерживаются. Ведь те инициативы, с которыми обращается сегодня к обществу и государству Церковь, очень ценны в силу того многогранного опыта, который у Церкви есть.
Церковь имеет дело с тонкими материями, с душой человека, она воспитывает в человеке глубинные, основополагающие черты характера, личности. Священники обращаются к конкретным людям, они могут пробудить в человеке то, что в нем спит или глубоко спрятано. И сегодня для нашего общества роль священнослужителей, людей Церкви очень важна и многозначительна.
Корр.: А нет таких разговоров, что, мол, «попы вмешиваются в административные вопросы…»?
Волчкович: Нет, у нас в крае таких разговоров нет. У нас очень много совместных с епархией проектов, много совместных дел. Например, в 2009 году проводились совместно встречи и мероприятия, посвященные 200-летию Н.Н. Муравьева-Амурского. Представители Церкви входят во многие советы при губернаторе. Кроме совета по противодействию алкогольной угрозе, создан еще совет по религиозным организациям, куда вошли представители всех представленных в крае религий. Кстати, вопрос о противодействии алкогольной угрозе обсуждался и на заседаниях этого совета. И представители традиционных религий также позитивно восприняли эту идею, особенно мусульмане. Они сейчас тоже обеспокоены, потому что, несмотря на запрет на употребление алкоголя в исламе, люди часто его нарушают, отходят от традиционных канонов. Поэтому это для них тоже проблема.
Корр.: Как вы думаете, дадут ли усилия Церкви, государственных органов, общественности положительные результаты?
Волчкович: Я думаю, да. Я смотрю в будущее более чем оптимистично.
Это письмо и в храмах можно раскладывать, например через службу Возглас. Очень многие подпишутся и отправят, Вот увидите.
Храни Вас Господь, Русский Паломник, Азарий, adv@idrp.ru
и народ брошен на произвол,а по телевизору нам внушают, что у нас все хорошо, то о чем можно говорить?
Отдались на км 150 от крупных городов, там нищета...
Верующий человек осознает происходящее и у него есть стимул к чему идти...
Как изменит сознание людей у которых другой принцип жизни?