Православный календарьПравославный календарь
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.

«В родительском доме всегда теплилась лампада…»

Беседа с митрополитом Киевским и всей Украины Владимиром

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан)
Митрополит Владимир был возведен на древнюю Киевскую кафедру в мае 1992 года. За эти 15 лет украинскому обществу открылись многие дарования православного пастыря – богослова, публициста, поэта, философа. Но, пожалуй, прежде всего многомиллионная паства Украины почитает в митрополите Владимире его духовную одаренность, соприкосновенность к тайнам небесного мира, в котором особое место занимает Пресвятая Богородица. В этом выразилась особенность сознания украинского народа.

Выходец из крестьянской семьи на Хмельничине, Виктор Сабодан (мирское имя владыки) с детских лет впитал в себя народную любовь к Заступнице Небесной, Чей образ отразился в сотнях изводов икон. За почти 50 лет церковного служения у митрополита Владимира собралась уникальная коллекция икон, раритетной церковной утвари, богатая библиотека. Сам митрополит вспоминал, как в студенчестве он с однокурсниками «охотился» за дореволюционной богословской литературой, часто пропадавшей в чердачной пыли старых одесских домов и время от времени появлявшейся на барахолке Привоза. Позднее владыке Владимиру иконы и книги дарили, и если бы все подаренное он оставлял у себя, потребовался бы, наверное, не один зал для их хранения.

Как правило, митрополит Владимир передавал иконы, книги, церковную, часто весьма дорогую с ювелирной точки зрения, утварь монастырям, храмам, церковным музеям (таковой имеется и при Московских духовных школах, где владыка, тогда архиепископ Владимир, 10 лет был ректором), а также церковным лицам или высокопоставленным государственным особам. Не все знают, например, что владыка много лет дружил с королевой Голландии Беатрикс, вел многолетнюю переписку с видными учеными и богословами Парижа, Женевы, Лондона, Нью-Йорка. Однажды мне довелось быть свидетелем, как известный художник преподнес митрополиту сразу с десяток своих картин. Вскоре владыка передал их в один из детских домов.

В 2005 году митрополит Владимир завещал на вечное хранение музею Киевской духовной академии свое уникальное собрание икон, книг и других церковных раритетов и многое уже туда передал.

– Ваше Блаженство, а какая икона была в Вашей жизни первой?

– Сколько помню себя, в родительском доме в селе Марковцы на Хмельничине всегда теплилась лампадка в Божием углу. Мои родители Маркиан Арсеньевич и Феодосия Ивановна, впрочем, как и большинство из их поколения, были людьми верующими, сочетали веру в Бога с нелегким крестьянским трудом. И образа в крестьянских хатах никого не удивляли даже в годы атеистических гонений. Хотя были и такие, кто выбрасывал иконы на мусорник или жег на костре. В нашей семье каждый день начинался с короткой молитвы у образов Божиих, и мы, дети, видя, как молятся родители, и сами прибегали к молитве перед началом каждого дня. Особенно дорог для меня был наш семейный образ Богородицы, к которому, между прочим, я обратился в молитве перед выходом «в свет», в большую жизнь. Это была Тихвинская икона Божией Матери. Поступив в семинарию, затем в духовную академию, я стал священником, принял монашество и через некоторое время был призван к епископскому служению. Так вот, моя епископская хиротония состоялась как раз в день памяти чудотворного образа Тихвинской Божией Матери. Предание повествует, что икона эта явилась близ города Тихвина в Новгородских краях в XIV веке. А «пришел» этот образ из Царьграда.

– Удивительное предопределение. Но ведь в Церкви многие явления как бы выходят за пределы объяснимого… Юношей Вы приехали в Одессу – старинный портовый город, и он Вас встретил также какими-то духовными символами. Каковы были первые впечатления?

– Я приехал поступать в духовную семинарию. Выйдя с перрона, я увидел недалеко от вокзала серебристые купола. Вошел в храм, стал рассматривать его убранство, иконы. Особенно меня привлек образ Богородицы чудесного письма: глаза Пречистой так и проникали в душу. В это время ко мне подошла женщина и сказала: «Вижу, ты чего-то просишь у Бога. Будет тебе… Матерь Божия поможет». И вложила в мою ладонь маленький золотой образок Богородицы. Вот такие чудесные предзнаменования встретили меня перед вступлением на путь духовного образования.

– Ваше Блаженство, почему в Православной Церкви такое обилие икон Божией Матери, а также множество храмов во имя Ее?

– Еще при жизни Христа на земле Его Пречистая Матерь ходатайствовала перед Сыном о нуждающихся в защите и помощи людях. Вспомните первое евангельское чудо Христа в Кане Галилейской, когда по просьбе Матери Он для бедных людей на свадьбе претворил воду в вино. После крестной смерти Спасителя, Его славного воскресения и вознесения Матерь Божия оставалась с учениками-апостолами. А после Своего успения Она более других участвует в жизни Церкви земной и небесной. Неслучайно Церковь именует Ее Покровительницей и Заступницей. И учит нас, что Божия Матерь облагодатствована более других людей. Она приняла в Себя воплощенного Бога и не сгорела от Божественного огня. Она – Купина Неопалимая и в силу этого таинственно помогает нам, не опаляясь, принимать Божественный огонь, который Сын Ее пришел низвести на землю (см.: Лк 12: 49). Господь принял от Нее плоть человека, а теперь в таинстве евхаристии отдает Свою плоть, преображенную пламенем Своего Божества, нам. И кому, как не Матери Божией, содействовать нам, принимающим тело Христово.

– Принято считать, что Святая Русь была избрана Богородицей третьим, после Афона и Иверии, Своим уделом…

– Еще задолго до основания Киева апостол Андрей Первозванный, благословляя место нашего будущего святого града, предрек, что здесь воссияет благодать Божия. И храмы уже во времена равноапостольного князя Владимира часто созидались во имя Пресвятой Богородицы. Конечно, были храмы и во имя Спасителя, и во имя святителя Василия Великого, небесного покровителя Владимира, и во имя пророка Илии, но более всего храмов на просторах православной Украины воздвигнуто во имя Пресвятой Богородицы. Наши три величайшие святыни – Киево-Печерская, Почаевская, а теперь и Святогорская лавры – не случайно воздвигнуты в честь Успения Пресвятой Богородицы.

– Почему Успения, скажем, а не Рождества?

– Потому что в успении Своем Богородица показала нам пример блаженной христианской кончины и то, что смерть не властна над душой. После Своего перехода в блаженную вечность Матерь Божия стала Ходатаицей за весь человеческий род.

– Ваше Блаженство, я сподобился побывать в Вашей домовой церкви, где Вы ежедневно совершаете свое молитвенное правило. Кроме удивительного по красоте Тихвинского образа Божией Матери там есть и старинная Касперовская икона Богородицы, а также несколько древних Казанских икон. Ведь и они там не случайно?

– Я уже упоминал свое прибытие в Одессу, где прошли мои первые годы духовного образования в семинарии, самые яркие и, наверное, важные по своему значению для моего дальнейшего служения Церкви. Ведь после окончания Ленинградской духовной академии, защиты кандидатской диссертации, рукоположения в диакона, священника, принятия монашества Господь снова направил меня в Одессу, но уже в качестве преподавателя семинарии. А после окончания аспирантуры при Московской духовной академии мне благословили нести послушание ректора Одесской семинарии. Так вот, тот золотой образок, который я получил юношей в привокзальном храме, был маленькой Казанской иконкой. И я расценил это как благословение. Ну, а древний чудотворный Касперовский образ Божией Матери находится в одесском кафедральном соборе. Это великая святыня юга Украины. И где бы я ни находился в своем дальнейшем служении – в Иерусалиме, Чернигове, Женеве, Москве, Ростове, – я всегда мысленно притекал в этот край, где мою жизнь согревала благодать, щедро изливающаяся через чудотворную Касперовскую икону.

– В древние чудотворные образы вложены глубокие смыслы. Но сейчас чаще всего к иконе относятся как к произведению искусства и только. Модно коллекционировать иконы. Я уже не говорю о том, что часто иконы становятся предметом торговли, бизнеса, причем не всегда чистоплотного.

– Но ведь не только иконы становятся предметами торговли или безжизненной экспозиции. У нас еще стоят древние храмы в тишине и мертвенности музейного духа, где не звучат молитвы и песнопения, где не происходит великое таинство евхаристии, ради которых, собственно, и строились эти святыни. Мало того, в Украине еще более 300 храмовых помещений, не считая других церковных строений, пребывают в ведомстве различных организаций, совершенно далеких от культуры, – военных, торговых, спортивных. Но это тема иной беседы.

– Ваше Блаженство, вопрос несколько личного характера. Доводилось читать в книге «Пастырь» о том, что ваша матушка Феодосия Ивановна, когда Вы уже закончили духовную академию и должны были стать священником, волнуясь о Вашем будущем, видела необычный сон…

– Да, это правда. Она рассказывала потом, что приснилось ей, будто стремится она к храму, который стоит на горе, и никак не может дойти, ноги будто отяжелели. Но все же дошла и увидела Саму Богородицу, лик Ее был скрыт под покровом, но мама знала, что это Матерь Божия. Склонилась мама у Ее ног и слезно спросила, будет ли ее сын священником. И услыхала тихий ответ и почувствовала прикосновение Ее ладони: «Уже батюшка. Утешься…»

– Действительно, сон пророческий! Разрешите в заключение задать еще один вопрос. Что такое вера?

– Верить можно во все что угодно. Но вера становится религией только тогда, когда сплетается с правилами жизни, оценкой поступков, мудростью поведения, взглядом, устремленным в будущее.

Беседовал Сергей Герук

Сергей Герук

Митрополит Владимир (Сабодан)

20 августа 2007 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 91 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Диакон Сергий Герук

Новые материалы

Выбор читателей

×